В этом году 77 лет исполнению в Ташкенте Симфонии № 7 Шостаковича Искусство История Ташкентцы
Зелина Искандерова:
Работаю сейчас над подготовкой Вечера Памяти великого композитора 20-го века Моисея Вайнберга (к 100-летию со дня рождения), который будет в моей Программе 7 ноября. Они были большими друзьями с Д.Д. Шостаковичем, и вот на какую интересную информацию я вышла — это касается исполнения в Ташкенте в годы войны знаменитой 7-ой Симфонии Шостаковича — «Ленинградской»!
3 июня 1942 года (в других источниках — 22 июня) в зале Узбекского театра оперы и балета симфонический оркестр Ленинградской государственной консерватории (ЛГК) исполнил Седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича («Ленинградскую») под управлением замечательного дирижера и педагога И. А. Мусина. Это было второе ее исполнение (!) — вскоре после первого, прозвучавшего в Куйбышеве — премьеры в Куйбышеве под управлением дирижера Самуила Самосуда.
Вряд ли можно сомневаться, что для музыкальной культуры Узбекистана исполнение Седьмой симфонии было чрезвычайно значительным событием, не менее (если не более!) важным, чем исполнение в ноябре 1939 году в Ташкенте же Первой и Пятой симфоний композитора. Напомним также, что основной состав Ленинградской консерватории в августе 1941 года был эвакуирован в Узбекистан — в Ташкент. Композитор переписывался со своими друзьями и коллегами, был в курсе их проблем, радостей, творческих планов. Здесь, в эвакуации, вскоре после исполнения Седьмой, в Ташкенте 2 октября 1942 года скончался учитель Дмитрия Дмитриевича профессор Л. В. Николаев, также эвакуированный в Ташкент. Весной следующего — 1943 года композитор в память о нем создал Вторую фортепианную сонату (си-минор, ор. 61)
(Источник)
…Трепет охватывает, когда читаешь историю исполнения Седьмой симфонии Шостаковича во время эвакуации в Ташкенте, где в тот момент находились «» Илья Мусин и доцент Исаак Гликман, закадычный друг Дмитрия Дмитриевича. Гликман ездил за партитурой симфонии в Куйбышев на поезде. «Доедет – не доедет» было неизвестно из-за постоянных бомбежек. Он привез партитуру, но оркестровые партии не были расписаны. Тогда решили разложить партитуру по страницам, чтобы студенты с профессорами расписали партии. Чтобы сэкономить время на разучивание партитуры, Илья Мусин вставал рядом с переписчиками и разучивал ее постранично, переходя от одного к другому.
(Источник)
Итак, 3 (или 22?) июня 1942 года в зале Узбекского театра оперы и балета симфонический оркестр Ленинградской государственной консерватории (ЛГК), эвакуированной в Ташкент, исполнил Седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича («Ленинградскую») под управлением дирижера и педагога И. А. Мусина. Это было второе ее исполнение в истории (!) — вскоре после первого, первое было в Куйбышеве. Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда. В блокадном Ленинграде, в зале Ленинградской Филармонии, исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича состоялось 9 августа 1942 года.
Знает ли кто-нибудь, где в Ташкенте могила профессора Л. В. Николаева? Может быть, где-то есть сведения — записи,фотографии и т.п. — об этом исполнении в Ташкенте великой 7-ой Симфонии Д.Д. Шостаковича во второй раз в истории, после её премьеры в Куйбышеве?
МУСИН ИЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВИЧ — российский дирижер, педагог, заслуженный артист БССР (1939 год), заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1942 год), народный артист РСФСР (1983 год).
С 1919 года учился в Петроградской (Ленинградской) консерватории как пианист, в 1930 году окончил её как дирижёр (учился у Н.А. Малько, затем у А.В. Гаука). С 1934 года дирижировал Ленинградским филармоническим оркестром (ассистент Ф. Штидри), в 1937-1941 годах главный дирижёр Белорусского филармонического оркестра в Минске.
В 1942 году в эвакуации в Ташкенте, дирижировал там исполнением 7-й симфонии Д.Д. Шостаковича. В 1932-1937 годах и с 1941 года преподавал в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории (профессор с 1961 года).
Один из самых авторитетных педагогов и теоретиков дирижирования, создатель дирижёрской школы. Среди многочисленных учеников: С. Бычков, В.А. Гергиев, О.А. Димитриади, Ю. Домаркас, Т. Курентзис, К.А. Симеонов, В.С. Синайский, Ю.Х. Темирканов, В.А. Чернушенко и многие другие!.
Сочинения:
- О воспитании дирижера. Л., 1987;
- Техника дирижирования. 2-е изд. СПб., 1995;
- Уроки жизни: Воспоминания дирижера. СПб., 1995;
- Язык дирижерского жеста. М., 2007
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Илья Александрович МУСИН — российский дирижер, заслуженный артист Белорусской ССР (1939) и заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1942). Народный артист РСФСР (1983). Начал заниматься в Петроградской консерватории в 1919 года, первоначально как пианист, в классах Н. Дубасова и С. Савшинского. Дирижированию он учился с 1925 г. у Н. Малько и А. Гаука. В 1934 г. стал ассистентом Фрица Штидри, работая с Ленинградским филармоническим оркестром. Позже, по распоряжению Советского правительства, он был переведен в Минск, руководить Государственным Симфоническим Оркестром.
Наиболее заметным эпизодом стало исполнение Седьмой симфонии Шостаковича 22 июня 1942 года в Ташкенте, где он находился в эвакуации; это было второе по счету исполнение симфонии после премьеры в Куйбышеве под управлением Самуила Самосуда. Прежде всего, он был педагогом. Начал преподавать в Ленинградской консерватории еще в 1932 года Разработал детальную систему дирижирования, по сути науку дирижирования. Сформулировал основной принцип своей системы в следующих словах: «Дирижер должен отобразить музыку в своих жестах. Существуют два компонента дирижирования – образно-выразительный и ансамблево-технический. Эти два компонента находятся в диалектической оппозиции друг к другу. Дирижер должен найти способ их слияния».
Его опыт суммирован им в фундаментальном труде «Техника дирижирования», опубликованном в 1967 году. Его педагогическая карьера длилась шесть десятилетий. Его система обучения передается из поколения в поколение, от его учеников к молодым дирижерам. Среди его воспитанников такие известные дирижеры, как Михаил Бухбиндер, Константин Симеонов, Одиссей Димитриади, Джемал Далгат, Арнольд Кац, Владислав Чернушенко, Юрий Темирканов, Василий Синайский, Виктор Федотов, Андрей Чистяков, Валерий Гергиев, Э. Ледюк-Баром, Семен Бычков, Туган Сохиев, Александр Поляничко, Теодор Курентзис и сотни других.
Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге, при содействии Мариинского театра установлен памятник.
Перешла по первой ссылке «источник» — https://cyberleninka.ru/article/n/dmitriy-dmitrievich-shostakovich-v-uzbekistane/viewer и наткнулась в очень интересной статье на чудовищную неточность! Уважаемый автор пишет, что исполнение 7 симфонии в Ташкенте стало вторым после премьеры в Ленинграде, когда играл оркестр под управлением Элиасберга… Видимо, редакторы «Вестника музыкальной науки» №1 (23) 2018 совсем не следят за тем, что публикуют. Админы виртуальной «киберленинки» тоже. На самом деле порядок таков: 1) 5 марта 1942г. Куйбышев. Оркестр Большого Театра под управлением С. А.Самосуда; 2) 29 марта 1942г. Москва. Симфонический Оркестр Большого Театра и Всесоюзного Радиокомитета под управлением С.А.Самосуда; 3) 22 июня 1942г. Ташкент. Оркестр Ленинградской консерватории под управлением ИЛЬИ АЛЕКСАНДРОВИЧА МУСИНА. 4) 9 июля 1942г. Новосибирск. Оркестр Ленинградской Филармонии под управлением Е.А.Мравинского; 5) 9 августа 1942г. «объединённым Ленинградским Симфоническим Оркестром под управлением дирижёра К.И.Элиасберга». К сожалению, об исполнении в Ташкенте в газетах написано было мало. Я нашла только заметку в «Правде». Ташкентцы, необходимо выложить статьи об этом событии, опубликованные в местной прессе. Ещё раз обращаю внимание на ошибку в статье Галицкой.
Лидия Козлова[Цитировать]