Не тропой единой Искусство Ташкентцы

В ближайшее время, несмотря на карантин, перед выпускниками школ встанетглавный вопрос – Делать жизнь с кого? Мы предлагаем вашему вниманию очерк Натальи Айрумовой о сложном пути в искусство народного артиста и лауреата Государственной премии республики Тургуна АЗИЗОВА.

Буддийская мудрость гласит: Ни отец, ни мать, ни родные, ни близкие не сделают тебе так много доброго, как твой ум, избравший верный путь. Но, как показывает практика, для того чтобы последовать этому совету, человеку необходимо, как минимум, принять буддизм. Однако мало кто в юности готов к столь кардинальным переменам, а идти по жизни своим путем во все времена пытались самые отважные.

Т. Азизов

Воти шестнадцатилетний Тургун Азизов, решая после школы кем стать, практически самостоятельно вышел на свою единственную профессиональную тропу.

Хотя и его основательно «помотало» между развивающейся техникой и пограничной службой, овеянной романтикой. Мало того, некоторое время юноша всерьез рассматривал предложение отца, мечтавшего увидеть любимое чадо в роли агронома-экономиста, так как в послевоенные годы это было очень актуально.

Но, то ли школьные педагоги не оказали должного влияния, то ли силы воли у родителей не хватило, но всем этим наставлениям не суждено было сбыться…А пока он до поры до времени пребывал в нерешительности, слава Богу, надежды родителейв полной мере сумели воплотить в жизнь его родные братья. Однако вездесущий случай вскоре подстерег и начитанного старшеклассника, заставив всерьез призадуматься вовсе не о «выгодной профессии», а о непредсказуемой сцене.

Тот, кто рядом был

Разбудил эти судьбоносные мечты толкового парня дядя Аброр – известный драматический актер, исколесивший с гастролями практически полмира.
Отдыхая после очередного спектакля в доме любимой сестры, он не только радовался общению с подрастающим поколением, но и умело скрашивал своими театральными байками досуг родственников, добывавших хлеб насущный земными ремеслами, очень далекими от искусств.

При этом желанный гостьчастенько в лицах изображал или коллег-актеров, или делился впечатлениями о неожиданных встречах на других континентах с аборигенами, отличающимися своими обычаями и традициями. Это всех завораживало — ведь в середине прошлого века мало кто мог похвастаться такими мощными творческими командировками.

Впрочем, определенную роль сыграла и дядюшкина племянница, как-то невзначай пригласившая Тургуна на репетицию студенческого спектакля. Именно в тот весенний вечер впечатлительный юноша, ощутив зов крови, вдруг понял, чтоесли вопреки мнению окружающих, он однажды все — таки ступит на актерскую тропу, то сможет хоть на краткое время побывать и инженером, и пограничником и агрономом-экономистом.

А если уж очень повезет — стать королем или императором. Ведь его жизнь, судя по имени данному при рождении, обещала быть долговечной.

Кузнец по призванию

В ответственной роли «кузнеца своего счастья» будущему народному артисту пришлось выступить множество раз уже в самом начале пути. И хотя спустя десятилетия в актерской среде многие считают, что в жизни Т.Азимову просто сказочно повезло, но сам -то он твердо знает, что за все кажущееся везение ему пришлось заплатить немалую цену.

К примеру, чтобы стать среди подростков совершенно независимым, юноша всерьез занялся борьбой и вскоре вошел в молодежную сборную республики.
И для того чтобы основательно влиться в разношерстную студенческую среду театрально-художественного института, молодому абитуриенту пришлось изрядно покорпеть над учебниками. В результате строгая приемная комиссия, высоко оценив его знания, рекомендовала молодого человека сразу на второй курс.
Но, увы, этому помешал его «дядя самых честных правил», искренне считавший, что даже очень способному парню не помешает целиком пройти весь курс обучения. Естественно, что со знаменитым Аброром Хидоятовым поспорить никто не осмелился.

Т. Азизов в молодости

Возможно, что сегодня такие методы воспитания многим юношам и девушкам, а также их родителям, покажутся чересчур жесткими. Но игра, судя по результатам, стоила свеч.
— Так уж вышло,– рассказывал Тургун Турсунович, — что уже со второго курса нас, студентов, стали приглашать для участия вспектаклях одного из самых престижных драматических театров страны, носившего в то время имя узбекского поэта и драматургаХамзы.

Здание театра Хамзы

Конечно, роли им поручали очень маленькие, в основном же это была элементарная «массовка». Но даже находиться рядом с такими корифеями узбекской сцены, как народные артисты СССР Сора Ишантураева, Шукур Бурханов, Алим Ходжаев, Наби Рахимов,было для молодых, что называется, пиршеством души.

Да и бесценный опыт, приобретенный благодаря столь демократичному общению, вскоре пригодился выпускникам при постановке сразу двух дипломных спектаклей: «Коварство и любовь» Ф.Шиллера и«Дядя Ваня» А.Чехова. В дальнейшем одна из этих студенческих работ прочно вошла в театральный репертуар.

Визитная карточка короля паузы

Хорошо, когда молодое поколение точно знает на кого равняться в профессии.В этом смысле Тургуну и его однокурсникам сильно повезло, так как жизнь преподнесла им сюрприз в качестве знаменитого наставника А.Хидоятова, всячески поощрявшего искания молодежи.

В те послевоенные годы каждый из театралов и студентов наизусть знали биографию признанного любимца публики, втайне завидуя его шумному успеху в ролях классического репертуара.И особенно шекспировскому Мавру, о котором молодым актерам оставалось только мечтать и мечтать…
А ведь будущий народныйартист республики и Союза впервые вышел на сцену в образе Отелло еще в 1943 году. И, несмотря на бытовые лишения, сумел столь тщательно отработать роль трагического героя, что заворожил всех зрителей, среди которых было немало фронтовиков, своей четкой дикцией и самобытной пластикой и умением свободно передвигаться по сцене,

А еще авторитетный в артистических кругах А. Хидоятов, как никто другой, обладал умением очень выразительно молчать.Поэтому до сих пор в среде актерского сообщества за ним прочно закрепился титул «короля паузы».

Аброр Хидоятов

Вовсемирной истории драматического искусства, по мнению многих искусствоведов и театральных критиков ближнего и дальнего зарубежья, включая и туманный Альбион, именно Отелло навсегда остался его визитной карточкой К тому же, по прошествии лет, все они пришли к единому выводу, что переиграть или даже повторить великого узбекского актера невозможно ни в одной изсыгранных им ролей.

Знаковая роль

В наше время его преемник Тургун Азизов искренне считает, что преклонять колени перед прославленными мастерами сцены и устилать их путь цветами, просто необходимо. Но вот артистам целиком переносить творческие наработки предшественников на современную почву- работа очень неблагодарная.

В связи с этим, только спустя много лет после внезапной кончины прославленного родственника заслуженный артист республики, наконец отважился приступить к репетициям знаковой для него роли в спектакле «Отелло», возобновленном уже на сцене Узбекского национального академического драматического театра режиссером-вахтанговцем Е. Симоновым.
Репетируя столь масштабную роль, он не побоялся опасного сопоставления с памятным дядюшкиным героем прежде всего потому, что постарался выписать совершенно иными красками своего Мавра. Ведь этот сложный мужской образ, наполненный роскошными шекспировскими монологами, сопровождал актера с тех самых пор, как он еще восьмилетним ребенком впервые увидел «Отелло» с дядей Аброром в главной роли.

К тому же, после окончания вуза ему очень повезло на встречи с талантливыми театральными режиссерами, среди которых были Т.Ходжаев, А.Гинзбург и Л.Файзиев, которые при распределении ролей старались учитывать его харизматичность, богатый по тембру голос и умение внутренне полностью перевоплощаться.
В послужном списке актера более восьмидесяти ролей в пьесах узбекских, среднеазиатских, русских и европейских драматургов. И актер, всегда дороживший каждой ролью, особое внимание уделял тем, которые ему были интересны и близки, среди них: Мирзо Улугбек (М. Шайхзода), Ревизор (Н.Гоголь), Федор Протасов (Л.Толстой), Отелло и король Лир (В.Шекспир),мужественный испанец Монсерра(Э.Роблес) и многие другие.
Но играя их, он, как говорится, не мастерил образы «с чужого плеча», а старался показать зрителям героев, хорошо знакомых со школьной скамьи, настоящими личностями, понятными нашим современникам.

Фрагменты жизни

В наше время искусствоведы признают, что наибольшую популярность у зрительской аудитории завоевывают актеры, успешно совмещающие театральные подмостки и киноплощадки.

Так, кинозрителям старшего поколения Т.Азизов запомнился своей самой первой ролью шофера в музыкальном фильме «Очарован тобой». Затем были «Парень и девушка», «Одна среди людей», «Далекие близкие годы», «Восход над Гангом», «Пароль «Отель Регина»», «Это было в Коканде», «Огненные дороги», «Радуга семи надежд» и еще многие, многие другие.
Характерно, что в телепостановках и в кинофильмах, которых на счету народного артиста республики около двух сотен, Тургун Азимов ни разу не повторился, считая, как и Бернард Шоу, что каждое его появление на экране должно быть «фрагментом жизнив рамке театра». Но все это случается не только благодаря таланту, но и проявленному упорству в достижении цели.
Известные режиссеры, в том числе и народный артист СССР Камил Ярматов, снявший его в роли амира Нусрулло в фильме «Нодирабегим»,не уставали повторять,что этого «театрального» актера надо много снимать, потому что его любит камера.

В одной из киноролей

О трудностях актерского жития- бытия в семье народного артиста республики говорить не принято. Возможно потому, что ни сын, ни дочь, получив хорошее образование, не оправдали его надежд о появлении новой актерской династии, посвятив себя профессиям, очень далеким и от Мельпомены, и от Талии.
Поэтому, проработав более двадцати лет профессором Государственного института искусств и культуры, он на правах старшего товарища помог своим ученикам построить завидную карьеру и личную жизнь. А так как, сегодня в театре по-прежнему сохраняется традиция по омолаживанию коллектива, то четырнадцать учеников педагога Т.Т. Азимова за свои талантливые театральные работы уже удостоены почетных званий.
Одним из последних и весьма удачных работ режиссера стал современный спектакль «Узбекский танец», поставленный по пьесе молодого наманганскогодраматурга Н. Абасхона.

Спектакль «Узбекский танец»

В этом спектакле, наполненном житейской мудростью,юмором,музыкой и танцами, Азизову-режиссеру удалось вместе с молодыми артистами, среди которых и его ученики, поделиться со зрителями своими глубокими жизненными наблюдениями.
А так же показать все трудности общения между собой двух хранительниц семейного очага, объединенных любовью к одному мужчине

Одна из них — узбекская матушка, которой пришлось принять под свою крышу в далеком кишлаке жену ее единственного сына.
Вторая же, та самая молоденькая жена- россиянка, последовавшая за любимым в далекие южные края. И только взаимное уважение друг к другу, вопреки всем трудностям «перевода», традициям и ментальности, помогли им найти общий язык, сохранив и интернациональную семью, и вырастить восьмерых детей.

Этот правдивый знаковый спектакль по праву стал настоящим явлением в театральной жизни республики благодаря знаменитомупопулярному узбекскому танцу «Тановар», впервые исполненном на сцене в 40-е годы ХХ века незабвенной Мукаррам Тургунбаевой и ставшим символом женского танца в танцевальном искусстве Узбекистана.

На ступеньку выше

«На сцене человек должен быть на ступеньку выше, чем в жизни» — эти
слова немецкого публициста и писателя Карла Людвига Берне по праву можно отнести и к Тургуну Азизову. Однако за кадром творческой биографии народного артиста республики и лауреата Государственной премии все же осталась одна заветная мечта – сыграть принца Гамлета в «безумии страстей».
Конечно, претендовать на эту роль актеру, хоть и пребывающему в прекрасной физической форме, но разменявшему уже энный десяток лет, может быть и поздновато…
Но он привык идти по жизни своей тропой со всеми дорогими его сердцу спутниками, при этом постоянно добиваясь успехов.

Вот и на этот раз, азартно взявшись за режиссуру, он умудрился перехитрить свою беспокойную судьбу, за короткий срок на сцене любимого драматического театра Тургуну Турсуновичу удалось поставить около двух десятков спектаклей. И, как подарок самому себе, заветного Принца датского, а еще Отелло и Медею с талантливымиучениками в главных ролях.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.