Авиаконструктор самолёта Боинг-747 Джо Саттер. К 100-летию со дня его рождения История

Пишет Радик Газиев

Как-то А.Исайкин, руководитель авиакомпании «Волга-Днепр» (бывший работник ТАПОиЧ, военпред), будучи на международном авиасалоне «Фарнборо» (Англия) сообщил, что по инициативе компании «Волга-Днепр» и английской компании «Карго…» будет организована встреча трех знаменитых создателей самых больших самолетов в мире: -“Впервые мы собираем одних из самых великих авиаконструкторов всех времен, чтобы узнать, что вдохновляет их на создание своих шедевров и каким они видят будущее воздушных грузоперевозок…». Он подразумевал Г.В.Новожилова Генерального конструктора самолетов Ил-86, Ил-96, В.И.Толмачева Главного конструктора самолетов Ан-124, Ан-225 и Джо Саттера, американского Главного конструктора самолета Б-747. К сожалению, их встреча не состоялась, к этому времени, хотя они прожили до 95 лет, но уже «почили в Бозе» (В.И. Толмачев 12 лет меньше).

Г.В.Новожилов знал и дружил с Джо Саттером раньше, им удалось найти общий язык на международных встречах по совместному проектированию почти аналогичных самолетов, оба были почти одного возраста, славяне по происхождению (Джо Саттер родом из Словении, деревня Доброво) Единственное их отличие: Джо Саттер в своей книге: «747» Создание первого в мире реактивного самолета «Джамбо» и другие приключения из жизни в авиации» Нью-Йорк 2006г. описал свою жизнь не только о проектировании и постройке самолета, но и об организации строительства завода на болотистом месте под Сиэтлл в зимнее, холодное время севера США, и как быть менеджером в поисках заказчиков на необыкновенно большой самолет того времени, и как быть борцом за постройку нового самолета среди своих недоброжелателей. (К тому времени на такой самолет не было заказа от правительства и фирма Боинг была перед банкротством из за непомерных расходов).

Г.В.Новожилов в интервью со СМИ неоднократно подчеркивал дружбу с Джо Саттером, также упоминал о нем в своей книге-биографии «О себе и самолетах» г. Москва. 2011г. (фото 4). В частности он пишет: «В декабре 2006 г. исполнилось тридцать лет первого взлета самолета Ил-86 лет с Центрального аэродрома имени М.В.Фрунзе. В передаче «Авиаторы» по каналу НТВ , посвященной широкофюзеляжному самолету Джо Саттер, с которым меня связывало более чем сорокалетние, добрые, товарищеские отношения, на вопрос ведущего программы об установке двигателей на крыло Ил-86 сказал: -«Это я посоветовал Генри установить двигатели на пилонах, за что получил большую бутылку водки». Действительно, при наших встречах в Париже и Лондоне, и при посещении фирмы «Боинг» в 1972 г., а к этому времени мы были хорошо знакомы, я много вопросов задавал Джо и о пилонах, и об отказах крайнего двигателя. У этого, выдающегося американского конструктора, под руководством которого был создан «Б-747» было чему поучиться. Я благодарен судьбе за нашу многолетнюю дружбу для которой и «железный занавес» не был преградой…».

Книга Джо Саттера Самолет «Б-747» (самолет был включен в ранее размещенную схему самых больших самолетов мира) изобилует интересным моментами из истории проектирования и постройки самолета. В частности, в то время администрация фирмы Боинг отобрала лучших аэродинамиков, прочнистов и конструкторов для проектирования и пострйки опытного сверхзвукового самолета Б-2707 по заказу правительства среди авиафирм, по типу модного в то время самолета «Конкорда». При попытке сокращения фирмы около 1000 конструкторов среди оставшихся сотрудников, Джо Саттер, наоборот, потребовал увеличить штат на еще 800 человек, работая больше с новичками.

Джо Саттер отстаивал формы самолета с горбом в носовой части для размещения там экипажа, предполагая использовать самолет в грузовом варианте с открытием передней створки для загрузки. Так получилось и в жизни, последние варианты самолетов были изготовлены, как грузовые. Мало кто верил в самолет Джо Саттера и тогда он привез семью, поставил их на взлетную полосу впереди точки взлета первого самолета. Он использовал друзей из фирмы Пан Ам для заказа первых самолетов и их финансирования, в то время шеф-пилотом Пан Ам был Ч. Линдберг, знаменитый тем, что первый перелетел через Атлантический океан. Самолет Б-747 был изготовлен в различных модификациях, с увеличением и уменьшением своих габаритов.

Вариант сверхзвукового самолета фирмы Боинг Б-2707 не прошел по конкурсу и, впоследствии, в США вообще отказались от сверхзвукового, пассажирского самолета. К этому времени самолет Б-747 набирал обороты и весь мир стал присматриваться к самолету с его оригинальными 3х щелевыми закрылками, формами крыла, новыми типами шасси под брюхом самолета, уменьшением числа экипажа, 4х-кратным резервированием некоторых систем, использованием композитных материалов в конструкции самолета и т.д. Создавался самолет «Борт номер один» (для президента). Первый самолет взлетел в 1969 г, открыв эру крупнотоннажных, пассажирских самолетов.

Самолет Б-747 был изготовлен в количестве более полутора тысяч единиц и перевез более миллиарда пассажиров. Были случаи, когда самолет брал на борт свыше 1000 пассажиров, был случай когда он перелетел без посадки из Австралии в Лондон и т.д. Фирма Боинг самолетом Б-747 вышла в число передовых стран, оставив позади все конкурирующие, пассажирские фирмы мира. Самолет Б-747 считается самым продолжительным долгожителем среди пассажирских самолетов мира. (К слову, удивительно, если у Г.В.Новожилова столько званий и наград, что не помещается в Википедию, то Джо Саттеру после всех его заслуг вручили одну маленькую медаль от его организации, а не от правительства, а при описании самолета Б-747 его вообще не упоминают). Джо Саттер вышел на пенсию в 65 лет и перешел в разряд советников, разъезжал по миру по осмотру состояния своих самолетов.

На сегодняшний день проходит эра крупнотоннажных, пассажирских, 4х двигательных самолетов, перестали в мире их заказывать, долетывают старые до ресурса. Вместе с самолетом Б-747 с 4-мя двигателями в США, отказываются от производства и от двухпалубных 4-х двигательных самолетов А-380 и от ранее выпущенного А-340 в Европе. В Японии сразу списали 73 самолета Б-747, 4х двигательные самолеты считаются не рентабельными из за расхода топлива и обслуживания, все страны переходят на 2х двигательные самолеты с размещением двигателей на крыле, их можно при необходимости увеличивать по грузоподъемности одновременно с увеличением мощности и габаритов 2х двигателей. (Однако, в России предполагают заново запустить в производство Ил-86, но видимо, не надолго).

Примечание. Более подробно биография Джо Саттера отражена в сайте «Проза.Ру».

С уважением, Радик.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.