“Здесь поэт с поэтом говорит” Искусство
Галина ДОЛГАЯ
Они средь сада став,
Беседовали, круг образовав!
В столичном Национальном парке Узбекистана им. Алишера Навои цветет и ждет встречи с ценителями истории и поэтического слова Аллея литераторов. Мы с вами отправимся туда по строкам очерка Галины ДОЛГОЙ.
Есть в Ташкенте площадь, история которой уходит в далекое прошлое, но всегда она была центром притяжения для жителей Ташкента и гостей столицы. В XIX веке часть площади окружала крепостная стена с тремя воротами: Самаркандскими, Камаланскими и Бешагачскими. Как и ворота, о которых остались только исторические хроники, площадь называется Бешагач, или Беш Ёгоч – пять деревьев.
Место это было известно обширными садами, мастерскими ремесленников по производству кирпича, изготовлению медных изделий. В начале XX века здесь была построена городская бойня, по площади прошла первая ветка конки, связавшая южную часть города с железнодорожным вокзалом. В 70-х годах XX века на месте глиняного карьера кирпичного завода методом хашара было сооружено озеро, питавшееся водой канала Анхор и ставшее жемчужиной среди мест отдыха в Ташкенте. Вокруг озера жители города посадили множество деревьев, и с тех пор площадь Беш Ёгоч окружена парком, который ныне называется Национальным парком Узбекистана имени Алишера Навои.
Дорога, ведущая в сердце парка, сразу расслабляет, отвлекая от забот. Цветочные клумбы, газоны, орошаемые веерами водяных брызг, освежают воздух даже в самые жаркие дни. Ухоженные берега Анхора манят прохладой. Вдали, среди пышных крон дубов голубеет купол легкой, словно воздушной, беседки.
Беседка поставлена на возвышении, и, выйдя на аллею, ведущую к ней, уже издали посетитель видит силуэт фигуры поэта, знакомый с детства каждому узбекистанцу – Алишер Навои. В свете закатного солнца, когда тени деревьев длинными языками ложатся на землю, кажется, что великий поэт вышел на прогулку и, как и мы, наслаждается красотой неба, цветов, деревьев. Только поднявшись на холм, к подножию беседки, понимаешь, что взгляд Навои обращен к ученикам, застывшим в скульптурном безмолвии в саду у подножия холма. Скульптуры поставлены полукружьями в несколько рядов, между ними витиевато пролегли линии аллей, уютные беседки, скамейки расставлены в разных частях парка, приглашая гостей присесть отдохнуть, поговорить о литературе, вспомнить слова писателей и поэтов, память о которых увековечили в этом саду.
Невольно вспоминаются строки Алишера Навои в поэме «Стена Искандера» о его встрече с учителями, наставниками – великими поэтам прошлого, которые для него были образцом высокой словесности: Джами, Низами, Фирдоуси, Саади… Он описывает встречу с ними в прекрасном саду, когда каждый из великих приветствовал его.
Ты видишь круг пирующих вдали? Иди к ним, поклонись им до земли! Я, вняв совету, устремился к ним, К своим предтечам, ангелам земным. И, увидав меня за сто кари, Они свои покинули ковры; И встали, и навстречу мне пошли, Как будто не касаяся земли.
В саду литераторов Национального парка Алишер Навои также будто идет на встречу с мастерами слова, но не своими кумирами, а с теми, для кого кумиром стал он сам.
Сегодня здесь увековечены двадцать четыре имени выдающихся писателей и поэтов. Каждый из них внес свою лепту в историю узбекской литературы, стал просветителем, пропагандистом новых идей в литературе, оставил богатое наследие, украсившее узбекскую и мировую культуру.
Среди самых достойных имена классиков узбекской литературы от Алишера Навои до наших современников:
Алишер Навои (1441-1501) – великий поэт и мыслитель, государственный деятель. Вершиной творчества Навои стала «Хамса» – «Пятерица». Она состоит из пяти поэм: «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет» и «Стена Искандера».
Бабур (1483-1530) – поэт и государственный деятель, автор «Бабур-наме».
Огахи (1809-1874) – писатель, историк, переводчик, автор исторических трудов об истории Хорезма;
Мукими (1850-1903) – один из основоположников узбекского реализма;
Бехбуди (1875-1919) – просветитель, один из идеологов и лидеров джадидизма;
Абдулла Авлони (1878-1934) – детский писатель, драматург, просветитель и педагог;
Абдулла Кадыри (1894-1938) – основатель узбекского романтизма;
Чулпан (1898-1938) – один из основоположников новой узбекской поэзии;
Гафур Гулям (1903-1966) – выдающийся поэт, публицист, переводчик, общественный деятель, заложил основы нового узбекского стихосложения;
Айбек (1905-1968) – выдающийся поэт, писатель, переводчик, академик Академии наук Узбекистана, автор романа «Священная кровь»;
Абдулла Каххар (1907-1968) – выдающийся писатель, драматург, переводчик;
Хамид Алимджан (1909-1944) – поэт, драматург, литературный критик, выдающийся представитель узбекской поэтической классики XX столетия;
Саид Ахмад (1920-2007) – выдающийся писатель и драматург, автор пьесы «Бунт невесток», заслуженный деятель искусств Узбекистана;
Саида Зуннунова (1926-1977) – поэтесса и писательница, одна из основоположниц женской узбекской литературы нового времени;
Озод Шарафиддинов (1929-2005) – выдающийся ученый, профессор, педагог, публицист, переводчик, Герой Узбекистана;
Ибрагим Юсупов (1929-2008) – каракалпакский поэт, переводчик, драматург, педагог. Автор слов гимна Республики Каракалпакстан;
Тулепберген Каипбергенов (1929-2010) – выдающийся каракалпакский писатель, Герой Узбекистана;
Эркин Вахидов (1936-2016) – поэт, драматург, общественный и государственный деятель, Герой Узбекистана;
Мухаммад Юсуф (1954-2001) – выдающийся поэт, народный поэт Узбекистана.
Господь! Пока твой светлый мир цветет, Пусть будет счастлив каждый в нем народ. Да будет всем земля ковром услад, Где радость, песни и плодовый сад. Пусть на престоле мира сядет мир, И люди все к нему придут на пир. И в радости, в веселье заживут, Пока не призовет их божий суд. Пусть в мире справедливость и покой Воздвигнут совершенные душой!
«Вокруг озера жители города посадили множество деревьев, и с тех пор площадь Беш Ёгоч окружена парком, который ныне называется Национальным парком Узбекистана имени Алишера Навои» Данный парк трест «Гордорстройремонт», где я имел честь трудиться простым водителем начал строить в 1991-92 г.г., а там до того была старая махалля, которую снесли, при этом в местных газетах писали о восстановлении когда-то утерянного парка разбитого вроде лично по команде Тимура. Глав.инженер треста читал данный бред (сам коренной национальности, но учившийся в Москве или в Питере, точно не помню) и смеялся, т.к. сам родом был из этой махалли.
Георгий[Цитировать]
Стандартная, политкорректная статья. Банальный и типовой панегирик тем, кто установил эти памятники. А с точки зрения полезности информации — всё это можно было узнать и увидеть, набрав имена этих поэтов в Википедии. То, что по всей столице пилятся старые, прожившие не одну сотню лет, деревья, и уничтожаются исторические махалли, и таким образом обезличивается город, и вымарываются из памяти подрастающего поколения исторические корни и традиции — НЕ хорошо. Поистине — не хотелось бы превратиться в «страну с непредсказуемым прошлым».
Мансуров Андрей Арсланович[Цитировать]