«Бахор» — путь к возрождению Искусство

Ольгана

Ансамбль «Бахор» называют визитной карточкой Узбекистана, главная его миссия – сохранение и популяризация танцевального искусства узбекского народа. Танцы «Бахор» по праву являются национальной хореографической классикой. В этом году легендарному танцевальному коллективу «Бахор» им. Мукаррам Тургунбаевой исполняется 65 лет! В связи с этим это статья посвящается к этому ансамблю и его основателю.

Мукаррам и 40 красавиц

Женский ансамбль народного танца «Бахор» (с 1960 г. – Государственный ансамбль народного танца УзССР) был основан в 1957 г. балетмейстером и хореографом, заслуженной (с 1959 г. – народной) артисткой Узбекистана Мукаррам Тургунбаевой.

Первый состав «Бахора» – 12 девушек-выпускниц Ташкентского хореографического училища. В дальнейшем Мукаррам Тургунбаева довела количество танцовщиц до сорока, после чего «Бахор» частенько называли «Мукаррам и 40 красавиц».

Танцевальный состав «Бахора» всегда был женским и многонациональным: узбечки и русские, татарки и польки, кореянки и казашки… А вот аккомпанировали изящным красавицам на узбекских национальных инструментах исключительно мужчины.

Знаток узбекского танцевального фольклора, Мукаррам Тургунбаева поставила более 200 национальных танцев, которые и сегодня являются сокровищами узбекской культуры. В этих танцах – не только душа узбекского народа, в них – многовековая история древней земли, рассказанная посредством музыки и движений.

Ансамбль «Бахор» объехал почти весь мир (порядка 60-ти государств), оставив в каждой стране частичку узбекской культуры.

Жемчужины танца

Репертуар ансамбля «Бахор» – это сценические сольные и групповые постановки на основе историко-этнографических и современных народных танцев. Среди них можно выделить узбекские классические танцы, такие как: «Занг», «Давра», «Каттауйин», «Лязги», «Муноджот» и др.Среди современных постановок – «Андижанская полька», «Наманганское яблоко», «Хорезмский лязги», «Бухарский круг», «Пахта байрами», «Рохат» и многие другие.

Наряду с танцами, характерными для разных регионов Узбекистана, в программе ансамбля всегда присутствовали танцы народов мира. Активно гастролируя, «Бахор» обязательно показывал на сцене народный танец той страны, в которой выступал.

Одной из ярчайших постановок Мукаррам Тургунбаевой стала танцевальная поэма «Тановар», посвященная женщинам, ждущих своих любимых мужчин с войны. Хореография «Тановара» – это сценические драмы, построенные на чувствах женской души. «Тановар» танцевала Мукаррам Тургунбаева в свой последний выход на сцену…

Непростой период

В сложные 90-е годы прошлого столетия, когда было сокращено финансирование различных коллективов, в том числе и «Бахора», ансамбль начал терять свои позиции.

В 1997 г. по Указу Президента РУз было создано объединение «Узбекракс» им. Мукаррам Тургунбаевой, в которое вошел и «Бахор». Сейчас сложно сказать, чья вина в том, что уникальный ансамбль к 2007 г. прекратил свое существование… Но однозначно то, что это стало настоящим ударом как для последовательниц Мукаррам Тургунбаевой, так и для поклонников «Бахора» по всему миру.

«Бахор» сегодня

После легендарной основательницы ансамблем «Бахор» в разное время руководили Кундуз Миркаримова, Равшаной Шарипова и Мамура Эргашева. Каждая из них старалась сохранить традиции, заложенные Мукаррам Тургунбаевой.

В феврале 2020 г. Указом Президента РУз Шавката Мирзиёева деятельность Государственного ансамбля танца «Бахор» была возобновлена, что стало важным культурным событием в жизни нашей страны.

Художественным руководителем «Бахора» была назначена народная артистка Каракалпакстана, заслуженная артистка Узбекистана Зиёда Мадрахимова.

14 декабря 2021 г. состоялось громкое возвращение «Бахора» на сцену. Презентация выступления прошла в ГАБТе им. А. Навои.

В начале июня этого года ансамбль «Бахор» с триумфом выступил на сцене Концертного зала им. П. Чайковского в Москве, в июле занял 3-е место в 34-м Международном конкурсе в рамках фестиваля «Олтин карагез» в Турции, после чего выехал на гастроли во Францию.

«Бахор» сегодня – это не просто ансамбль. Это государственное учреждение, в число задач которого входит создание «золотого фонда» классических и современных образцов исполнения узбекского национального танца, участие в организации подготовки кадров в области искусства танца и хореографии, создание условий для эффективной деятельности молодых талантливых балетмейстеров.

Активно помогают «Бахору» в его деятельности: Федерация профсоюзов Узбекистана, Фонд культуры развития искусства Узбекистана и внук Мукаррам Тургунбаевой Тимур Тельманович Халдаров.

Зиёда Мадрахимова, народная артистка Каракалпакстана, заслуженная артистка Узбекистана, художественный руководитель ансамбля «Бахор»:

— Первоначальная наша задача – восстановление репертуара Мукаррам Тургунбаевой. Ее душа продолжает жить в танцах, которые она создавала для «Бахора».

Я пришла в ансамбль в 1972 г. и отдала ему 20 лет жизни. К каждой танцовщице у Мукаррам-опы был свой подход. Помню,как сильно я обижалась, когда она меня ругала, но в дальнейшем, сама став педагогом, поняла, что замечания делать нужно – чтобы доработали, чтобы характер вырабатывался. А тогда Мукаррам-опа мне сказала: «Если я тебе делаю замечание – скажи спасибо. Если не делаю – я тебя просто не вижу».Кстати, все, кому она делала замечания – продолжили ее дело…

Многие годы я следила за ансамблем со стороны. И когда у него (не побоюсь сказать!) забрали имя Мукаррам Тургунбаевой, объединив ведущие коллективы в «Узбекракс», это было трагедией. «Бахор» потерял свою индивидуальность. Мукаррам-опа создала отдельное государство «Бахор» – у нас была своя администрация, свой транспорт, свое здание… «Бахор» знал весь мир! Это был особый уровень. И вдруг все это исчезло.

И вот сейчас мы идем к тому, чтобы возродить «Бахор», ведь этот ансамбль – не просто легенда, это культура нашей страны, живой памятник великой Мукаррам Тургунбаевой!Весь наш коллектив благодарен Президенту за его мудрое решение – восстановить статус «Бахора».

Сегодня много различных танцевальных коллективов, много талантливых танцовщиц, но все их творчество – это подражание кому-то, в их танцах появляются новые элементы, но это не узбекские движения, это отголоски других культур – индийской, турецкой, кавказской, даже украинской. Поэтому узбекское искусство танца пошло вниз, поэтому наше руководство вернулось к вопросу – где «Бахор», где школа Мукаррам Тургунбаевой?

Если честно, то, что меня назначили художественным руководителем «Бахора – стало для меня неожиданностью. Случилось это в начале пандемии, я все думала: какой же я руководитель онлайн? Пришлось провести первый отбор танцовщиц по видео: из 150 кандидаток выбрала 70, из них 25 пригласила на живой кастинг. И только потом специальная комиссия отобрала из 25-ти девушек всего 16. Сегодня в коллективе 30 танцовщиц. Еще немного – и снова будет 40 красавиц!

Гульнара Мусаева, директор ансамбля «Бахор», член Международной организации танца:

— Когда я поступила в хореографическое училище, то, конечно же, мечтала стать балериной. А к концу выпуска уже ни о чем думать не могла, кроме как танцевать только в «Бахоре»! Мечта сбылась. Мы, танцовщицы, жили, вдохновленные талантом Мукаррам-опы. И неважно было, сколько нам платят, где завтра будем ночевать, главным было – наше искусство!

Конечно же, я страстно мечтала, чтобы ансамбль «Бахор» вернулся на мировую сцену. Будучи продюсером, я много времени и сил отдавала развитию узбекского танцевального искусства, участвовала в организации фестивалей «Шарк тароналари» и «Ракс сехри», входила в состав комиссии ЮНЕСКО по включению танца лязги в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. А в феврале 2021 г. я была назначена директором возрожденного ансамбля «Бахор».

Директор я или не директор, но «Бахор» – это моя семья.

Сегодня в администрации ансамбля команда единомышленников, и это главное. Конечно, еще есть сложности, различные вопросы, которые нужно решать, но мы все преодолеем и наверстаем упущенное, потому что «Бахор» – это наша душа…

Мухаммаджон Шакиров, заслуженный артист Узбекистана, музыкальный руководитель ансамбля «Бахор»:

— В «Бахор» я пришел в 1964 г. восемнадцатилетним юношей и был единственным баянистом среди узбекских музыкантов. В должности музыкального руководителя ансамбля находился с 1988 по 1992 гг. Так что сегодня, можно сказать, я самый старый ветеран в коллективе.

Когда я услышал об Указе Президента о восстановлении ансамбля, всю ночь не спал, плакал, думал, вспоминал… «Бахор» – это моя жизнь!

Сегодня в музыкальном составе ансамбля 20 мужчин-музыкантов. Самому младшему – 18, старшему – 56: сохраняем традицию преемственности, когда старшие обучают младших. Сам я композитор, пишу песни, музыку к фильмам, спектаклям, и, конечно же, музыку для танцев нашего ансамбля. Мукаррам-опа на мою музыку сделала несколько постановок, чем я очень горжусь.

Гульнара Низамова, заслуженная артистка Узбекистана, репетитор танца в ансамбле «Бахор»:

— Я танцевала в «Бахоре» 20 лет, ушла на пенсию. Но когда услышала о восстановлении ансамбля – была в ряду первых активистов, кто помогал этому процессу, входила в состав комиссии по отбору девочек-танцовщиц.

Для меня возрождение «Бахора» – это больше, чем мечта. Это счастье! Я ведь выросла на глазах Мукаррам-опы (моя мама, народная артистка Узбекистана, лауреат Государственной премии, Рано Низамова танцевала в «Бахоре»), училась у нее. Когда Зиёда Мадрахимова предложила участвовать в возрождении ансамбля – разве я могла отказаться? Это наше общее дело сейчас – всех тех, кто следует традициям Мукаррам-опы – вернуть мировую славу узбекской легенды, нашего «Бахора».

Источник: журнал O’zbekiston № 2 (2022)

1 комментарий

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.