О музее в Нукусе Искусство

Статья художника Александра ВОЛКОВА в газете The Bukharian Times, издающейся в Нью Йорке.

Пришло сообщение о том, что в результате открытого конкурса на должность директора Музея искусств им. И Савицкого победил Тигран Константинович Мкртычев. Не буду излагать резюме кандидата, его можно найти в интернете, а просто поделюсь своими личными ощущениями.

Для нас это было радостное сообщение. С музеем в Нукусе тесно связана жизнь нашей семьи. Ещё на стадии создания этого музея, мы были знакомы с И.Савицким как с прекрасным художником. Это середина шестидесятых, ещё многие художники (теперь их условно называют Туркестанским авангардом) не были известны широкому кругу зрителей, так как обвинялись в формализме и прочих тяжких грехах, в том числе очернении социалистической действительности. Многие годы их произведения не выставлялись и, в основном, сохранялись или у самих художников, или у их наследников. Время их признания было ещё впереди.

И.Савицкий был фигурой, недостаточно известной в Ташкенте. Он обратился к моему брату Валерию Волкову, который был художником и искусствоведом, а главное, сыном Александра Николаевича Волкова – широко известного среди жителей Ташкента, как бескорыстного и кристально честного человека, но незаслуженно вычеркнутого из культурной жизни. После того, как мы передали на закупку ряд работ отца и инвентарным номером 1, открывающим список хранения произведений живописи, стала картина отца, двери других домов стали открыты для И.Савицкого. Они вместе С Валерием обходили вдов и родственников – так стала собираться коллекция живописи музея. В дальнейшем мы передавали работы в музей, где их реставрировали, приводили в порядок и постепенно оплачивали.

В 2012 г., во время проведения юбилейной выставки отца «Шелковой вихрь красок» в Нукусском музее, мы, в качестве благодарности музею за отношение к художнику, передали туда в дар три произведения отца, которые были на временном хранении. Вообще, с музеем у нас были и свои творческие отношения. Мы часто приезжали туда изучать коллекцию, у нас была персональная выставка в 1972г, нашего творческого объединения в составе: В.Волков, А.Волков младший, Д.Рузыбаев, Е.Кравченко. В результате этой выставки наши работы вошли в собрание музея. Нужно сказать и о том, что со многими художниками я был знаком лично, такими как У. Тансыкбаев, Усто Мумин (Николаев), Н.Карахан, М.Курзин, и со многими московскими художниками: Е.Каравай, Барто, М.Горчилина, А.Тарасов, О.Соколова, круг дома В.Фаворского. Из нашего дома в собрание музея попали работы А.Рыбникова, благодаря чему он вернулся в культурный обиход, как и многие художники Средней Азии и России.

Что ещё почитать:  Нукус. Неизвестная коллекция

Когда после смерти И Савицкого директором стала М.Бабаназарова, на протяжении тридцати лет мы поддерживали творческие связи с музеем, участвовали в создании двух фильмов о нём. Американский «Искусство, затерянное в песках» был показан во многих музеях мира. Мы вместе с М.Бабаназаровой участвовали в показе фильма в Катаре, в столице Доха, в музее исламского искусства. Презентация прошла с большим успехом. Показ фильма узбекского режиссера Али Хамраева «Страсть И.Савицкого», к сожалению, не был разрешён во время празднования 100-летнего юбилея И Савицкого.

Тогда же, по непонятным до сих пор причинам, была отстранена от своей должности М.Бабаназарова. Директорами временно стали некомпетентные люди, работа музея была скомкана. В результате был потерян и утрачен контакт с «Обществом друзей музея», с филиалами в Лондоне, Париже, Нью-Йорке. Это способствовало падению рейтинга музея в мире. У многих возникли опасения о судьбе экспонатов коллекции, так как она до сих пор не оцифрована полностью и предстоит огромная работа в этом направлении. Для нас это было время личного волнения за судьбу, в первую очередь, работ нашего отца, а также всей прекрасной коллекции музея.

Новое руководство всячески свернуло открытость в работе. Началось увольнение сотрудников, проработавших в музее со дня его основания. Так, печальным было отстранение старейшей сотрудницы реставратора и художницы А.Шпады. Через её руки прошли почти все поступления в собрании. Все попытки общественности вернуть М.Бабаназарову на её прежнюю должность не увенчались успехом. Первой ласточкой надежды стала выставка «Сокровища Нукуса» в 2017 г. в ГМИИ им. А.Пушкина в Москве. Опять менялись директора, приходили сведения о ненадлежащим хранении работ. Волнения о судьбе музея не проходили.

И вот наконец – новость о том, что на должность директора рекомендован Тигран Константинович Мкртычев. Мы с ним знакомы не один десяток лет. Учёный , археолог, зам. директора по науке музея Востока. Мне приходилось работать с ним по комплектации и проведению ряда выставок. Наверное главной выставкой, подготовленной им совместно с коллективом музея, была «Туркестанский авангард» Именно на этой выставке появилось такое определение среднеазиатских художников 20-х – 30-х гг.

Что ещё почитать:  Как я мылся в женской бане

Что меня подкупает в этом человеке? Его определенность в выборе позиции , умение слушать профессионалов и принимать после этого взвешенные решения, знание археологии и личное участие в раскопках в Средней Азии. Хорошее знание коллекции живописи музея Востока. Многолетняя административная деятельность в музее Востока – это для директора крайне важный опыт. Его решение о переезде в Нукус, на что мало кто бы мог решиться, зная непростой климат Нукуса: испепеляющая жара летом и пронзительные холода с ветрами зимой. На такое может решится только человек, увлечённый большой идеей, которая выходит за рамки личного благополучия.

Так уж повелось со времён И.Савицкого, создателя музея, а потом тридцатилетнего директорства М.Бабаназаровой, что должность эта под силу только людям, посвящающим всего себя жизни музея. Не побоюсь сказать, своего рода подвижникам. Очень надеюсь, что Т.К. Мкртычев сможет найти творческий контакт с М.Бабаназаровой, чей опыт и знание фондов музея будут неоспоримым подспорьем в плодотворной работе. Я имею в виду, в частности, создание открытой формы научного изучения коллекции, возможность привлекать свежие силы и воспитывать новое поколение сотрудников в традициях музея, открытую позицию в отношении новых веяний в искусстве, науке и музейном деле. Предстоит огромная работа. Пора закончить закулисные игры и поддержать нового директора в его непростой работе. Как сложится дальнейшая жизнь музея, во многом зависит от нас. Сейчас есть исторический шанс поднять рейтинг музея на мировую высоту. И это – в общих интересах.

Художник Александр ВОЛКОВ.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.