Г. В. Новожилов на ТАПОиЧ. К 95-летию со дня рождения Tашкентцы История Старые фото

Пишет Радик Газиев

Генеральный конструктор ОКБ Ильюшина Генрих Васильевич Новожилов стал близким для нас, конструкторов, только в последние годы своей и, уже, нашей, заводской жизни. За 25 лет работы над уникальными модификациями самолетов Ил-76 и Ил-114 (с 1974 по 2000 годы) сотрудники ОКБ завода и службы Главного конструктора общей численностью в 1000 человек, к сожалению,не видели у себя его и близких его помощников.

Наши разработки модификации самолета Ил-76 вызывали интерес не только в СССР, но и за границей, причем мы не только сопровождали эксплуатацию модифицированных самолетов, но и, дополнительно, делали документацию и ремонт почти всех самолетов фирмы «Ил», изъездили всю страну и, даже, были неоднократно за рубежом.

В последние годы нам, конструкторам завода, выпала честь ближе познакомиться со знаменитым авиаконструктором Г. В. Новожиловым на ТАПОиЧ, последним «патриархом» из деятелей в авиации, которые оставили свой яркий след в жизни интересными творениями в авиации на благо государства (после него в руководстве авиационных ОКБ России заметно идет череда быстротечных руководителей и их задумки, но не творения). В свое время мне посчастливилось встретиться в МАИ с А.С.Яковлевым при проектировании сельскохоз. самолета, пожать руку А.И.Микояну при защите диплома, поработать 15 лет и видеться в ОКБ с О.К.Антоновым, изредка встретиться в командировке с Г.В.Новожиловым в Москве, и, наконец, удалось увидиться с ним у себя, в Ташкенте.

Видимо, в жизни, свойственно каждой личности приобрести или сохранить добрую память общества, с которым провели вместе или близко творческую жизнь, когда уже остались позади годы активной деятельности на благо фирмы и государства, когда уже не тревожится душа за качество подготовленной работы и сроки его отчета. И более приятно, когда ты не в одиночестве и тебя где то ждут. К забвению еще рано собираться и, возможно, еще можно надеется на оценку достигнутых заслуг в памяти окружающих.

В частности, артисты и другие деятели искусств в этих случаях начинают планировать поездки по окраинам страны, где сохраняется некоторая инертность к восприятию чего то нового, где еще живут прошлым, и это позволяет надеется на, почти, полный аншлаг и, конечно, освежается в памяти встречающих людей сохранившиеся, былые заслуги. Наш местный менталитет особенный, он отличается от многих, часто холодных районов страны, здесь, в Узбекистане, сильнее чувствуется доброе, теплое гостеприимство. Это подтверждается нашей, долгой, проверенной годами, историей.

Генриха Васильевича мы стали видеть на заводе, не только, когда запускали наше последнее изделие Ил-114 и его модификации, но особенно чаще, когда он вышел уже на пенсию. Он и раньше приезжал, но не выходил в народ, видимо, имел весьма сжатый график для посещения далекого от центра завода нового ОКБ, работюащего под его косвенным руководством над модификациями изделия фирмы «Ил». В своей автобиографической книге (книга 1) он слегка отозвался о нашем ОКБ, но ожидалось больше. И конструкторы позже других познали его добрый, открытый характер. При встрече он отвечал на вопросы, чувствовалась его простота.

На ТАПОиЧ Г.В.Новожилов, особенно в последние годы, стал бывать чаще, чем на других предприятиях, это нас радует и это позволяет гордиться нашим климатом и гостеприимством. На подборе некоторых фото, используемых из музея ТАПОиЧ и пояснения к ним, и не публикуемые до сего дня в СМИ, хотелось бы, показать хронологию его посещения завода и теплые встречи с заводчанами. При нем поменялось несколько руководителей ТАПОиЧ, но уважение и теплые встречи наших работников сохранились. Возможно, кто то сможет больше добавить сведения о нем для памяти нашим потомкам.

Итак:

1. Согласно постановлению МАП от 1973 года на базе филиала ОКБ О.К.Антонова, просуществовавший на ТАПОиЧ с 1959, организуется ОКБ ТАПОиЧ с проектированием модификаций изделий ОКБ Ильюшина. Сохраняется преемственность работ двух ОКБ, их руководителей, устанавливается на пьедестал самолет Ил-14, идут первые встречи Г. В. Новожилова с руководителями завода (фото 2, 3, 4).

2. Организуется представительство ОКБ Ильюшина набранное из конструкторов ОКБ ТАПОиЧ, Г. Новожилов в центре представительства (фото 5), но сохраняется потенциал ОКБ ТАПОиЧ (фото 6).

3. Запуск самолета Ил-76. Г. В. Новожилов в центре руководства республики и завода. Годы правления Генерального директора ТАПОиЧ В. Н. Сивца (фото 7, 8).

4. Запуск самолета Ил-114. Г. В. Новожилов в кругу руководства республики, завода и Генерального директора ТАПОиЧ В. Н. Журавлева (фото 9, 10, 11, 12).

5. Освоение самолета Ил-114. Г. В. Новожилов в кругу руководства ТАПОиЧ во главе с Генеральным директором В. П. Кучеровым и среди всех остальных, присутствующих там работников завода (фото 13-21).

Г.В.Новожилов и его творения навсегда останутся в памяти заводчан.

С уважением, Радик.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

4 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.