100 лет со дня проведения Первого съезда народов Востока в Баку 1-8 сентября 1920 года История Старые фото
Юрий Флыгин
Целью съезда было стимулировать революционное движение на Востоке, поскольку для руководителей Коминтерна уже становилось очевидным, что идеи всемирной революции у западных пролетариев не находят активного отклика. Съезд проходил в сложных международных общественно-политических условиях.
На Кавказе советская власть была установлена только в Азербайджане, в Крыму еще продолжалось патриотическое («белогвардейское») сопротивление, продолжалась советско-польская война, шла армяно-турецкая война, в которой дашнакская Армения терпела поражение за поражением (в итоге она признала свое поражение, ее территория по договору была ограничена Ереваном и округой, Турция получила право контролировать все сферы жизнедеятельности, Армения фактически становилась вилайетом Турции, лишь вмешательство Советской России помогло армянам сохранить территорию и государственность).
Однако, съезд был организован с большой помпой, на устройство и обеспечение делегатов съезда не поскупились. Весь Баку был обвешан красными флагами и большевистскими лозунгами, в разных района установили несколько триумфальных арок.
На съезде присутствовали представители 37 национальностей (это по стенограмме съезда, в других источниках сообщают о 44 национальностях, причем 266 делегатов почему-то не указали в анкетах своей национальности). Самые большие делегации были от турков (235), персов (иранцев, 192) и армян (157). Русских — 104. Были внушительные делегации от грузин, чеченцев, узбеков, таджиков, туркмен, киргизов (очевидно, здесь в основном имеются в виду казахи), евреев.
Отдельно были представлены сарты (10), джамшиты — 12 (интересно, кто это?), текинцы. Были некие хазары (так в стенограмме написано, скорее всего речь идет о хазарейцах). Странно, съезд проходил в Азербайджане, а в списке представленных национальностей нет азербайджанцев, наверное их включили в числе турков.
В списке башкиры есть, а татар нет, хотя татарские деятели упоминаются среди выступавших. Съезд проходил под эгидой Коминтерна, и председатель его исполкома Зиновьев руководил работой съезда. Накануне съезда прошло заседание Бакинского совета рабочих, красноармейских и матросских депутатов совместно с делегатами съезда азербайджанских профсоюзов.
Председатель этого заседания (Нариманов) в своем приветствии провозглашал: «Да здравствует наш вождь, прибывший сюда, тов. Зиновьев, вождь мирового коммунизма, да здравствует тов. Радек, вождь мирового пролетариата!» Фамилия Ленина на съезде была по-моему названа один раз, когда его выбрали вместе с Зиновьевым и Троцким почетными председателями съезда. Сталина тоже упомянули один раз -когда избирали его почетным членом президиума съезда. Зиновьев и Радек благодарили бакинцев за хорошую организацию съезда.
В стилистике, выдававшей, что да, «в Афинах они не учились». Зиновьев: «Они (бакинцы) вознаграждены (проведением съезда) за те многие страдания, которые им пришлось вынести сверх комплекта, отпущенных рабочим других городов». Радек: «Город Баку неслучайно намечен нами, когда мы думали о съезде… Здесь, в Баку, где много лет работали и персы, и турки, и татары, где их капитализм насиловал… к ним одновременно приходила социалистическая мысль».
Съезд собрал очень разную и противоречивую публику. Бела Кун, Хошимин, руководители западноевропейских компартий, турецкий авантюрист Энвер паша, тайком буквально пробрался на съезд Заки Валиди, пытавшийся стать лидером туркестанского и башкирского национального движения, Еникеев, отметившийся еще до революции всякими провокациями.
Весьма дельно выступил представитель от узбеков Нарбутабеков. Он, в частности, сказал: «Мы заявляем, что кроме советской власти, наши мусульманские народы и народы Востока другой власти не захотят… Следуе заявить, что кроме власти советской никакая другая для Востока не приемлема… Лучшего союзника, чем трудовой Восток, советская власть в настоящее время найти не может, ибо в течение трех лет на призывы наших товарищей, лучших руководителей мировой революции, до сих пор западноевропейский пролетариат не оказал активной поддержки».
Последнее утверждение было довольно смелым, ведь вопреки очевидным фактам, большинство функционеров Коминтерна, деятели западноевропейских компартий продолжали твердить о приближающейся мировой социалистической революции, в том числе в Европе. Также от туркестанцев выступал Рыскулов. Он заявил, что «к советской власти приобщились полсотни миллионов народов Востока. Мы видим, что из бывших колоний, как Туркестан, Кавказ и другие страны с мусульманским населением, образовались советские республики… теперь эти республики… развиваются культурно, они теперь освобождены и устраивают сами свою социальную жизнь… Такие государства, как Армения, Финляндия, Польша… не представляют собой самостоятельных государств. Они созданы нарочно… представляют собой просто напросто организованные шайки, которые, по поручению мирового капитализма, борются с Советской Россией».
Женщин на съезде было всего 55 (по стенограмме, по другим источникам 50).
От женщин Туркестана выступила с прочувственной речью работница из Аулие Аты (нынешний Тараз в Казахстане). Она заявила: «Советская власть — это наша мать, а мы ее дети. Душой этой советской власти, освободительницей и авангардом трудящихся всего мира, является Российская коммунистическая партия и доблестная Красная Армия».
Конечно, далеко не со всеми положениями этих выступлений можно согласиться, но, во всяком случае, они свидетельствуют, что идеи революционных социальных преобразований нашли в Туркестане благодатную почву и активно поддерживались значительной частью местного населения, вопреки насаждаемой ныне установке, что якобы идеи социализма в Туркестане поддерживало лишь некоренное население.
Практические результаты Бакинского съезда народов Востока были невелики, слишком быстро менялась мировая обстановка и установки съезда быстро обесценились. Активный деятель съезда, много сделавший для его организации Н.Нариманов позже писал. что результаты съезда свелись к тому, что его инициаторы показали, «как они умеют красиво и много говорить, какого совершенства достигло фотографическое дело».
Действительно, говорили много и вдохновенно, гремели овации, бесконечно исполнялся «Интернационал», участники съезда были наэлектризованы, многим казалось, что дело всеобщего благоденствия уже не за горами. Но одно быть в толпе своих единомышленников и другое, вернувшись на родину, оказаться один на один со своими пролетариями и крестьянами. Но все же, для многих деятелей национально-освободительного движения стран Востока этот съезд стал своеобразной школой.
«На Кавказе советская власть была установлена только в Азербайджане, в Крыму еще продолжалось патриотическое («белогвардейское») сопротивление, продолжалась советско-польская война, шла армяно-турецкая война, в которой дашнакская Армения терпела поражение за поражением (в итоге она признала свое поражение, ее территория по договору была ограничена Ереваном и округой, Турция получила право контролировать все сферы жизнедеятельности, Армения фактически становилась вилайетом Турции, лишь вмешательство Советской России помогло армянам сохранить территорию и государственность). »
Ne bilo na territorii Erevanskogo Hanstva armyan. Ne bilo nikogda! Ih zavezla tsarskaya rossiya! I oni nachali smutu i otbor zemli!!! Zatem s pomoshyu sovetskoy vlasti smogli oformitsya kak territorialnoe obrazovanie. Vranyo pishite!!!!
Atabek[Цитировать]
Я понимаю, что известный конфликт между двумя закавказскими странами обуславливает и печальную взаимную неприязнь и нетерпимость. Но в любом случае нужно все-таки делать те или иные утверждения на основе исторических фактов. Как же это в Ереванском ханстве не было армян? Еще за много веков до образования этого ханства, в 303 году близ нынешнего Еревана был основан Эчмиадзин, как центр Армянской Церкви и резиденция ее главы, католикоса. Если бы там не было армян, то как же они устроили именно там центр своей Церкви? Когда вы заявляете, что «vranyo pishite», вы руководствуетесь эмоциями, а я как автор руководствуюсь фактами. И я по происхождению не имею отношения ни к армянам, ни к азербайджанцам, и в отличие от вас могу позволить себе быть беспристрастным. Тем более, что информация вообще-то и не про армян и не про азербайджанцев.
Ю.Ф.[Цитировать]
Ih (armyan) tam ne bilo. Eto bili albani. Armyan tam nikogda ne bilo. Oni prisvaivayut albanskie cerkvi, nsaledie. Vi znaete kto takie kavkazskie albani? Pochitayte pojaluysta.
Mne stidno chto opyat govorite pro konflikt. Kommentariy bil ne pro konflikt. Kommentariy bil pro vranyo, kotoroe zapustili i zatem pitayutsya predstavut kak pravdu. Vranyu mesta net!!!! Prostite za jestkiye kommentarii. Ya prosto ustal…
Atabek[Цитировать]
Не хотелось бы вступать в дисскусию, кто кому принес христианство и письменность, албаны армянам или все же армяне албанам. Но Вы проявите элементарное уважение не только к автору, но и к участникам, если будете использовать кирилицу. Это очень легко сделать и на компьюторе и на телефоне. Тогда может быть и Вы будете меньше «prosto ustavat'».
Феликс[Цитировать]
Kto komu chto prines ne znaet ni ya ni kto drugoy. Est vranyo. Kotoroye ya vam posovetuyu ne pisat i ne podderjivat. Naschet ispolzovaniya kirillici — kak, Vam ne nravitsya? A kto zastavil nas pereyti v 1930 godi snachala Na latinicy potom na кирилицу, Кирил и Мефодий? Nepriyatno da?! Mojet mne esho chto nibud dlya vas sdelat? Ton statey na etom sayte ochen odnobok. Menya eto ne ustraivaet.
Atabek[Цитировать]
Ya izvinyayus esho raz za kommentarii. delo (zavoz armyan iz Blijnego vostoka) nachali pri imperatore aleksandre. Ideyu kstati podaval v tom chisle i Griboedov….. tot samiy chto napisal «Gore ot uma». Napishite Pojaluysta v lichku mne bilo bi inetersno s vami podiskutirovat (kokand.atabek@yandex.ru) . Spasibo, Yuri. Emocii ya uberu. Adminu prosba: udalite moi kommentarii
Atabek[Цитировать]
Purga, odnako…
Энвер[Цитировать]
Soglasen.
Atabek[Цитировать]
При возвращении с этого съезда получил тяжелые ранения, и затем ушел из жизни начальник ташкентской военной, короче, ТВОКУ, генерал-лейтенант Александр Павлович Востросаблин.
Светослав[Цитировать]
В дискуссии перемешивают названия народов, организаций и государств. Так же можно спорить и о сартах-узбеках и о казахах-киргизах (не к ночи упоминать о русских-украинцах-белорусах :) Армянская церковь, как и другие религиозные образования создавались на базе торгово-военных группировок. В некоторых случаях их секретная система письма становилась «национальной». Так что надо проявлять уважение к таким, выжившим в исторических катаклизмах, организациям (особенно оформившим свои государства)
AK[Цитировать]
Ya bi skazal ne uvajat, a UCHITSYA
Atabek[Цитировать]
Atabek, все же если отрешиться от эмоций и опираться на строго научные выверенные исторические факты, то история этногенеза народов Закавказья и история их расселения весьма сложна и не укладывается в ваши рамки. Территория исторической Армении (историческая Армения, кроме нынешней Республики Армения включает и Западную Армению, которая является частью Турции и где армян почти не осталось) в течение многих веков была ареной столкновений разных народов и цивилизаций. Это очень большая тема и не для популярных сайтов. Сейчас я лишь хочу поправить ваше утверждение по поводу якобы инициативы императора Александра (очевидно, вы имели в виду Александра Второго) и А.С. Грибоедова о переселении армян. Грибоедов, кстати, был в Закавказье и Иране при Николае Первом. Ни императору, ни литератору не было смысла призывать армян переселяться в Армению, потому что они и так там жили. Но действительно, после того, как после русско-иранской войны 1826-28 гг. к России были присоединены Ереванское (Эриванское) и Нахичеванское ханства, то из Западной Армении, спасаясь от турецкого господства, более 130 тысяч армян переселились под защиту русской власти в Восточную Армению. Я, как вы и предлагаете, напишу вам на почту.
Ю.Ф.[Цитировать]
Yuri, vi ne napisali na pochtu kak obeshali. Nu ya vremya zrrya ne tratil. Eto ya nashel mnogo ranshe vozobnovivshegosya protivostoyaniya na Yujnom Kafkaze.
в целом переселение и расселение армян на Южном Кавказе было многоступенчатым процессом, растянувшимся на многие столетия. Он продолжался вплоть до начала XX века. Можно предположить, что армяне стали основательно обосновываться на Южном Кавказе со времени основания нового патриаршего престола в Эчмиадзине в 1441 году. В этот период Эчмиадзин — Уч Кился, находился в границах азербайджанского государства Гарагоюнлу.
Новый этап массового переселение армян на Южный Кавказ начинается в результате русско-персидских и русско-османских войн 1826-1829 годов. На первом этапе, в 1828-1830 гг., было переселено около 130 тысяч армян (из Персии 40 тысяч, из Османской империи 90 тысяч).
Uchmuazzin (tri miazzina) — Echmiadzin.
Tak chto Yuri, vi ne pravi. Armyan tam ne bilo ….. i oni vse vrut!!! Ne verte im.
Atabek[Цитировать]