Чему нам стоит научиться у Алматы и её жителей? Разное

Автор Филипп Гаджили (Фил Тышкевич)

Недавно я впервые за 22 года побывал в Алмате. Она меня поразила своими масштабами во всём. Вроде бы соседний город, а ощущение, что попадаешь в совершенно другую социальную эпоху. Здесь мои некоторые наблюдения о том, чем, на мой взгляд, взгляд туриста, отличается Алмата от Ташкента.

Природа

Город напоминает большой лес, в котором поселились люди. Деревьев не просто много, а немыслимое изобилие, особенно в центре.
В солнечный летний день можно гулять по городу на протяжении часов, не боясь заработать головную боль – спасибо надёжному покрывалу из деревьев. Очень много травы, зелени, клумб и цветов, а ёлок, наоборот, гораздо меньше, чем в Ташкенте. В Алмате очень хорошо работает естественное орошение – в отличие от Ташкента, арыки никуда не делись и продолжают, как и в советские времена, делать город свежим и цветущим.

Архитектура

Старинных зданий, как в Ташкенте, в Алмате почти нет. Ни дореволюционных построек – всё равно исламских или имперских русских, очень мало и раннесоветскостроя. Наиболее раритетные дома – сталинские. Есть много так называемых «японских», «греческих» домов, которые строили в конце 40-х. В отличие от Ташкента, в Алмате многие из них отлично сохранились и прекрасно вписываются в уютные и зелёные улочки. В отличие от довольно архитектурно однообразного Ташкента, Алмата удивляет разными стилями – причём разная архитектура территориально не смешивается.

Наверху, ближе к горам, современный город из стекла и бетона в духе Астаны, посередине уютная Алмата с маленькими улочками и двух-трёх-четырехэтажками, внизу спальные районы. Кстати, сами алматинцы ориентируются в своем городе по одному главному принципу – вверх/вниз. Это, и правда, очень удобно, если учесть, что все основные трассы в Алмате достаточно прямые и пересекаются, создавая эффект решетки. Еще один момент: многоэтажки в Алмате потрясают своим разнообразием. Я увидел десятки видов пяти- и девятиэтажек. Очевидный контраст со стандартными многоэтажками Ташкента.

Жители

Наши соседи тоже очень вежливы и открыты, как и ташкентцы. Один пример: когда я на мосту, на узком тротуаре, фотографировал свою подругу, люди останавливались и ждали, пока мы сделаем кадры. Было даже неловко. Вежливость чувствуется и в выполнении своих должностных обязанностей – водитель автобуса вам терпеливо объяснит, как добраться до места назначения, кассир в банке подробно расскажет, чем выгоден тот или иной кредит, а оператор мобильной связи – тариф. Чем вежливость алматинцев отличается от нашей? Моя гипотеза: мы своей вежливостью хотим показать, как хорошо относимся к человеку, они – с помощью вежливости стараются сделать жизнь всех участников какого-либо процесса или ситуации более комфортной.

Бюрократический оазис

На что обращаешь внимание в первую очередь, это почти полное отсутсвие милиции. Впечатление, что по сравнению с Ташкентом блюстителй порядка меньше примерно в десять раз. Работа различных служб происходит быстро, каждый знает своё дело, автоматизация на высоком уровне, хотя и далека от желаемой. Конечно, за неделю я очень поверхностно успел познакомиться с бюрократией Казахстана, но таковы мои первые впечатления.

Автомобили и дороги

Потрясающее разнообразие. Дэу почти нигде не видно, зато вместо них: Ауди, БМВ, Мерседесы, Порше, Лексусы, Хёндаи, Рено, Ниссаны, Лады и …весь мировой автопром. Еще одна деталь: машины пропускают пешеходов на любом переходе. Сами дороги гораздо ровнее и уже, особенно в центре, тротуары есть практически везде, где я был, во многих местах безбарьерная среда – что делает передвижение стариков и инвалидов максимально удобным.

Общественный транспорт

Он дороже. Оплата сразу наличными или по специальной проездной карточке. Наличкой проезд дороже, чем Ташкенте, примерно в два с половиной раза, а по карточке – в полтора.

Городской транспорт лучше и разнообразнее ташкентского. Есть троллейбусы, метро и автобусы. Почти все маршруты ходят как часы, сам транспорт чище и удобнее. Автобусы не стоят по полчаса на остановках, почти в каждом пандусы для инвалидов, а также места для стариков и инвалидов.

Метро – тихое и новое. Таймер на станциях показывает, сколько осталось до приезда следующего состава, а не сколько прошло с отъезда предыдущего. Составы с кондиционером, проходом между вагонами и отличной звукоизоляцией – даже на максимальной скорости в вагонах можно говорить, не повышая голоса.

ТРЦ и супермаркеты

Они гораздо больше и разнообразнее, некоторые такие большие, что в буквальном смысле не видно конца и края – в точности как Европе или России. Очень много полуфабрикатов: печеное, салаты, пицца, даже яичница с колбасой. Но главное их отличие от ташкентских – в разных центрах и сетях выбор отличается друг от друга.

Кстати, пакеты в супермаркетах Алматы до сих пор дают бесплатно, а цены на многие продукты ниже, чем в Ташкенте.

Еда

Конечно, Алмате далеко до Ташкента в плане сытности, свежести, дешевизны и разнообразия среднеазиатской кухни, «миллий таомлара». Но Алмате есть чем ответить: потрясающий выбор вкусных и свежих полуфабрикатов, свежевыжатых соков и молочных продуктов, различных сортов мяса (которое не дороже, чем в Ташкенте), сладостей, консервации, соков и многого другого. А ещё огромный выбор кафе и ресторанов. Японская, французская, армянская кухни. Бельгийское пиво, бутик сугубо итальянской кухни и вина. И это не просто вывески и названия. Кухня действительно отличается, вкус разный, подход к приготовлению пищи – тоже. Что ещё бросается в глаза – цены. Если у нас, кроме дешёвых столовок и «миллий Таомлара», много демократичных по ценам кофеен и недорогих ресторанчиков, то цены в общепите Алматы заметно выше, часто кусаются.

Алкоголь

В первую очередь, из-за высоких пошлин на иностранный алкоголь так называемый алкогольный масс-маркет в Узбекистане считается элитным. Martini, Chinzano, простые испанские, итальянские, французские, грузинские вина без выдержки стоят гораздо дороже местного алкоголя, их пьют либо достаточно обеспеченные люди, либо по каким-то особым поводам. Совсем не так в Алмате. Цены ниже ташкентских в два-три раза. Выбор – даже в простых супермаркетах в два-три раза больше. А есть ещё специализированные магазины, бутики… в общем, там не скучно.

Театры, выставки, кафе и прочие места для отдыха

В центре Алматы прекрасный «Арбат», улучшенная версия нашего Бродвея: здесь молодёжь играет на гитарах, поёт и танцует, влюбленные парочки отдыхают на изумительных скамейках для лежания, полно уютных кафе, пабов и ресторанов, отличная природа. В Алмате есть и свой «Ильхом» – театр «Артишок», где можно увидеть злободневную чернуху, и свои киноклубы, где просвещённые богемные любители наслаждаются фильмами не для всех. Слышал я и о галереях, в том числе, современного искусства, до которых добраться не успел.

И как итог – чему Ташкенту и ташкентцам стоит поучиться у Алматы и алматинцев, самый минимум:

  • не-только-гостеприимной вежливости. Вежливость узбекистанцев больше связана с понятием гостеприимства. У жителей Алматы вежливость не такая горячая, зато куда более всеобъемлющая;
  • аккуратности, исполнительности и дисциплине. Особенно это касается сервиса;
  • свободе. Сложно представить, чтобы в Алмате кто-то боялся фотографировать просто улицу или бегал по зебре – потому что машины торопят;
  • вождению. Без комментариев. Просто учиться.

А о том, чему стоит поучиться Алмате и ее жителям у Ташкента и ташкентцев, пускай расскажут сами алматинцы.

И фотографии:

9 комментариев

  • Фото аватара Tatjana:

    Алма-Ата всегда отличалась обилием зелени и относительной провинциальностью по сравнению с Ташкентом, даже когда была столицей. Алма-Ате повезло, что столицу построили заново, поэтому и сохранился ее первоначальный вид.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Azim:

    А чему стоит поучиться Алмате и ее жителям у Ташкента и ташкентцев:
    Как чему? Ровно тому же, что описано в статье: как НЕ НАДО делать.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Гога:

    Не многолюдный город. Как фото городков из США в сети. И, интересно, погода делает фото как нарисованные с коммиксов.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Бек:

      Гога:
      Не многолюдный город. Как фото городков из США в сети. И, интересно, погода делает фото как нарисованные с коммиксов.

      Ошибочное мнение. Город очень живой. Подозреваю что фотографировали в период выходных дней. На выходные большая часть горожан проводит время за городом. И к тому же, на большей части фото запечатлены тихие районы находящиеся не далеко от центра, они всегда малолюдны.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Жительница Алматы:

    Спасибо

      [Цитировать]

  • Фото аватара Regnum:

    Один известный блогер, сравнивая Алмаату и Ташкент, метко написал: «в Ташкенте порядок, а в Алмаате достаток». Ташкент, конечно же, чище. Но причину этой чистоты адекватной не назовешь. Центр зачислили до такой степени, что бутылку воды в радиусе двух километров не купишь. Там просто делать нечего, оттого и чисто. Ну и плюс по Алмаате президент каждый день не катается. Что в Алмаате действительно лучше, так это то, что там не стали убивать историю. А для любителей новизны «наверху» построили бизнес- центры, отели, торговые центры. Правда в центре уж слишком тщательно сохранили советский облик. Реновацией соцмодерновских построек занялись относительно недавно. А некоторая жилая застройка в центре напоминает наш Рабочий Городок. Но Алмаата из-за этого уютнее и естественнее. Про рестораны абсолютно верно: сервис на высоте, кухня разнообразная. Есть и настоящие стейк-хаузы, и приличная японская кухня, и грузинская. Да и узбекскую готовят не хуже, чем в Ташкенте. Алмаатинцы очень много времени проводят в Дубае, так что поездили, посмотрели, и организовали такой же уровень.
    Но вот единственное в Алмаате что ужасно, так это аэропорт. Нет, в Ташкенте он раньше был еще ужаснее, но новая власть ситуацию изменила. А в Алмаате просто кошмар: места в зале ожидания просто нет, поесть кроме коньяка и чипсов из конины нечего, в бизнес- зал зайти совсем страшно. Ну и таксисты наглые, такие же как в Ташкенте.
    Но когда увидишь горы на 360 градусов, вдохнешь свежий воздух, пройдешься вдоль Алматинки, утопающей в зелени, обо всем этом забываешь.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Бек:

      Regnum:
      Один известный блогер, сравнивая Алмаату и Ташкент, метко написал: «в Ташкенте порядок, а в Алмаате достаток». Ташкент, конечно же, чище. Но причину этой чистоты адекватной не назовешь. Центр зачислили до такой степени, что бутылку воды в радиусе двух километров не купишь. Там просто делать нечего, оттого и чисто. Ну и плюс по Алмаате президент каждый день не катается. Что в Алмаате действительно лучше, так это то, что там не стали убивать историю. А для любителей новизны «наверху» построили бизнес- центры, отели, торговые центры. Правда в центре уж слишком тщательно сохранили советский облик. Реновацией соцмодерновских построек занялись относительно недавно. А некоторая жилая застройка в центре напоминает наш Рабочий Городок. Но Алмаата из-за этого уютнее и естественнее. Про рестораны абсолютно верно: сервис на высоте, кухня разнообразная. Есть и настоящие стейк-хаузы, и приличная японская кухня, и грузинская. Да и узбекскую готовят не хуже, чем в Ташкенте. Алмаатинцы очень много времени проводят в Дубае, так что поездили, посмотрели, и организовали такой же уровень.
      Но вот единственное в Алмаате что ужасно, так это аэропорт. Нет, в Ташкенте он раньше был еще ужаснее, но новая власть ситуацию изменила. А в Алмаате просто кошмар: места в зале ожидания просто нет, поесть кроме коньяка и чипсов из конинынечего, в бизнес- зал зайти совсем страшно. Ну и таксисты наглые, такие же как в Ташкенте.
      Но когда увидишь горы на 360 градусов, вдохнешь свежий воздух, пройдешься вдоль Алматинки, утопающей в зелени, обо всем этом забываешь.

      В общем, сторонние наблюдения отчасти верны. Тезис блогера «порядок vs достаток» несколько устарел. В 2015 году была принята программа «Город для пешеходов». Достаточно серьезная и объемная программа, включающая в себя безбарьерную среду, интенсивное озеленение, транспортную реформу в том числе и общественного транспорта, развитие пешеходной и велодорожкой инфраструктуры. Программа рассчитана до 2025 года, однако сейчас уже в большей части центра города, положительные результаты очевидны. За эти четыре года и коммунальные службы стали работать более эффективно, и горожане стали более ответственны, не позволяя себе загрязнять территории мусором. К тому же, капитальная реконструкция пешеходных зон которая предполагала укладку качественной тротуарной брусчаткой взамен асфальтового покрытия, наличие уличной мебели, в которую помимо скамеек, тротуарного освещения, детских игровых, и воркаут площадок, входят и урны. Видимо, достаточное количество урн, так же положительно сказалось на чистоте. И конечно же, озеленение! Попытки покрывать свободные пространства пешеходных зон между прилегающим транспортным полотном, предпринимались и раньше. Но результаты были плачевны. Через некоторое время, из за не регулярного полива, все озеленение высыхало. В этот раз, свободные пространства оснастили системой автоматического полива, прежде чем укладывать газоны. Система оказалась эффективной. Даже в самые засушливые периоды, газоны радуют своей зеленой свежестью. В Ташкенте всегда уделяли внимание чистоте, но к сожалению, устаревшая городская инфраструктура, чрезмерный аскетизм, катастрофическая нехватка скамеек и урн, создают ощущение дискомфорта. К тому же надо прибавить сюда неважное озеленение пространств. Местами газонное озеленение присутствует, но этого очень мало.
      В архитектурном плане, Алматы действительно не богат на исторические объекты, даже в сравнении с Ташкентом. Поэтому те немногие строения конца 19 начало 20 вв. находятся под государственной защитой. Центр города, или «золотой квадрат» как именуют алматинцы, застроен преимущественно жилыми и административными зданиями 40-80 годов прошлого века. Точечно имеется застройка новыми ТРЦ или бизнес центрами. Обусловлено это высокими ценами на землю в центре города, и жесткими стандартами для строительных компаний. Из за плохой экологической обстановки, в центре города ограничено строительство объектов выше 12 этажей, что не выгодно для строительного бизнеса. Но мэрия города стимулирует строй компании осваивать западную и северную части города, подводя туда коммуникации и развивая дорожную инфраструктуру. Так же, развитие города опирается на генеральный план. К очень большому сожалению, в Ташкенте почему то не уделяют внимания архитектурному наследию. Даже Советская архитектурная школа, оставила после себя не ординарные интересные с эстетической точки зрения объекты. Мне кажется, мэрии Ташкента необходимо было провести аудит городских территорий, так же разработать генеральный план развития города, это позволит избежать многих ошибок в будущем.
      Общепит в Алматы действительно развит не плохо, но продолжает прогрессировать. Это следствие хорошей конкурентной среды. Вряд ли этому способствовали примеры Дубая. Туристические направления в ОАЭ и Турцию популярны среди бюджетников. Более обеспеченные и активные алматинцы выбирают более экзотические страны, или же Европу, США, Японию. Алматинский рынок общепита формировался благодаря многим факторам. И сами рестораторы завозили идеи из Европы, и выписывали на работу поваров из Италии, Франции, Японии, Китая. И Московские рестораторы открывали свои заведения. Наконец, включились в игру и рестораторы экспаты. Порядка 35-40 кафе и ресторанами в Алматы владеют рестораторы итальянцы, французы, бельгийцы, грузины, сербы, норвежцы, индийцы, немцы, арабы. Турки как правило владеют несколькими сетями небольших кафе-донерных.
      Сюда нужно прибавить международные сети фаст фуда Hardee’s, Burger King, Mc Donald’s, KFC, Papa Johns, кофейни Starbucks, Costa Coffee, Angel with Us, и прочее. Такая конкуренция способствует к развитию и совершенствованию. Много концептуальных заведений, много удачных интересных находок, но есть и провалы конечно. Каждый пытается найти свою нишу, задать свой формат заведения. Понятно, при таком многообразии, и средний чек варьируется. Года два назад, молодые алматинки рискнули запустить китайскую франшизу, ресторан быстрого питания лапшичная Lanzhou. С согласия владельцев франшизы, они доработали меню ресторана, опираясь на местные предпочтения. Результаты превзошли их ожидания, точка окупилась за считанные месяцы! Это позволило им создать сеть не только в Казахстане, но и в Москве. Формула успеха очень проста. Доступные цены, вкусно, быстро, уютное пространство, внятное меню знакомое всем жителям Средне Азиатского региона, open space кухни, где посетители видят как готовят, вытягивают лапшу.
      И в заключение про аэропорт. Алматинский аэропорт действительно очень маленький и тесный! Имеет множество нареканий от пассажиров, прежде всего из за необоснованно дорогого общепита, прилипал таксистов, малому количеству сидячих мест. Первую проблему решили. Воздействовать на точки общепита в аэропорту власти не могли из за того что ими в своё время были выкуплены в частную собственность зоны расположения их точек. Влиять на ценообразование, власти города тоже не могут, это противозаконно. Но проблему решили. В зоне международного вылета организовали кафе Ala Port. Выбор для перекуса удовлетворительный — круассаны, сендвичи, салаты, бургеры, кофе, чай, напитки. Цены, средние по городу. На первом этаже так же открыли небольшое кафе с адекватными ценами. Увеличили вендинговые автоматы со снежками и кофе других компаний, цены на продукцию у них в два раза ниже чем у автоматов стоявших ранее. Таксистов-бомбил стало в разы меньше, идёт жесткий контроль, но борьба продолжается. К тому же, на первом этаже установлена стойка ресепшн с официальными компаниями такси.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Regnum:

        А что случилось с трамвайным парком? Я в 2017-м был на одном семинаре, где зам. акима города говорил о том, что был объявлен открытый конкурс на лучшую идею по превращению его в некоммерческую развлекательную зону для горожан. Это к чем-то привело? И вообще, трамвай в итоге окончательно похоронили?

          [Цитировать]

        • Фото аватара Бек:

          Regnum:
          А что случилось с трамвайным парком? Я в 2017-м был на одном семинаре, где зам. акима города говорил о том, что был объявлен открытый конкурс на лучшую идею по превращению его в некоммерческую развлекательную зону для горожан. Это к чем-то привело? И вообще, трамвай в итоге окончательно похоронили?

          Да, в этом году бывший трамвайный парк отгородили заборами. Начали реконструкцию. На месте парка будет реализован проект DEPO Evolution Park, лофт центр, с художественными мастерскими, коворкинг площадками, кафе, и прочим. С трамваем ситуация следующая. Планируется реализация проекта ЛРТ. Проектная документация прошла экспертизу, проект реализуется совместно с ЕБРР. Первый этап конкурса на комплексную реализацию проекта прошёл в начале лета, выиграли четыре консорциума из Франции, Японии, Испании, и Китая. Но после скандала с астанинским проектом ЛРТ, алматинский проект проходит экспертизу теперь уже в Астане. После экспертизы, должен состояться второй этап конкурса, где уже определится основной участник проекта. По условиям конкурса, выигравшая компания строит инфраструктуру включая депо, а так же предоставляет подвижные составы. Компании даётся право эксплуатации системы на 25 лет. Вроде бы, в конце сентября будет уже известно, будет ли реализован проект, или нет.

            [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.