Наши путешественники в Мерве. Поручик Назиров и его спутники История Старые фото
Из цикла “Листая пожелтевшие страницы”
“Всемирная иллюстрация” № 753, 1883 г.
Наши путешественники в Мерве. Поручик Назиров и его спутники.
“Со времени покорения Ахал-Теке мы получили возможность более подобно ознакомиться с Мервом и другими частями Средней Азии, прилегающим к нашим границам. Потребности нашей торговли и стратегические соображения заставляли туркестанского генерал-губернатора посылать экспедиции в те страны, которые могли сделаться ареной нашей военной или коммерческой деятельности. Особенного внимания заслуживает в этом отношении произведённые в 1882 году исследования поручика 1-го туркестанского батальона Назирова, который с бесчисленными затруднениями и опасностями проникнул в мервский оазис.
Поручик Назиров происходит из “беков” (дворян) Бакинской губернии; первоначальное воспитание получил в бакинской реальной гимназии, откуда, по окончании курса, в 1873 году, поступил юнкером во 2-е военное Константиновское училище, где пробыл до 1875 года, когда, по желанию командующего войсками туркестанского военного округа – покойного генерал-адьютаната фон Кауфмана I-го, был выпущен офицером в Туркестанский край.
В 1876 году, молодой офицер участвовал, под началом покойного генерал-адьютанта Скобелева в Алайской экспедиции; в 1879 году был назначен членом русского посольства, отправленного под началом генерала Столетова в Кабул к эмиру Шир-Али-хану; в 1880 году находился в составе войск сосредоточенных в кульджинском районе, а в 1882 году был командирован для исследования путей в Среднюю Азию”.
Я бы назвал это сообщение “Путешественники под “прикрытием”
Очень небольшая заметка, но говорящая об очень многом. Маленький эпизод из истории “Большой игры” – противостояния Британии и России за влияние в Азии.
Присоединение Ахалтекинского оазиса к России разделило временной границей Туркмению на две части: Ахал-Теке вошел в состав России, Мервский оазис — «гнездо разбоя и разрушения, тормозившее развитие чуть ли не всей Средней Азии», по выражению генерала Комарова — сохранял самостоятельность. В 1881 г. для управления новыми землями была образована Закаспийская область с центром в ауле Асхабад (ныне г. Ашхабад).
Вопрос о судьбе Мерва имел стратегическое значение для южной границы Российской империи.
Очевидно, что экспедиция поручика Назирова, имела не столько научную, сколько разведывательную задачу.
Прочитав эту информацию в старом журнале, я вспомнил о другой экспедиции — экспедиции, которая сыграла решающую роль в бескровном присоединении Мерва к Российской империи.
В феврале 1882 года поручик Максуд Алиханов-Аварский, служивший в штабе Закаспийского военного округа, под видом татарина из Казани Максуда, вместе с напарником, хорунжим Соколовым, также “прикрытым” именем Платон-ага, выезжает с караваном в сторону Мерва. Товары предоставил московский купец Коншин, отправив с ними своего человека С. Косых. Эти товары водным путем были отправлены из Москвы в Красноводск, а оттуда доставлены в Асхабад, где двадцать верблюдов загрузили «красным товаром», тканями и галантереей. Для охраны от нападений и грабежа караван сопровождали вооруженные джигиты.
Напутствуя “приказчика Максуда”, начальник штаба Закаспийской области полковник Аминов прочел и передал тому секретную инструкцию, в которой говорилось: «Разрешая вам, господа, ехать с торговым караваном в Мерв, предоставляю вам честь быть первыми русскими исследователями одной из незнакомых нам стран. Руководствуясь при этом искренним желанием, чтобы увенчалось полным успехом это интересное и славное дело, сопряженное с опасностью, и потому налагающее на меня громадную нравственную ответственность, — считаю себя вправе напомнить вам, что только при единодушном действии и дружеских отношениях вы можете добиться желанных результатов. Вполне рассчитывая и в этом отношении на свой выбор, я ограничусь указанием цели и начертанием общей программы действий, предоставляя вам самим выбор средств и распределение занятий. Помните, господа, при выполнении вашей задачи, что туркмены, несмотря на кажущуюся наивность, необыкновенно проницательны. Поэтому, в интересах дела и во избежание каких бы то ни было осложнений, необходимо сохранение полного инкогнито”.
Цель была одна — склонить туркмен Мерва к принятию ими российского подданства. И надо сказать, миссия русского разведчика завершилась полным успехом. Алиханов проделав гигантскую работу, объехал всех начальников туркменских родов и добился созыва генгеша (собрания старейшин), который принял нужное для Алиханова решение. В результате 25 января 1884 года в Асхабад прибыла депутация, которая поднесла начальнику Закаспийской области генералу Комарову прошение на имя императора о принятии туркмен Мерва в русское подданство. На фотографии 1882 года сделанное, видимо в Асхабаде, Николаем Карловичем Зейдлицем, главным редактором Кавказского Статистического комитета мы видим участников экспедиции. В центре сидят в белых папахах (слева направо): М. Алиханов, С. Я. Косых и П. В. Соколов. Окружают их джигиты охраны. Фотография хранится в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
Интересно, что российскому разведчику в этом эпизоде “Большой игры”, противостоял его британский коллега О’Донован – корреспондент газеты «Дейли ньюс». Одновременно с русскими участниками каравана он встречался с мервскими ханами, подогревая надежду на поддержку Англии, пытаясь свести на нет усилия Алиханова.
И О’Донован, и М. Алиханов, написали книги о событиях в Мерве. В 1883 году английский журналист-разведчик погиб в Судане. Вот, что писала о его гибели русская пресса (“Всемирная иллюстрация” №778, 1883 г.):
“Потери его оплакивает вся английская печать, так как покойный отличался неустрашимостью, умением преодолевать всякие затруднения и любовью к путешествиям. <…> Ему было поручено исследовать Центральную Азию, и он доставил много любопытных сведений, в особенности, о Мерве и его окрестностях. Он имел особый дар быстро изучать местность и подмечать обычаи и нравы населения в каждой описываемой им стране. <…> Ему было 39 лет от роду, когда он отправился в Судан. Отец его, доктор Джон О’Донован, пользовался в Дублине репутацией известного учёного, и сын наследовал от него страсть к наукам: он с любовью занимался изучением древностей и филологией, отлично знал ботанику, геологию, химию и медицину: был замечательным лингвистом и бегло говорил на шести языках. Судя по всем этим данным, от него можно было ожидать многого, но неожиданная смерть прекратила деятельность смелого путешественника в полном расцвете его сил”.
Да, весьма незаурядная личность и достойный противник.
Что касается Максуда Алиханова – карьера его была удачной: в чине генерал-лейтенанта он был назначен генерал-губернатором Кутаисской губернии. Люто ненавидимый революционерами Алиханов-Аварский пережил 8(!) покушений на свою жизнь, но всё-таки не уберегся. З июля 1907 года он был убит, брошенной в его экипаж бомбой террористов.
Вот такая история.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.