Ил-76 — 40-летие первого полёта История

Пишет Радик Газиев.

Предлагаю, по возможности, поместить заметку на сайте, посвященную юбилейным датам: 80летие ОКБ им.С.В.Ильюшина и выпуска самолетов на ТАПОиЧ, на 2013г., а именно:. — дату с 40летием  первого взлета серийного самолета Ил-76 на заводе, с 30летием первых взлетов его крупных модификаций, типа Ил-78, самолет-топливозаправщик,  Ил-76 А-50 (советский АВАКС с грибом на фюзеляже), а также даты других модификаций, (типа «Скальпель» в эти же годы и др.), которым я посвятил свою творческую жизнь на ТАПОиЧ.

С запуском самолета Ил-76 началась эпоха дружбы и сотрудничества двух крупных, самолетостроительных организаций в СССР, ОКБ им. С. В .Ильюшина и ТАПОиЧ. Моменты проектирования, взлета первого самолета и его модификаций были особыми, знаменательными для конструкторов и заводчан, ибо ставился на кон не только престиж организаций, но и безопасность экипажа и исследователей темы. Хотелось бы предложить читателям некоторые заметки Генерального конструктора ОКБ им. С. В. Ильюшина, Генриха Васильевича Новожилова из его книги: «О себе и самолетах», в частности, о предложении проекта самолета Ил-76 и первом его взлете на ТАПОиЧ, в 1973г.:

— » …Когда мы в Ташкенте пришли к Секретарю ЦК КП Узбекистана Ш.Р.Рашидову, был Владислав Викторович Илювиев — заместитель начальника отдела военно-промышленной комиссии, В.Н.Сивец, кто-то был из Совета Министров, по моему, Васенко, я докладывал самолет Ил-76 по плакатам. Секретарь ЦК должен подтвердить предложенное решение. Существовала определенная форма, которая соблюдалась. П.В.Дементьева не было, были представители из Министерства авиационной промышленности.

Сделал доклад, после этого воцарилась тишина, я уже один раз переживал такую ситуацию на защите дипломного проекта, когда мне задал вопрос Мясищев. Чувствую, что пауза затягивается. Доклад проносится в голове, и начинаешь думать, где-то, что-то не так сказал. Я смотрю на Ш.Р.Рашидова, а он смотрит на общий вид самолета. Я никогда не развешивал все плакаты, это отвлекает внимание. Закончив доклад, я вновь первым повесил общий вид самолета. Шараф Рашидович, прищурясь, внимательно смотрит на плакат, а пауза продолжается, потом показывает пальцем и говорит:

— «А мне нравится этот самолет! Он на беркута похож».

И сказал слова, которые я запомнил навсегда:

— «Я уверен, что на серебряных крыльях этого самолета слава советских и узбекских самолетостроителей будет пронесена по всему миру».

Это не выдумка, так было. Когда я на нашем Ил-18 прилетал в Ташкент, а приходилось бывать там достаточно часто при запуске самолета, всегда вместе с В.Н.Сивцом и с Ануфрием Викентьевичем Болботом, который в это время был заместителем министра по тяжелым транспортным и пассажирским самолетам, нас принимал Ш.Р.Рашидов, а потом все последующие секретари. Надо отдать должное, что они очень внимательно относились к заводу. Ш.Р.Рашидов меня иначе, как наш дорогой друг, не называл. Наконец настал день первого вылета серийной машины.

Все правительство Узбекистана присутствует на заводском аэродроме. Прекрасный день. Температура градусов 30. Мы с Сивцом едем за Ш.Р.Рашидовым, садимся в его «Чайку» и вместе возвращаемся на завод. Я еду и думаю, не дай бог, если чего-нибудь случится, двигатели новые, самолет новый, первый взлет, «генеральский» эффект, все проносится в голове. Однако, все прошло лучше, чем можно было ожидать. Александр Михайлович выполнил полет отлично, но самой блестящей была посадка. Он посадил машину и остановил ее прямо напротив места, где стояло Правительство, и выстроил весь экипаж. Когда мы подошли вместе с Ш.Р.Рашидовым, Виктором Николаевичем Сивцом и членами Правительства Узбекистана, то экипаж стоял по стойке смирно, Александр Михайлович доложил, что первый полет выполнен, полет прошел отлично, самолет прекрасный. После чего я испытал ощущение полета, меня качали. Позднее подарили фотографию, где я улыбающийся, а на обратной стороне написано — «Смотри на первый Ила взлет, не забывай свой самолет!». Подпись всех участников этого первого вылета».

Для меня, Радика, нач. КБ ТАПОиЧ, был особо памятен день, когда я, по приятной для меня неожиданности, был приглашен в компанию Генерального директора завода В.Н.Журавлева и Главного конструктора И.А.Половникова на совместный 60-летний юбилей ОКБ и 100летие его создателя С.В.Ильюшина в Москву. В заводском самолете, где везли хивинский ковер с портретом С.В.Ильюшина, был отработан наш выход с ковром на сцену торжественного митинга, посвященный двойному юбилею.  По приезду, Г.В.Новожилов тепло нас встретил в своем кабинете, расцеловал по-русски, и мы, в присутствии нынешнего Генерального конструктора В.В.Ливанова, провели приятную встречу за небольшим, накрытым столом. Позже, на торжественном вечере выступали знаменитые гости, премьер министр России В.С.Черномырдин и др. Затем, по пригласительным билетам отправились в знаменитый в Москве «Русский ресторан», где также, за «шведскими столами» произносились тосты в честь юбиляров. Мы держались вместе с И.А.Половниковым. На следующий день состоялось посещение концертного зала Москвы из известных, в то время, знаменитых артистов. Такие памятные дни не забываются всю жизнь, в честь юбилея у меня долго хранилась памятная медаль.

К заметке приложены фото первого взлета самолета Ил-76 и фото с дарственной надписью.

С уважением, Радик.

4 комментария

  • Я была свидетелем этого знаменательного события. За 40 лет выпущено более 900 этих замечательных машин разных модификаций.

      [Цитировать]

  • Людмила:

    Да, ностальгия и боль утраты такого предприятия будет преследовать до конца жизни, ведь я тоже 20 лет своих отдала этому заводу, где был Афган и выпускали по 7 машин в месяц. И не наша вина, что мы уехали….

      [Цитировать]

  • Все, кому дороги память о ТАПОиЧ и его замечательном коллективе, с гордостью носившем имя Валерия Павловича Чкалова, заходите в социальной сети «Одноклассники» на портал МТС ТАПО — виртуальный музей трудовой славы объединения и присоединяйтесь к многочисленной группе поддержки МУЗЕЙ ТАПОиЧ… общайтесь, размещайте фото, делитесь воспоминаниями, ищите друг друга… Этим мы продолжаем историю легендарного объединения и узнаем о его новой истории — Ташкентский Механический Завод (ТМЗ), где продолжают хранить и память и традиции насколько это возможно. Особая радость для всех нас — это то, что наша любимая машина Ил-76, как феникс, возраждается на Ульяновском комплексе… и дай бог ей ещё долго радовать нас своими успехами в небе и на земле.

      [Цитировать]

  • Naum:

    Спасибо за очерк. Проочитал. Получил удовольствие. Верен авиационным традициям.

      [Цитировать]

Важно

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.