Заброшенные могилы Ташкента Разное Фото

Корреспондент UzNews.uz Михаил Герасимов побывал на трех крупных христианских и еврейских кладбищах Ташкента и осветил проблему заброшенных могил.

Фото: UzNews.uz

В глубины веков уходит традиция бережного отношения к местам захоронений родных и близких людей. Мы приходим на кладбище, как бы для встречи с ушедшими, чтобы вспомнить какими они были. Однако сегодня посетители кладбищ Ташкента с сожалением отмечают, что многие могилы, в основном на христианских кладбищах — заброшены. Мы побывали на трех самых крупных кладбищах столицы: Боткинском, Домрабадском и на Урта-Сарайском, что под Ташкентом. Картина действительно печальная: много покосившихся крестов, поваленных надгробий, просто рассыпавшихся памятников.

Боткинское – старейшее русское кладбище Ташкента

Боткинское – старейшее русское кладбище Ташкента, открытое в 1872 году. Отправились туда утром. Вошли через центральные ворота, кирпичная кладка которых сохранилась еще с конца 19 века. Тут же за воротами – здание администрации. Заведующий Хикмат Карабаев рассказал о работе их служб.

Сегодня на «Боткина» трудятся 50 рабочих, пару лет назад их было всего 18. Каждый день из кладбища вывозят два трактора с прицепами, забитых под завязку мусором, и еще два мусоровоза. Осенью нагрузка возрастает – начинается листопад. Летом тоже надо успеть скосить сухую траву, чтобы избежать возгораний. Территория кладбища – 43 гектара.

Рабочие не в состоянии ухаживать за каждой могилой – территория очень большая, – говорит Хикмат Карабаев– Мы чистим все дорожки, по возможности убираемся в глубине карт, которых здесь 28.

Основная проблема Боткинского кладбища – оградки вокруг могил. Они превратили его в сложнейший лабиринт из металлических заборчиков и заборов с множеством тупиков и узких троп. Порой, чтобы добраться до могилы родственника, нужно ходить зигзагами, колесить вокруг. Еще труднее приходится могильщикам, которым нужно похоронить человека в глубине территории. А хоронят здесь ежедневно по два-три человека, летом и зимой — до пяти человек в день.

Старейший работник кладбища Петр Сухоплясов, его здесь называют просто дядя Петя, поделился с нами своим мнением о причинах массового «озаборивания» могил.

Старейший работник кладбища Петр Сухоплясов

По его словам, данная традиция пошла с момента основания кладбища – с самого 19 века. Вначале людей хоронили вдоль местной церкви – Собора Александра Невского. Могилы ограждали заборчиками. В то время хоронили не упорядоченно, а там, где удобнее. Этот беспорядок, заложенный больше 170 лет назад, до сих пор создает довольно большие трудности. Чтобы решить проблему с заброшенными могилами, нужно демонтировать все заборы на территории кладбища. Кстати, в мировой практике больше идут по этому пути – хоронят без оград.

Мы не имеем права трогать могилы без разрешения родственников, даже если за ними не ухаживают годами,– говорит Хикмат Карабаев– Подобные действия могут привести к межнациональному конфликту. Люди неправильно поймут… Однако лишь двое из десяти готовы отказаться от заборов, остальные – нет. Мы обращались за помощью к православной церкви. С прихожанами проводили беседы. Но несмотря на это, ситуация никак не меняется.

Одна из причин, почему родственники не соглашаются сносить заборы – боязнь того, что участок отберут под другую могилу. Все-таки Боткинское кладбище находится в самом центре Ташкента…

Во время беседы с заведующим, в кабинет вошли две пожилые женщины. Одна с букетом цветов в руках. Оказалось, вдова приехала из Москвы навестить мужа, похороненного здесь в 1983 году. За это время все настолько изменилось, что она не смогла найти его могилу. Попросила посмотреть в архиве. Выяснилось, что карты кладбища появились только в конце 1987-го. До этого момента записывались только личные данные без локации. Женщина припомнила только то, что могила супруга расположена рядом с могилой цыганского барона. Руководство кладбища пообещало, что найдет место захоронения и сообщит ей.

Но, таких потерянных могил здесь на «Боткина» много. В том числе и на еврейском кладбище, расположенном внутри «Боткина». На карте оно изображено как самостоятельное кладбище. Сотни могил рассыпаны на местности в несколько гектаров. Большинство захоронений – 1930-1940-х годов. Эти могилы, как, впрочем, и другие, заброшены в основном по одной причине – в связи с эмиграцией людей после распада бывшего Союза. Мне довелось быть здесь еще раньше с экскурсией, где были и иностранные туристы. Все 30 человек – столько было в группе – купили по букетику гвоздик. И это были единственные цветы на выжженной солнцем траве.

Домбрабад – Ташкентское городское кладбище № 2

Его территория 104.5 гектаров. У ворот несколько охранников. Рядом шумит «болгарка» — шлифуют мрамор. Вдоль главной дороги могилы в чистоте, мы же пошли вглубь леса.

Домбрабадское кладбище плотно засажено деревьями. Но на фоне деревьев еще виднее изъеденные ржавчиной металлические кресты, поваленные надгробья. Видно было, что некоторые могилы брошены навсегда. Таблички с именами стерлись, опознать, кто здесь похоронен можно только по портрету, которые здесь не на каждой могиле. Другими словами – мы в прямом смысле теряем память о людях, которые здесь похоронены. Идем дальше. Казалось бы, вечный мрамор, стоять ему веками, а нет…Прогнившее дерево рухнуло на мраморную плиту, разломило ее на части. Сдул листву с камня, а там портреты мужчины и женщины. Если ничего не делать, могила зарастет травой.

Мы не выбирали какие-то отдельные карты кладбища, просто шли прямо, квадрат за квадратом. И опять пришли к еврейским могилам. Прямо скажем, на «Боткина» таких разрушений не видели. Здесь же несколько памятников просто разбиты вдребезги, а остатки надгробий сложены в горки из камней. Вот на могиле от плиты – лишь арматура без имени и портрета… Подобные могилы автоматически становятся безымянными.

Мы должны тут оговориться: есть на этих кладбищах и немало могил с памятниками, которые можно даже назвать произведениями искусства. Трехметровые мраморные обелиски с высеченными на них картинами и гравюрами. Очень ухоженные, в отличном состоянии. Но это — уже больше заслуга родственников тех, кто здесь погребен.

Позитивное, в основном, впечатление осталось от посещения Урта-Сарайского кладбища. Главное, что здесь замечаешь буквально с первых шагов – это стремление местных работников тебе помочь. Они тут же подходят, спрашивают, что нужно сделать. И надо сказать, мы не увидели там откровенно заброшенных могил, как на двух других кладбищах.

Но мы вновь и вновь будем возвращаться к этой теме. Которую, кстати сказать, уже поднимает и наша православная церковь. Особое внимание будет уделено также могилам павших во Вторую мировую войну солдат, которых мы просто не имеем права забывать. А также детские могилы.

Не секрет ведь, что в Узбекистан везли под бомбежками тысячи детей с территорий, где шла война, многие умерли от ран и болезней. И закончить этот материал, наверное, будет правильно словами митрополита Викентия: Проблема заброшенных могил, тем более могил участников и ветеранов Великой Отечественной и эвакуированных с передовой в годы войны маленьких детей – очень важная тема для обсуждения с обществом. Только придание этой темы широкой огласке поможет решить проблему.

Фото: UzNews.uz
Источник.

12 комментариев

  • J_Silver:

    Грустно все это — и ничего с этим не поделаешь!

      [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    На каждом кладбище есть книги захоронений со дня первого захоронения, до наших дней. Не верьте, что их нет. И байки о том, что кладбищенские книги появились только в 1987 году, наглая ложь. Точно так же как в Фергане нагло говорят о том, что кладбищенских книг на Ферганском городском кладбище нет. Всё есть. И в Ташкенте и в Фергане. Всё есть и всё перенумеровано.

      [Цитировать]

  • Ирина:

    Конечно, есть книги! И за 30-40 года прошлого столетия, и там указаны карты и номера могил!

      [Цитировать]

    • Татьяна Вавилова:

      Ирина, а номера карт те же самые, что сейчас? По номерам могил, конечно, не найти за 30 — 40-е. Хоронили не рядами и столбики с номерами за те годы не сохранились. Недавно смотрела книги за 80-83 годы. К сожалению найти ничего по ним невозможно, только запись о захоронении. В графе «место захоронения» написано — с. м. , что означает свободное место. Книгу за 1939 год мне не выдали. Сказали, что нет её. А самое главное, за последние годы, если судить по надписям на памятниках, кладбище значительно помолодело, хотя вкрапления старинных могил кое-где встречаются.

        [Цитировать]

  • J_Silver:

    Книг может и не быть — они конечно были, но спокойно выброшены за ненадобностью… С архивами у нас вообще катастрофа — и более нужное не найти!

      [Цитировать]

    • Ирина:

      Были и есть, буквально с месяц назад лично листала! И целый шкаф в комнате справа от директора! Почти за все года уцелели, за исключением конца 30-х. И мне даже сфотографировать нужные записи разрешили.

        [Цитировать]

  • Фома:

    Наверное просто хотели позолотить себе ручку московскими червонцами, надо учитывать, что восток дело тонкое, тут вам не там и книга бы нашлась и могилу бы нашли, мое мнение

      [Цитировать]

  • Клавдий:

    Вот такие ,как Хикмат Карабаев, украли и продали железо с гаражей,принадлежавших народу.
    Теперь эти карабайники уже почёсывают ладошки от предвкушения массового сноса оград на кладбищах-это ,куда более,доходно и почти на 80% безопасней в плане кипиша,ибо именно этот процент православного населения отсутствует в Узбекистане.
    …а на большее мозг таких чернобаев не способен.
    …и вообще почему он там директит?
    …почему директор не Пётр Сухоплясов?
    …пинками гнать этого скоробейника!

      [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    И за 30-е годы тоже есть. Кто же золото-то выбрасывает. Об этом ещё Ильф и Петров писали. Помните Варфоломея Коробейникова — «бывшего чиновника канцелярии градоначальства, ныне работника конторского труда. Варфоломей Коробейников, служивший некогда в архиве Стакомхоза и сохранивший сведения об имуществе, реквизированном после революции, торговал архивными справками». Даже Остапу Бендеру хотел продать.

    Вот Вам классический литературный образец. Никто ничего не терял и не выбрасывал. Просто ушёл кто-то из кладбищенских на пенсию и унёс с собой кладбищенские книги. Или специально спрятали.

      [Цитировать]

  • Дима:

    А где гарантия, что т.н. «стекольщики» сами же «оконные стёкла» и разбивают?

      [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Ну ладно. Будем ждать, когда Кладбищенские книги старого городского кладбища в Фергане выставят на аукцион «Сотбис» в Лондоне. Думаю, что они многие десятки миллионов Евро стоят. Ещё бы — вековая история Ферганы в именах, цифрах и фактах. Скорее всего, их известный человек за рубеж увёз. Не думаю, чтобы ферганцы не знали своего антиквара.

      [Цитировать]

  • Густав:

    Виктор Арведович , привязки конкретного захоронения к геопозиции нет и быть не может. К примеру ,хоронил отца на карте номер 17 , захоронение номер 1001 , в уже существующую могилу моих близких. Следом зашла женщина , хоронила мужа на той же карте , у нее захоронение номер 1002 , но оно совсем не рядом с моим , а на другом конце карты . И попробуйте найдите его . Даже зная номера захоронений вы никак не поивяжете его точно к местности .

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.