Ташкентская крепостная стена 1865 года. Юго-восточный участок История
Виктор Фесенко
Весь западный полупериметр Ташкента 1865 года (западная часть его крепостной стены от Бешагачских до Тахтапульских ворот) отмечен на точной карте города 1890 года. Вся восточная часть крепостной стены на этой же карте не обозначена, несмотря на сохранившиеся на то время ее отдельные участки. Это можно объяснить тем, что к началу XX века западная граница города совпадала с крепостной стеной, а восточная существенно переместилась по причине интенсивного формирования Русского Ташкента. Позднее, в ряде работ по истории Ташкента стали присутствовать схематические планы Ташкента середины XIX века с приблизительным изображением восточной части его крепостной стены.
Составление же относительно точной карты города до его завоевания отрядом генерала Черняева и карт более ранних периодов не являлось первоочередной задачей историков и археологов. Исторической топографией Ташкента больше интересовались и интересуются сейчас архитекторы и историки архитектуры. По результатам их исследований трассировка крепостной стены постоянно уточнялась. Особенно это коснулось Северо-Восточного участка стены между городскими воротами Кашгар и Лабзак, после того, как на кладбище Минор были обнаружены ее следы. По трассировке же юго-восточного участка стены между исследователями имеются определенные разногласия. Целью настоящей статьи является анализ имеющейся на сегодняшний день у автора информации по расположению на местности всего юго-восточного участка Ташкентской крепостной стены середины XIX века.
Самым первым графическим отображением планировки Ташкента можно считать т.н. «План гор. Ташкента в 1865 г.»
По всем признакам этот ситуационный план создан на основе внешнего визуального обследования крепостной стены и словесного описания городской планировки до взятия Ташкента генералом Черняевым для уточнения планируемой боевой операции. Не представляется целесообразным выявлять все неточности этого документа
К одной из ранних карт Ташкента, составленной по результатам топографической съемки можно отнести графическое отображение дислокации отрядов и колонн генерала Черняева перед штурмом города. Время создания этой карты примерно определяется тем фактом, что ее уточненная цветная версия, выполненная юнкером Кохановым, присутствует во второй части т.н. Туркестанского альбома, выпущенного в 1872 году. Ниже приведены для сравнения и сама карта и нарисованная по ней цветная иллюстрация:
При сопоставлении этих графических документов с точной картой Ташкента 1890 года выявляются общие для них вполне объяснимые неточности, а на черно-белой карте ее авторы не показали Анхор после «ответвления» от него протоки Чукур-Куприк. Но самыми интересными и неожиданными являются существенные различия между черно-белым оригиналом и его цветной «копией» в части расположения крепостной стены между городской цитаделью Урдой и воротами Бешагач а также расположения ворот Коймас.
На черно-белом оригинале крепостная стена, отходящая от единственного юго-западного бастиона Урды, пересекает Анхор и продолжается далее с востока на запад по правому берегу арыка Улькунсу до пересечения последнего с другим безымянным арыком, ставшим в более позднее время обезвоженным оврагом.. Водоток после слияния вышеуказанных арыков по карте 1890 г. назывался арыком Чорсу. Но вернемся к крепостной стене. После места указанного пересечения оврагов стена продолжалась по левому берегу безымянного арыка (оврага) до русла Анхора. Отсутствие на оригинале «нижнего» Анхора явилось, вероятно, причиной появления двух версий дальнейшего продолжения стены до ворот Бешагач. По первой из них стена располагалась по правому берегу Анхора, что могло повышать ее фортификационные качества. По второй же версии стена далее вторично пересекала русло Анхора, а еще далее проходила до ворот Бешагач между руслами Анхора и Бурджара там, где позднее появится улица Татарская ( 9-го Января). После Бешагачских ворот стена коротким участком в третий раз пересекала Анхор и соединялась с четко отмеченным на карте 1890 г. западным полупериметром Ташкента. Черно-белый оригинал карты Ташкента мог быть подтверждением того, треугольный пустырь между руслами Анхора, Улькунсу и безымянным арыком являлся загородной территорией.
Весьма интересным является то, что на цветном плане Коханова крепостная стена от бастиона Урды до ворот Бешагач ни разу не пересекает Анхор и располагается на его левом берегу, вернее, юго-восточней его русла и практически совпадает на конечном участке с осью будущей Татарской улицы. А означенная выше треугольная местность являлась в 1865 году городским пустырем. Можно добавить, что пустырем она была и в более позднее время, как это видно на фрагменте аэроснимка Дюпакье 1956 года:
Ниже схематически проиллюстрированы две основные версии расположения юго-восточного участка стены и ворот Коймас, существующие и по сей день:
Ниже эти основные версии проиллюстрированы более наглядно:
Автор этой статьи придерживается мнения, что цветной план Коханова являлся не ошибочно искаженной копией черно-белого оригинала, а уточненной его версией. Также у автора имеется свои предположения по причинам отличий между оригиналом и цветным планом Коханова, которые будут подробно отображены в следующей планируемой статье о крепостной стене Ташкента.
Осенью 2019 г. состоялось очное знакомство автора с одним из самых известных ташкентских архитекторов — Юрием Георгиевичем Мирошниченко, который во время очень плодотворного общения ознакомил со своей статьей, опубликованной в альманахе «Архитектура и строительство Узбекской ССР» в середине 80-х годов. Главной темой той статьи являлось уточнение бывшего расположения крепостной стены на территории современного Ташкента с фотоотчетом о результатах поиска сохранившихся к тому времени ее участков или фрагментов. Полностью статья Ю. Г. Мирошниченко будет опубликована позднее в дополнении к этой статье. Итоговой иллюстрацией к исследованию Мирошниченко была следующая карта – схема:
На этой карте крепостная стена пересекает круглую в плане возвышенность Тили-Кирилмас, на которой осенью 1865 года была построена Русская крепость. Ни в каких известных мне источниках информации такое взаиморасположение не упоминалось, а на мой вопрос по этому поводу Юрий Георгиевич предоставил следующую фотокопию фрагмента старой карты:
Эта карта сразу же напомнила одну из иллюстраций в трехтомнике Абдуманнопа Зияева «Ташкент», а также текстовую информацию из книги В. А. Нильсена «У истоков современного градостроительства Узбекистана» о нереализованном проектном предложении военного топографа Писаревского о строительстве южнее Русской крепости нового поселения с оригинальной планировкой улиц и ограниченного по своему периметру крепостной стеной с шестью бастионами:
Проект Писаревского в свою очередь напомнил о нереализованном проекте города-крепости Санкт-Петербург архитектора Леблона и веерную планировку Нового Маргелана, переименованного позднее в Скобелев, а еще позднее в Фергану:
Фотокопия плана Писаревского во всех отношениях оказалась интереснейшим документом. В первую очередь своим названием: «Генеральный план Ташкентского укрепления и бывшей коканской цитадели Урды», которое позволяет предположить, что проект был разработан до определения статуса Ташкента как города Российской империи. Совмещение плана Писаревского с картой Ташкента 1890 г. свидетельствует о его высокой топографической точности, но конфигурация валов Русской крепости у Писаревскоко незначительно отличается от реализованной осенью 1865 года и отсутствует самая первая постройка Русского Ташкента – дом генерала Черняева, но отмечен военный палаточный городок южнее возводимой крепости. Незначительно различаются также расположения русел Гадрагана, Раката, Анхора и Бурджара. Причиной этих различий может являться интенсивное формирование Нового Ташкента. Интересным оказалось то, что протока Ракат на плане Писаревского подписана как Ракатсу, а в центре территории крепости, надо думать, на самом высоком месте предлагалась постройка храма.
Применительно же к теме настоящей статьи Генплан Писаревского оказался неожиданным сюрпризом для автора тем, что на нем четко отмечены Ташкентская крепостная стена, ворота Коймас и городская дорога к этим воротам от развилки улиц Укчи и Арпапая. Весь юго-восточный участок не вместился в рамки отображенной на «Генплане» местности, но при изучении всей другой имеющейся информации можно утверждать, что крепостная стена от Урды до ворот Бешагач в 1865 году располагалась следующим образом:
От юго-западного бастиона Кокандской цитадели стена сначала проходила по водоразделу между Анхором и Гадраганом, далее пересекала с изломом возвышенность Тили Кирилмас, после которой коротким участком пересекала русло Раката и продолжалась по длинному прямолинейному холму, отмеченному на карте 1890 г. Прямолинейность этого холма порождает версию, что он и является остатками стены. Юго-западнее «холма» стена пересекала малозаглубленный участок Бурджара и почти прямолинейным участком доходила до ворот Бешагач. Наиболее вероятно, что этот последний участок стены располагался по южной стороне будущей Татарской улицы, а сама улица первоначально являлась проездом, вплотную примыкающим к крепостной стене. Существовал еще один короткий участок стены 1865 г., пересекающий русло вытекающего из города Анхора и соединяющий ворота Бешагач со стеной Ташкента дококандского периода:
Ворота Коймас согласно «Генплана …» Писаревского находились не у развилки первоначальной улицы Арпапая и улицы Укчи, а севернее Русской крепости на южной границе парка при резиденции Туркестанского генерал-губернатора. Южная часть этого парка позднее превратилась в Ботанический сад, а еще позднее в парк им. Юрия Гагарина. В 1969 г. немного западнее места расположения ворот Коймас был воздвигнут памятник первому космонавту планеты, который в 1979 году был существенно преобразован:
Позднее памятник Гагарину был передислоцирован в другой район города и самым удобным ориентиром для определения бывшего расположения ворот Коймас является сохранившееся до наших дней Г-образное двухэтажное здание бывшей казармы 10-го линейного батальона Русской крепости, отмеченное на карте 1890 г. и присутствующее на современной карте Ташкента:
На последней иллюстрации в дополнение к карте-схеме Ю. Г. Мирошниченко на карте 2020-го года представлена предполагаемая трассировка юго-восточного участка Ташкентской крепостной стены середины XIX века:
Автор выражает большую признательность Ю. Г. Мирошниченко и А. А. Зияеву за предоставленные при работе над статьей материалы.
Виктор Фесенко
Ташкент.
08.02.2020 г.
Виктор! Благодарю за интересное сообщение! Большая работа проделана. Забираю себе для внимательного изучения.
Татьяна Вавилова[Цитировать]
Статья интересная, но, к сожалению, местами гадательная и с привлечением сильно переработанных поздних планов, в которых реальность смешалась с воображением или заблуждением их авторов. Сравнение картографических источников не в должной мере основано на использовании наиболее ранних топографических планов Ташкента, которые, судя по всему, автору остаются неведомы. Однако, именно на них нанесена наиболее ранняя конфигурация городских стен старого Ташкента. Перед тем, как продолжить, несколько замечаний по тексту.
Упомянутый автором «План г. Ташкента в 1865 г.», опубликованный в работе генерала А. И. Макшеева «Исторический обзор Туркестана» (1890), есть печатная версия оригинального рукописного документа – «План города Ташкента, взятого штурмом 15-го и 16-го июня» в масштабе 250 саженей в дюйме. План был составлен уже после штурма города, а не накануне его. Следует вообще заметить, что в плане раннего топографического отображения Ташкенту повезло меньше, чем, скажем, тем же Хиве и Бухаре. Планы последних были тайно сняты русскими топографами значительно ранее – план Хивы, 1842, 2 л., масштаб: 100 саженей в дюйме; планы Бухары – один в масштабе 100, другой – 250 саженей в дюйме, оба – в 1842 г.).
Упомянутый автором план дислокации русских войск перед штурмом Ташкента не является топографическим, а составлен на основе материалов Туркестанского ВТО, имевшихся к началу 1872 г., он предназначался для иллюстрации «Туркестанского альбома». Это достаточно условный источник.
Ташкентская крепость не была построена осенью 1865, а только начата строительством. К сожалению, не удалось найти сведений о военном топографе Писаревском, в составе чинов КВТ такой не числился. Проектированием крепости занимались военные инженеры, не топографы.
Теперь о топографических планах, которые действительно могут прояснить конфигурацию восточного фаса стен старого Ташкента. В хронологическом порядке. Планы в оригиналах и копиях имеются в РГВИА, возможно, есть и в НАУ.
1) План города Ташкента с окрестностями, снятый инструментально подпоручиком Колесниковым, прапорщиком Тимофеевым, топографами Куцеем и Ципольским, 1865 г., 1 л., масштаб: 100 саженей в дюйме.
2). План крепости в г. Ташкенте с окрестностями, 1865 г., 1 л., масштаб: 25 саженей в дюйме.
3). План ханского дворца в городе Ташкенте, 1865, 1 л., масштаб: 10 саженей в дюйме.
4). План вновь возводимого укрепления с окрестностями при г. Ташкенте, 1866, 1 л., масштаб: 100 саженей в дюйме.
5. План европейской части Ташкента, 1869, 1 л., масштаб: 200 саженей в дюйме. Награвирован и отпечатан в 1870 г.
6. План Ташкента, 1872, 4 л., масштаб: 250 саженей в дюйме.
Другие планы Ташкента относятся уже к периоду после 1872 г. Кстати, неплохо было бы их все систематизировать по хронологии и выпускным сведениям.
Керимбай[Цитировать]
Есть возможность наложения старых карт на современные? Хотя бы пару вариантов скиньте, чтобы идти по городу и оглядываться приговаривая , а здесь была стена, а здесь были ворота, а здесь были сады и тп
Фома[Цитировать]
Большое спасибо за ваше исследование. Очень интересно. Пыталась в уме вычислять русла каналов и это получается не очень хоршо. Слышала от предков эти названия, а сама все тупо называла Анхором или речкой (((. Про Гадраган слышу впервые, может это видоизмененное гаЛдраган = неустойчивый, шатающийся?
Не могу представить русло Анхора после разветвления на Бешагаче. Притекает по Татарской=9 января, проходит под мостом у театра Мукими и куда девается? А что тогда то, что течет мимо мебельного на Бешагаче где была знаменитая лагманная, а теперь Катакомба? Или это одно и тоже? Зато вспомнила кинотеатр им. Навои, который стоял на том месте. Учение- свет)))
Зухра[Цитировать]