Фрагменты дневника Анатолия Черняева, заместителя заведующего отделом Международного отдела ЦК КПСС (зима 1980 год) История

Написано с ненавистью к СССР, многим не понравится, мне тоже не очень нравится, но факты стоит знать. ЕС

Рустем Адагамов

«Вернемся к Афганистану. Вся наша (отдельская) работа проходит «под знаком» этого события. Изводимся, выламываем мозги, хотя ясно, что поправить уже ничего нельзя. В историю социализма вписана еще одна точка отсчета.

Картер лишил нас 17 млн. тонн зерна (в Москве сразу же исчезла мука и макароны), запретил всякий прочий экспорт, закрыл всякие переговоры и визиты, потребовал отмены Олимпиады (сегодня НОК США согласился с мнением Картера. Что теперь скажет МОК?). Тэтчер проделала с нами то же самое.

Португалия запретила нам ловлю рыбы в ее 200- мильной зоне, как и США — у себя, снизив нам квоту вылова с 450 000 тонн до 75 000 тонн. Это же проделали Канада и Австралия. Почти все страны Запада (за исключением Франции) сократили уровень и объем всяких обменов и визитов. Запрещены всякие планировавшиеся выставки и гастроли («Эрмитажа» в США, «Большого» — в Норвегии и проч.). Австралия закрыла заход нашим антарктическим судам в ее порты. Вчера нас осудила Исламская конференция (т.е. все мусульманские государства, кроме Сирии, Ливии, Алжира и самого Афганистана), проходившая в Исламабаде. Нас осудил Европарламент, социал- демократические партии, профсоюзные центры. Новая Зеландия выслала нашего посла Софинского, обвинив его в передаче денег ПСЕНЗ (наши друзья). А что делается в печати, на теле- и радио — трудно было даже вообразить, позорят и топчут нас самым беспардонным образом.

(…) Между тем, экономическое положение, видимо, аховое. Мне тут поручили выступать на партсобрании с докладом по итогам ноябрьского Пленума. Кое-что внимательно почитать пришлось. Доклад я сделал «критический и суровый». Но не в этом дело. Подтверждений не пришлось долго ждать. В прошлый вторник на Секретариате ЦК обсуждался вопрос «О хищениях на транспорте». Я буквально содрогался от стыда и ужаса. Три месяца работала комиссия ЦК под председательством Капитонова. И вот, что она доложила на Секретариате:

  • За два года число краж возросло в два раза; стоимость украденного — в 4 раза;
  • 40 % воров — сами железнодорожники;
  • 60 % воров — сами работники водного транспорта;
  • 9-11 000 автомашин скапливается в Бресте, потому что их невозможно передать в таком «разобранном» виде иностранцам;
  • 25 % тракторов и сельскохозяйственных машин приходят разукомплектованными;
  • 30 % автомобилей «Жигули» вернули на ВАЗ, так как к потребителю они пришли наполовину разобранными;
  • на 14 млрд. рублей грузов ежедневно находятся без охраны;
  • охранники существуют, их 69 000, но это пенсионеры, инвалиды, работающие за 80-90 рублей в месяц;
  • воруют на много млрд. рублей в год;
  • мяса крадут в 7 раз больше, чем два года назад, рыбы в 5 раз больше.
Что ещё почитать:  Обретение. Мемуары Рафаэля Кислюка. Часть вторая

Заместитель министра внутренних дел доложил, что в 1970 году поймали 4 000 воров на железной дороге, в 1979 — 11 000. Это только тех, кого поймали. А кого не поймали — сколько их?

(…) Афганистан, как язва разъедает общественное сознание и международную жизнь. Ползут слухи, что в Ташкенте госпитали забиты нашими ранеными ребятами, что каждый день прибывают самолеты с упакованными гробами, что в разных наших ведомствах, посылающих туда специалистов, то и дело портреты в траурных рамках. Т.е. народ реально почувствовал на себе следы политики. За что? Для чего? Поразительно — все более или менее разумные и порядочные люди видят, что сделана невероятная глупость. Со всех точек зрения.

А между тем, льется предвыборный елей и пошлейшее прославление главного маразматика. В каждой речи славословия в адрес верного ленинца и проч., и проч. занимают большой кусок, а по теле-радио только одно и цитируется. Каждый день он кого-нибудь приветствует или поздравляет с успехами, или с началом работ (хотя сам, наверно, своих приветствий даже не читает в газетах. Но еженедельно Секретариат утверждает их пачками).

В народе поносят эту никому не понятную интернационалистическую акцию на фоне, фигурально выражаясь, того, что «жрать нечего». Даже из таких городов, как Горький: «десантники» на экскурсионных автобусах продолжают осаждать Москву. В субботу к продовольственным магазинам не подступиться. Тащат огромными сумками все, что попало — от масла до апельсинов. И грех даже плохо подумать об этом. Чем они хуже нас, эти люди из Торжка или Калуги. Скорее даже лучше, так как они, наверно, все-таки что-то создают, а не бумагу переводят.

Обкомам запрещено «допустить» убой скота. Но мяса от этого не прибавится: будут сдавать полудохлый истощенный скот. Нормы доведены до смешного: на 1981 год Ростову-на-Дону планируется мяса на душу населения. 2 кг. в год.
Положение хуже, чем во время войны, так как тогда приходилось снабжать только города, а теперь — и деревню. Отовсюду идут требования и просьбы ввести карточки, но этого невозможно сделать не только по соображениям политическим, но и потому, что на это не хватит продуктов: ведь придется давать ограниченно, но всем, а не выборочно — Москве.

Что ещё почитать:  История о Голубом Экране

(…) Афганистан. С каждым днем мы вбухиваем в это «дело» огромные суммы и материальные средства. Всем их снабжаем и всем обеспечиваем. Приезжал их министр иностранных дел. Прямо заявил, что казна пуста и госбюджета хватит лишь на содержание двух министерств. Остальное — давайте. И даем: трактора, машины, хлеб, радиостанции, бумагу, деньги, не говоря уже о содержании своих войск там и, кажется, афганских тоже. Признаков укрепления режима практически никаких нет. Беспросветно в смысле создания хотя бы мало-мальски жизнеспособной политической структуры. Уйдут наши войска — и Кармаля через пару дней не будет. В общем, влипли фундаментально. С кем ни поговоришь — даже не возмущаются, а удивляются: мол, сколько все это может продолжаться? Т.е. весь этот брежневский режим. Опять пошли злые политические анекдоты».

P.S. Это к тому, как совки любят говорить, что «СССР развалил Горбачев». Когда он пришел к власти, разваливать уже было нечего, все развалилось само собой еще в конце 70-х. Полунищая страна в телогрейках и кирзе, клепающая бессмысленные танки на последние деньги, просто умерла.

90 комментариев

  • Григорий Блинов:

    Восток-дело тонкое,Петруха.Поэтому не лезь в афганский вопрос.Дерьмом можешь обмазаться.Жаль,Сталина на этого Черняева(не путай с полководцем)не нашлось,а то бы приставил к стенке и всех делов.Эх,Петруха,не понять тебе Афган.Ты из за Гюльчатай попал на вертел Абдулле.

    • AK:

      Эпоха «всплывания дерьма» (1953-1993)

      То о чем предупреждал Ленин свершилось с поразительной точностью.
      Производительные сферы работали и развивали страну, а обслуживающие заполнялись «репрессированным дерьмом». В послевоенный период в Европе прошла война с коммунистами. В Италии и Франции они имели большинство в парламентах и ликвидировать их можно было только с помощью экстремистов. В те времена их называли «левацкими», так же как сейчас «исламскими». Похоже, дерьмо в СССР оживилось сразу по результатам Великой Отечественной. Европейское барахло, так называемые «трофеи» сводили с ума как высокопоставленных деятелей так и рядовых бойцов за «благосостояние народа» (халява, сэр :). Начались разборки между конкурирующими группами. Сталин стал их громить, но всех примирил Хрущов, а потом добряк Брежнев — добра всем хватит! Первыми блага получали партийные — от торговой мафии и от организаций работающих с заграницей. Это было перво-всплывшее дерьмо. Дальше пошли другие обслуживающие отрасли — армия (особенно с Афгана), медицина (взятки в ВУЗах), ВУЗы и даже школы. Про спец-службы не говорю — они убирали препятствия, всяких «сталинистов», «правдолюбов» (конечно с помощью криминала, как в Европе).
      Чуть не забыл культурных деятелей — Кобзон, Ильгам Шакиров, все, вся система включая Ильдара Рязанова. Но я о них зря вспомнил — тошнота подступает от такой концентрации зловония и придется заканчивать эту тему..

  • J_Silver:

    Что-то сильно смахивает на якобы дневник какого-то Рибковского, который обжирался в блокадном Ленинграде и делился своими воспоминаниями

  • Пёт-Петрович:

    То, что написано это просто отдельные частные случаи. В 60-ых и 70-ых мы жили в достатке — я свидетель того времени и я пишу то, как было в то время. Я могу привести уйму других фатов, когда при капитализме детям просто нечего есть и они умирают от голода и болезней. А во вторых, вы почитайте кто такой Рустем Адагамов и почему он привлекался к уголовной ответственности. Тогда многое станет на место. При всём уважении ко всем, я призываю к объективности.

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Ленин писал: — «Политика — есть концентрированное выражение экономики». Фрагмент дневника Анатолия Черняева, на редкость, ярко подтвердил правильность этой Ленинской цитаты.

    Вот с этого и начнём. Если весь мир ополчился против СССР, то это не из-за Афганистана, а из-за экономики. Почувствовали, что с экономикой в СССР были не лады. А раз не лады, то в отношении СССР всё можно. Как крысы бросились на самую богатую в мире страну.

    Воспользовались тем, что ЦК КПСС не знал своей экономики и на полном серьёзе, считал, что денег в СССР нет. А на самом деле денег в СССР было выше крыши. Люди не знали куда их засунуть.

  • AK:

    прекрасный пример будущей журналистики (в Перестройку таких стало тысячи)

    То что это всё ложь сдобренная какими-то цифрами подтвердит любой живший в то время. А загнивание началось с хрущевского переворота — убирали лучших, продвигали дебилов (семейка Горбачевых и учившийся с ними Байгушев ставший советником Суслова — яркие примеры), в экономических сферах посты занимали будущие уничтожители финансово-экономической мощи СССР (по правилу — рубль в карман, сто на ветер).
    Тот же Байгушев свою деятельность и поддержку его идей со стороны Суслова и Брежнего называет «небольшим отклонением от ленинской политики» — и это настоящее черносотенство небольшое отклонение? Элита сформировалась и дралась за кормушку..

    Это был долговременный план ликвидации геополитического противника. В него входил и план втягивания СССР в ненужную войну. Но страна жила по инерции, развивалась, радовалась успехам (и не голодала, как утверждают победившие в 90-х предатели)

  • Наглость какая! И ведь ещё жива молодёжь 70-80гг. Это люди, которые тогда жили работали, учились и покупали продукты!!! Чёрт Возьми! Что это за сумасшедшие старушки возле бортовой машины? Из какого фильма? Кто тогда ходил в кирзе и телогрейках? Это была рабочая одежда для землекопов. Одевались модно, читали прекрасные книги, ходили в театры, бегали по музеям и ездили отдыхать на ЮГ! Кстати, через молодёжные организации можно было и в соц. страны рвануть! Параллельно с войной в Афганистане отгрохали прекрасную, богатейшую Олимпиаду. Москва была завалена товарами. Мы прибыли в столицу после олимпийских игр одни из первых. Это просто сон какой-то: двое суток ходили по пустынной Москве, заходили в центральные магазины и покупали всё, что нужно БЕЗ ОЧЕРЕДИ! Очереди и дефицит — вот что было бичом того времени. Часто они возникали не от недостатка, а от плохой организации дела. Это я знаю, потому что много ездила из города в город. Почему-то обои я привозила из Костромы, мебель из Калининграда, а заводные игрушки из Кемерова. Модные сапоги невозможно было купить в Москве, но вполне свободно — во Фрунзе. Между потребителем и товаром возникла дополнительная структура хорошо организованных спекулянтов. Они перехватывали всё, на что был спрос и реализовывали по повышенной цене. Так нарождался наш советский капитализм? Господин Черняев близко к магазинам не подходил. У них были свои распределители и буфеты по копеечной цене. Так что пишет он о том, чего в натуре не знает. А вот партийные руководители у нас были безобразные. Уже тогда партия выродилась в многоликую паразитическую обузу, на содержание которой уходили деньги страны. И кормить эту армию бездельников не хотелось.

    • Бахром:

      Мы жили в области, ничего такого не было, Ходили в кирзе и телогрейках. Это была рабочая и одежда на выход. Одевались не модно, не читали прекрасные книги, не ходили в театры, не бегали по музеям и не ездили отдыхать на ЮГ. Завалены товарами не были. Не могли заходить в центральные магазины и покупать всё, что нужно БЕЗ ОЧЕРЕДИ.

      • J_Silver:

        Видимо поэтому автолавки у нас были забиты импортным товаром — нужны галоши и телогрейки, а не итальянские туфли на высоком каблуке и не светлые плащи!

    • Елена:

      Лидия Козлова:
      Наглость какая! И ведь ещё жива молодёжь 70-80гг. Это люди, которые тогда жили работали, учились и покупали продукты!!! Чёрт Возьми! Что это за сумасшедшие старушки возле бортовой машины? Из какого фильма? Кто тогда ходил в кирзе и телогрейках? Это была рабочая одежда для землекопов. Одевались модно, читали прекрасные книги, ходили в театры, бегали по музеям и ездили отдыхать на ЮГ! Кстати, через молодёжные организации можно было и в соц. страны рвануть! Параллельно с войной в Афганистане отгрохали прекрасную, богатейшую Олимпиаду. Москва была завалена товарами. Мы прибыли в столицу после олимпийских игр одни из первых. Это просто сон какой-то: двое суток ходили по пустынной Москве, заходили в центральные магазины и покупали всё, что нужно БЕЗ ОЧЕРЕДИ! Очереди и дефицит — вот что было бичом того времени. Часто они возникали не от недостатка, а от плохой организации дела. Это я знаю, потому что много ездила из города в город. Почему-то обои я привозила из Костромы, мебель из Калининграда, а заводные игрушки из Кемерова.Модные сапоги невозможно было купить в Москве, но вполне свободно — во Фрунзе. Между потребителем и товаром возникла дополнительная структура хорошо организованных спекулянтов. Они перехватывали всё, на что был спрос и реализовывали по повышенной цене. Так нарождался наш советский капитализм? Господин Черняев близко к магазинам не подходил. У них были свои распределители и буфеты по копеечной цене. Так что пишет он о том, чего в натуре не знает. А вот партийные руководители у нас были безобразные. Уже тогда партия выродилась в многоликуюпаразитическую обузу, на содержание которой уходили деньги страны. И кормить эту армию бездельников не хотелось.

      В кирзе и телогрейках ходили местные женщины, которых в обед на хлопке мы в 80-е приглашали к нашему «столу», чтобы они хоть поели горячего. По виду это были старушки, а возраст свой называли 40+. Они в театры почему-то не ходили и австрийские туфли за 60р. которые у них были в сельпо, не покупали. У них была забота — за 2 часа, пока давали воду, набрать её побольше, вдруг завтра не дадут воды. Мы тоже в это время запасали воду. Для нас это был временный хлопковый экстрим, для них — жизнь. Я купила эти австрийские туфли, тк, по Ташкенту и в театры в них ходила. И кроме Москвы и столиц республик была еще глубинка России-матушки — основная территория СССР. На Селигере в конце 70-х в деревнях тоже ходили все в кирзе и в телогрейках, а в сельпо кроме спичек и хлеба практически ничего не было. Бывалые люди в нашей компании конечно нас научили, какие запасы надо взять, но очень хотелось картошки — выменяли её у одной сельчанки на сало и концентраты, которых не было у неё.

      • Back in USSR:

        Это потому что их мужья пили. А те кто не пили и имели разряды не ходили в кирзе и телогрейке. Тракторист высшей квалифицации мог заработать столько же сколько канидат наук. Поэтому не надо искажать факты.

    • olga:

      Обыкновенная ситуация ..когда на село привезли хлеб ( не во всякой деревне была своя пекарня ..а про то чтобы самому что то испечь -такая мысль в голову местным не приходила ..)Бабы за чёрным хлебом давятся ..кричат чтобы не давали в одни руки по пять буханок ..оно и понятно ..машина с хлебом не каждый день в дальний посёлок приходила ..вот и хватали ..(и себе и скотине )..Завтракали на селе так — сало на сковородку сверху яйцом залили ..серый хлеб шматками порубасили -вот и славный завтрак …Это в лучшем случае когда в меру пьющие хозяин и хозяйка на работу собираются ..Худший обсуждать не будем ..Что касается ватника и сапог ..так ходили в такой одежде и в 60 и 70-80 ..на работу разумеется ..на ферму ..в поле ..на сортировку ..уборку овощей ..Я по совхозам и колхозам Калининградской области от филиала Севзапгипрозем 20 промоталась ..с 74по 94 ..приняли на работу в марте 74 …и уволилась в марте 94 ..так что с сельской жизнью и бытом сельчан немного знакома ..Туфли французские на шпильках в магазинах не встречала ..так иногда какая то мохеровая кофтюлечка попадалась ..да венгерские вещицы ..по тем временам вполне приличные ( и то если в посёлке гарнизонный магазин был )..Вот продукты в магазинах районных центров мы покупали с удовольствием ..сыр разный ( местного производства не чета нынешнему )..мясо кабанятину и оленину ..грибы сушёные и солёные ..иногда десятка 3-6 яиц везли домой ( большой дефицит на селе яйцо .) творог -сметану у проверенных хозяек брали ..Вот хлеб , если не из местной деревни -фиг с маслом тебе продавали ..так с собой и возили бутерброды..а обедали в местных ресторанах ..на селе столовки только для сезонных рабочих были ..

      • Усман:

        Умунисты так все запланировали, что хлебзавод был только в райцентре. Эта машина и пришла из райцентра в деревню. Про деревенский завтрак это вы только у алкашей в домах бывали. У хорошей хозяйки блины подоспели, а их с хлебом не будешь есть. Сало с яйцами — это правда. Забыли про картошку. В деревнях ее три раза в день едят: утром жареную, днем вареную, вечером печеную. Серый хлеб они не ели. Многие пекли сами.

        • olga:

          У алкашей в домах не бывала ..и завтракать с ними за стол не садилась ..в командировках жили в гостиницах ..Случалось -пару раз у агрономов пожить ..так вот так и едят агрономы -сало с яишницей и хлеб серый горой..белый это батоны в районном центре за ними далеко ездить ..Может сейчас в хлебопечках пекут ..в 70-80-х увы ..в сельских магазинах только серый (правда если свежий ..то очень вкусный ..)В 60-х ..помню на практике в лесничестве жили ..до поселкового магазина 1 км ..в магазине на витрине сыр рокфор ..пряники в ассортименте ..хороший тунец в масле ( нынче дрянь готовят )..шпроты , сайра , конфеты шоколадные ( красный мак , грильяж ) ..В 60-х у местных покупали даже раннюю картошку ..баранину , сливки , творог …Хлеб никто в 60-х на селе не выпекал ..охота не было печь ..обходились серым ..Белый хлеб на селе выпекала моя бабушка( мать отца )..та ставила хлеба на добрую половину деревни …пекла в русской печи ..вставала рано возилась у плиты одна ..никого не приглашала помочь ..Ну и хлеб у неё был знатный ..круглый белый ..душистый ..Своя сметана -сливки ..творог не помню ..вроде не делала ..молоко от двух коров перегоняла через сепаратор ..сливки и сливочное масло своё ..бочка мёда стояла в предбаннике ..запахом мёда всё в хате было пропитано ..Так и стоит перед глазами чистая до прозрачности почти пустая комната ..только большая белая печь ..стол и стулья и запах мёда …Так и машина с серым хлебом в их посёлок не ездила ..и сыры рокфор не продавали ..

          • Back in USSR:

            Ольга,

            Если тракторист пьёт то, это вовсе не значит, что он алкаш. Но деньги, конечно, при этом уходят. К сожалению, в селе пили почти все от мала до велика. Если кто в селе не пьёт, то он становился белой вороной. Вот и получалось, что зарплата вроде бы не плохая, а жилось в селе не очень хорошо. А вообще, те кто умел работать и не пил, мог построить раскошный друхэтажный дом. Поэтому, пожалуйста, обойдёмся без баек, что плохо видите ли жили. Не надо было тратить зарплаты на вино, водку и сигареты. Кто не тратил, учился и повышал разряд, тот и жил в селе хорошо.

            • olga:

              Пьёт ..значит алкаш …в90-х кто хотел стали хозяевами земельных наделов ..заводил крестьянское хозяйство работал и богател ..Работали единицы..остальные продали и пропили свои наделы ..потом очухались пошли в подневольную к тем кто работал и что то делал на земле ..Приезжали на село землемеры отбивать в натуре на земле крестьянское хозяйство того или иного хозяин -сидит хозяин на лавочке около своей хаты ..возле лавочки стена из пустых бутылок ..он этими пустыми бутылками такое утепление стен сделал ..Ты к нему на согласование ..а он тебе в ответ ..а я уже не хозяин ..продал я свой надел ..хозяин вон там живёт и показывает на хату или бывшего бригадира ..или бывшего агронома бывшего колхоза ..Те в кооперативы собирались ..общую технику заводили ..что то поначалу делали ..потом и они всё бросили ..Спекуляцией занялись ..купи -продай..Польша , Германия ..Нынче в деревне по другому ..про магазины не знаю ..что там продают ..но пекарни в каждом селе ..и не одна ..трактиры у дорог понастроены .хлеб свой пекут ..лет пять назад мы ещё ездили по выходным обедать в такие трактиры …хлеб у них свой ..пекут в маленьких пекарнях тут же на месте ..свои деревенские продукты -мясо ..сметана ..овощи и фрукты ..Но таких хозяев мало( и они не из местных , а приезжие из Средней Азии , Подмосковья а то из Дальнего Востока ) ..большинство деревенских местные )
              по прежнему пьют ..и перебиваются разовой работой …

        • olga:

          Картошка летом ? Сразу видно городской житель ..Картошка молодая ещё не поспела , старую в апреле уже всю посадили ..Так до осени и терпели ..без картошки ..на макаронах .да крупе .

  • Борис:

    Показывали по ТВ документальный фильм, где Черняев рассказывал о своей жизни. Подлое и глупое ничтожество. Одного поля ягода со своим хозяином, мерзавцем Горбачевым.

  • Back to USSR:

    Я не знаю почему нужно было публиковать эту неправдивую статью. Пишу вам голую правду, — до Горбачёва мы хорошо жили. У нас было всё, что надо: и хорошая зарплата, и бесплатное образование, и бесплатная медицина, и что такое безрботица мы не знали. Учёные СССР были лучшими учёными мира, и холодильник был завален продуктами. Я не знаю откуда взалась эта фотка, но я знаю, что господин Адагамов был под следствием за очень плохие деяния. А вообще, при капитализме бедное большинство живёт плохо. Капитализм не панцея. Судите сами, в Индии капитализм и бОльшая часть населения — нищая. А вот в Норвегии — социализм, там бедных пракически нет. Я благодарен Богу, за то, что я родился в СССР, жил хорошо и получил прекрасное образование!

    • ET:

      Back to USSR:
      Я не знаю почему нужно было публиковать эту неправдивую статью. Пишу вам голую правду, — до Горбачёва мы хорошо жили. У нас было всё, что надо: и хорошая зарплата, и бесплатное образование, и бесплатная медицина, и что такое безрботица мы не знали. Учёные СССР были лучшими учёными мира, и холодильник был завален продуктами.

      И куда это все делась?
      Неужели марсиане уничтожили? Или Горбачев с Обамой?
      А бесплатное еда, медицина, и проживание и сейчас есть… но только в тюрьме.

      Че плакать то по прошлому. Сейчас есть куча возможностей, над головой нет Партии… благополучие зависит от своего умения и способностей.

      • Back to USSR:

        Ну а если без демагогии, то сейчас за учёбу надо платить, за медицину тоже и при этом качество и того и другого низкое, а плата высокая. У молодёжи работы нет. И поэтому молодые люди работают чернорабочими и дворниками — гастербайтерами. Это и есть большие возможности?

        • ET:

          Back to USSR:
          Ну а если без демагогии, то сейчас за учёбу надо платить, за медицину тоже и при этом качество и того и другого низкое, а плата высокая. У молодёжи работы нет. И поэтому молодые люди работают чернорабочими и дворниками — гастербайтерами. Это и есть большие возможности?

          Какая демагогия? Это реальность…
          В этой жизни ничего БЕСПЛАТНОГО никогда не было, и не будет. Всегда за это кто то платил деньги, или своим трудом, или знаниями. К чему это привело, можно перечитать статью выше еще раз. Никогда в истории, где нет заинтересованности в прогибания своего спины, продажи своего труда за реальные деньги не было прогресса. Вот поэтому самые умные и трудолюбивые пытались покинуть эту страну при первый возможности.
          Вы за молодежь не беспокойтесь, у них шансов обеспечить себе жизнь намного выше чем у вас, и сейчас возможности много.
          А то что гасторабайтуруют, работают дворниками? Вы за них тоже не беспокойтесь, во первых они это делают по своей воле, во вторых это рынок труда (кто на кого учился там и пригодился), ну и в третьих, они зарабатывают, СВОИ личные, кровно заработанные, деньги, и не мечтает в интернете когда снова вернется СССР, не надеются на мифическое государства.
          Они реально понимают, что в этой жизни только ты сам строитель своего благополучия, а не сказочное государство.

          • Back to USSR:

            За меня не беспокойтесь. Я, конечно, понимаю, что Ваша работа — защищать сложившуюся систему, но всё же человеком надо быть. И не нужно тут заявлять о «рынке», «своём» выборе гастарбайтеров. Раньше не было проституции. Теперь она есть. Видимо это тоже «выбор» и «большие возможности», по-Вашему. Молодежь едет на работу дворниками миллионами, вместо того, что бы учиться пока молоды как это было в СССР. И не по своей воли едут, а потому, что им надо кушать и содержать свои семьи. Извините, но мытьё туалетов и проституция — это никак не рынок и не выбор молодёжи с «большими возможностями».

  • Ольга, возможно, вы не были зациклены на модной одежде. Вполне достойная точка зрения. У меня и моих подруг как раз в эти годы с «прикидом» всё было в порядке. И шпилька — это частный случай. Был и квадратный каблук и полуплатформа и платформа. Речь идёт об образе СТРАНЫ- кирза и ватники! Мой талантливый супруг тех лет был уроженцем уральской глубинки. Мы там гостили, жили в деревенском доме. Поверьте, ничего похожего на этот фильм ужасов там не было. Это были зажиточные люди, которые имели полный набор скотины и большой добротный дом с интересной печью. Такая ситуация как раз могла возникнуть в 90е годы, после развала колхозов, в заброшенной, отрезанной от дорог деревушке. Где стояли опустелые дома и доживали свой век одинокие старухи. Туда продукты могли не завозить месяцами. Правда, ездили автолавки, а не бортовые машины. Есть некая нарочитость в ракурсе фотографии, в хорошем фотоаппарате фотографа. Очень похоже на кадр из фильма, опять-таки 90х годов. Делали такие кадры, якобы подлинные. Вообще, есть очень смешная точка зрения на жизнь других людей. Другие — это не Я. Они живут иначе, значит ужасно. Как-то киношники снимали деревенский праздник в сибирской деревне. Пришли деревенские люди. Их тут же переодели в какие-то привезённые «ремки»! Подлинная одежда подлинных сельчан показалась не «взаправдашней». И смех и грех!

    • Back in USSR:

      Мне просто обидно, Лидия, почему некоторым так и хочется исказить факты — де мол туалетной бумаги не было и ходили в телогрейках, питаясь только картохой с чернягой. Вот и ищют они, копаясь в интернете «факты» якобы подтверждающие «бедную» жизнь в СССР. Я свидетель, — мы жили в достатке даже когда страной правил совсем престарелый Брежнев. Кстати, в свои былые годы, в 60-ых и 70-ых, Брежнев сделал немало для равития индустрии в СССР.

      • urman:

        «Не было туалетной бумаги…»
        Кстати, именно туалетной бумаги в то время было завались. Правда, выпускали её не рулонами, а в газетном формате. Особенно ценилась бумага «Известий» из Москвы, мягкая на ощупь. Бумагу «Правды» не любили, слишком плотная. Поэтому, распространители «Правды» добавляли её к «Литературной газете» или к чему-то аналогичному. Найти такую туалетную бумагу (2 коп. лист формата А1) можно было в любом уголке страны, в глухие места её доставляли вертолётами.
        Ну а любителям рулонов, что-же, им приходилось постоять в очередях и увешивать себя ими, как бубликами. Но подавляющее большинство необходимости в это не видело.

      • olga:

        При престарелом Брежневе жили неплохо ..Согласна …Открыли в нашем городе рыбный магазин Океан ..Отделов разных !!! И кафе …бутерброды с икрой , красной рыбой ..кофе хороший -обедать не надо ..Отделы с вяленой , копчёной и рыбой-глаза разбегаются ..Стоим за рыбой горячего копчения и копчёной салакой( без очереди никак .).впереди немолодая женщина , вдруг как заплачет ., что почему ..отвечает- думала не доживу до такого изобилия ..сама из деревни ..всю жизнь на ферме проработала ..молоко даже на вид не переносит ..пенсия .47 руб ..маленькая , но хорошая , спасибо Брежневу могу себе позволить купить в магазине деликатес -рыбу горячего копчения и копчёную салаку ..Ну ради правды ..на практике в 60-х в сельском магазин икру красную видела , сыр Рокфор (с плесенью ) Столичный ..лежали ..марлечкой прикрытые хотели купить гр 200 сыра ..так продавщица орать начала ..что от огромного куска 200гр резать ей нельзя ..Обошлись мы тогда свежим серым с хрустящей корочкой -сжалилась продавщица продала нам одну буханку ..( хлеб шёл только своим , поселковым ) да купили банку тунца куском в масле ..ножом она нам открыла банку ..мы так есть хотели ..давай куски хлеба тут же в магазине в банку макать и есть ..Тунцом полки магазинные завалены были ..килька в дефиците ..а тунец в изобилии ..

    • olga:

      Обижаете ,Лида ..Это я то не зацикленная на модной одежде ..В нашем классе у меня первой появилась импортная обувь ..другой я и не признавала всю жизнь .. моя мама была большой модницей ..но больше двух кофт и пары туфель в шкафу у неё не было .два раза вещь одевала ..и продавала ..покупала новую ..В Калиниград перебрались ..уж не знаю где Вы в нашем городе одевались ..мы за тряпьём с мамой ездили в Каунас , в Ригу , Таллин ..Можно было и в гарнизонных магазинах отовариваться ..но пропуск в гарнизоны нужно было иметь ..но это до замужества ..Замуж за моряка выйти в нашем городе не очень большая проблема ..и отовариваться в Альбатросе ..тоже ..Что касается продуктов в Калининградских магазинах ..то в 67 -68 они ещё были в достатке в магазинах местных ..чего не было за тем ездили вКлайпеду и Вильнюс ..Мебель не знаю ..да что то покупали ..латышскую и литовскую в основном ..до сих пор жива и прекрасно выглядит ..За ГДР ровской ночами не давилась ..как и за книгами ….Книги в районах покупала ..они там никому не нужны были -это точно …Ну остальное как эта фотография -это было ..как и убожество поселкоых магазинов …В Черняховском районе в посёлке Свобода ..в 1 часе езды от Черняховска не доводилось бывать .Так вот до сих пор это край жизни ..и хлеб по прежнему на машинах привозят ..И в школы детей за 1о км возят ..а врача посетить , так надо из посёлка в район ехать …Но и к этому тоже народ уже привык ..Не знаю с какими годами вы свои воспоминания сравниваете ..но изобилие помню по годам ..в конце 50-х начале 60-х ..землетрясение как До и После ..Так вот после это другие города и республики ..другие люди и другой уклад жизни ..В Сибири одна жизнь
      , в Прибалтике другая ..Я вот тут недавно от далёкой родственницы услышала ..что когда мы переехали из Ташкента -.Клайпеда — Калиниград, .то они думали что мы в Германию переехали ..Для них и Клайпеда заграница ..и до сих пор так считают ..

      • ОЛЯ, нет! И не думала обижать. Просто у каждого свои интересы в жизни. Я тоже сдавала в комиссионку и покупала, такой был круговорот нарядов. Я против «кирзаватниковской» характеристики всей нашей тогдашней жизни.

        • olga:

          Лида , наша ( моя лично , ваша ..моих знакомых ) она не была кирзоватниковой ..но где то она была ..и эти страницы из истории страны не выбросишь ..В 90-х как то незаметно всё поменялось ..В деревне перестали работать на земле ..бросились на извоз вещей продуктов ,..в спекуляцию машин ..Представить трудно размах этого бизнеса ..если не видеть это своими глазами ..Продуктами, вещами торговали прямо с машин , с колёс ..машины расхватывали на границе ..как горячие пирожки у вокзала ..и перегоняли в глубинку ..России ..но и это русскому человеку быстро надоело ..Нынче на селе каждый на себя работает в ватниках и кирзачах картошку сажают и собирают ….свиней выходят кормить ..А куда от этой одежды..это даже не одежда и национальная идея ..

    • olga:

      Зациклена была ..как все ..может по сравнению со всеми чуть больше …И каблук рюмочка и английские туфли и югославские сапоги ( заработала на хлопке ) -всё было ..как и польская косметика с жидкой тушью в 60-х и духи ..-всё это было ..как и две жизни и два мира -городской и сельский …Мне вот как то » свезло » проживая в городе часто бывать по работе в сельской местности …Что Калининградской области ..довелось даже побывать в 70-х в одном из хозяйства Псковской области ….И что там область ..город Псков деревней дремучей по сравнению с Калининградом мне показался ..хотя и сыром местным завален был ..Фотография конца 70-х ..в 90-е в деревне уже другие люди жили ..Работу на земле забросили и извозом занялись , возили из Польши всё что можно было купить и провозить через границу…

  • Усман:

    Кто не был в российской глубинке, тот этот фото не поймет. Это нищие области серединной России: Пензенская, Мордовия и т.д. по списку. Эти бабки эту непропеченную чернушку не едят. Себе они пекут дома хлеб из магазинной муки высшего сорта в печи. Чернушку они покупают, чтобы свиней откармливать. Это местные хлебзаводы в райцентрах это говно выпекали и сбывали по дешевке, если склероз не врет, то, кажется, он 16 коп. стоил, не дороже 20. Видно же, что бабки протягивают купюры, а не мелочь. Потом мешками потащат домой. И хлебзаводу выгодно: он план выполнял. И бабкам тоже хорошо: кабанчика можно откормить. Это продолжалось до 1980 г., может, еще годик на старых запасах. Потом санкции начались по Афгану.

    • olga:

      Про серый хлеб для свиней это так …на всё 100 % правда , как вид этих баб ..Про белый хлеб ерунда ..не пекли хлеб по глухим деревням ..где они его выпекали бы ..печи особые нужно ..и уметь печь этот хлеб ..Раз в неделю , а то и месяц ездили в район на рынок что то продать ..там в городе белый батон и покупали ..Моя бабушка ( мать отца ) 50 -е были ..одна на пол станицы хлеб пекла ..только она умела такой вкусный хлеб печь ..Думаете что там уметь ..а много надо уметь и знать чтобы хлеб печь ..В Ташкенте главный хлеб -это лепёшка …А я не всякую лепёшку есть могла ..честно , за всю жизнь пару раз может съела ..да и то праздничную ..А нынче вообще хлеб не ем -никакой …

  • Tatjana:

    Странный какой-то спор. Такое ощущение, что некоторые по сей день не знают в какой стране они жили.
    Кто-то мог себе позволить шмотки у спекулянтов и поэтому модно одевался, кто-то в олимпийской Москве закупал продукты без очереди (это как раз тогда, когда въезд был всем неместным запрещен и все инвалиды, алкаши вывезены за окружную дорогу). А кому-то запомнились очереди за костями на массиве Черданцева или за молоком поутру, чтобы ребенку кашку сварить. А масло из Англии или Ирландии (не помню точно), а еще мясо из барашка (подснежники называлось — продавалось по преимуществу зимой). Платформы или полуплатформы тоже можно было оторвать иногда и ходили мы с подружкой на них одинаковые, как близнецы. Брюки сами себе шили из военного сукна цвета хаки — да, таких ни у кого не было — настоящие джинсы! Но опять же, это все было у нас, городских, вернее столичных. Большинство не имело понятия, как живут в глубинке. Но сейчас то уж стыдно не знать.
    Вот советую послушать песню на стихи А. Володина, поют Никитины:
    «В голодном городке на Волге»

    • Василиса:

      Александр Володин — замечательный драматург, автор прекрасных пьес, но… не знаток русской провинциальной жизни. Он и не про это писал, а про ПАРТеЙного босса и его партейные обычаи. Если рассматривать это произведение как шутку, юмореску, то Нормально! Но как документ из жизни России рубежа 90х — не годится. Как писал Маяковский: «Это,
      в лапти нарядившись,
      выступают дачники
      под заглавием
      — крестьянские писатели». Давайте опять — таки писать про себя, а не про наши краткосрочные наблюдения из чужой жизни. Кто может сказать, что это он, его дети, родители, их жизнь в 70-80г. — «кирза и ватник»?

  • Павел:

    Чувак все правильно пишет. С начала 80-х все покатилось. Плюс цены на нефть. Нормально тогда жили партноменклатура (на ступеньку выше рядового члена партии), торговые работники и сфера услуг, творческая интеллигенция, квалифицированные рабочие (5-6 разряда, сезонники и шабашники), вахтовики разных мастей (горнодобывающая, моряки и т.д.). Плюс многочисленные закрытые города неплохо снабжались. В провинции из продуктов была только бакалея (консервы, крупы, макароны и пр.). Никакой молочки, мяса, колбасы, сыра. Причем, зачастую это было связано с полным отсутствием холодильного оборудования в магазинах. В республиках, кстати, снабжение было лучше, чем в центральных областях. А воровство на предприятиях было повальное.

  • Ах, господа! Творческая интеллигенция получала очень мало, меньше преподавателей в ВУЗах, меньше работников завода… Но в 70-80 ещё можно было одеваться по своему вкусу и фантазии, а не добывать «фирму» у спекулянтов. Сшить штаны из плащёвки, кофточку с умопомрачительным рисунком, перешить неуклюжие панталоны на бикини… В Москву мы въехали всем коллективом на гастроли. Так подсуетились наши администраторы. Два дня репетировали с перерывом на сон, а к открытию гастролей народ хлынул сплошным потоком. Татьяна, почему вы решили, что закупали продукты? «Колбасные электрички» — это города золотого кольца. Покупали импортную косметику и парфюмерию. Туфли — вот что нельзя было соорудить самому. Вспомните, за чем ломились в очередях? За коврами! За хрусталём! За импортными сапогами! За холодильниками. Их уже по два стояло в доме. И конечно, за КНИГАМИ! Женщины самых разных сословий ходили в ЗОЛОТЕ. О продуктах в 70-80. Мяса в магазинах не было, растворимого кофе и сгущёнки. Но сыр? Молоко? Кефир? Колбаса? Яйца? В городах Свердловске, Калининграде, Кемерово, Красноярске, Иркутске, Норильске, Хабаровске, Казане, Уфе — всё это было. А ведь это не столицы! Сортов было меньше, но качество лучше! Были местные особенности: Кемерово было богато мясом (в каждой лавочке продавали), Хабаровск -натуральными крабами, Уфа- мёдом в красивых бочонках. Города и сёла Украины — всем сразу! Конечно, мы жили хуже, чем «черняевы», которые ещё и работу свою по руководству страной выполняли плохо. Но мы жили в достатке! Кто разгуливал по жизни в кирзе и ватниках в 70-80х? ШАГ вперёд!

  • Tatjana:

    Лидия и Василиса, вам очень хочется, чобы кто-то здесь сознался, что он ходил в кирзе и ватнике. Этот сайт называется mytashkent, вряд ли тут есть те, кто ностальгирует по российской глубинке. Да и женщины на фото тоже не в ватниках. Мы, ташкентцы 70-х, носили ватники только на хлопке, и спали на нарах в неотапливаемом бараке. Да, я понимаю, что вам хочется сказать, что не так все было и плохо. Да, иногда было и ничего, особенно если молод и еще нет детей. В статье речь идет о 80-х. И я вам описала мой личный опыт начала 80-х («подснежники» и очереди за всем необходимым), когда детские вещи приходилось привозить из Москвы. Да не только детские. У меня сохранилась зап. книжка, где я в те годы записывала кому что привезти из Москвы. Выдержки: Н.П. — 20р.: пеленки по 6 штук, 2 трикотажных костюмчика
    Т.Б. -30 р.: костюмчик, ползунки, трусы 44-46 р.
    М. — 70 р.: дет. трикотаж, плавки, майки, гольфы белые, (опять)трусы-48р., кофта синтет.,
    Т.Ш. — обувь Лерке, гольфы, подтяжки.
    Р.Р. — сапоги, детс. крем, конфеты.
    А.Л. -варежки, комбинация 48 р.
    Сейчас все это читаю и думаю, до какой убогости мы тогда дошли, что трусы и пр. возили из одного единственного города.
    А Володинский текст — не юмореска. Российская глубинка и сейчас живет не лучше.

    • Про себя пишите, ладно? Вы всё плохое приписываете укладу жизни других людей, о которых не знаете. Если бы плохо было в СССР, то никакого ТАПОИЧа в Ташкенте не было, как и других замечательных предприятий. Когда действительно стало плохо, тогда и национальные окраины рухнули. Если бы всё было так «кирзовски- ватниковски», то Ташкент бы не восстанавливали в 1966 усилиями СССР. Вот я о чём. Вы уже догадались, наверное, что речь идёт не о деталях туалета, а об образе жизни, неком символе «КИРЗАВАТНИКИ». Это для убогого черняева, люди за пределами его кабинета оставались «кирзаватниками». Я уверена, что люди в самых разных уголках СССР (и в Ташкенте, конечно!) не согласятся с таким определением своей жизни, единственной и неповторимой.
      Мои родители покинули Ташкент в 1966г. Конечно, город моей юности вспоминался как РАЙ на земле. В середине 80-х я уже жила в Сибири и своему малышу всё покупала в местном Детском Мире. Как мог богатейший Ташкент дойти до такого убожества, чтобы пелёнок и ползунков не купить? Я просто не могу поверить. В начале 80-х были на гастролях в Алма-Ате. Там всё нормально было со снабжением элементарными вещами.

      • Татьяна Вавилова:

        Лидия! Абсолютно с Вами согласна. Не ходили мы в ватниках, только на хлопке. А в отпуск я ездила каждое лето и с 1974 года с сыном, когда ему 3 года исполнилось. Причем ездила в деревни, к родителям ташкентских знакомых. Интересен был мне деревенский уклад. Такого, как на фото не видела ни разу. И хлеб из русской печи помню до сих пор. Летом не разрешали печь в избе топить, чтобы пожара не случилось, но ради нас с сыном хозяйка нарушила запрет и угостила хлебом и пирогами из русской печи. Это Алтай. Были и недалеко от Рузаевки в деревне Тимошкино, тоже жили неплохо. Никаких ужасов и давок за куском хлеба. А что касается конца 80-х и 90-х, так что по ним судить, не было уже той страны, в которой мы так хорошо жили.

        • Да, Татьяна Александровна. Хлеб из русской печи и лепёшка из тандыра — это так вкусно! Никакие пекарни не сравнятся. И я носила телогрейку и резиновые сапоги «на картошке». Очень удобная рабочая одежда. Никогда не думала, что эти детали туалета станут ругательством. Сейчас всё заполонили современные куртки да и сапоги другие.
          Для меня эта статья — самый настоящий спам. Большой мастер таких публикаций слепил её из трёх частей: 1) фотография, 2) фрагмент чужого дневника и 3) собственного сочинения — короткое послесловие, которое так оскорбило нас, бывших советских людей.
          Начинает публикацию фотография неизвестного происхождения. Смотрела в гугле и яндексе. Её использовали огромное число раз, в самых разных сюжетах. Кто автор, откуда взялась, в каком году сделана — неизвестно! Иногда пишут — из архивов. Каких? Не фотодокумент, а картинка из интернета.
          Далее, чиновник Черняев, слуга государев, пишет о гибельной внешней политике своего босса — «маразматика» Брежнева. Якобы при этом сам чиновник содрогался от стыда и ужаса.
          Наконец, постскриптум. Повторю этот перл пера Блогера Адагамова: «P.S. Это к тому, как совки любят говорить, что «СССР развалил Горбачев». Когда он пришел к власти, разваливать уже было нечего, все развалилось само собой еще в конце 70-х. Полунищая страна в телогрейках и кирзе, клепающая бессмысленные танки на последние деньги, просто умерла». Согласитесь, ничего подобного в тексте самого дневника Черняева НЕТ.

          • Татьяна Вавилова:

            Лидочка, а пусть пишут, что хотят. На чужой роток не накинешь платок. А мы жили в то время и были счастливы, вырастили детей и внуков, получили сами и дали им всем образование, имели возможность заниматься любимым делом, путешествовать по огромной стране и увлекаться различными «хобби» беспрепятственно. При этом в партиях не состояли и чиновниками не служили. А хоромы и злато серебро на плечах не было нам нужно и без него несчастными и обездоленными мы себя не ощущали.

            • Какая вы умница, мудрейшая Татьяна Александровна! Вы правы в каждой букве! Огромное ВАМ спасибо! Так оно и было, так оно и есть.

        • olga:

          Я на хлопке была только один раз …или 64 или 65 году …пятеро нас было от солидного медицинского учреждения …У меня какая то куртка была ..ещё со школьных времён ..и брюки ..мне их покупали в Москве ещё в 61 году ( по тем временам стиляга да и только)..на ногах не помню что может ботинки ..С погодой везло весь месяц ..только в конце похолодало ..ну и командировка наша к тому времени (на месяц )закончилась ..Четверо из нас молодые ..пятая средних лет 40-45 санитарка ..Мы то кто в чём ещё со школьных лет ..тётка в телогрейке и сапогах ..так и проходила ..в телогрейке и спала ..только сапоги снимала ..а как похолодало так и сапогах спала ..нам смешно было ..а она боялась простудиться ..Одноклассница , так случилось оказалась после окончания школы сиротой ..( остались две старые выжившие из ума тётки ) как то к нам прибилась ..почти жила у нас …так на первом курсе засобиралась на хлопок пришла к нам спрашивать какую то одежду подходящую ..а откуда у нас ..так мама принесла с работы ( всё с того же медицинского учреждения старший медбрат дал на время) и телогрейку, и халат тёплый и медицинский ..и ещё что то … так в этом халате ..телогрейке одноклассница и собирала хлопок на первом курсе …правда не убереглась от простуды ..приехала спустя два месяца ..вся в чирьях ..опять же к маме ..та её по больницам как по этапу ..по знакомым врачам ..Ну так не из кирзоватников моя одноклассница ..внучка профессора …а сапоги и ватник не чуралась носить ..Моя мама сапоги и шинель носила ( как военфельдшер )до 48 года ..ноги все себе изуродовала ..потом обувь нормальную не могла одеть ..Сапоги и ватники геологи( с высшим образованием ребята ) носили ..да ещё на лошадь верхом и айда на поиски полезных ископаемых ..Какие ещё работы на открытом воздухе вспомнить ..в порту учётчицы (фильм Старшая сестра ) в сапогах и ватнике…..Агроном на селе ( образование высшее ) в ватнике и резиновых сапогах или кирзачах ..( фильмы про село ..с Мордюковой .. Тихоновым ) ..что вы там про Сибирь белёные хаты с печами русскими ..Калина Красная ….в сапогах и ватнике ..Хлобкоробы и хлобкоробки хлопок машинами собирали ..так не шёлковых платьях ..а в ватниках и кирзачах ..Ватник и кирзач ( я же писала ) это не одежда -это национальная идея ..сколько трудовых подвигов в кирзачах и ватнике.. так даже охватить умом невозможно ..

          • Только одно уточнение. В Сибири не хаты, а бревенчатые избы. В самых старорежимных- диковинные сооружения — русские печи..

            • olga:

              У родителей отца дом в Л-е ..далеко в горах Казахстана, на границе ..застава рядом ..Дом избой не назовёшь ..и хатой тоже ..домиком ..из двух больших , одной маленькой комнаты ..при входе ..в сенях бочка мёда ..пасека большая ..в одной из комнат русская печь ..бабушка хлеб в ней пекла ..похоже и летом и зимой .. Хата..чистая ..из мебели почти ничего ..стол большой ..мыли ..ножом скоблили..на этом столе и готовый хлеб раскладывали остывать ..буханок 20 не меньше , молоко сепарировали ..так в банках сливки отстаивались ..и всё это на столе накрыто было марлей ..потом уносили куда то .. При доме сад ..цветы ..какие то овощи ..помню высокие стрелки лука ..ульи стояли . …..Не знаю был ли ещё дом у стариков .. а этот держали вроде дачи ..но дочь в этом же посёлке жила ..так её дом выглядел как то по другому

        • olga:

          Татьяна Вавилова:
          Лидия! Абсолютно с Вами согласна. Не ходили мы в ватниках, только на хлопке. А в отпуск я ездила каждое лето и с 1974 года с сыном, когда ему 3 года исполнилось. Причем ездила в деревни, к родителям ташкентских знакомых. Интересен был мне деревенский уклад. Такого, как на фото не видела ни разу. И хлеб из русской печи помню до сих пор. Летом не разрешали печь в избе топить, чтобы пожара не случилось, но ради нас с сыном хозяйка нарушила запрет и угостила хлебом и пирогами из русской печи. Это Алтай. Были и недалеко от Рузаевки в деревне Тимошкино, тоже жили неплохо. Никаких ужасов и давок за куском хлеба. А что касается конца 80-х и 90-х, так что по ним судить, не было уже той страны, в которой мы так хорошо жили.

          ……….Да ..это хорошо что не видели .Но это не голод ..это покупают хлеб для откорма свиней в частности ..Там где свиней не держали ..в тех деревнях такого безобразия с хлебом не было .. .https://rnbee.ru/post-group/pochemu-v-sssr-v-semidesjatye-v-selah-kazhdyj-raz-pokupali-po-5-i-bolshe-buhanok-hleba/..

    • Andrey:

      «Мы, ташкентцы 70-х, носили ватники только на хлопке, и спали на нарах в неотапливаемом бараке.» В самом деле? У нас в бараках печки всегда были, от холода никто не страдал… ватники носили тоже не все, у некоторых были, например, бушлаты…

  • Tatjana:

    Лидия, я поняла, что вы видите только то, что хотите. И читаете между строк. Дальше не вижу смысла с вами спорить, тем более, что и Ташкент вы помните 66 года.

  • Tatjana:

    Андрей, я рада, что у вас в бараке была печка. А у нас, представьте — не было. Спали одетыми, если к «великому октябрю» не вывозили. И вода была привозная и туалет с занавесочкой. Мне не понятно, какие у вас ко мне претензии? Не верите? По-моему, на эту тему тут на сайте уже много рассказывалось.

    • Andrey:

      Претензии? Ужастики про хлопок, может, и производят впечатление на тех, кто на хлопке никогда не был. Но для реальных «хлопкоробов» читать все это просто смешно. Привозная вода, туалеты на свежем воздухе… ну, не было там канализации… это нормально для чистого поля… не вывозили до «великого октября»… ну и что? нас однажды вывезли в двадцатых числах декабря… собирать было уже нечего, так мы ходили по снегу смотреть как трактора поля пашут… ничего, все вернулись домой живыми и здоровыми… вообще, люди, обычно, вспоминают прошлое с юмором… зачем же пугать себя и других всякими страшилками, тем более надуманными? Неужели жизнь у Вас состояла из одних только страданий и мучений? Печально, если так…

  • Виктор Арведович Ивонин:

    М-да-а. И кто Вас учил тому, что российская глубинка была нищей? Лет пять назад поехал в Фергану в первом (или втором) поезде через тоннель. Поминки там были. Посадили меня в большую компанию. Отец, здоровый огромный и 15 таких же сыновей. За ними, разок мелькнула их дочь. Такая вот семья — 15 сыновей и одна дочка. Выходит 16 ртов. Ещё 2 рта у отца и матери, ну и ещё 2 рта престарелых аксакала. Итого 20 ртов и один работник. Спрашивается, как один отец выкормил такую детскую ораву.

    Хоть как думайте, но всё равно концы с концами у Вас не сойдутся. Не сойдутся до того, пока Вы не вспомните «Политэкономию». Не всю, а только кусочек. Это вопрос о земельной ренте. Что такое земельная рента — это тот самый рай в котором жили Адам и Ева. Жили они не тужили, пока змей яблоко им не подложил. Вот так и в Узбекистане происходит. Целый день мужики на айване отдыхают. Чай пьют
    и в четверг на пловы ходят. Пока они этим делом занимаются, вокруг помидоры с баклажанами растут, яблоки с айвой на ляганы сами падают. Вот это и есть рента. Работать не надо, всё само с неба прилетит. Это так же как в пустыне на евреев сорок лет манка небесная с неба падала.

    На Севере, конечно, цена земельной ренты намного ниже, но хватает, если бы не пили.

  • IMM:

    Попытки через личные впечатления рассказать о жизни в СССР напоминают притчу о трех слепцах пытающихся рассказать что такое «слон» ощупывая его с разных сторон.
    Всё определялось «распределением» через подзабытое теперь слово «обеспечение». И тут уже возникали разные варианты с разным уровнем наличия «материальных благ».

    • olga:

      Вот это ближе к жизни

      IMM:
      Попытки через личные впечатления рассказать о жизни в СССРнапоминают притчу о трех слепцах пытающихся рассказать что такое «слон» ощупывая его с разных сторон.
      Всё определялось «распределением» через подзабытое теперь слово «обеспечение». И тут уже возникали разные варианты с разным уровнем наличия «материальных благ».

  • Pavel:

    В селе хорошо можно было жить только если муж не пьёт. А если пьёт, то никакой оклад не спасёт от нищеты.

  • Sohib John a.k.a. Сохибжон ака:

    О селе в перестроечно-горбачёвское время пелось:

    «Делать нечего в селе, мы сидим навеселе
    Ты сказала: «Мож найдём самогон?»

  • Светослав:

    Читаю комментарии и в осадок выпадаю — все глубже и глубже. Ну, я носил, правда, не ватник, но бушлат военно-морской — братан троюродный оставил, второй — для меня вез, в подарок. А к нему, зимой, я носил кирзовые сапоги, В ГОРОДЕ (!!!!!), да с портянками! Как пригодилось в будущем! У тети, в деревне, 25 км от райцентра, дороги убитые — те самые км ехали час (!!!), раз-два в неделю хозяйки пекли собственный хлеб, хотя и привозной был. И огромный каравай хранился 3-4 дня! Молоко, сметана — все свое. Муж тети пил, бывало, а какой механизатор не пил. Там и расчет натуральный: вспахал участок — пузырь самогона, привез соломы, выгрузил из комбайна — еще пузырь,наколол дров — пузырь, деньгами не брали. Но и работали — как уборочная — с часов 4-х утра, и до темнадцати. Привезет дядя Толя солому с поля на комбайне — праздник для нас — закидываем на сеновал — грязные, пыльные, зато удовольствие получили! И зимой — технику чинить, к посевной готовить. В магазине поселковом разве что мясо брали, потому как свинью да барашку кажинный день резать не будешь. С рыбалки рыбы понавезли, бреднем проходили, так мама с тетей в крик — куда столько? А там и раков было ведра три. Так все ушло — что раздали, что засолили, что сами съели. И в Москве после олимпиады были — все было, покупай, не хочу! Правда, обувь мы носили долго, в отличие от некоторых, не на два раза, как в (на) мордокниге пишут. И в Ташкенте — не брали только сигары кубинские, не потому, что дорого, а потому, что непривычно, простых сигарет хватало. Это потом, при горбатом, много чего пропадать стало. Так что все было нормально, классно, и есть, что вспомнить…

    • reader:

      Самогон был валютой, так как в селе спрос на него был большой.

    • olga:

      Да ..действительно -разговор о трёх слепцах и слоне …Хорошо где хорошо…и вспоминаешь хорошее ..пусть такое..но не везде оно и таким было …Вот о событиях 1962 года в Новочеркасске я не то что забыла …я в те годы если бы услышала , то поверить не могла бы что такое в нашей стане могло быть Это событие и сейчас далеко от меня .. ……»К началу 1960-х годов в СССР сложилась непростая экономическая ситуация. Из-за экономической политики Хрущёва в сельскохозяйственной и финансовой сферах в начале 1962 года в стране образовался острейший дефицит хлеба, круп, растительного масла, мяса, молока и других основных продуктов питания. В ряде регионов страны были введены карточки на большинство видов продовольственных товаров. В этих условиях руководство страны вынуждено было пойти на повышение цен на продовольствие с целью сгладить дисбаланс потребительского рынка. Хрущевское руководство стремилось любыми способами добиться повышения рентабельности аграрного производства. В то же время для данных реформ такая мера была не подготовлена, так как предыдущая сталинская политика ежегодного снижения цен имела большую поддержку советского народа…..» ( О событиях 1962 года в Новочеркасске ).Обсуждать тему что такое хорошо и что такое плохо ..( да ещё городскому жителю ) что воду в ступе толочь ..

  • Вадим:

    «Написано с ненавистью к СССР» — в чем проявляется ненависть? По-моему изложена правда.
    Мы часто воспринимаем эти времена как счастливые, потому что молодость это счастье, наши родные были живы и другой реальности мы не знали. Счастливы были тем что имели.
    Но.
    Я провел на хлопке 4 сезона по 2 месяца и 3 сезона на летних сельхоз работах с 1979 по 1983-й годы. Скажу вам что это был сущий ад. К нам относились как к скоту или как к военнопленным в концлагере, выбирайте вариант по вкусу. Жили мы как скот, кормили нас как скот, относились к нам как к тягловому скоту. Я учился в среднеспециальном учебном заведении в то время и это наложило дополнительный отпечаток. Публика в среднем была не самая лучшая, имела место дедовщина и другие прелести. Ватник… я был бы рад ему, но в нашей небогатой семье не было даже его. Помню дали мне на хлопок какой-то старый рваный плащ не по размеру, все что могли позволить.
    Очереди были за за всякими дефицитами включая насущные продукты и товары. Иногда приходилось выстаивать 3-х дневные очереди за мясом (всей семьей по очереди). Возможно кто-то имел возможность покупать задорого на рынке, но в нашей семье ее не было.
    Так что да, в чем-то счатливые времена (живые родственники), но в целом ужас. За одно благодарен тем временам: напрочь вытравили иллюзии относительно социалистического советского строя раз и навсегда.

    P.S. Для тех кто вспоминает 60-е годы. Обратите внимание что речь идет про период войны в Афганистане.

  • Польша? Где находится эта деревенька?

    • Вадим:

      Нифига себе деревенька: 38 млн. человек население, 20я экономика в мире (Узбекистан — 60я).

      • Усман:

        Ничего они не производят, сидят на шее ЕС. ЕС туда столько бабла вбухало, что поляки должны были золотые тротуары сделать. Можете сами набрать в гугле: сколько денег вкладывает ЕС в экономику Польши. ВВП походу у них состоит из одних услуг, а услуги это: клизма, обучение украинских студентов на тему русофобии и т.д. Единственные производства у них это: разлив фальшивых французских духов и отправка в Россию, разлив пива из концентратов по банкам и т.д.

        • olga:

          Да производят ..до недавнего времени калининградский рынок завален был польскими продуктами ..нынче иссяк родник ..Санкции !!.

          • olga:

            Ещё картинка ..можно и ещё ..и ещё ..но это вроде как реклама польского товара будет ..продукты может и ничего ..но отношения нынче так себе ..можно сказать никакие …

            • reader:

              Насколько я знаю, польские продуктовые товары не проходят стандаты качества стран ЕС и Северной Америки. Поэтому их и нет в тех странах в продаже. Вот они и сбывают всё нам, да ещё и насмехаются над нашей историей. В СССР погибло свыше 20 миллионов человек в время Великой Отечественой Войны, чтобы всем, в том числе и полякам жилось на свободе. Полякам нельзя быть таким неблагодарным к СССР. А автор этой статейки — обыкновенный пустозвон. Оцень жаль что такую бездарную и никчемную статейку опубликовали в ПОТ.

              • Феликс:

                Откуда такая, мягко говоря, странная информация про польские продукты, господин reader? Экспорт продуктов из Польши идет во все крупнейшие страны Европы и Америки на млрд. долларов. Основные покупатели польских продуктов — Германия, Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды. Торговое сальдо продуктами в Польше положительное. Не любите, когда искажают информацию о вашей стране? Вы правы. Я тоже не люблю. Тогда не надо искажать информацию о других странах.

                • Павел:

                  Основная масса авторов этих пустозвонных комментов насчет Польши, ни в самой Польше, ни в в Зап.Европе вообще не были. В лучшем случае — бывали на пляжах Египта и Турции.

                  • ANV:

                    Павел — я не одну литру пЫва здесь в Ташкенте распивал с польским консулом обсуждая злополучную берёзу(книга с автографом и крутым названием «здесь всё началось»??? на полке лежит) и атташе польского музейного помню.И с воздуха я эту Польшу наблюдал в 80-х всю поделённую на делянки как дачные участки.Короче не надо «втирать»,а лапшу рисовую пусть юж.корейцы готовят.Они кстати и в судостроительстве польские верфи обогнали.

        • Света:

          А у нас и есть золотые тротуары. Приезжайте. Сами убедитесь. Заткнулись бы тут вы все про Польшу.

          • Светослав:

            Затыкаться надо вам, неуважаемая. А мы будем помнить, как армию Андерса кормили в Узбекистане лучше, чем местных жителей, как обеспечивали их формой, оружием, которого самим так не хватало. как они рьяно не хотели идти воевать, особенно офицерчики — дворянчики. Только сами они поспешили забыть об этом.

            • Светлана:

              Помните. А мы будем помнить 17 сентября 1939 года. И ещё будем помнить, как СССРР помогал Германии до 1941 года и посылал поздравления с оккупацией Парижа.

              • Борис:

                Светлана,

                Имейте совесть! В СССР погибло свыше 20 миллионов во время Великой Отечественной Войны, для того чтобы вы жили на свободе. Фашисты хотели уничтжить всех поляков как нацию, а советские воины вас, поляков, освободили ценою своих жизней. Почему вы такие неблагодарные? Подумайте немного прежде чем что-то писать!

                • Светлана:

                  Почему вы решили, что поляки неблагодарные? В чем проявляется эта неблагодарность? В том, что Польша декомунизировалась? Так это нормально, ничего ужасного в этом нет. А как можно забыть, что в 1939 году Германия и СССР разодрали Польшу. Просто история это такая штука….Есть факты. А вот интерпретация этих фактов у каждого — своя. Просто Советский Союз на правах победителя подмял под себя восточную Европу и это со стороны Союза было правильным. А поляки этому всему всегда сопротивлялись и с их стороны это было тоже правильным. А вот так вот, как сейчас — обсирать Польшу и всех тех, кто здесь живет — неправильно.

                  • Светлана:

                    Светослав:
                    Не бл……городность проявляется в том, что вы, те, которым сохранили никчемные жизнюшки, воюете в памятниками тем людям, которые вам и подарили эти самые никчемные жизнюшки.

                    При освобождении Польши погибли 600 тыс. советских солдат. Кладбища, где похоронены воины, разбросаны по всей Польше и находятся в идеальном порядке. С погибшими в бою здесь не воюют, а бережно сохраняют их могилы и два раза в год (1 ноября и 8 мая) на КАЖДОЙ могиле советских солдат горит свеча и лежат цветы.
                    А вы можете и дальше плеваться ядом на всех и вся. Я разрешаю).
                    За сим откланиваюсь).

    • ANV:

      «Польша? Где находится эта деревенька?»

      Где-то на границе очередного раздела.Но почему-то никому не нужная.СССР нет а немчикам по-фигу.Пущай там королева всех морей на старости разбирается как ребус перед сном.

  • Светослав:

    Пшек потому и радуется, что он хуже представителя «избранного» народа. Напомнить,………, как такие как ты, необработанный янтарь меняли на всякое фуфло у простых солдат, которые девушкам своим подарки искали перед дембелем? Насколько вы их обманывали, ………………………………………………………………………………………………… Была бы моя воля, я бы с вами сделал то, на что ваша суперсвятейшая инквизиция никогда не решилась бы. Да последует 4-й раздел этой недостраны!

  • just:

    Да уж, зато в Ирландии на гос. сайтах, особенно где о социальных пособиях, третий госудаственный язык после ирландского и английского — польский. Скандал в местных СМИ был лет 7-8 назад когда молодая польская мамаша из Голвея хвасталась какие ирландцы дураки, она сидит на пособии, ничего не делает и в ус себе не дует, хочу поеду в Польшу, хочу нет. а пособие и неплохое ей капает еженедельно. Потом польский премьер публично извинялся перед ирландским, что репортеры ее не так поняли :).
    Даже в глубинке, не говоря про столицу, везде поляки, маскирующиеся под ирландцев, особенно на стройках, отелях и магазинах ЛИДЛ и АЛДИ, где кроме менеджеров одни поляки, которых предупреждают не говорить между собой по-польски, это очень раздражает местных аборигенов :)

  • Boris:

    Вот что написано об авторе этой статьи Рустеме Адагамове в википедии:

    «Как сообщает ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах, Следственный комитет РФ завёл уголовное дело в отношении Адагамова по подозрению в изнасиловании и совращении 12-летней девочки по статья 131 и 132 УК РФ[38].

    В марте 2013 года блогер уехал из России и по состоянию на 2015 год больше в страну не возвращался[39].

    В январе 2015 года, после того как Адагамов в очередной раз не явился на допрос в следственные органы, он был объявлен в федеральный розыск[38]. »

    Поэтому доверять изложенным «фактам» в этой статье вряд ли нужно.

    • Вадим:

      А я бы не доверял следственному комитету, председатель которого вывез журналиста «на разбоку» в лесок. Моджет вы еще и представителям МИДа упомянутой страны доверяете?

  • Светослав:

    Не будь нашей Великой страны, гореть вам всем в печах Освенцима и Майданека. Надо еще раз повторить один исторический опыт, времен Екатерины Великой!
    Азим! Я не шовинист, но зря вы вводите однобокую цензуру. Тут полячонок неблагодарный вельми радуется, что из-за жадности и предательства нескольких ……………………………….нас всех лишили родной страны, а вы его коммент оставляете. А мое пожелание еще раз применить решение великой русской ИМПЕРАТРИЦЫ — удаляете! Как это понимать? Пусть этот …. вспомнит, что в княжестве Варшавском русские оставили всю польскую культуру, а этот…., чему он радуется?Сколько наших солдат лежит в той земле? Он не помнит, чьим жизням обязан своей этот недобиток АКовский! Он знает, что это… Я лично ему желаю — лишиться его родины, и чем быстрее, тем лучше! Он негодяй!

    • Azim:

      Вообще-то я тут не один. Почему я сразу? Я вообще комменты удаляю очень редко, и в основном те, к-рые написаны в стиле “сам козёл”!

  • olga:

    Всё труха ..и статья и фотография , кстати не имеющая никакого отношения к нашей политике относительно Афганистана…потому как на ней середина или конец 60-х ..Афганистан это 70 ..В 60-х у нас с Афганистаном было всё хорошо ..Кто хочет может вспомнить знакомых ..друзей , родственников ,.которые в те годы работали в Афганистане и зарабатывали на квартиры ..машины и пр благи цивилизации ..в виде чеков Внешторгбанка ..У меня таких родственников и знакомых не было …Печальные события 70-х нашу семью тоже обошли стороной ..но что такое груз 200 и горе родственников погибших я видела близко …Наверное уместнее вспомнить как мы приняли тогда ввод наших войск в Афганистан ..только если скажете что восприняли это как трагедию ..или что то в этом духе …то …я не поверю ..так как написанное выше многими говорит о том что большинству было по барабану куда тогда и кого ввели …Если так ,то осуждать и обсуждать тему Афганистана сегодня не стоит ..Фотография другое дело ..это не фотография из 80 или 90-х ..это конец 60-х может и 70-е …и бабы давятся не потому есть нечего..а потому что хлебом скот откармливали ..до безобразного рыхлого жира ..такого что есть невозможно было ..одно сало ..Но в очередях давились не только хозяева свиней ..Как себя помню за чем то да давились ..то за тюлем ..то за сахаром ..то за белыми хлебом .( сосед умер в очереди от волнения что перед ним француские булочки закончатся , и помнится одно время вместо белого продавали горчичный ( кстати очень вкусный хлеб )..зимой молока было не достать ..обходились как то порошковым ..а если тесто ставить то бабушка мороженое покупала и заводила опару ..Когда переехали в Прибалтику ..забыли что такое когда нет молока зимой ..Молоко было круглый год как и творог ..и сыр ..и колбаса ..и всё другое ..Калиниград нас тоже не обижал ..не такое изобилие как у соседей ..но и не голод ..чего не хватало ..за тем к ним и ездили ..Помню поезд Калинингрд -Рига ..к выходным билетов на этот поезд было не достать ..в общем вагоне залезали на третью полку .. и сидели на нижней полке по 5-7 человек всю ночь ..зато покупали всё что нужно ..Тоже было развлечение ..даже спорт какой то ..И в голову никому не лезло,.как там где то ..кто то или за серым давится в очереди .. в ватнике и кирзачах ходит или кого то назад домой в цинковом гробу везут ..главное чтобы у нас всё хорошо и достойно было ..соответствовало ..и не надо что злато -серебро вас не интересовало ..хорошая одежда ..и зарплата .,.не интересовало где вы живёте в захолустье или в городе ..Всё жадно интересовало ( молоды были полны сил и надежд )..всё кроме политики ..А что нынче спорить ..как оно было ..мы тогда толком не знали что и где было ..и не хотели знать ..а обсуждать и спорить о событиях 50 летней давности сегодня -это маразм уже старческий ..

    • Tatjana:

      olga:
      Всё труха ..и статья и фотография , кстати не имеющая никакого отношения к нашей политике относительно Афганистана…потому как на ней середина или конец 60-х ..Афганистан это 70 ..В 60-х у нас с Афганистаном было всё хорошо ..Кто хочет может вспомнить знакомых ..друзей , родственников ,.которые вте годы работали в Афганистане и зарабатывали на квартиры ..машины и пр благи цивилизации ..в виде чеков Внешторгбанка ..У меня таких родственников и знакомых не было …Печальные события 70-х нашу семьютожеобошли стороной..но что такое груз 200 игоре родственников погибшихя видела близко …Наверное уместнее вспомнить как мы приняли тогда вводнаших войск в Афганистан ..только если скажетечто восприняли это как трагедию ..или что то в этом духе …то …яне поверю ..таккак написанное вышемногими говорит о том что большинству было по барабану куда тогдаи кого ввели …Если так ,тоосуждать и обсуждать тему Афганистанасегодня не стоит ..Фотография другое дело ..это не фотография из 80 или 90-х ..это конец 60-х может и 70-е …и бабы давятся не потому есть нечего..а потому что хлебом скот откармливали ..до безобразного рыхлого жира ..такого что есть невозможно было ..одно сало ..Но в очередях давились нетолько хозяева свиней ..Как себя помню за чем тода давились ..то за тюлем ..то за сахаром ..то за белыми хлебом .( сосед умер в очереди от волнения что перед ним француские булочки закончатся , и помнится одно время вместо белого продавали горчичный ( кстати очень вкусный хлеб )..зимой молока было не достать ..обходились как то порошковым ..а если тесто ставить то бабушка мороженое покупала и заводила опару ..Когда переехали в Прибалтику ..забыли что такое когда нет молока зимой ..Молоко было круглый год как и творог ..и сыр ..и колбаса ..и всё другое ..Калиниград нас тоже не обижал ..не такое изобилие как у соседей ..но и не голод ..чего не хватало ..за тем к ним и ездили ..Помню поезд Калинингрд -Рига ..к выходным билетов на этот поезд было не достать ..в общем вагоне залезали на третью полку .. исидели на нижней полке по 5-7 человек всю ночь ..зато покупали всё что нужно ..Тоже было развлечение ..даже спорт какой то ..И в голову никому не лезло,.как там где то ..кто то или за серымдавится в очереди .. в ватнике и кирзачах ходит или кого то назад домой в цинковом гробу везут ..главное чтобы у нас всё хорошо и достойно было ..соответствовало ..и не надо что злато -серебро вас не интересовало ..хорошая одежда ..и зарплата .,.не интересовало где вы живётев захолустье или в городе ..Всёжадно интересовало ( молоды были полны сил и надежд )..всё кроме политики ..А что нынче спорить ..как оно было ..мы тогда толком не знали что и где было ..и не хотели знать ..а обсуждать и спорить о событиях 50 летней давности сегодня -это маразмуже старческий ..

      Ольга, Вы все правильно изложили. Все так и было — Калининград, Рига, Ташкент, росс. деревни -везде жили по разному и никого не волновала эта политика, эта война. Только с одним не соглашусь, что вспоминать все это — старческий маразм. Может быть наши воспоминания кому-то из молодых откроют глаза, что не так все было радужно в нашей прежней общей стране.

  • Ошибкой было публиковать не сам текст Анатолия Черняева, а цитаты из авторского текста, сделанные блогером Агадамовым. Ни фотографии, ни гнусного постскриптума о «кирзе-ватниках и гибели СССР в 1970» у самого Черняева НЕТ. Он написал много-много страниц воспоминаний о деятельности аппарата и его аппаратчиков в советские годы. Можно читать, можно не читать. Оригинал здесь — https://www.rulit.me/books/sovmestnyj-ishod-dnevnik-dvuh-epoh-1972-1991-read-459048-305.html Стр. 305
    В итоге предметом длительного обсуждения стали четыре строчки приписки, сделанные гаденьким блогером и фотоснимок, подобранный им же из интернета (без источника, без даты). Сами же дневники или хотя бы тема войны в Афгане остались вне обсуждения. А ведь очень хотелось услышать мнение наших знатоков этой трагической истории.

    • Владимир К:

      Информация к размышлению.
      Из книги «Афганистан» генерал-лейтенанта Андрея Евгеньевича Снесарева (1865–1937 гг.).
      «…Что же касается военной стороны дела, то беспутье страны делает её почти недоступной, во многих местах непроходимой, лишает возможности для наступающего держать связь между отдельными отрядами и вообще делает страну весьма пригодной для пассивного сопротивления. Гордый и свободолюбивый характер народа и огромная горная площадь вполне гармонируют с этим бездорожьем, делая страну очень трудной для завоевания, а особенно – для удержания во власти.
      Афганистан – страна небогатая. Завоевание его вызовет… ненависть гордого и свободолюбивого народа, удержать страну во власти трудно, почему и думать о том, что в будущем может назреть война только из-за Афганистана, нет смысла.
      …Афганская армия заключает в себе мало элементов, которые могут заменить нашу европейскую дисциплину. Прежде всего Афганская армия – это дружная семья магометан, которая готова, как один, постоять за знамя пророка, и это знамя будет поднято при всякой войне. Затем, афганцы проникнуты
      фанатической любовью к своей родине и к свободе, и эта основная черта народа прочно объединит их в минуты войны. Наконец, и железная дисциплина будет не забыта, когда настанет война.
      …Огульно думать, что афганцы, здорово живёшь, бросятся к нам в объятья или сделают такой же бросок на британскую грудь, неправильно и неосторожно. Политические расчёты могут повести (всегда временно) Афганистан на ту или на другую сторону, но чувства останутся одинаково враждебными ко всякому Европейскому государству. Чёрная ли собака, говорил Абдурахман, рыжая ли собака, всё равно собака; эмир разумел русских и англичан» .
      Книга вышла в свет в 1921 году, то есть в год подписания советско-афганского договора о дружбе, и представляет собой сборник лекций А.Е. Снесарева, прочитанных им примерно в это же время старшему и высшему командному составу РККА.

  • Любопытствующий:

    Лидия Козлова: Спасибо, очень интересно. Теперь это полезно прочесть и американцам.
    Вы совершенно правы. Вот только закавыка: американцы пришли туда 20 лет назад, сразу после теракта в Нью-Йорке, точно знали, что едут на войну. А советские воины — в рамках выполнения интернационального долга задолго до 2000-х, причем тысяч 14-15 расстались с жизнью, совершенно не понимая, что их попросту послали погибать. Точно так же, как было в 45-м в Берлине: погибли десятки тысяч советских солдат, тогда как фашисты готовы были целыми подразделениями выйти под белыми флагами.

    • Светослав:

      13 300 — советских солдат и офицеров.
      «Точно так же, как было в 45-м в Берлине: погибли десятки тысяч советских солдат, тогда как фашисты готовы были целыми подразделениями выйти под белыми флагами». Ты там был? КТО подтвердил эту «готовность?»
      С хитлером, или хотя бы кребсом советовался? Дед моей жены там был, «За взятие Берлина» имеет, вернулся в 1946-м, весь израненный… Так кто там хотел выйти, куда именно, кому сдаться? Эй, «любопытный», ответишь?

    • J_Silver:

      Были готовы выйти? Чего же не вышли, а держались чуть не до последнего патрона?