Ташкентской «Купальщице» 150 лет Искусство История

Tursunali Kuziev:

ДЕНЬ 150-летия рождения «Купальщицы» и год 200-летия рождения великого итальянского живописца А.Ф.Беллоли (1820-1881). С утра посетил ГМИИ Уз, прошел в зал русского искусства. Цель посещения —увидеть один из самых ярких шедевров ташкентского музея, легендарную «Купальщицу» Беллоли.

В 1870 году итальянский художник, принявший российское подданств,о закончил работу над одним из лучших своих произведений. Самую лучшую из созданных художником серии «купальщиц», ташкентскую приобрёл тогда Великий князь Романов. Князь был сослан в Туркестан, потому привёз с собой это полотно в Ташкент.

Перед своей таинственной смертью он завещал всю свою коллекцию в дар новой власти большевиков. Новые власти на базе коллекции Великого князья и создали первый музей искусств в Центральной Азии.
«Купальщица» из закрытого для публики дворца перекочевала в залы на всеобщее обозрение. Она как и знаменитая «Джаконда» обросла серией легенд.

Об авторе, Андреа Беллоли. Родился 18 ноября 1820 года в Риме, в папской области. Учился в мастерской живописи Академии Св Луки в Риме.
Академия Св Луки была прямой последовательницей Академии искусств созданной Лоренцо Медичи.

После окончания Академии Беллоли получает приглашение в Санкт Петербург. Тут он и создал свои лучшие произведения. В в его мастерскую ходили известные художники, богема того времени. Заказчиками были состоятельные ценители искусства, члены императорской семьи.
Жизнь художника в Петербурге вроде удалась, недостатков в заказах не было, наоборот, не хватало времени на их выполнение.
Его успех в академических кругах вызывал ревность. При всей обеспеченности художник говорил о желании вернуться жить в Рим.
Не успел, доведённый до отчаяния, зимой 1881 года он покончил с собой.
Остались его произведения , радующие глаз ценителей женской красоты.

Что ещё почитать:  60 лет назад Даниил Рябичев начал работать в Ташкенте и 50 лет значку с его шедевром

Впервые я увидел «Купальщицу» в 1970 году. Была лекция к 100-летию рождения картины. Видимо в силу эпидемии, пока музей не отмечает юбилей картины.

Сегодня я был один у картины в день ее 150-летия. Зевающая смотрительница зала русского искусства , устала видимо наблюдать за одиноким посетителем, так долго смотрящим на «голую женщину».
Она тихо спросила
— вам нравится?

Я переспросил
— картина?
— Нет, эта бесстыжая.
— Да, очень, если жил в ее время, на ней бы женился.
Смотрительница ушла прочь, не оценив мою шутку.

Про юбилей картины мы с ней не говорили, да и зачем?

Может в этом году музей отметит двухсотлетие со дня рождения итальянского художника Беллоли.
Кто знает, времена и ценности уже ни те.

Между прочим, как «Джоконда» Да Винчи для Лувра, так и «Купальщица» Беллоли стала одной из визиток ГМИИ Уз.

Благодаря «Купальщице» этот музей посещают миллионы. Большинство не бесплатно.

С юбилеем, наша, ташкентская «Купальщица», с юбилеем маэстро Беллоли из папского Рима!

Rustam Khusanov:

Самой скандальной картине Государственного музея искусств Узбекистана — 150 лет.

Она принадлежала Председателю Государственного Совета и вице-адмиралу Российской империи — Великому Князю Константину Николаевичу. Переехала в Ташкент вместе с его сыном, отправленным в политическую ссылку.

Перед смертью, Ташкентский Князь дарит всю коллекцию городу Ташкенту, и она становится основой для музея искусств. Его супруга становится хранительницей, поскольку знает коллекцию лучше всех, и просит выделить ей комнату для собственного проживания.

Большевики волнуются — всё ли сдала вдова Великого Князя государству. Не оставила ли что-нибудь себе. Просят осмотреть её комнату, находят эту картину и записывают её в музейный фонд.

Что ещё почитать:  В гостях у Бобура Исмоилова

История обрастает подробностями и слухами, и через несколько лет, новый заведующий музея рассказывает взволнованным экскурсантам, что картина была обнаружена во Дворце случайно — в тайной замурованной комнате с секретом.

Потому что потому что — и далее следуют разные романтические подробности. Публика охотно верит и пересказывает историю о находке штукатура Ходжаева до сих пор.

Художник Андрей Белолли, автор этой работы, понимая, что сюжет пользуется спросом, пишет ещё несколько подобных картин.

Периодически, и по сей день, они всплывают на различных аукционах, и тогда в прессе появляются материалы о краже «Купальщицы» из Ташкента. После чего, и каждый раз, искусствоведы обращают внимание, что речь идёт о разных купальщицах.

Наша, как говорится, лучше.

Фотография Tursunali Kuziev
ПС. Есть данные о том, что картина написана в 1871 году. Если это так, то ей 149 лет.

6 комментариев

  • виолав:

    Спасибо.
    Интересно, а кто была натурщицей?

      [Цитировать]

  • yultash:

    «…он завещал всю свою коллекцию в дар новой власти большевиков…» Откуда это? В завещании «большевики» не упомянуты. Читайте источник, который был на этом сайте — https://web.archive.org/web/20140103052906/http://www.rusarchives.ru/publication/nkromanov.shtml#19

      [Цитировать]

  • Zelina Iskanderova:

    Нам сравнительно недавно удалось найти в Интернете хороший оттиск с этой картины, которая у нас в памяти много лет, и приобрести его…
    Некоторое время подростком я занималась гимнастикой в здании Дворца — Центральном Дворце Пионеров г.Ташкента, и нам, принятым к началу учебного года в разные секции, сделали вначале экскурсию по Дворцу.
    И тогда нам экскурсовод, вместе с другими подробностями о Дворце, рассказали об этой картине, якобы
    найденной случайно — была замурована она, как он сказал, в простенке между капитальной стеной и дополнительной стенкой, и даже показал, в какой комнате…
    Нашли её, по этому рассказу, при одном общем тщательном мытье окон во Дворце — одно наружное окно почему-то не удавалось довести до блеска, оно оставалось мутноватым…Пригласили кого-то из штукатуров (наверное, упомянутого выше Ходжаева?), и он простучал наружную и внутреннюю поверхность стенки в этой комнате и высказал предположение, что стена там двойная и есть простенок…Вскрыли внутреннюю стенку и в обнаруженном простенке нашли якобы эту тщательно спрятанную картину…Очень впечатляюще звучит этот рассказ (легенда ли?), верно?
    Я помню указанное им расположение этой комнаты визуально, могу показать и сейчас на фотографии фасада Дворца…
    А вот какие-то не до конца ясные слова об увольнении вдовы князя, бывшей смотрительницей музея одно время, якобы за сокрытие ценностей — за найденную вроде бы у неё в отведенной ей комнатке этой картины(?!)
    как-то не выглядят убедительными в этой публикации и приведенных источниках, тут нужны ДОКУМЕНТЫ о тех событиях! Может быть, на самом деле так и было — но нужно привести документы об этом!

      [Цитировать]

  • AK:

    это активистка движения Худжум

      [Цитировать]

  • Zelina Iskanderova:

    Ещё вопросы и разные сведения:

    Смотрите https://mytashkent.uz/2020/08/21/iz-dokumentov-velikogo-knyazya/#more-101369   —  

    Первые годы после прихода к власти большевиков Надежда Александровна действительно работала смотрительницей музея. Затем ее уволили, обвинив в сокрытии ценностей[49].  
    ————————————————————————————
    [49] Этот факт биографии Н.А. Дрейер-Искандер относится к категории городских легенд, и мы не можем сегодня подтвердить или опровергнуть его документально. 
    ——————————————————————
    Так откуда же взята инфомация об изъятии у неё «Купальщицы»?

    Далее — где умер художник Андреа (Андрей) Беллоли?

    https://artinvestment.ru/auctions/5135/biography.html   — 

    В 1871 покинул Россию. В 1881 в Риме покончил жизнь самоубийством. 

    https://www.stydiai.ru/gallery/belloli-andrey/ — 

    Творческая судьба А. Беллоли сложилась в России счастливо и его работы принесли ему известность, но в 1881 году художник покончил жизнь самоубийством в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.  

    https://lovers-of-art.livejournal.com/961444.html   — (большая интересная экспозиция его работ!)

    И там же в комментах: Художник трагически завершил свои дни в известной психушке на Пряжке. Он, судя по всему, был католик, но нигде нет информации, где он похоронен. 

      [Цитировать]

  • Дон Жуан:

    Глядя на этот портрет мне так и хочется запеть песню Розанова: «Ах какая женищина, Какая женщина, Мне б такую …».

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.