Несостоявшийся директор ТАПОиЧ История Старые фото Ташкентцы

Пишет Радик Газиев

Участвующие на 50-летии Ташавиатехникума в новом 10-этажном здании получали на память буклет о последних годах жизни авиатехникума, с портретами заслуженных выпускников, достигших сразу после окончания больших должностей на заводе или в других, городских учреждениях.

На первом месте был помещен портрет Каримова Эркина Мурадовича, что вызывало у нас к нему уважение и некоторую зависть. Позже он окончил вечерний авиационный факультет Ташкентского Политехнического института.

При организации Ферганского Механического завода при К.С.Поспелове он возглавил ФМЗ в качестве директора и благодаря  его стараниям поднял завод до полноценного, авиационного комбината.

На заводе начали собирать оперение ИЛ-76 ( стабилизаторы и кили), различные системы и самое сложное: восстановление и ремонт самолетов Ан-8 и Ан-12.

При Э. М. Каримове  дополнительно  позже началась сложная сборка крыла и оперения самолета Ил-114. Филиал ТАПОиЧ ФМЗ занял достойное место среди авиационных заводов СССР.  Э.М.Каримов готовился принять на себя еще сборку фюзеляжа и затем всего самолета Ил-114..Однако, директор ТАПОиЧ В.Н.Журавлев, который очень уважал Э.М.Каримова, и старался не расставаться с ним, в последний момент не решился отдать сборку фюзеляжа из за оголения рабочих мест на заводе в Ташкенте.

Слева Э. М. Каримов и В. Н. Журавлев

Слева лётчик-испытатель самолета Ил-114 Свиридов, Э. М. Каримов и В. Н. Журавлев

В.Н.Журавлев готовил его вместо себя. Но случилось непоправимое.

Пишет Главный конструктор ТАПОиЧ И,А.Половников в книге «Записки авиаконструктора»:
В середине 80х годов В. В. Михайлова назначили Генеральным директором Ульяновского авиационного производственного комплекса (УАПК). В Ульяновске большинство командных должностей стали занимать ташкентцы и работали там с успехом. После Михайлова заместителем Генерального директора ТАПОиЧ по производству был назначен Э.М.Каримов, бывший директор Ферганского механического  завода — энергичный и толковый специалист. Наступил 1996 год. В феврале В.Н.Журавлев, Э.М.Каримов и Ш.К.Рахимов (коммерческий директор) отправились в Китай. Там они заключили контракт на поставку второй партии самолетов Ил-76ТД. По возвращении делегации из Китая 5 марта, мы ждали совещание у директора, чтобы послушать об итогах поездки, а тут что-то тишина. Никаких совещаний. Оказалось, что после прилета в Ташкент, прямо у трапа Каримову надели наручники и увезли в тюрьму КГБ. Журавлев и Рахимов вернулись на завод. По указанию Президента  республики  Журавлева сняли с должности Генерального директора, и перевели на должность коммерческого  директора. Причина ареста Каримова была неясной. Потом кое-что прояснилось..

Поделюсь своими словами. После ремонта самолета его облетывают вначале заводским экипажем, затем экипажем заказчика. Продолжительность и зона облета зависит от сложности ремонта. Иногда экипаж что то забрасывает в фюзеляж из своих вещей — «по пути». Мне кажется, у твердого и иногда резкого по характеру Э М Каримова видимо появились недруги, которые раздули подобный случай до небес — военные позвонили президенту И.А.Каримову и попросили принять меры по поводу перевозки чего то.. Ответственный за сдачу самолета Ан-12, который восстанавливался на ФМЗ был Э.М,Каримов.

Дальше из слов И.А.Половникова:
Эркин Мурадович Каримов сидел не меньше года…. Меня вызывали на допрос, который длился часа три. После этого следователь потребовал кратко изложить на бумаге мои показания. Я изложил самое лучшее мнение о Каримове. Он сильный специалист-производственник, честный и порядочный человек. Справедлив и требователен к себе и к подчиненным, признанный авторитет на заводе, как второе лицо с большими полномочиями. Следователь все прочел, сказал, что мое мнение важно для них, и отпустил меня. Позже с Э.М Каримовым я встретился на МАКСе в 2003.году. Он сказал, что теперь живет в Москве, болел, делал операцию. О дальнейшей судьбе Каримова ничего не знаю…

От себя добавлю, мне кажется, что так разбрасываться кадрами рискованно. Помню случай, когда я застал Эркина в кабинете в Фергане, он сидел за столом, а нога его в гипсе лежала на стуле. Где то поднимаясь по стапелям он упал и сломал ногу. Бюллетеней не брал, весь завод держал в своих руках. Последний раз он приезжал в качестве приглашенного на юбилейные торжества последнего директора ТАПОиЧ В.П.Кучерова (который занял его место директора, но не удержал завод).

Э. М. Каримов в центре позади Г. В. Новожилова

На юбилейные торжества В.П.Кучерова были приглашены Генеральный конструктор Г.В.Новожилов, и сопровождающие его лица. После этой поездки ушел из жизни Г.В.Новожилов. Шел уже полный закат завода.

Подобранный В. Н. Сивцом в 1980 годах к 50-летнему юбилею завода состав директоров ТАПОиЧ (начиная с 1941 года). Э. М. Каримов четвёртый справа во втором ряду.

1 комментарий

  • Avatar photo AK:

    тоже слышал что возят «заодно» личные вещи переезжающих в Россию, но скорее арест связан с перевозкой «личных вещей» КПСС (переезжающей из России :)

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.