ГАБТ имени А. Навои снова порадовал спектаклем «Царская невеста» — великой оперой Н. А. Римского-Корсакова Искусство
С большим уважением относясь к замыслу этого монументального и обширного в своих зонах действия спектакля, с интересом наблюдая его изменения во времени, новые и новые вводы молодых исполнителей в уже знакомые роли – зрители, заполнившие в этот вечер зал театра, были вовлечены в возведение гармоничного и красивого здания оперного действа. Действа, которое буквально с первых мгновений не только завладело нашим вниманием, но и заставило включиться в непростой процесс сопереживания , совершавшемуся на их глазах с удивительной доверительностью, экспрессией и правдой, не оставляя решительно никого равнодушным.
Постановщик спектакля – известный режиссер, Заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним услышал и увидел в богатейшей партитуре Н.А.Римского-Корсакова истинную трагедию опустошения душ. Недаром действие оперы разворачивается в жестокую и полную острых противоречий эпоху царствования Ивана Грозного. В жёсткий и обвальный период разгула опричнины, в некую эпоху вседозволенности и поистине дьявольского снятия всех возможных ограничений в достижении целей героев. Здесь бушует океан неукротимых страстей, устремлений, ломки всех пределов человеческих отношений.
Пораженный красотой юной Марфы, опричник Григорий Грязной проник к ней любовной страстью. А его возлюбленная Любаша, узнав о том, что он готов оставить ее ради «разлучницы» — вознамерилась убрать ее из земного существования. В этот бушующий «океан страстей» оказывается вовлеченной вся «пирамида власти» — от самых низов до личности самого царя Ивана Грозного. И этот спектакль, успешно идущий на ташкентской сцене уже более 14 лет, предстает в каждом новом исполнении обновленным и усовершенствованным . При этом важно и то, что сложнейшая партитура композитора раскрывается и в прекрасном выразительном пении – и в неразрывно слитым с ним напряженным сценическим действием, энергетическим проживанием артистами каждого момента своего существования в сюжете оперы.
Спектакль «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА» украсил программу фестиваля «ТОШКЕНТ БАХОРИ» весной, в конце апреля, с участием гостей и лучших солистов и тогда оставил глубокое впечатление. Но сейчас, этот спектакль предстал, как показалось многим, кто заполнил в этот вечер прекрасный зал нашего любимого театра – в обновленном оптимальном исполнительском составе, во всей полноте, глубине и многообразии раскрыв его суть . С особой актуальностью оно звучит именно сейчас, когда в мире столько нерешенных проблем.
С первых звуков замечательной симфонической увертюры по замыслу постановщика начинается напряженное действо. В него сразу включены все основные герои – и юная Марфа, и ее возлюбленный Иван Лыков, и находящийся в любовном смятении Григорий Грязной, и жестокий предводитель опричников Малюта Скуратов – и даже сам царь Иван Грозный. Именно на драматургической напряженности и изменчивости звучания увертюры в спектакле Андрей Слоним начинает детальное построение действия, стремительно развивающегося и несущего героев, плененных страстями – в бездну безысходности. По мнению искусствоведов, каждая смена «планов», каждое движение души, каждое событие, его оценка и изменения в чертах поведения героев – выстраивается в спектакле четко и энергетически точно, неразрывно сплетенным с этим пением.
Конечно же, начать необходимо с главного героя – опричника Григория Грязного. Талантливый и эмоциональный Рахим Мирзакамалов раскрывает этот образ последовательно и ненавязчиво – от глубокой тоски по поразившей его воображение Марфе – до навязчивой мании стремления «приворожить» ее зельем царского лекаря Бомелия. Очень существенно, что Грязной у Рахима Мирзакамалова – отнюдь не грубый насильник, а человек, жаждующий во мраке беспредела этой любви. Со своей возлюбленной Любашей он и растерян – и вынужденно груб. И сознает свою вину – и не может устоять перед зовом страстей. Вылепленный в великолепном пении и выразительном действии – Грязной Мирзаккамалова открывает галерею принципиальных исполнительских удач спектакля.
А юная Любаша, похищенная для утех Грязного шайкой опричников во главе с Малютой – видит в любви к Григорию основную цель своей жизни и мучительно боится его потерять. В замечательном образе Любаши, созданным Анастасией Юдиной – есть и живая страстность – и ранимость, и надежды – и страх потери. А когда ее душа полностью оказывается во власти дьявольской мании погубить «соперницу» — это начало становится мощным и пугающим. С большой убедительностью проводит Юдина и труднейшую сцену, когда Любаша приходит к немецкому лекарю Бомелию, умоляет его изготовить губительное зелье, с омерзением отвергает его страстные притязания… Но, смирившись, соглашается ценой позора «выкупить» желанное зелье и погубить ни в чем не повинную Марфу…
Сама же юная Марфа в талантливом воплощении Лятифе Абиевой предстает и воплощением озаренности, добра и любви – и наделена странным отстранением от мира реального. Все ее грезы – только о ее возлюбленном Иване Лыкове , еще будучи детьми, они наслаждались красотой, покоем и упоительной сенью деревьев. А когда ее жизнь и судьба ломаются, когда от козней и злодеяний гибнет ее любимывй Ваня – то даже будучи царской избранницей, уже почти сгубленная смертельным зельем, она грезит и о соединении со своим суженым и о прекрасном саде, в котором так безмятежно и прекрасно живется. Этот сложнейший образ настолько органичен у Лятифе Абиевой, что в сплетении со всеми другими жизнями и и судьбами героев, он вызывает и сострадание, и просветление души зрителей…
Органичен и понятен в своих правилах жизни купец Собакин в великолепном исполнении Заслуженного артиста Узбекистана Кирилла Борчанинова. В нем – и доброта к дочери и ее жениху Ване, и предприимчивость, и тайная надежда на царский выбор и «тронную» судьбу дочери, и горе и бедствие потери ее в трагическом финале. Замечательно спетая ария Собакина, и вся изменчивая линия его существования в спектакле добавляется в ряд принципиальных творческих удач и демонстрирует прекрасную работу певца и артиста.
Порадовал и молодой тенор Бекзод Садыков в роли Ивана Лыкова. Известно, что воплощать позитивное начало на сцене труднее всего. Но верный и постановочному замыслу, и органике действия, Бекзод Садыков и своим прекрасным тенором, и всем существом раскрывает нам образ Лыкова как личность романтическую, светлую, осуждающую звериные законы опричнины, горячо влюбленного в свою избранницу Марфу. И он становится первой неизбежной жертвой во всем этом клубке горьких противоречий.
Александр Полонский воссоздает острохарактерный образ немецкого лекаря Бомелия – сластолюбивого интригана и личности, полной некой таинственной угловатости. Его страсть к Любаше – это тоже некая маниакальная навязчивость психики, но обстоятельства роковым образом оказываются на его стороне – и Любаша становится еще одной жертвой этих трагических обстоятельств. Но по версии постановщика – и он получает сполна за свои злодеяния, беспощадно перемолотый роковой «мельницей» судеб и страстей.
Всесильный повелитель опричников, самодур и палач Малюта в исполнении Джабраила Идрисова наделен всей сложнейшей палитрой противоречивых свойств. Он безраздельно властвует над душой каждого, он – второе после царя лицо в государстве. Но – к Любаше этот жестокий палач испытывает редкостное по теплоте чувство, видя в ней некий «алтарь покаяний» от цепи тягчайших смертных грехов своей дьявольской души.
Доброе впечатление произвели и другие персонажи оперы. В первую очередь – это простоватая купчиха Домна Сабурова, жаждущая «царского замужества» своей дочери Дуняши. В первый раз в этой роли выступила Елена Шавердова, которую мы привыкли видеть в образах лирических героинь. Но здесь с большим мастерством она создала образ и раскованно – эмоциональный, и хитроватый, и полный горя и сочувствия в минуты скорби. Подруга Марфы Дуняша в исполнении Мадины Базаровой обаятельна, но, в отличие от Марфы – тяготеет к земному, привычному началу, оттеняя романтику и свет ее духа. Органичная и живая ключница Петровна (Эльмира Мамедова) – еще один колоритный образ, подтверждающий истину о том, что «нет маленьких ролей».
Нельзя не отметить высокий артистизм и глубокое проживание невероятно непростой «немой» роли царя Ивана Грозного в неизменном воплощении самого постановщика спектакля Андрея Слонима. В своих четырех запоминающихся появлениях на сцене он является истинной вершиной «пирамиды власти», и одновременно – еще одной трагической жертвой разгула страстей и нарушений законов добра и человечности.
Особой похвалы заслуживает хор театра – и мощно и слаженно звучащий, и органично действующий как в народных сценах, так и в жанрово-обрядной сцены помолвки Марфы с Лыковым, и в сложно-трагичной ситуации безумия Марфы в царском дворце. Стоит отметить большую работу и главного хормейстера, народного артиста Узбекистана Сулеймана Шадманова, и его верной соратницы Натальи Куприяновой.
И, конечно же, все музыкальное «здание» спектакля выстроилось в этот вечер под органичным и убедительным руководством дирижера, народной артистки Каракалпакстана Аиды Абдуллаевой. Стоит сказать о том, что в этот вечер истинным плодом огромной работы явилась и органика темпов и штрихов, и динамика оркестра, и вся вокально-музыкальная образность спектакля, великолепно сплетенная с мастерством певцов-артистов. В динамичном звучании, полном единении с пением и жизнью на сцене – оркестр театра в этот вечер также явился одним из полноценных «действующих лиц» этого прекрасного спектакля.
Отметим и выразительный символический образ декорации спектакля, созданной уже ушедшим от нам замечательным сценографом Зубайдулло Батыровым. Он властно вводит нас в эпоху, не снижаясь до бытового уровня , а раскрываясь в плане высокой символики – вплоть до колоколов, в которые бьют герои спектакля в минуты радости и в период отчаяния…
Конечно же, за всем этим праздником творчества угадывается огромный объем детальной постановочной и музыкальной работы – и под руководством режиссёра и дирижера, и под проницательным и опытным взглядом концертмейстера Людмилы Слоним, ведущей основную музыкальную работу с солистами по этому спектаклю от разучивания партий до спевок, репетиций и прогонов. И в общем успехе спектакля ее заслуга велика и очевидна.
… И зрители, с первой и до последней минуты горячо и осмысленно воспринимающие все происходящее – горячо принимали спектакль и в каждый момент действия, и в истинно триумфальном финале, долго не отпуская исполнителей со сцены. Помимо абсолютно эстетического высокого результата истинного мастерства и создателей, и исполнителей «ЦАРСКОЙ НЕВЕСТЫ» в этот незабываемый вечер – следует отметить и высокое значение того, что сегодня, сейчас, в многонациональном Узбекистане на столь высоком уровне воплощается истинный шедевр русского оперного искусства. И исполняется опера весьма достойно поистине интернациональной командой талантливых постановщиков и исполнителей.
Б.РАХИМОВ, Kultura.uz
Фото Юрия ПОЛЯНСКОГО
Годы идут, а над стилем «Ахборота» ничего не властно. Канцелярит читать не возможно.
Azim[Цитировать]