Новая творческая встреча с Ксенией Захаровой-Воловик в Доме-музее Мухтара Ашрафи: «Весне – дорогу!» Искусство Ташкентцы

Гуарик Багдасарова

Новая творческая встреча с исполнительницей романсов, народных и авторских песен, лауреатом международных конкурсов и творческих премийКсенией Захаровой-Воловик состоялась 09.03.23 в Доме-музее Мухтара Ашрафи под знаменательным названием: «Весне – дорогу!».

Программа этой встречи словно была предназначена для того, чтобы приблизить весну, стоящую на подступах к нашему краю. Певицу из России представил ведущий программы – заслуженный деятель искусств Узбекистана А.Е. Слоним.

Ксения Захарова-Воловик на профессиональной сцене выступает с шести лет. Училась в Пермском колледже искусств и культуры по классу вокального мастерства под руководством Л. Белецкой. Одновременно выступала на многих престижных сценах в России и за рубежом.

Рекомендации и «путевку в жизнь» ей дали выдающиеся мастера сцены — народная артистка РСФСР Ольга Борисовна Воронец и народная артистка СССР Галина Павловна Вишневская.

С отличием окончив Московский Государственный университет культуры и искусств, Ксения получила квалификацию профессиональной концертно-камерной певицы, преподавателя вокального искусства. Была солисткой Центрального концертного образцового оркестра Военно-морского флота им. Н.А. Римского-Корсакова и солисткой Московского государственного академического театра танца «Гжель». Выступала с великолепным Национальным академическим оркестром народных инструментов России им. Н. Осипова под управлением народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии РФ, профессора, художественного руководителя и главного дирижера Н.Н. Калинина.

На музыку Ксении Захаровой-Воловик создана палитра новых авторских песен, которые вошли в компакт-диск «Душа поёт». Ксения Захарова-Воловик является соорганизатором международных культурных проектов, успешно реализованных в Австрии, Венгрии, Греции, Грузии, Македонии, Монголии, Панаме, России, Словакии, Хорватии, а также солисткой- эгидой ЮНЕСКО «Всемирное культурное наследие и фундаментальные ценности».

Талант и высокий уровень исполнительского мастерства неоднократно приносили Ксении заслуженные награды, премии и лауреатские звания: национальных конкурсов песни республик: Адыгея, Марий Эл, Башкортостан; Всероссийского конкурса в номинациях «Фольклорный вокал», «Народный вокал (соло)», Всероссийского конкурса вокалистов «Надежда», а также международных фестивалей и конкурсов вокалистов и фольклорных коллективов в Бельгии, Финляндии, Панаме и других странах.

Ксения является обладательницей Почетного титула «Достояние национальной культуры», награждена орденом «Культурное наследие», орденом «За вклад в культуру», Золотым орденом «Служение искусству» I степени.

За творческие достижения, активную концертную, благотворительную и преподавательскую деятельность, профессиональная сольная народная певица Ксения Павловна Захарова-Воловик была избрана членом – корреспондентом Международной академии культуры и искусства. Регалии члена-корреспондента Академии ей были вручены в ноябре 2011 г. в столице Словакии – Братиславе. Совсем недавно за высокие творческие достижения она удостоена Высшей благодарности Царского дома Романовых.

Певица продолжает выступать на престижных концертных площадках, таких, как Колонный зал Дома союзов, Концертный зал «Мир», зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя, Концертный зал имени П.И. Чайковского, Московский международный Дом музыки – в России и за рубежом.

Всякий раз, выходя на сцену, Ксения Захарова-Воловик испытывает творческое волнение и большую ответственность, так как ей приходится не только оправдывать все свои почётные регалии, но и заново завоёвывать своим певческим талантом публику. В этот раз ей было особенно приятно выступать в намоленном месте – Доме-музее выдающегося узбекского композитора и дирижёра Мухтара Ашрафи (1912-1975).

Директор музея Н.К. Гунова перед началом концерта рассказала, как в 2022 г. музыкальная общественность широко отметила 110-летие

выдающегося деятеля культуры Узбекистана, композитора и дирижёра, народного артиста СССР, основоположника профессиональной музыки в Узбекистане, дважды лауреата государственных и международных премий имени Дж. Неру и Г.А. Насера. Автор пяти балетов и четырёх опер, а также множества прекрасных симфонических произведений, М. Ашрафи на протяжении многих десятилетий в разное время являлся художественным руководителем и главным дирижёром Узбекского театра оперы и балета имени А. Навои, профессором и ректором Ташкентской государственной консерватории.

В юбилейных концертных программах на сцене Государственного академического Большого театра имени А. Навои и самом музее, которому в прошлом году исполнилось сорок лет, в исполнении ведущих артистов ГАБТ им. А. Навои прозвучали арии из опер «Диларом», «Сердце поэта», «Аршин-мал-алан», а также народные азербайджанские и башкирские песни, посвящённые памяти Мухтара Ашрафи. Наталья Константиновна подчеркнула, что Маэстро любил песни разных народов и часто записывал на слух макомы бродячих музыкантов, многие из которых позднее в его профессиональной обработке вошли в классические оперы композитора.

Ксения Захарова-Воловик на творческой встрече со зрителями исполнила известные русские народные песни: «Уральская рябинушка» Евгения Родыгина на слова Михаила Пилипенко; Колыбельная из репертуара Лидии Руслановой и Ольги Воронец; «На улице дождик» неизвестных авторов; «Что стоишь, качаясь…» неизвестного композитора на слова Ивана Сурикова.

Немногие в зале знали, что стихи известной песни о тонкой рябине, мечтающей «перебраться к дубу» не являются народными. Слова написаны в 1864 г. русским поэтом Иваном Захаровичем Суриковым (1841-1880). В процессе исполнения в народе немного изменились слова, сократилось количество куплетов. В результате напев стал чище, а песня стала по настоящему народной. Народной еще и потому, что авторство музыки не установлено. Иван Захарович известен как автор хрестоматийного стихотворения, начинающегося словами: «Вот моя деревня, вот мой дом родной, вот качусь я в санках по горе крутой…», а также автор слов другой, не менее известной народной песни «Степь да степь кругом».

Ксения Захарова исполнила песню своим красивым звонким голосом с размахом широкой русской души, словно ей подпевали её близкие родные из далёкого деревенского детства и отрочества. Ксения воспитывалась в музыкальной семье и свой дар унаследовала от бабушки, имевшей шестерых детей. Ей приходилось слышать крестьянское пение на свадьбах, посиделках, то есть с традиционными обрядовыми песнями, необрядовым фольклором и многоголосным распевом. Исходя из лаконичного рассказа Ксении о себе, зрители узнали, что её близкие родные могли не только с полной отдачей работать на колхозных полях, воспитывать многочисленных детей, но ещё украшать свой досуг задушевными застольными народными песнями, как эта «Рябинушка». Она пережила полтора века и на вечере прозвучала под аккомпанемент баяна руководителя класса баяна и аккордеона ГКУз – Анатолия Тихонова – свежо, распевно и незабываемо:

Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?» -

«С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.

Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.

Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растёт высокий.

Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.

Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.

Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться».

Эту любимую в народе песню сменили в программе городские романсы: «Хороши весной в саду цветочки» на музыку Бориса Мокроусова, слова Сергея Алымова; «Белой акации гроздья душистые» Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского из кинофильма «Белая гвардия»; «Течёт ручей» Александра Костюка на стихи Петра Черняева; а также «Очаровательные глазки» неизвестного композитора на стихи Ивана Кондратьева и «По муромской дорожке» — две песни из репертуара Лидии Руслановой.

У своих кумиров – Л. Руслановой и О. Воронец — Ксения заимствовала особый стиль исполнения — каждая её песня становится небольшим спектаклем и никогда не повторяется в нюансах эмоционального наполнения произведения. На концерте, по традиции, певица исполняла разные – весёлые и грустные, памятные, молодецкие, протяжные, заунывные, игровые, плясовые, балагурные, обрядные, свадебные, бабьи, посиделковские песни. При этом она сохраняла свой исполнительский стиль, ни на кого не похожий. Глубокий грудной голос большого диапазона позволял Ксении переходить от низких нот к сопрановым звучаниям. В итоге такие, казалось бы, знакомые старинные народные песни, которые на слуху до сих пор, как «Липа вековая», «Выйду на улицу», «Гармонь», «Мы на лодочке катались» (слова А. Машистова) в её исполнении прозвучали широко, раздольно, эмоционально богато и выразительно.

На творческой встрече Ксения Захарова-Воловик не ограничила своё выступление только русскими народными песнями и городскими романсами. У неё хорошая музыкальная память. Она с лёгкостью и выразительно, без акцента, как будто сама носитель языка, представила венгерскую народную песню «Tavaszi szél vizet áraszt» на венгерском языке и «Тбилисо» («Песня о Тбилиси») Реваза Логидзе на стихи Петра Грузинского на грузинском языке.

Её супруг, журналист и дипломат Олег Воловик, эти песни предварил живыми рассказами о своих поездках и профессиональной миротворческой деятельности в Венгрии, Грузии, Панаме и тем самым помог зрителям ещё острее постигнуть душу каждой иностранной песни на чужеродном языке.

Андрей Слоним помог расширить и углубить значение каждого номера программы не только лаконичными анонсами к ним, но и своими лирико-философскими стихами. Его стихотворные произведения в артистической авторской декламации о поиске смысла Жизни, Любви, Счастья: «Ретро», «Полевые цветы», «Тропки» — создали на вечере атмосферу музыкально-поэтического диалога четырёх мастеров, — получилась своеобразная живая пьеса, в которой каждый участник играл свою неподражаемую роль.

По окончании концерта Н.К. Гунова подарила организаторам и участникам творческой встречи значки Дома-музея Мухтара Ашрафи с портретом выдающегося деятеля культуры нашей страны — это символ музея. Она поблагодарила участников успешного проекта за то, что удалось возродить былую живую атмосферу дома М. Ашрафи, где постоянно собирались творческие люди. Они спорили, обменивались новыми идеями и поддерживали друг друга в новаторских поисках музыкального самовыражения. В конце вечера участники и гости творческой встречи с Ксенией Захаровой-Воловик сфотографировались на память перед центральным входом в музей и пообещали и впредь приходить сюда за новыми прозрениями Жизни в искусстве.

3 комментария

  • Фото аватара Олег Воловик:

    Искренне благодарю основателя и руководителя регионально-краевого историко-культурного веб-сайта «Письма о Ташкенте» ЕВГЕНИЯ СЕМЁНОВИЧА СКЛЯРЕВСКОГО за публикацию великолепной статьи Гуарик Сарухановны Багдасаровой о творческой встрече с Ксенией Захаровой-Воловик в мемориальном музее М. Ашрафи.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Татьяна Грушина:

    Ксения Павловна сама, как тонкая рябина: нежная и трепетная. Только в этой хрупкости таится сила великая песни русской: её необъятная ширь и глубина. Любой, кто услышит впервые пение этой певицы, будет непременно покорен мощью и искренностью талантливого исполнения!.. Наш город живёт интересной жизнью и творческая встреча певицы Ксении Захаровой-Воловик в Доме-музее Мухтара Ашрафи ещё одно тому подтверждение, что, как в зеркале правды, отразилось в прекрасной статье Гуарик Багдасаровой.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Андрей СЛОНИМ:

    Да, этот вечер-встреча получился всеми нашими общими усилиями доверительным, истинно сердечным и НАСТОЯЩИМ!. Замечательна искренность и неподражаемая энергия излучения Ксении Павловны, ее умение в самом естестве передать суть народного пения во всем его многоплановом содержании и излучении Любви. Замечательна внимательная сосредоточенность и понимание умной и доброй публики. А статья Гуарик Сарухановны получилась на редкость точным и тонким, и притом высокопрофессиональным отражением и всей сути концерта, и неповторимых черт и свойств каждого участника этого замечательного проекта, очень важного и нужного именно сегодня своей объединяющей силой устремления к любви и добру!

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.