Марина Бородина. Послесловие Искусство Ташкентцы

Оглядываюсь и вижу очень близко, за стеклом окна, Ташкент 70-х – 80-х годов. Вот же оно, время вдохновенных удивительных архитектурных идей восстановления города после разрушительного землетрясения 1966 года! Для многих читателей это далекое и неизвестное время. Но оно, это время, безлико без жизни и творчества поколения удивительных людей, объединенных одержимостью превращения Ташкента в большой современный город, наполненный «архитектурой с узнаваемым лицом Узбекистана». Следы этого стиля жизни – профессионального отношения к процессу внедрения нового строительства в черты исторического города еще живы. И они могут служить школой для молодых архитекторов, потому что это мастерство высокого класса.

Одной из необыкновенных фигур того времени является архитектор Серго Михайлович Сутягин.

Его профессиональная биография началась в 1960 г. с момента окончания архитектурного отделения Среднеазиатского политехнического института, за шесть лет до разрушительного ташкентского землетрясения. Первым и единственным местом его трудовой деятельности стал знаменитый проектный институт УзНИИП градостроительства. Сейчас это ГУП «Узшахарсозлик ЛИТИ».

Молодой специалист Серго Сутягин сразу влился в творческую группу архитекторов и конструкторов, начинавших работу над проектом крупнейшего в те времена в Ташкенте кинотеатра «Панорамный». Это были В. В. Березин, Ю. А. Халдеев, Д. М. Шуваев, что явилось для молодого специалиста «квалификационной школой» и дало возможность проявить свои творческие способности.

Нужно сказать, что Серго Михайловича отличали прекрасный вкус, широкий кругозор, интерес к творчеству живописцев, скульпторов, керамистов, народных мастеров и глубокое понимание его. Другими словами, это человек эпохи Ренессанса, с широтой интересов, знаний и понимания. Гармония и синтез искусств превращает каждый проектируемый и создаваемый им архитектурный объект в достопримечательность, отличающуюся художественной индивидуальностью.

Благодаря интересу к профессии, творческим открытиям зарубежных архитекторов в сферу интересов Серго Михайловича вошли понимание, умение оценить декоративные свойства строительных материалов, их современная трактовка. Его идеи вызывали в свое время и восторг, и осуждение. Стекло и бетон в облике современного города – его любимая тема.

Многие взгляды на архитектуру Ле Корбюзье, французского архитектора и художника, его методы строительства оказались близки и понятны Серго Михайловичу, были им развиты и применены в архитектуре Ташкента, прозвучав как беспрецедентно смелый эксперимент. Он, как и Корбюзье, применял бетон в качестве и строительного, и декоративного материала. В его проектах этот материал, поверхность которого обычно в процессе строительства скрывал слой штукатурки, был превращен в самостоятельную выразительную субстанцию.

В брутальных мощных формах архитектуры чайханы на улице Самарканд дарвоза в Ташкенте (сегодня, к сожалению, переделанную) Серго Михайлович применил особую деревянную опалубку для бетонных конструкций. Изюминкой и особенностью в ней стал рисунок фактур сосновых досок, которую создавали отпечатки волокнистых структур деревянной опалубки на поверхности бетона. Они привнесли в дизайн внутреннего пространства кафе черты фортификационного сооружения, расположенного у въезда в средневековые самаркандские ворота Ташкента.

Абсолютное чувство стиля мастера отразилось в приверженности к «кирпичной архитектуре», особенно характерной для построек Бухары и Самарканда. Архитектуру его авторства отличают еще и ориентация на черты региональных культур – их эргономику, присутствие элементов прикладного искусства с современным и традиционным «лицом». Эти и многие другие нюансы, составляющие понимание черт новой архитектуры в исторических городах, и составляют главное качество одной из сторон творчества Сутягина. Примером тому является архитектурный облик здания Кокандского городского музыкального драматического театра. Скульптурные вставки изображают сцены из драматургии поэта Хамзы Хакимзаде Ниязи. Серго Михайлович, как человек эпохи Возрождения, привлек к работе известных художников из Ташкента и Коканда. Так, скульптурные работы для вставок были поручены Василию Попову и Эдуарду Егеру. Барельеф на фасаде выполнил скульптор Юрий Киселев. Живописную фреску в фойе театра исполнил Баходир Джалалов. Керамические элементы декора театра исполнили Александр Кедрин и художник-витражист Ирэна Липиене. За проект драматического театра в г. Коканде С. Сутягин был удостоен высокой награды республики – Государственной премии имени Алишера Навои. Проект театра – лауреат международного смотра-конкурса исламской архитектуры (Фонд Ага-Хана, 1989 г.).

Конкурсные и реализованные проекты Серго Михайловича, профессиональные и индивидуальные, позволили ему стать академиком Международной академии архитектуры (г. Москва), академиком Академии «КАЗГОР» (Казахстан), академиком Международной академии архитектуры (Болгария).

Серго Михайлович – человек-трибун, человек-праздник с открытым сердцем, общительный, доброжелательный, абсолютно лишенный чванства, чувства собственного величия, не придерживающийся официальных штампов в поведении. География его проектов широка, а постройки, созданные им, разнообразны по тематике и характеру. Это памятник «Журавли» при въезде в Чирчик, торговый центр «Аркада» в Ташкенте, аэропорты в Термезе и Ургенче, Карши и Бухаре, новое здание музея Игоря Савицкого в Нукусе и др.

С 1990 г. Серго Михайлович – руководитель архитектурной мастерской, куда чуть ли не по конкурсу стремились устроиться на работу молодые специалисты, выпускники архитектурного факультета ТАСИ.

Особенно привлекательным для молодежи был стиль работы мэтра, легко откликавшегося на участие в различных архитектурных конкурсах. А без интереса к такого рода профессиональной игре творческий процесс теряет актуальность. Для такой деятельности необходимо быть в курсе современных тенденций, существующих в мире архитектуры.

Но архитектура, конкурсные проекты не дают полного представления о широте таланта Серго Сутягина. Он относится к числу людей, которые не могут и дня прожить без «строчки» и линии. Сохранить в себе горение – главная задача настоящего художника-творца, и это не всем по плечу.

Серго Михайлович никогда не думал о признании, славе. У него не было необходимости утверждаться в глазах других – для него это было не так важно.

Было у него еще одно любимое занятие – графика: без суеты и спешки он продолжал создавать свой художественный мир, заселяя образное пространство белого листа любимыми лицами, родными уголками земли, какими-то дорогими сердцу предметами, словом, всем тем, что создает в конечном счете ощущение родной планеты. Это характерно для всей его творческой жизни.

В день его рождения (восьмидесятичетырехлетия – 23 февраля 2021 г.) Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана в Ташкенте организовал выставку его графических, проектных и макетных работ.

Во всех его графических листах ощущается возвышенное и всепоглощающее чувство очарованности каждым днем. Но очарованность, как известно, бывает разной, как и свет. Он может быть искусственным – мертвым или ярко-вульгарным, но в графике Серго Сутягина свет совершено иного происхождения – это свет неба, пронизанный кружевами веток, любовью тихой и всепрощающей. Подспудно присутствующие в графических листах образы семьи, дома, любимых дочерей – все это органичные сакральные мотивации для его творчества. «Созерцаю, восхищаюсь, воспроизвожу» – вот его творческое кредо, механизм познания окружающего мира. Все графические листы выполнены гелиевой ручкой. Но в некоторых случаях графика подцвечена – небо, вода, земля, листья.

Как и все архитекторы классического образования, Серго Михайлович свои идеи и поиски проектных решений воплощал в графических рисунках. Его эскизы, сделанные уверенной линией, быстрой рукой или даже самой мыслью, трудно отличить от рисунков Ле Корбюзье или Сантьяго де Калатравы. Ведь это мастера одного уровня.

В последний год жизни, оборвавшейся в августе 2021 года в ковидной больнице, Серго Михайлович самозабвенно актерствовал в хорошем смысле этого слова. Его давний друг режиссер Зульфикар Мусаков предложил ему роль в кино. Да не просто роль, а роль Леонардо да Винчи! Его талант, типаж внешности соответствовали «фактуре» образа гениального художника, инженера, математика, геометра, архитектора.

Марина БОРОДИНА родилась в Ташкенте. Окончила отделение монументально-декоративного искусства ТТХИ в 1979 г. Профессор ТАСИ, академик Академии художеств Узбекистана.

Журнал «Звезда Востока», № 1, 2022 г.
Источник.

1 комментарий

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.