Ил-76 — 40-летие первого полёта История

Пишет Радик Газиев.

Предлагаю, по возможности, поместить заметку на сайте, посвященную юбилейным датам: 80летие ОКБ им.С.В.Ильюшина и выпуска самолетов на ТАПОиЧ, на 2013г., а именно:. — дату с 40летием  первого взлета серийного самолета Ил-76 на заводе, с 30летием первых взлетов его крупных модификаций, типа Ил-78, самолет-топливозаправщик,  Ил-76 А-50 (советский АВАКС с грибом на фюзеляже), а также даты других модификаций, (типа «Скальпель» в эти же годы и др.), которым я посвятил свою творческую жизнь на ТАПОиЧ.

С запуском самолета Ил-76 началась эпоха дружбы и сотрудничества двух крупных, самолетостроительных организаций в СССР, ОКБ им. С. В .Ильюшина и ТАПОиЧ. Моменты проектирования, взлета первого самолета и его модификаций были особыми, знаменательными для конструкторов и заводчан, ибо ставился на кон не только престиж организаций, но и безопасность экипажа и исследователей темы. Хотелось бы предложить читателям некоторые заметки Генерального конструктора ОКБ им. С. В. Ильюшина, Генриха Васильевича Новожилова из его книги: «О себе и самолетах», в частности, о предложении проекта самолета Ил-76 и первом его взлете на ТАПОиЧ, в 1973г.:

— » …Когда мы в Ташкенте пришли к Секретарю ЦК КП Узбекистана Ш.Р.Рашидову, был Владислав Викторович Илювиев — заместитель начальника отдела военно-промышленной комиссии, В.Н.Сивец, кто-то был из Совета Министров, по моему, Васенко, я докладывал самолет Ил-76 по плакатам. Секретарь ЦК должен подтвердить предложенное решение. Существовала определенная форма, которая соблюдалась. П.В.Дементьева не было, были представители из Министерства авиационной промышленности.

Сделал доклад, после этого воцарилась тишина, я уже один раз переживал такую ситуацию на защите дипломного проекта, когда мне задал вопрос Мясищев. Чувствую, что пауза затягивается. Доклад проносится в голове, и начинаешь думать, где-то, что-то не так сказал. Я смотрю на Ш.Р.Рашидова, а он смотрит на общий вид самолета. Я никогда не развешивал все плакаты, это отвлекает внимание. Закончив доклад, я вновь первым повесил общий вид самолета. Шараф Рашидович, прищурясь, внимательно смотрит на плакат, а пауза продолжается, потом показывает пальцем и говорит:

Что ещё почитать:  Памятник Валерию Павловичу Чкалову на ТАПОиЧ

— «А мне нравится этот самолет! Он на беркута похож».

И сказал слова, которые я запомнил навсегда:

— «Я уверен, что на серебряных крыльях этого самолета слава советских и узбекских самолетостроителей будет пронесена по всему миру».

Это не выдумка, так было. Когда я на нашем Ил-18 прилетал в Ташкент, а приходилось бывать там достаточно часто при запуске самолета, всегда вместе с В.Н.Сивцом и с Ануфрием Викентьевичем Болботом, который в это время был заместителем министра по тяжелым транспортным и пассажирским самолетам, нас принимал Ш.Р.Рашидов, а потом все последующие секретари. Надо отдать должное, что они очень внимательно относились к заводу. Ш.Р.Рашидов меня иначе, как наш дорогой друг, не называл. Наконец настал день первого вылета серийной машины.

Все правительство Узбекистана присутствует на заводском аэродроме. Прекрасный день. Температура градусов 30. Мы с Сивцом едем за Ш.Р.Рашидовым, садимся в его «Чайку» и вместе возвращаемся на завод. Я еду и думаю, не дай бог, если чего-нибудь случится, двигатели новые, самолет новый, первый взлет, «генеральский» эффект, все проносится в голове. Однако, все прошло лучше, чем можно было ожидать. Александр Михайлович выполнил полет отлично, но самой блестящей была посадка. Он посадил машину и остановил ее прямо напротив места, где стояло Правительство, и выстроил весь экипаж. Когда мы подошли вместе с Ш.Р.Рашидовым, Виктором Николаевичем Сивцом и членами Правительства Узбекистана, то экипаж стоял по стойке смирно, Александр Михайлович доложил, что первый полет выполнен, полет прошел отлично, самолет прекрасный. После чего я испытал ощущение полета, меня качали. Позднее подарили фотографию, где я улыбающийся, а на обратной стороне написано — «Смотри на первый Ила взлет, не забывай свой самолет!». Подпись всех участников этого первого вылета».

Что ещё почитать:  Культпоход в места, милые нашему сердцу… Часть 3. Улица Ульяновская, детский сад в доме № 7 и детская площадка Парка Тельмана

Для меня, Радика, нач. КБ ТАПОиЧ, был особо памятен день, когда я, по приятной для меня неожиданности, был приглашен в компанию Генерального директора завода В.Н.Журавлева и Главного конструктора И.А.Половникова на совместный 60-летний юбилей ОКБ и 100летие его создателя С.В.Ильюшина в Москву. В заводском самолете, где везли хивинский ковер с портретом С.В.Ильюшина, был отработан наш выход с ковром на сцену торжественного митинга, посвященный двойному юбилею.  По приезду, Г.В.Новожилов тепло нас встретил в своем кабинете, расцеловал по-русски, и мы, в присутствии нынешнего Генерального конструктора В.В.Ливанова, провели приятную встречу за небольшим, накрытым столом. Позже, на торжественном вечере выступали знаменитые гости, премьер министр России В.С.Черномырдин и др. Затем, по пригласительным билетам отправились в знаменитый в Москве «Русский ресторан», где также, за «шведскими столами» произносились тосты в честь юбиляров. Мы держались вместе с И.А.Половниковым. На следующий день состоялось посещение концертного зала Москвы из известных, в то время, знаменитых артистов. Такие памятные дни не забываются всю жизнь, в честь юбилея у меня долго хранилась памятная медаль.

К заметке приложены фото первого взлета самолета Ил-76 и фото с дарственной надписью.

С уважением, Радик.

4 комментария

  • Я была свидетелем этого знаменательного события. За 40 лет выпущено более 900 этих замечательных машин разных модификаций.

      [Цитировать]

  • Людмила:

    Да, ностальгия и боль утраты такого предприятия будет преследовать до конца жизни, ведь я тоже 20 лет своих отдала этому заводу, где был Афган и выпускали по 7 машин в месяц. И не наша вина, что мы уехали….

      [Цитировать]

  • Все, кому дороги память о ТАПОиЧ и его замечательном коллективе, с гордостью носившем имя Валерия Павловича Чкалова, заходите в социальной сети «Одноклассники» на портал МТС ТАПО — виртуальный музей трудовой славы объединения и присоединяйтесь к многочисленной группе поддержки МУЗЕЙ ТАПОиЧ… общайтесь, размещайте фото, делитесь воспоминаниями, ищите друг друга… Этим мы продолжаем историю легендарного объединения и узнаем о его новой истории — Ташкентский Механический Завод (ТМЗ), где продолжают хранить и память и традиции насколько это возможно. Особая радость для всех нас — это то, что наша любимая машина Ил-76, как феникс, возраждается на Ульяновском комплексе… и дай бог ей ещё долго радовать нас своими успехами в небе и на земле.

      [Цитировать]

  • Naum:

    Спасибо за очерк. Проочитал. Получил удовольствие. Верен авиационным традициям.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.