«Пешка ты или король?!..» Искусство

Лейла Шахназарова:

Квадрат доски
И тень руки –
Над нами, брошенными на кон…

Нет, это цитата из другого поэта, не Муртаса Кажгалеева. Просто она не отпускала вчера весь вечер – из-за этой огромной шахматной доски на интерактивном экране, перед которым шестеро «ильхомовцев» читали, играли, пели и разыгрывали то, что ныне принято называть словом «перформанс», на тексты Муртаса.

Тексты, не всегда отшлифованные и даже, может быть, не всегда хорошего вкуса, и полу-сцена – полу-офисное пространство, где происходило действо, пожалуй, было для него тесноватым, и чувствовалось, что времени для подготовки всего этого было не слишком много… И все-таки что-то очень важное произошло вчера в Китоб Олами на концерте под названием «Шах, Мат и Рок-н-ролл». Что-то сродни тому, что подразумевал журналист, написавший на заре перестройки:
Пугачева, не будучи самой эпатажной из советских певиц, была первой по-настоящему свободной женщиной в Союзе.

То, о чем много позже наш земляк Сухбат Афлатуни скажет:
Театр ”Ильхом“ – живая, шумная, вибрирующая и пластичная материя. Кричащая. Плачущая. Рассуждающая о философии и показывающая голый зад…

То, о чем вчера в ночной переписке после концерта я написала Муртасу:
…Больше, чем твоими разносторонними дарованиями, восхищаюсь твоей внутренней свободой…

Шах! Мат! Рок-н-ролл!..
Пешка ты или король?!..

…Муртас Кажгалеев. Писатель, гроссмейстер, путешественник; может быть, немного поэт; может быть, немного танцор, – и все это, конечно, для него самого очень важно.
Но в некотором отношении и для некоторых его друзей-читателей-зрителей – все же важно менее, чем то, что он – Гражданин мира. И один из не так уж многих известных мне людей, обладающих этим бесценным даром – внутренней свободой. Так же, как театр «Ильхом» стал в свое время первым настоящим островком такой – не фрондирующей, но органичной и потому – подлинной свободы в кондовом Ташкенте времен застоя. Вот почему они – Муртас и «Ильхом» – так счастливо нашли друг друга, а огромный экран над головами артистов столь естественно обернулся вчера окном в яркий мир, который успел в свои всего лишь сорок с хвостиком изъездить, облетать и исходить ташкентец из Казахстана, литератор и шахматный маэстро, всеобщий любимец и везунчик Муртас. И еще – вот, наверно, почему первые ряды на вчерашнем концерте были заполнены людьми старшего поколения, захваченными, так же, как и я, этой волной отвязанности и свободы «в стиле рок», который, по всему, вовсе не должен бы быть им близок.

Впрочем, это ведь тоже стереотип, – а именно стереотипам Муртас Кажгалеев, Ян Добрынин, Юлия Плакида, Стас Торопчин, Тимур Скляров, Рустам Мусакулов (удивительно похожий на Бена Уишоу), – как раз стереотипам и дали они вчера такой легкий, красивый и пластичный Шах и Мат! И – Рок-н-ролл…

———————————————————

Kashmira Iskandari Обычно я захожу на Фейсбук с каким-то тревожным, мутным чувством — а может, не нужно? Не знаю, откуда оно, но от него тяжело отвязаться. А прочитав вот такую блестящую, изящную, вроде беглую, на самом же деле продуманную и обстоятельную зарисовку, понимаю — нужно. Очень нужно появляться здесь, чтобы не забыть, что мир создают талантливые люди)
 
Лейла Шахназарова Саша, дорогая, спасибо! В наше время давно уже стал классикой оксюморон «увековечить в Фейсбуке». Но, может быть, ради того, чтобы услышать похвалу от таких людей, как ты, — столь же талантливых Божьей милостью, сколь и строгих в суждениях, — и пишу на этом песке…
Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.