Улица двенадцати тополей и синагога давно прошедших времён История

Юрий Флыгин

Бульвар Голубые купола (бывший Ленинский), расположен в самом центре Ташкента и вот уже полвека является одним из самых любимых мест отдыха горожан. Он был создан в ходе реконструкции Ташкента после землетрясения 1966 года и был как бы подарком городу в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.

Источник фото.

Среди прочего, этот бульвар поглотил улицу Двенадцати тополей, одну из самых старых улиц новой, «русской» части Ташкента. Хотя улица эта всегда была в числе «центральных», но ничем она не выделялась, никаких примечательных архитектурных сооружений на ней не было.

Не связана она была и с кем-либо из известных ташкентских жителей. Могу вспомнить лишь одного знаменитого жителя этой улицы — на ней родился и жительствовал большую часть своей жизни известный педагог, туркестановед, этнограф Михаил Степанович Андреев. Впрочем, все-таки одно примечательное сооружение на улице Двенадцати тополей было. На ней находилась самая известная и большая еврейская синагога Ташкента.

Уже вскоре после присоединения Ташкента к Российской империи здесь образовалась еврейская община (конечно, среднеазиатские, бухарские евреи проживали в Ташкенте и до присоединения, но после 1865 года здесь появилось немало и ашкенази, европейских евреев). В начале 70-х годов XIX века община купила на имя частного лица здание, в котором был устроен молельный дом. В 1896 году на его месте была построена по проекту известного ташкентского архитектора А,А. Бурмейстера синагога. Здание было весьма выразительным.

В 30-е годы прошлого века она, как и большинство храмов других конфессий, была закрыта. В ее здании располагались различные структуры.
Атеистическое учение охватило значительную часть еврейского народа. Однако, оставалось немало еще и верующих евреев. Их религиозная жизнь ушла в подполье, Иудаистские богослужения совершались тайно на частных квартирах.

Еврейская община Ташкента значительно выросла в годы Великой Отечественной войны, за счет евреев, эвакуированных из западных регионов Союза. Ведь именно евреи составляли значительную часть эвакуированного населения. Особенно много религиозных евреев было среди эвакуированных из Западной Украины и Западной Белоруссии, которые лишь незадолго до начала войны стали частью Союза и мало были затронуты атеистическими гонениями.

Оживлению религиозной жизни ташкентских евреев , как и представителей всех других конфессий, способствовала встреча в начале сентября 1943 года главы советского правительства И.В. Сталина с иерархами Русской Православной Церкви. После этого ослабло давление на конфессии, стали открываться храмы.
У евреев появилась надежда на возвращение им здания синагоги на улице Двенадцати тополей — она была привлекательна как находившаяся в самом центре города, и по размерам, и с ней была связана определенная историческая традиция.

Верующие еврейские активисты обращаются с письмами в разные советские инстанции, как местные, узбекские, так и в центральные. Один из таковых, Исаак Казиев, в октябре 1943 года пишет даже письмо И.Сталину. В нем он сообщает: «В Ташкенте теперь насчитывается вместе с эвакуированными около 200 тысяч евреев, из коих значительное число верующих. У нас было 4 синагоги, которые в свое время местной властью были отобраны. Во время важнейших праздников и постов мы вынуждены молиться под открытым небом в грязных дворах или крошечных полутемных комнатках, из-за чего мы страшно нравственно страдаем. Между тем, во всех кругах верующего еврейства чувствуется душевная потребность помолиться о скорейшем окончательном разгроме германских людоедов и прочих фашистов… о благополучии нашей дорогой Советской Родины и героической Красной Армии, творящих чудеса под Вашим мудрым руководством… Я обращаюсь к Вам, дорогой вождь и мудрейший учитель, кто, как любящий отец одинаково относится ко всем своим детям, с сердечной просьбой распорядиться об открытии в Ташкенте хотя бы одной из закрытых синагог. Глубоко благодарные верующие евреи вечно молиться будут о долголетии и благополучии Вашем и славно руководимой Вами дорогой нашей Советской Родины». Из секретариата Сталина это письмо было направлено ташкентским властям с просьбой о содействии. Но вопрос не был решен, видимо в некоторых вопросах Ташкенту и Сталин был не указ.

В сентябре 1944 года большая группа евреев обратилась к руководителю незадолго до этого образованного нового органа — Уполномоченному по делам религиозных культов при Совнаркоме Узбекистана Израилю Ибадову (очевидно, этническое родство с этим начальником вселяло некоторые надежды в сердца просителей). В обращении они писали: «Мы, верующие евреи г.Ташкента, просим сдать нам в аренду помещение бывшей синагоги европейских евреев, находящееся на ул. 12 тополей, дом № 6, для устройства молитвенного дома (синагоги) для европейских и туземных евреев. Нам желательно это помещение, а не одно из других бывших молитвенных домов, т.к. кроме фасадного помещения, во дворе имеется большой зал, соответствующий устройству места богослужения, почему указанное помещение может быть использовано для обеих общин. Совместное богослужение. в виду различия богослужебных молитв и обрядов, представляется невозможным» (авторы здесь имеют в виду раздельные богослужения для бухарских и европейских евреев).

В январе и апреле 1945 года новая группа «туземных» евреев (так они себя называли в письме, то есть это были прошения от бухарских евреев) вновь обращаются к местным властям с просьбой вернуть здание на улице 12 тополей. Очевидно, для большей убедительности они упоминают в январском письме о своем желании «организовать фонд помощи — сиротам, вдовам и женам наших славных воинов. Мы не можем претворить эту идею в жизнь, вследствие отсутствия места, где бы могли после наших горячих молитв о ниспослании победы нашей любимой Красной Армии, в рядах которой сражаются и наши дети. производить сбор средств для указанной выше цели»

Власти отказывались удовлетворить эти просьбы, ссылаясь на отсутствие возможности освободить помещения. В здании бывшей синагоги на улице 12 тополей помещалась в годы войны военная гостиница.

Уже после окончания Великой Отечественной войны у верующего ташкентского еврейства вроде появилась надежда на возвращение желанного здания. В сентябре 1946 года еврейские активисты вдруг решили обратиться непосредственно к начальнику ведомства, занимавшему здание синагоги — к командующему Туркестанским военным округом, легендарному генералу Ивану Ефимовичу Петрову. Они написали ему: «Мы, верующие евреи г. Ташкента, обращаемся к Вам с почтительнейшей просьбой, не сочтете ли возможным разместить находящихся в этом помещении приезжих военных по другим военным гостиницам Ташкента, чтобы таким образом предоставить возможность СНК УзССР сдать нам это помещение под устройство синагоги». Генерал, герой войны сразу же дал указание начальнику Ташкентского гарнизона генерал-майору Филатову освободить здание. Тот оперативно выполнил указание. Как раз приближалось празднование еврейского Нового года. Евреи спешно оборудовали помещение под синагогу. Первое богослужение было назначено на вечер 25 сентября 1946 года, в канун Нового года. Чтобы успеть все узаконить, инициативная группа верующих евреев буквально за день до назначенного богослужения обратилась к Уполномоченному по делам религиозных культов с просьбой «сегодня же дать нам разрешение на собрание для избрания общинного совета (правления), руководителя религиозного порядка — раввина и ревкомиссии». В обращении они писали: «Синагога… священный дом, возвращенный нам по указанию Великого вождя народов, божественного учителя, Отца и Спасителя нашего, товарища Сталина, должна в дни наступающих праздников принять в этом году наши молитвы за миллионы евреев, убитых проклятыми гитлеровцами».

Но не тут-то было. Евреи не учли, что хотя прославленный генерал И.Е. Петров и был человеком влиятельным и очень популярным в республике, все-таки он не являлся административной властью. Городской исполком, узнав об освобождении военными здания бывшей синагоги, оперативно передал его одному из подразделений милиции, которая и заняла здание днем 25 сентября, за несколько часов до намечавшегося богослужения, а имущество синагоги запросто выбросили на улицу. Затем, правда, решение о передаче помещения милиции было отменено, но в здание вселили редакции нескольких периодических изданий. Были новые обращения верующего еврейства к правительству Узбекистана, но все безрезультатно, несмотря даже на то, что приезжавшая по письмам (в том числе снова к И.Сталину) комиссия из Москвы настоятельно рекомендовала удовлетворить просьбы насчет синагоги и вернуть здание на улице 12 тополей. К 1950 году ташкентское еврейство очевидно смирилось с мыслью о невозможности возвращения исторического здания и решило купить новое здание. Хотя совсем уж без молельных помещений евреи не оставались, были попытки организовать разные молельные дома, но все это было недолговечно и из-за препон властей и из-за многочисленных ошибок, поспешных и юридически неправомерных действий самих еврейских религиозных активистов.

Новый дом под синагогу был куплен в сентябре 1950 года в районе компактного проживания евреев, относительно недалеко от центра (бывшая улица Чемпион, дом № 67).

14 комментариев

  • Светослав:

    Судя по карте 1932-го года, бульвар так и не смог «поглотить» ВСЮ улицу 12-ти тополей. Ее часть продолжилась за ЦУМом, а вот переулки Казалинский, Свободный (Крепостной) и Мервский — точно под бульваром. Так же, судя по более поздней карте — схеме 80-х, остаток улицы имеет место быть — это крохотная улочка вдоль конечной трамвая за ЦУМом, на ней ряд магазинчиков и кафе.

      [Цитировать]

  • Лидия Козлова:

    Этой синагоге предстояло сыграть ещё одну роль. После закрытия синагоги в её помещении функционировал Еврейский Рабочий Клуб. Я не поняла, в каком точно году её закрыли. Затем и клуб был закрыт, а здание бывшей синагоги досталось Ташкентскому Еврейскому Театру, в состав которого вошли драматический и хоровой кружки рабочего клуба. Как пишет Макс Вексельман, здание было двухэтажным с большим залом, обладавшим хорошей акустикой. Переоборудованием занимались молодые артисты театра. Открытие Театра в этом здании состоялось 25 января 1934г. Но в апреле 1935г. Еврейский Театр был переведён на ул. Сталина. Сведения я почерпнула из книги Макса Вексельмана «Еврейские театры (на идиш) в Узбекистане: 1933-1947». Стр. 9-10.

      [Цитировать]

    • Ю.Флыгин:

      Интересное дополнение. Спасибо. Но смущает утверждение М.Вексельмана о том, что здание было двухэтажным. На фото здание явно одноэтажное, хотя потолок в зале высокий, это тоже очевидно по фото. Возможно говорить с натяжкой о двухсветном зале (на стене окна в два ряда). По возрасту Вексельман, скорее всего, застал здание синагоги до разрушения. Значит, видел, что здание не двухэтажное. Хотя книгу свою писал уже в Израиле, в конце жизни. Забыл, перепутал?

        [Цитировать]

      • Лидия Козлова:

        Я тоже задумалась о «двухэтажности». Жаль, что нет плана здания. Но оно значительно выше домика справа. Возможно, по фасаду шёл двухсветный зал, который имел балкончик (для зрителей? для певцов?). В воспоминаниях дочери администратора театра Буракевича ярус превратился в этаж? Кажется, в синагоге находилось что-то вроде сувенирной фабрички в 60-е годы. Значит перед сносом здание было перестроено самым немыслимым образом. Хотя издательства тоже должны были превратить интерьер в «воронью» слободку.

          [Цитировать]

        • Aida:

          Верхний ярус в синагоге возможен как ярус для женщин. В старом здании синагоги в Петербурге так и есть

            [Цитировать]

        • Ю.Флыгин:

          Да, здание возможно претерпевало какие-то внутренние перестройки. Но фото со всей определенностью не предполагает никакого второго этажа. Но тут такой момент — ведь во всех источниках приводится одна и та же фотография, дореволюционный вид синагоги.Были ли фото, скажем, 50-х — начала 60-х годов? Может ее, как и многие другие здания в Ташкенте надстраивали, сделали двухэтажной? Но однако, архивный документ о попытке «заселения» в здание верующих евреев после освобождения военными, свидетельствует, что там не потребовалось никаких преобразований для устройства синагоги. Говорится лишь о том, что были приготовлены и расставлены лавочки. Да и времени на переустройство не было — здание было освобождено накануне намеченного дня богослужения. Удивительно, как же там существовала военная гостиница — получается, что командированные офицеры жили в общем помещении, как в казарме. Ну да, народ раньше простой был. Вексельман со своим «вторым этажом» вводит в смущение и ставит загадку. Может театр все-таки был в другом здании?

            [Цитировать]

          • Лидия Козлова:

            Вот тут ошибки быть не может! Театр не безымянная контора. Он выпускает афиши своих спектаклей, ежедневно даёт объявление в газетах, естественно для широкой публики сообщает адрес представлений. Жаль, что живу я далеко. Иначе бы пошла в архив или в библиотеку и просто почитала бы местные газеты за 32-33 годы, где на последней страничке публикуется колонка спектаклей, концертов, фильмов, анонсы премьер и т.д. Позже театр переместили в Клуб Печатников, который был на улице Сталина. Это его последний адрес до закрытия в 1940г. Вексельман — архивист по образованию и очень добросовестный исследователь. Уличить его в ошибке можно только с документами в руках. Мы с вами действительно не видим тыльной стороны здания. Так что не будем гадать.

              [Цитировать]

            • Ю.Флыгин:

              Согласен с Вами. С Вексельманом я был знаком, правда, не очень близко. И могу только подтвердить Вашу уверенность в его профессионализме. Лучше всего проблему второго этажа он бы разрешил, но, увы, обратиться к нему теперь уже невозможно. Зато можно воспользоваться Вашей конструктивной идеей — попытаться найти газеты того времени и посмотреть рекламу о театре. Это позволит подтвердить адрес, хотя ничем и не поможет в прояснении вопроса о втором этаже. Все же поинтересуюсь в архиве.

                [Цитировать]

              • Светослав:

                План, или нечто подобное есть. Смотрите

                  [Цитировать]

              • Лидия Козлова:

                Пытаюсь понять, почему такое необычное здание не привлекало внимание фотографов и художников 50-60гг. Я думаю, что оно до землетрясения (или до строительства ЦУМа) могло постепенно неузнаваемо измениться, причём не в лучшую сторону. Весь этот изощрённый декор фасада требовал тщательного и умелого ухода. И вот ретивый хозяйственник нанял недорогих мастеров, которые сбили или просто замазали рельефы, чтобы лучше ложился колер по гладкой поверхности. По известной традиции парадный вход могли заделать и пробить дверь со двора. Пристроить помещения сбоку… Получился большой скучный сарай… Большое Спасибо за все ваши исторические работы и за то, что вы поддержали тему. В следующих комментариях я опубликую сканы страниц об открытии Ташкентского Еврейского Театра.

                  [Цитировать]

                • Лидия Козлова:

                  Для Юрия Флыгина. Фрагмент страницы 9.

                    [Цитировать]

                • Лидия Козлова:

                  Коллаж стр.10 и примечаний со стр. 136 Для Юрия Флыгина.

                    [Цитировать]

                  • Ю.Флыгин:

                    Меня и самого удивляет, что по данному объекту все источники оперируют одной единственной фотографией, сделанной до 1917 года. В Ташкенте наверняка еще живы люди, которые видели это здание до 1966 года. Интересно бы узнать их суждения. Я сам помню этот район, к сожалению, уже после того, как снесли здания, там был большой пустырь с рядами старых тополей. Мне говорили, что это якобы те самые тополя, от которых улица получила свое название. Там еще была конечная остановка 54 автобуса, «переехавшая» с Апанасенко. Дополнительный информационный материал, по крайней мере, выясняет вопрос с адресом. Для меня, пожалуй, и вопрос о «двухэтажности» ясен — здание действительно по высоте «тянет» на два этажа, а поверх окон устроены еще и декоративные оконца, создающие, особенно над парадным входом, впечатление второго этажа. Внутри Вексельман едва ли бывал, обратился он к обсуждаемой теме много лет спустя после существования синагоги, и у него отложилось воспоминание о здании как о двухэтажном. На этом думаю можно закрыть вопрос второго этажа. А информация о театре интересна и будет учтена в дальнейшей работе над темой (со всеми соответствующими ссылками и упоминаниями). Спасибо!

                      [Цитировать]

  • Лидия Козлова:

    Спасибо Юрию Флыгину за интересную публикацию. Небольшой материал о синагоге публиковал Олег Николаевич https://mytashkent.uz/2009/12/26/zdanie-sinagogi-na-ulitse-12-topoley/. Действительно там была артель «Художник Узбекистана». А вот про издательства читаю в первый раз.

      [Цитировать]

Важно

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.