Серго Михайлович Сутягин – человек-эпоха Искусство Ташкентцы

Родник прошлого питает древо настоящего и рождает плоды будущего.

С. М. Сутягин. Моё кредо

Мэтр узбекской архитектуры Серго Михайлович Сутягин вместе с родными, друзьями, коллегами 23 февраля отмечает свой очередной день рождения. Наша редакция поздравляет Серго Михайловича с этой знаменательной датой и предлагает вниманию читателей публикацию из журнала Международной Ассоциации Союзов Архитекторов «Архитектура  Строительство  Дизайн», посвященной творчеству Мастера.

В мастерской

23 февраля 1937 г. в Москве в семье Михаила Сутягина, будущего комиссара 37-го стрелкового полка 13-й дивизии народного ополчения, родился мальчик. Родители решили назвать сына в память Серго Орджоникидзе, что, возможно, в каком-то смысле предопределило его судьбу…

Уходя добровольцем на фронт, отец отправил семью к бабушке в Самарканд, и Узбекистан стал для мальчика истинной родиной.

* * *

В 1960 году, окончив с отличием архитектурный факультет Среднеазиатского политехнического института, считавшегося кузницей архитектурных и строительных кадров новой формации, Серго Сутягин поступил на работу в проектный институт УзГоспроект (УзНИИП градостроительства, ГУП «Узшахарсозлик ЛИТИ»). Под руководством старших коллег молодой архитектор отточил навыки составления рабочих чертежей, компоновки частей проекта, осуществления авторского надзора, стал хорошо разбираться в смежных разделах проекта. И, что едва ли не самое главное, приобрел опыт работы в большом коллективе, состоящем из сотрудников разной квалификации, возраста и темперамента. Итогом явилось не только уважение руководства института к молодому архитектору, но и признание его профессиональных качеств и предоставление возможности возглавлять разработку проектов.

О первом проекте

— Мне было всего 25 лет, когда мы выиграли очень сложный конкурс. В результате появился потрясающий архитектурный объект – Дворец искусств, ныне более известный как Панорамный кинотеатр им. А. Навои. Для нас, авторов, он как первая любовь – чистая и вечная.

Дворец искусств (кинотеатр «Панорамный»). Ташкент. 1964. Арх.: В. Березин, С. Сутягин, Ю. Халдеев, Д. Шуваев; инж.: А. Браславский, Д. Антман. Государственная премия Узбекской ССР им. Хамзы

В 1965 г. в Москве я попал на мастер-класс известного архитектора из США Пола Рудольфа. После лекции хотел расспросить у него про технологию «голых бетонных конструкций». А он спрашивает меня: «А ты что-нибудь уже смог построить?» Я ему показал фотографию Дворца искусств, а он сказал: «В вашем возрасте у нас строят в основном виллы для родственников и их друзей. Вы слишком молоды для такого объекта». Так и не поверил, что его построили мы, выиграв конкурс.

Серго Михайлович проработал в институте 60 лет, создав за эти годы впечатляющие проекты и множество реализованных объектов. В течение долгого времени он одновременно был руководителем ТМ «Архитектор Сутягин С. М.» и возглавлял проектную мастерскую в институте, а ныне он – консультант в мастерской своего талантливого ученика Учкуна Тухтаева.

С самого начала профессиональной карьеры подход С. М. Сутягина к проектированию, поиск новых путей развития архитектуры базировались на изучении национального своеобразия и опыта прошлого и их творческом переосмыслении, без подражательности и стилизации. Начинающий архитектор Серго Сутягин на стадии эскизов параллельно разрабатывает различные варианты проектов, что позволяет выбрать оптимальный с архитектурной и технико-экономической точки зрения вариант.

В годы, когда Серго Сутягин начинал профессиональную деятельность, формировался новый архитектурный стиль эпохи. И вклад Серго Михайловича в создание этого стиля трудно переоценить. Его проекты всегда неповторимы, остросовременны, а иногда и опережают свое время. Архитекторы-«шестидесятники» хорошо знают, как трудно было порой осуществить задуманное, добиться согласования проекта, найти подходящие материалы и конструкции.

К большому сожалению, некоторые замечательные творения мастера, отмеченные дипломами и премиями, получили «прописку» на полках проектной мастерской института.

О значимости проектов Серго Сутягина и признании его таланта обществом и коллегами говорят его звания и награды: заслуженный архитектор Республики Узбекистан, лауреат Государственной премии Узбекской ССР им. Хамзы – за проект кинотеатра «Панорамный», лауреат премии Совета Министров СССР – за проект киноконцертного зала на 2500 мест в Душанбе, лауреат Международной архитектурной триеннале INTERARCH-85 – за проект административно-общественного центра в Хиве, лауреат Государственной премии им. А. Навои – за проект комплекса Театра музыкальной драмы и Литературного музея им. Хамзы в Коканде (этот объект вошел в число 20 претендентов на премию Ага Хана в области архитектуры).

У памятника Аль-Хорезми

Серго Сутягин – почетный гражданин г. Коканда, лауреат многочисленных ежегодных смотров-конкурсов Союза архитекторов Узбекистана на лучший проект/объект года – за проекты и постройки в разных городах Узбекистана, России, Украины, Беларуси, Индии, Алжира, Казахстана, неоднократный обладатель дипломов Международной ассоциации Союзов архитекторов. С. М. Сутягин на протяжении длительного времени являлся членом правления Союза архитекторов СССР, ныне он почетный член президиума правления СА Узбекистана, академик Международной академии архитектуры (отделение в Москве), академик проектной академии KAZGOR (Казахстан), профессор Международной академии архитектуры (IAA).

О конкурсах

— Конкурсы дают возможность появиться новым именам. Возможно, Заха Хадид не обрела бы всемирную известность, если бы однажды не победила в престижном архитектурном конкурсе. Конкурсы дают эффект роста, конкуренции, это стимулирует. Архитекторы «выжимают» максимум из себя, из металла, из бетона, возвышаются над будничным. И кто-то оказывается лучшим.

Я участвую в республиканских и международных конкурсах, и очень часто – ради молодежи. Пусть почувствуют творческий трепет, пусть поймут, что здесь нет никаких ограничений, что невозможное возможно!

В 1972 г. при въезде в город Чирчик был установлен монумент «Аисты» («Журавли»), посвященный солдатам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны (скульптор Ю. Киселев, архитектор С. Сутягин, при участии Ю. Клипикова). В 1969 г. мир услышал пронзительную песню Марка Бернеса на стихи Расула Гамзатова и музыку Яна Френкеля. А вскоре «Журавли» застыли в бронзе на узбекской земле. Монумент стал визитной карточкой Чирчика, знаковым местом города: здесь проходят важные мероприятия и патриотические праздники, молодожены возлагают к «Журавлям» цветы, сюда традиционно приходят школьники и студенты, машины замедляют около монумента ход…

Монумент «Аисты» («Журавли»). Чирчик. 1966–1972. Ск. Ю. Киселев; арх. С. Сутягин, при участии Ю. Клипикова. Республиканский конкурс, 1-е место; Золотая медаль ВДНХ

О любимом проекте

— Пожалуй, самая любимая моя работа – мемориал «Аисты» («Журавли») в городе Чирчике, посвященный погибшим солдатам. Его справедливо ассоциируют с песней на слова Расула Гамзатова, на постаменте помещена строфа из его стихотворения. Но вообще-то идея «Аистов» появилась задолго до песни. Генетически это связано с моим отцом, комиссаром полка московского ополчения, о судьбе которого долгое время ничего не было известно. Над домом бабушки в Самарканде постоянно кружили аисты, и мальчиком я мечтал, чтобы они вернули мне отца.

Серго Михайлович творит архитектуру вот уже 60 (!) лет. Не все из того, что спроектировано и построено, безоговорочно радует его сегодня, но ни от чего из созданного мастер не отказывается. Ведь каждое сооружение – этап творческой биографии, страница жизни.

Государственная библиотека Узбекистана им. А. Навои на 8 млн томов. Ташкент. 1968–1973. ГАП С. Сутягин; ГИП А. Браславский; при участии арх.: Н. Долговой, Б. Смирнова, А. Тохтаева; техн.: Ф. Пащенко, М. Шубин (Москва); инж.: В. Штереншис, Г. Тарасов; худ. А. Ган

О современной архитектуре

— Надо отличать коммерческие постройки от архитектуры. Мне не нравятся ярлыки, но сегодня, к сожалению, термин «консервные банки» имеет право на существование: не всегда уместно обилие стекла и металлических фасадов. Это не высокое искусство. Но есть и положительные примеры.

Творческие принципы С. М. Сутягина остаются неизменными: глубокое знание национальной традиции и ее современная трактовка, исключительное трудолюбие в поисках лучшего решения, следование интуиции художника-творца, самобытность, гуманизм, любовь к ставшей родной земле.

Об отношении к работе

— Иногда друзья, проходя мимо института поздно вечером и видя свет в окнах нашей мастерской, звонят мне: «Ты что, отстающий – сидишь работаешь?» А потом спрашивают: «Когда ты успел столько сделать?»

— Лично я не понимаю, что такое халтура. Если ты что-то делаешь, ты все равно делаешь это на своем уровне. Неважно, какие тебе платят за это деньги. Неважно, сколько у тебя есть для этого времени. Заплати тебе хоть два миллиона: если ты не можешь, ты не сделаешь.

Требовательный и взыскательный к нелегкому труду зодчего, сегодня Серго Михайлович передает свой опыт и отношение к профессии многочисленным ученикам.

О молодежи

Молодежь – мощный потенциал! Хочется находить более эффективные формы взаимодействия, делать что-то конкретное. В мастерскую приходят студенты, просятся на практику, и это правильно. Молодежь должна иметь возможность заниматься серьезным делом. В нашей мастерской проходили практику студенты из Польши, Германии, Греции, Австрии…

Можно смело утверждать, что Серго Сутягина, пусть и не каждому повезло быть с ним знакомым лично, знает весь Ташкент, весь Узбекистан. Он автор самых известных, самых значимых и ярких архитектурных сооружений. По его проектам возведены музеи, театры, аэропорты, станция метро «Проспект Космонавтов»…

Работы мастера изучают за рубежом. Музей им. И. В. Савицкого в Нукусе, спроектированный С. М. Сутягиным, известен во всем мире.

Музей им. И. В. Савицкого в Нукусе

В музее, в Нукусе

Его постройки можно увидеть в Хиве, Ургенче, Коканде, Карши, Ташкенте, Душанбе, Алматы. По проекту Сутягина в Москве в парке Останкино установлен памятник «Врата памяти» добровольцам шестой и тринадцатой дивизий народного ополчения, оборонявших Москву. Десятки его учеников работают по всему свету. К нему тянутся молодые архитекторы, и он заботится о них, как о родных детях. Маэстро по-прежнему полон творческой энергии, интереса к миру и новых замыслов.

Музыкально-драматический театр. Коканд. 1987.


Арх.: С. Сутягин (ГАП), С. Пономарев, Н. Сокорова, С. Романов, С. Соколов, А. Соколов, У. Эшимбетов, З. Ногаева; инж.: А. Браславский (ГИП), Г. Тарасов, Н. Валуев, Н. Саакянц; худ.: А. Домерецкас (Вильнюс), Б. Джалалов.

Сегодня Серго Михайлович отмечает свой 84-й день рождения, и в этот день поздравления и пожелания здоровья и творческих удач летят к нему из многих стран мира. Новых свершений Вам, Мастер!

Журнал Международной Ассоциации Союзов Архитекторов «АРХИТЕКТУРА, СТРОИТЕЛЬСТВО, ДИЗАЙН» № 03/04, 2020 год
Оттуда.

1 комментарий

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.