Проект «Город для всех» — зачем и для кого Разное

Интервью с Фарходом Абдурахмановым

Недавно Общественный совет при хокимияте Ташкента проводил опрос — нужен ли нам проект «Город для всех»? Относительно невысокая активность при голосовании связана с неосведомлённость ташкентцев об этом проекте. Поэтому мы обратились к инициатору проекта Абдурахмонову Фарходу Паттаховичу, заместителю председателя Ассоциации инвалидов Узбекистана, с просьбой рассказать, что это значит «Город для всех» и чем важен этот проект? Вот что он ответил.

Мы говорим не только о людях с ограничениями, а вообще о маломобильных — это большая проблема нашей страны. Большая часть нашей инфраструктуры проектировалась в советское время, тогда были другие подходы к инвалидам, к ветеранам и женщинам с детскими колясками. Проблема с тех пор никуда не делась, стоит жёстко и актуально. Мы предлагаем начать с инвентаризации доступности зданий и сооружений Ташкента. И на примере нескольких объектов показать, как можно обеспечить доступность, не меняя облика зданий и не нарушая его коммуникаций. Для этого и был подготовлен проект «Город для всех».

Есть ли такой опыт за рубежом? Конечно, есть! Например, в Германии есть специальное архитектурное бюро, которое приспосабливает старинные здания (банки, дворцы, музеи) для людей с ограничениями, так, что это не отражается на внешнем облике зданий. Есть такие дворцы в Англии. Преобразован для маломобильных людей город Сочи при подготовке его к Олимпиаде. Ведётся работа и в других российских городах. Так как в Росси в 2011 году принята программа «Доступная среда», каждые пять лет рассматриваются её итоги и принимаются новые планы. Мы хотим, чтобы такая же программа была бы принята и в Ташкенте.

Наш проект предполагает подготовить рекомендации по преобразованию города, по комплексной реконструкции и реновации существующей транспортной, производственной, жилищной и социальной инфраструктуры. Причём, не фрагментарно, по одному направлению, а именно комплексно.

Для этого мы планируем привлечь известных архитекторов нашей страны и из-за рубежа, чтобы эта работа была сделана с учётом мирового опыта и на должном уровне.

Что это даст? Во-первых, дополнительные возможности для наших жителей, они получат полноценный доступ к социальной инфраструктуре и транспорту, что, в свою очередь, позволит получить полноценные государственные услуги, воспользоваться услугами бизнеса, медицины и сферы культуры.

Во-вторых, люди смогут полноценно заниматься индивидуальным предпринимательством и работать в коллективе.

В третьих, подготовит нашу страну к большим международным соревнованиям с участием людей с ограничениями. И, самое главное, мы повысим жизненный уровень, чувство востребованности и самооценку людей с ограничениями, что, в свою очередь, повысит имидж города, предоставит мобильность всем горожанам.

Я надеюсь, что хоким города, службы хокимията и особенно депутаты Городского Кенгаша поддержат наш проект. Тем более, что по замечаниям Кенгаша мы внесли в него изменения и сократили стоимость проекта.

“Шаҳар – барча учун” лойиҳаси – нега ва ким учун. Фарҳод Абдураҳмонов билан интервью

Яқинда Тошкент шаҳар ҳокимлиги қошидаги Жамоатчилик кенгаши сўров ўтказди: бизга “Шаҳар – барча учун” лойиҳаси керакми? Овоз беришда фаолликнинг сустлиги тошкентликларнинг ушбу лойиҳадан хабардор эмаслигини кўрсатди. Шу сабабли, биз лойиҳа ташаббускори, Ўзбекистон ногиронлар уюшмаси раисининг ўринбосари Абдураҳмонов Фарҳод Паттаховичга мурожаат қилдик ва “Шаҳар – барча учун” нимани англатиши ва бу лойиҳа нимаси билан муҳим эканлигини сўзлаб беришини илтимос қилдик. Қуйида унинг жавоблари билан танишинг.

Биз нафақат имкониятлари чекланган одамлар, балки, умуман, камҳаракатлилар ҳақида сўз юритяпмиз – бу мамлакатимиздаги катта муаммо. Биздаги инфратузилманинг аксарият қисми совет даврида лойиҳалаштирилган, у пайтда ногиронлар, фахрийлар ва болалар аравачасили аёлларга бошқача ёндашувлар бўларди. Муаммо ҳануз йўқолгани йўқ, қатъий ва долзарблигича қолмоқда. Биз Тошкент бинолари ва иншоотларининг мослашганлигини инвентаризациялашдан бошлашни таклиф этамиз. Яна, бир неча объект мисолида, бино кўринишини ва коммуникациясини бузмай, ҳаммабопликни таъминлаш мумкинлигини кўрсатишимиз керак. Мана шунинг учун “Шаҳар – ҳамма учун” лойиҳаси ишлаб чиқилганди.

Хорижда бундай тажриба борми? Албатта, бор! Масалан, Германияда махсус архитектура бюроси бор. У қадимий бинолар (банклар, саройлар, музейлар)ни имконияти чекланган одамлар учун шундай мослаштирадики, бу бинонинг ташқи кўринишида умуман акс этмайди. Бундай саройлар Англияда бор. Сочи шаҳри Олимпиадага тайёрланаётганда камҳаракатли одамлар учун қайта ўзгартирилди. Россиянинг бошқа шаҳарларида ҳам ишлар олиб борилмоқда. Россияда 2011 йилда “Ҳаммабоп муҳит” дастури қабул қилинганлиги сабабли, ҳар беш йилда унинг якунлари кўриб чиқилади ва янги режалар қабул қилинади. Биз Тошкентда ҳам шундай дастур қабул қилинишини истардик.

Лойиҳамиз шаҳар кўринишини ўзгартириш, мавжуд транспорт, ишлаб чиқариш, турар-жой ва ижтимоий инфратузилмаларини комплекс қайта тиклаш ва реновациялаш бўйича тавсиялар ишлаб чиқишни кўзда тутади. Эътиборлиси, узуқ-юлуқ эмас, биргина йўналиш бўйича эмас, балки айнан комплекс шаклда ишлаб чиқиш назарда тутилади.

Бунинг учун мамлакатимиз ва хориждан машҳур архитекторларни жалб қилишни режалаштиряпмиз, токи бу ишлар жаҳон тажрибасини ҳисобга олган ҳолда, талаб даражасида амалга ошсин.

Бу нима беради? Биринчидан, аҳолимиз учун қўшимча имконият – улар ижтимоий инфратузилма ва транспортдан тўлиқ фойдалана оладилар, бу, ўз навбатида, тўлақонли давлат хизматларини олиш, бизнес, тиббиёт ва маданият соҳаси хизматларидан фойдаланиш имконини беради.

Иккинчидан, одамлар тўлақонли равишда хусусий тадбиркорлик билан шуғуллана оладилар ва жамоада ишлай оладилар.

Учинчидан, мамлакатни имкониятлари чекланган одамлар иштирокидаги халқаро мусобақаларга тайёрлайди. Ва, энг муҳими, имкониятлари чекланган одамларнинг турмуш даражасини, улардаги кераклилик ҳиссини, ўзига ҳурматни оширамиз, бу эса, ўз навбатида, шаҳар имижини юксалтиради, барча шаҳарликларга мобилликни тақдим этади.

Шаҳар ҳокими, ҳокимлик хизматлари ва, айниқса, Шаҳар кенгаши депутатлари лойиҳамизни қўллаб-қувватлайдилар, деб умид қиламан. Қолаверса, Кенгаш мулоҳазаларига биноан, биз лойиҳага ўзгартишлар киритдик, унинг қийматини қисқартирдик.

7 комментариев

  • Semyon:

    Они Вас услышали: https://www.gazeta.uz/ru/2020/06/29/sidewalk/
    «Кроме того, ожидается, что часть берега реки Чирчик длиной 16 км, протекающая через Бектемирский и Сергелийский районы, будет сужена на 65−80 м. Освободившиеся в результате этого земельные участки будут продавать через онлайн-аукцион. »

      [Цитировать]

  • Равшан:

    Это тема очень важная! У нас , у людей так, мы осознаём только тогда когда сталкиваемся. А проблема с передвижения у людей с ограниченными возможностями реально и требует внимания.
    Похвально что это тема поднята. И надеюсь что решения данной проблемы будут особенны не только благоустройстве городов Узбекистана, но и в архитектуре общественных зданий.

      [Цитировать]

  • J_Silver:

    Не хотелось этого говорит, но хокимиятом ( не стану приводить все матерные определения в его адрес) сделано все, чтобы наш Ташкент стал малоудобным даже для самых здоровых людей! Поэтому я весьма скептически отношусь к этому проекту, хотя и сочувствую этим людям

      [Цитировать]

  • Пессимист:

    По отношению к людям с ограниченными возможностями, пожилым и детям обычно судят о степени цивилизованности — района, города, государства. Данный проект — еще одна попытка интегрироваться в цивилизацию, показать, что общечеловеческие ценности — не пустой звук для Ташкента, у которого есть богатый и достойный уважения уровень духовности, добросердечности. Но материальное выражение внимания и заботы к названным категориям — это другой вопрос. Он решается не на уровне сердца, а стола чиновника, который и был, и является и останется чиновником, какие бы замечательные проекты ни предлагались.

      [Цитировать]

  • Митрофанов Олег:

    Привет горожане. Сейчас проживаю в Краснодаре. И тут по предмету «Доступная среда», местные власти «пилят» такие бюджеты на благоустройство, что кажется можно было новый город построить. Сначала на тротуарах примыкающих в проезжей части опустили бордюры на ширину 1-1,5 м ( что бы коляска без ступенек проезжала). Затем расширили проезд до ширины тротуара, (3-5 м), затем на тротуарах в местах примыкания к дороге смонтировали рельефные плиты с полосами и выступами ( для незрячих ). следующим этапом стало озвучивание светофоров. Затем смонтированные плиты отодвинули от проезжей части на 1-1,5 м. Через какое то время на тротуарах установили еще ряд плит (повторителей). Удобство? Нет для велосипедистов, колясок, роликов.
    Следующий важный момент, это пандусы к офисам и магазинам (металлические или капитальные, если нет возможности их смонтировать, ставят мини лифты-подъемники колясок), то что их заставляют монтировать к существующим лестницам, вдоль пешеходных трасс, на тротуарах, в жилых домах 30-90 годов, и что реально затрудняет движение пешеходов. Это не всё…..
    Я За доступную среду, но такие «перегибы» и вечные улучшения дорог….
    Удачи и здоровья всем !

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.