“Учитель прикасается к вечности…” Искусство Ташкентцы

В Республиканской специализированной музыкальной школе имени В.А.Успенского прошел концерт, посвященный юбилею выдающегося педагога, заслуженного работника культуры Республики Узбекистан, Почетного профессора Государственной консерватории Узбекистана Марка Николаевича Зайко.

22 декабря 2022 года ему бы исполнилось 90.

Он посвятил любимой работе в любимой школе без малого 60 лет, из них почти 30 лет возглавляя струнный отдел знаменитой «Успенки».

Свою преподавательскую деятельность М.Н.Зайко начал в 1957 году. При этом вплоть до 1975 года совмещал ее с работой в национальном симфоническом оркестре. Без преувеличения его можно назвать выдающимся музыкантом, в чей круг общения входили Д.Ойстрах, А.Коган, М.Ростропович, К.Кондрашин, Д.Кабалевский, А.Хачатурян, К.Мазур, Ж.Баудри и многие другие яркие представители отечественной и мировой музыкальной культуры ХХ века.   

Бесспорно, Марк Николаевич – учитель в самом высоком понимании этого слова. Сам он считал, что основное качество, которым должен обладать педагог – это искренняя любовь к детям.

Методическая концепция Зайко представляет собой интересную систему воспитания юных скрипачей. Ее главные компоненты – индивидуальный подход к каждому ученику, повышенное внимание к начальному периоду обучения и жесткая последовательность в работе педагога. Он считал, что необходимо максимальное внимание к заложенным природой способностям ребенка – физическим, психическим и музыкальным.

Марк Николаевич в течение первых двух недель обучения занимался с малышами каждый день, поскольку, как он сам говорил, скрипка является одним из самых сложных в освоении музыкальных инструментов. При этом с первых же уроков требовал от игры первоклассников чистоты интонации, ритмичности и качества звука, таким образом закладывая у начинающих скрипачей основы не механического, а осознанного исполнения.

Своим старшим ученикам Марк Николаевич всегда говорил, что профессиональное становление скрипача не может быть в отрыве от его общего культурного роста. Поэтому беседы об искусстве, обсуждение прочитанных книг и просмотренных фильмов, систематическое посещение концертов были в классе М.Н.Зайко обязательной частью учебного процесса. 

Его ученики и коллеги всегда с улыбкой вспоминают о том, как после каждого экзамена при объявлении оценок был «разбор полетов», а в конце Марк Николаевич обязательно говорил: «Вы все молодцы. Заслужили час отдыха. А потом снова заниматься».

Он воспитал не одно поколение скрипачей. Многие из них – лауреаты различных республиканских и международных конкурсов. В настоящее время учеников Зайко можно найти в самых разных странах мира – они либо продолжают свое образование в высших учебных заведениях, либо уже работают в оркестрах или преподают в Узбекистане, Казахстане, США, Германии, Республике Корея, ОАЭ, Турции, России, Австрии, Канаде, Боливии, Малайзии, Мексике, Сингапуре.

Особо хочется сказать еще об одной выдающейся сфере деятельности Марка Николаевича – о многолетнем руководстве школьным Ансамблем скрипачей (унисон). Он возглавил его в 1957 году и буквально вдохнул в него новые творческие силы.

Занятия в унисоне для юных скрипачей проходят в 4-7 классах, и практически для каждого они являются одним из самых ярких воспоминаний школьных лет, ведь на профессиональную сцену впервые большинство из них вышли именно в составе унисона. Ансамбль скрипачей школы Успенского выступал на сценах разных городов и даже неоднократно демонстрировал свое искусство на таких престижных концертных площадках, как Большой театр, Кремлевский Дворец, Колонный зал Дома Союзов, Большой зал Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского и других. 

Несколько десятилетий ни один правительственный концерт в республике не обходился без выступления этого замечательного Ансамбля. Кстати, это единственный у нас детский коллектив, награжденный Почетной Грамотой Верховного Совета Узбекистана. Также об унисоне и его выдающемся руководителе на киностудии «Узбекфильм» сняты документальные фильмы.

Марк Николаевич всегда щедро делился опытом со своими коллегами – проводил открытые уроки, мастер-классы, участвовал в педагогических конференциях и семинарах, писал методические статьи и пособия. На протяжении многих лет входил в состав и даже возглавлял жюри различных республиканских конкурсов молодых исполнителей.

Его многогранная деятельность и бесконечная преданность музыке и педагогике, требовательность и неутомимость в работе стали залогом высоких профессиональных результатов, которые и в настоящее время демонстрируют педагоги струнного отдела школы Успенского.

В нем было столько энергии, жизнелюбия, доброты, тепла, блеска в глазах, столько планов и задумок, что, даже несмотря на солидный возраст, его уход в 2016 году стал для всех нас внезапным и трудно осознаваемым. Ведь казалось, что Зайко был и будет в Успенке всегда…

До сих говорить о Марке Николаевиче в прошедшем времени получается не всегда, поскольку влияние и значение этого удивительного человека и великого Учителя для развития скрипичной школы и в целом музыкального искусства нашей страны переоценить невозможно. И знаменитые слова американского писателя и историка Генри Адамса будто о нем: «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние».

Татьяна Петренко, музыковед
Источник.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.