Филипп Иванович Лаенков История Ташкентцы
Елена Тюпляева
С детства я помню, как это было хорошо, когда теплым весенним утром нарядные и в приподнятом настроении мы шли всей семьей в гости. Тогда ведь было принято принимать гостей дома, а не в кафе. У серой низенькой калитки с номером 41 нас встречал невысокий седовласый хозяин дома Филипп Иванович. Тетя Женя, его жена, обычно суетилась на кухне. Гостей в этот день в доме собиралось много. В кругу друзей моих родителей было традицией каждый год 9 мая собираться здесь, чтобы поздравить ветерана с Днем Победы.
А еще я помню, меня удивляло то обстоятельство, что на окнах в доме не было решеток. Мама спросила об этом у тети Жени. Она ответила: Филипп Иванович снял их в первый же день. Не смог с ними жить.
Не помню, чтобы за столом когда-нибудь говорили про войну. Разве что тосты за Победу. Ни разу не видела, чтобы Филипп Иванович надевал свои награды. Да и не задумывалась я тогда, что героического мог совершить это мирный дед. Мала была еще.
Но уже много лет спустя я узнала его историю. И она потрясла меня до глубины души.
Старший сержант Филипп Лаенков стал участником войны с первых ее секунд. Служил он в то время в Брестской Крепости и вечером накануне заступил в наряд помощником дежурного по полку.
Под утро режущий уши свист падающих снарядов и грохот взрывов разорвали тишину. Бойцы и командиры проснулись среди огня. Многие погибли в первые же секунды.
Собрав уцелевших бойцов, Лаенков организовал оборону Крепости в районе моста через Муховец. Ценой невероятных усилий им удалось продержаться два дня. Без еды, без воды, без отдыха…
Защитники Крепости не знали еще тогда, что началась война. Все были уверены: это наглая провокация врага на границе. И что помощь близка. Но помощи не было.
На третьи сутки старший командир Зубачев поручил Лаенкову собрать лучших бойцов и попытаться прорваться в штаб армии в Кобрин. Доложить там обстановку и доставить туда полковую святыню – знамя части.
Четыре ночи пыталась группа прорваться через огненное кольцо. Из 15 бойцов осталось только трое. Силы были наисходе.
Филипп Иванович успел спрятать знамя и комсомольский билет между трех деревьев, близ западного форта. Это было последнее, что он помнил. Молния огня вспыхнула перед глазами. Взрывной волной его ударило о камни.
Очнулся Лаенков уже в плену. 29 июня он был схвачен фашистами. Дальше начались страшные годы испытаний. Дважды бежал он из лагерей военнопленных Бяла-Подляска и Демблин. Оба раза неудачно. Будучи в лагере у г. Алгринген, работал на шахтах Эльзас-Лотарингии во Франции. Совершил несколько диверсий. Летом 1944 года, когда гитлеровцы спешно эвакуировали лагерь, Лаенков с помощью товарища убил конвоира, овладел его оружием и бежал.
В эльзасских лесах Филипп Иванович попал к партизанами Французского Сопротивления. Вместе с отрядом маки он взрывал немецкие склады, отбивал обозы, совершал диверсии на железной дороге, тем самым приближая долгожданную Победу.
На американском танке союзников Филипп Иванович въехал в Верден. Там от французского командования получил он документ об участии во французском движении Сопротивление и направление домой.
На аэродром Веденау, провожать русских военнопленных приехал сам Де-Голль!
Так закончилась эта история.
К 10 годовщине Победы вышел Указ Верховного Совета СССР о награждении героев Бреста. Филипп Иванович Лаенков был награжден Орденом Красного Знамени и медалью За Победу над Германией.
В Музее Брестской Крепости хранится знамя, которое Филипп Иванович прятал от врага в 41м и откопал, вернувшись туда после войны. А так же хронятся в Музее его Удостоверение участника французского сопротивления и именной медальон.
Демобилизовавшись, Филипп Иванович приехал к брату в Ташкент. Город так ему понравился и полюбился, что он решил остаться и прожил здесь всю свою мирную жизнь.
Я горжусь, что была знакома с этим героическим человеком!
Скромность настоящих героев поражает!!! Низкий поклон павшим и безвременно ушедшим ради нашего будущего! Герои обороны Брестской крепости и в Ташкенте оказывается жили!
eugeen13[Цитировать]