“И наш министр тогда отвернулся от ТАПОиЧ” История Старые фото Ташкентцы
Пишет Радик Газиев
С годами в памяти всплывают прошлые времена, когда завод доживал последние дни, когда заводчане находились в недоумении происходящим и молча тянули лямки своего существования. Перебирая литературу, ищешь виновных и хотелось бы поделиться с читателями мнениями тех заводчан, которые были близки к руководству заводом, в то тревожное время. Я думаю, к ним можно прислушаться , им можно доверить. Это повествование, возможно, вызовет интерес у ветеранов ТАПОиЧ.
В частности, привожу высказывание Главного конструктора ТАПОиЧ И. А. Половникова из его книги «Записки авиаконструктора». Москва. 2010 г.
«В начале 70х годов руководство страны по инициативе авиапрома решило создать крупнейший авиастроительный комплекс с использованием современных мировых технологий. С этой целью в 1973 году в США была направлена большая группа специалистов из авиапромышленности во главе с С.И.Кадышевым (первый заместитель министра авиационной промышленности СССР), которая посетила ряд авиационных заводов. В числе комиссии входил В. Н. Сивец.
Большой научно-технический материал, полученный делегацией, был использован в проекте авиастроительного комплекса, который по решению ЦК начали строить в Ульяновске. После возвращения из США Кадышев предложил Сивцу возглавить грандиозную стройку. Он знал, кто может осилить эту задачу. Но Сивец отказался. Он не хотел менять свой образ жизни.
Он уроженец Азии, ему уже 55 лет. Здесь в Ташкенте у него было все: и высокая должность Генерального директора крупнейшего авиационного объединения, и хороший 2х –этажный дом, домики отдыха в пансионатах завода. Начинать новую тяжелую трудовую жизнь в неблагоустроенном Ульяновске он явно не хотел. Чтобы заручиться поддержкой в своем решении остаться в Узбекистане, он подключил Первого секретаря ЦК КП Узбекистана Рашидова.
Сивец предложил назначить вместо себя на ульяновскую стройку А.С.Сысцова. Кадышев не много знал о деловых качеств Сысцова, тогда как о Сивце он был высокого мнения, и, видимо рассчитывал продвинуть Сивца после завершения стройки в министерство на свое место. Действительно, Сивец был на голову выше Сысцова , и ему можно было доверить любое большое дело. Но Сивец настоял на своем, остался на посту Генерального директора ТАПОиЧ, а директором УАПК утвердили А.С.Сысцова…
У него (Сысцова) сложилась удивительно блестящая служебная карьера. Он начал со слесаря моторной группы в сборочном цехе Ташкентского авиазавода и прошел большую и хорошую производственную школу, вырос до начальника сборочного цеха. Сысцов понравился директору Поспелову и, когда Поспелов в 1969 году был переведен в Москву, то настоял на назначении Сысцова на должность главного инженера завода. Главный инженер В.Н.Сивец стал тогда директором завода.
Сысцов долго и тяжело осваивал новую должность. Во многих вопросах Сивец тянул сам обязанности главного инженера. Вера Семеновна писала мне в начале сентября 1972года: «Слышала, как Виктор Николаевич Сивец с сожалением говорил о том, что навязали ему Сысцова. Как главный инженер он не тянет. И вот в 1975 году по рекомендации Сивца, Сысцова утвердили Генеральным директором Ульяновского авиационного производственного комплекса с правами заместителя министра. Это стало очередной ступенью в его карьере трамплином на министерский пост.
Далее карьера Сысцова складывалось вследствие освобождения высоких должностей в МАПе. После смерти в 1977 году министра П.В.Дементьева на его место назначен Василий Александрович Казаков. Первым заместителем министра назначили Ивана Степановича Силаева. В 1980 году Силаева назначают министром станкостроительной и инструментальной промышленности, а на его место А.С.Сысцова. Так Сысцов стал первым заместителем министра. Как далек он был по деловым качествам от первого заместителя министра Кадышева! Но судьба снова способствовала ему.
В 1981 году умер министр В.А.Казаков. В 1985 году Силаев уходит в Кремль на пост заместителя Председателя Совета Министров, и теперь на должность министра назначается созревший первый заместитель А.С.Сысцов. Так реализовалась блестящая карьера , каждая ступень которой укладывалась в пятилетку. Сысцов был министром до разгона министерства в 1991 году.
Аполлон Сергеевич не отличался каким либо талантом, не имел той харизмы, которая присуща сильным и блестящим деловым людям, таким как, например И.С.Силаев или В.Н.Сивец. Он постигал азы руководителя своей целеустремленностью и усидчивостью. Все давалось нелегко. Он закончил вечерний факультет ТАШПИ. Работал на всех постах напряженно, говорил плохо с постоянным геканьем и паузами, подбирая нужные слова. Он дрожал за свое место министра, никого с завода не взял на работу в Москву в отличие от Силаева, который привел со своего Горьковского авиазавода трех сослуживцев на высокие посты. В период , когда Сысцов стал министром, закрутилась круговерть перестройки. Сысцову было не до нас. С Сысцовым вне работы мы не общались. Он умер 8 мая 2005 года».
От себя хотелось бы добавить то, что А.С.Сысцов был единственным работником ТАПОиЧ, который из нашей среды вырос до министра авиационной промышленности, он видел в каком состоянии находился наш завод, но не приложил усилий, чтобы помочь выкарабкаться нам из создавшейся ситуации. Он усердно занимался решением М.С.Горбачева перевести всю авиационную промышленность на выпуск товаров народного потребления и, кажется, немного преуспел. На завод он ни разу не приезжал, ни на торжества и похороны директоров, ни на юбилейные праздники завода, видимо, в памяти у него всплывали старые, рабочие отношения заводчан друг к другу в те дни.
Мне приходилось идти с ним на работу пешком, когда он был простым мастером в цехе. Он жил этажом выше в 4х-этажном доме на улице ХХ111 Партсъезда в нашем жилгородке. Его семья состояла из 4х человек. С повышением по службе он переехал с семьей на Новомосковскую улицу, где жили элитные заводчане. Наша беседа с ним по дороге не клеилась, он скупо отвечал на мои вопросы, сам ничего не задавал и не рассказывал и частных бесед больше не было. Сохранились заводские фото с ним, которые не отражены в СМИ
АполЛон Сергеевич Сысцов
Andrey[Цитировать]
Спасибо, исправил.
EC[Цитировать]
Фото уже публиковались неоднократно:
Azim[Цитировать]
Ну и что, что речь плохая с паузами и подбором слов? Вон у Горбачёва и харизмы хоть отбавляй и речь гладкая, без пауз и подбора слов. Но от этого Горбачёв не стал хорошим руководителем. Горбачёв мог говорить целый час и при этом ничего не сказать. А относительно ТАПОиЧ, то тут всё предельно ясно. Не надо винить руководство ТАПОиЧ. Уже когда развалился СССР было ясно, что ТАПОиЧ не сохранится.
Виктор[Цитировать]
ТАПОиЧ развалил не Сысцов, а скорее Каримов и ко*. Он был для них, как «чемодан без ручки» — и делать что с ним в стране не знали и отдать свалившееся с неба «счастье» заинтересованным людям жаба душила. В итоге убили гигант.
гога[Цитировать]
Не стоит тыкать пальцем в небо, друзья. Всё советское богатство в республиках погубил «РЫНОК». Исключением не стала и Россия. Закон развития общества незыблим. Не получается после социализма создавать капитализм. Все поторопились срочно продавать, что берут. И весь богатейший СССР превратился в громадное торгашеское объединение.
Адольф Пешков[Цитировать]
какая бы иностранная делегация не приезжала , их везли на завод и предлагали — купите ! но все выгребали документацию на самолеты , и нежно исчезали …..
барий[Цитировать]
Переезд из Ташкента в Ульяновск стоил бы больше, чем постройка нового завода с нуля в Ульяновске. Никому не было выгодно сохранять завод. Поэтому, всё это «если бы да кабы» и «бла-бла-бла».
Виктор[Цитировать]
После отказа В.Н. Сивца возглавить строящийся УАПК руководством МАП рассматривался на эту должность заместитель генерального директора ТАПОиЧ по производству Мельников Геннадий Владимирович, но В.Н. Сивец заблокировал это назначение. Г.В. Мельников был нужен ему на ТАПОиЧ как организатор производства, а на стройку в Ульяновск решили отправить А.С. Сысцова.
Владимир[Цитировать]
сивец знал — лучше быть первым парнем в деревне , чем десятым в городе !
барий[Цитировать]