Artincarnation. Череп Тамерлана История Ташкентцы
Витали Гамбаров
Малик Каюмов и его знаменитый уникальный Дом Кино. (Архитектор Хайрутдинов Р., художники Авакян Р., Ган В., Джалалов Б., Умарбеков Д. Все — личности знаковые в искусстве Узбекистана)
Каким надо быть вандалом, чтобы разрушить здание которое является частью национальной культуры, частью истории узбекского кинематографа. Создатель дома, выдающийся кинорежиссер Малик Каюмов, мэтр кино, принесший мировую известность узбекскому киноискусству. Внутри здания — знаменитая роспись выдающегося художника Баходыра Джалалова, энергетика духа и силы…
Правительству надо было сделать там музей!
Сейчас трудно представить и поверить, но одна наша просьба о создании галереи, и Малик Каюмов предоставил нам мраморный зал Дома Кино! «Только делайте выставки и ни какой арендной оплаты», просто фантастика! Там мы впервые создали галерею «Нина-Арт». Это было что-то несусветное, фантастический старт. Третья выставка — и мы уже приглашены в Санкт-Петербург, в Выставочный Зал Союза Художников на Большой Морской, 38, где в 1993 г. проходит наша знаменитая выставка «Возращение в поток». Мы на свои деньги привезли 28 узбекских художников и их произведения. Эту выставку посетил мэр города А. Собчак, ему понравилась скульптура «Молох тоталитаризма» и он предложил нам установить скульптуру в Санкт-Петербурге. Очень интересный случай… У меня на ФБ есть пост о выставке.
Как-то раз, в одной из бесед с Маликом Каюмовым я спросил его об участии во вскрытии могилы Тамерлана в Самарканде и о «проклятии Тамерлана» — после которого началась Великая Отечественная войны, о трех старцах которые просили не вскрывать могилу великого война. М. Каюмов промолчал и ответил только улыбкой. К сожалению, тогда мы не придавали этому никакого значения.
Один из организаторов этой знаменитой археологической экспедиции М.М.Герасимов, скульптор-антрополог, позднее по черепу Тамерлана воссоздал его скульптурный образ. С 1939 по 1945 г. Герасимов жил и работал в Самарканде. В нашей семье в этой экспедиции участвовала Нина Крымская. По поручению Герасимова она делала гипсовую копию черепа великого завоевателя. Эта кропотливая работа заняла несколько месяцев, ведь сначала требовалось сделать тщательную гипсовую кусковую форму черепа, как снаружи, так и внутри, и лишь затем отлить тончайший отливок, который бы на 100% соответствовал оригиналу. Затем, для укрепления гипса и придания схожести по цвету и фактуре, Крымской пришлось разработать специальный состав и пропитать им отливок.
Настоящий же Череп Тамерлана хранился всё это время в сейфе, и каждое утро, приходя на работу, Нина Константиновна с трепетом получала его под расписку, а уходя, так же под расписку, бережно сдавала. Одну, очень! важную подробность мы слышали только от неё: череп великого завоевателя, справа за ухом, ближе к затылку, был пробит! Отверстие величиной с куриное яйцо, по-видимому, было нанесено острым предметом сотни лет назад… Это подразумевает то, что Темур был убит? Его насильственную смерть накануне похода в Китай 27 декабря 1404 года? Вот так уникально сплетает жизнь временную канву… Учитывая, что по преданию род Тимашевых происходит от Тамерлана, его потомок, Нина Крымская держала в руках череп своего великого предка… Фантастика! А то, что поведал миру в своем документальном кино в 2003 году Малик Каюмов — красивая, им придуманная история! В годы той экспедиции, в тотально атеистической стране, никто не придавал мистического значения раскопкам могил великих полководцев. В научных целях вскрывали сотни могил от Александра Невского до Романовых и многих царей и святых.
На мой взгляд, огромная его заслуга в том, что Малик Каюмов своим фильмом ориентировал нацию на Тамерлана, как прежде всего мирового государственного деятеля. Тамерлан – основатель империи Тимуридов и один из величайших полководцев в истории, был также великим строителем и ценителем искусств. Он возводил огромные здания, превосходившие всё, что создавалось до него в Средней Азии и Персии. Покровительствовал архитекторам, поэтам, философам, астрономам. Масштаб личности Тамерлана! Сейчас памятники ему стоят во многих городах. В этом и есть большая заслуга нашего друга, Малика Каюмова, выдающейся личности в современной истории искусства Узбекистана.
В 1982 году вышла книга Малика Каюмова «Жизнь моя — кинематограф».
Юрий Новиков[Цитировать]
И прямо все зубы были целые?! Отлили пулю!
Лев[Цитировать]
При всех потугах, тупой совок и имперец, в каждом абзаце воспроизводит шовинистические нарративы.
Как может человек проживший сколько нибудь в Узбекистане не знать, что «Тамерлан» это уничижительное прозвище, означающее «Темур-хромец», данное ему врагами, которые кроме раздачи прозвищ, ничего ему противопоставить не могли? Тупые даже не понимали, что проигрывать хромому такое себе.
Настоящее имя этого человека Темур.
Интересно, если этого с позволения автора, называть Витя-пузатый, это ОК?
Кстати, скульптор тоже никакой. Лепил совреалистичных уродцев, от одного взгляда на которые тошнит, и думал это искусство)))
Гюнт[Цитировать]
Я хотел бы посмотреть на оригинальный воссозданный академиком Герасимовым портрет Тимура, где черты лица балы европеоидные, как отмечалось в начале работы!
KP[Цитировать]