Корейцы в сети: Узбекистан – Юг – Север Разное

«Это был момент, когда я искал себя, у меня бизнес ломался – и я не знал, что делать», – так вспоминает время создания сайта о русскоязычных корейцах его основатель. Мы, советские и постсоветские корейцы, называем себя корё сарам (корейский народ), такое название получил и сайт, в этом году отметивший 10-летие.

В чем уникальность ресурса, почему он появился, и чем сегодня живет корейская диаспора Узбекистана, чьи представители в огромном количестве уезжают на заработки в Южную Корею. О важном и непростом мы поговорили с Владиславом Викторовичем Ханом, которого мэтры узбекской журналистики величают «главным корейцем Узбекистана».

Владислав Викторович Хан родился в 1952 г., основатель сайта «Корё сарам», один из авторов-составителей книги «Корё сарам» (Москва, 2014 г.), участник многих международных научно-практических конференций по корееведению, член Консультативного Совета по объединению Кореи 18-го созыва, председатель Общества памяти борцов за независимость Кореи.

ПРЕДОК – РЕПРЕССИРОВАННЫЙ ГЕРОЙ

«10 лет для культурно-исторического сайта и для вас, его прародителя, – много, почему вы решили создать «Корё сарам»?» – на первый вопрос собеседник отвечает, что обычно сайты (если это не крупные СМИ) быстро уходят, 10 лет – это долгожительство. А все началось, как и положено у корейцев, с истории семьи и рода.

В 2006 году Владислав Хан впервые попал в Южную Корею и обнаружил, что там высоко чтят корейцев, воевавших в гражданской войне на Дальнем Востоке. Предки Владислава Викторовича сражались с белогвардейцами и параллельно с их союзниками – японцами.

«Я ничего не знал в тот период своей жизни о японской интервенции (что Япония была колонизатором Кореи), да и вообще об истории русскоязычных корейцев. Немного знал лишь о своем легендарном предке – Хан Чан Голе. Это старший брат моего деда, командир корейского партизанского отряда, ставший после гражданской войны начальником 3-го отделения (разведка, работа со шпионами) НКВД г. Биробиджана на Дальнем Востоке. В 37-м году трое из четырех братьев Хан были репрессированы, а в 38-м расстреляны. Их обвинили в шпионаже по 58 статье», – рассказывает основатель сайта.

В редких исторических книгах о Хан Чан Голе и его партизанском отряде встречалось одно-два предложения. Но благодаря своему деду Владислав Хан попал в Корею. Корейский культурный центр набирал людей для поездки на историческую родину. Пригласили отчима Владислава Викторовича, у которого председатель совета старейшин спросил, где можно найти потомков дальневосточных партизан. «У меня дома», – ответил пожилой человек. Так Владислав Хан впервые оказался в Сеуле.

«Я вернулся домой и решил заняться историей Хан Чан Голя, – продолжает собеседник. – Ведь мой предок был достоин того, чтобы о нем узнали. Я изучил историю отряда. В архивах ФСБ нашел сведения о репрессированных братьях Хан, данные были скупы. Собирал рассказы родственников. Сидел в библиотеках. Искал информацию по открытым источникам в Интернете. Переписывался с теми людьми, которые занимались этой темой. Оказалось, что мой дед – выдающийся командир партизанского отряда. Я начал писать материал, опыта у меня не было, хотя окончил Институт русского языка и литературы, но по специальности никогда не работал. На все это ушел год. Я написал текст в 20 печатных листов. Отправил его в Москву автору книги «Мартиролог репрессированных корейцев», где не значились имена моих дедушек, но благодаря моему исследованию их включили. Я был ошеломлен, испытал взрыв эмоций. Потом отдал этот материал в газету «Корё синмун» – получился цикл, посвященный братьям Хан. И самое главное – в 2007 году в Южной Корее Хан Чан Голя посмертно представили к высшей государственной награде, ордену «За заслуги в создании государства».

КАК РАССКАЗАТЬ О КОРЕЙЦАХ – СОЗДАТЬ САЙТ

Занимаясь военной историей деда, Владислав Викторович параллельно изучал и историю русскоязычных корейцев. Первый воп­рос, возникший у исследователя – как корейцы появились на Дальнем Востоке. Нам ведь никогда не рассказывали о корё сарам: ни в школе, ни в семье, ни в институте, ни в газетах – нигде информации не было. Когда Владислав Хан узнал историю русскоязычных корейцев до насильственного переселения с Дальнего Востока в Среднюю Азию, то был потрясен. Открылся новый мир, хотелось рассказывать каждому встречному, кто такие корейцы и какая у них непростая и интересная судьба.

Что делать со всей собранной информацией? Создать тематический сайт. Как откровенно признается собеседник, он думал, сайт – это что-то типа газеты «Правда», с большой командой сотрудников: такой был пиетет к печатному слову.

Владиславу Хану в Сети попались «Письма о Ташкенте» – сайт Евгения Скляревского, они познакомились: Евгений Семенович пригласил Владислава Викторовича на лекции от Узинфокома по веб-дизайну. В то время не было свободного доступа к Интернету, нужно было ходить в интернет-кафе. Тогда запускалась соцсеть «Дойра», как платформа для сайтов, где и была открыта страница «Корё сарам». Автор-основатель потихоньку начал заливать материалы.

Владислав Викторович думал, что у корейцев, малочисленной нации, кроме истории ничего нет. Но оказалось, что есть и литература. На сайте появились произведения советских корейских писателей – в частности Александра Кана, Михаила Пака, Генриэтты Кан, Лаврентия Сона, само собой Анатолия Кима и других. Со временем на сайте публиковались материалы ученых, корееведов, литературоведов, журналистов, художников, музыкантов, общественных деятелей. Читатели, в свою очередь, в комментариях выражали мнения, дискутировали. Никто из деятелей культуры корейской диаспоры, к которым обращался Владислав Хан, прося материалы, не отказывал ему. Потому что в Сети так систематически и основательно о корейцах и их жизни нигде не писали, кроме как на «Корё сарам».

«Поначалу я каждый день боялся, думал, о чем сегодня на сайте рассказывать. Запретных тем не было, писал обо всем, что меня интересовало, естественно, в соответствии с законодательством и этическими нормами. Первое и главное мое правило – контент заливать каждый день, иначе на сайт не будут заходить», – признается собеседник.

– Вам важна посещаемость сайта? Каковы его охват и география аудитории?
– Да, мне важно, сколько человек заходит. Сегодня это 1,5 тысячи в день – меня устраивает. География: половина – россияне, потом жители Узбекистана, Казахстана и Южной Кореи. В Южной Корее русскоязычных корейцев сейчас 80 тысяч. В Узбекистане, на мой взгляд, – около 120-130 тысяч.

ЮГ – СЕВЕР, КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА УЗБЕКИСТАНА

– Южная Корея в последние годы для трудовых мигрантов-корё сарам стала привлекательным местом. Вряд ли тут дело только в статусе «этнической родины», мы же знаем прагматизм корейцев?
– Мы сохраняем свою идентичность в том числе и благодаря Южной Корее. Все передовые технологии (средства связи, автомобили, бытовая техника и т. п.), созданные в Южной Корее, работают и на наш имидж. Сегодня русскоязычных корейцев ассоциируют с достаточно талантливыми южными корейцами.

– Но ведь наши предки – это выходцы из северной провинции тогда еще единой Кореи?
– Это не имеет значения.

– А почему нас не ассоциируют с Северной Кореей, географичес­ки наши корни там?
– Человек ассоциирует себя с той нацией, которая успешна, с неус­пешными мы себя не ассоциируем.

– А окружающие?
– Окружающие видят, что мы сами не лыком шиты (улыбается). Корейцы очень прагматичные, умные, образованные.

– И при этом, несмотря на нашу образованность, корейская молодежь, да и люди среднего возраста, находятся в трудовой миграции в Южной Корее, где вынуждены впахивать чернорабочими. И там ведь мы не ассимилируемся с южанами. Для них мы гастарбайтеры – вигуки (иностранцы), а они для наших – далекие по культуре, американизированные хангуки (местные). Как вы к этому относитесь?
– По общечеловеческому уровню, культуре русскоязычные корейцы выше, чем южане, это мое мнение. Мы впитали культуру всего того, что нас окружает. Да, они смотрят свысока, потому что не знают нас. В Южной Корее о русскоязычных корейцах известно лишь несколько фактов: 1) 150 лет назад наши предки из Кореи переселились в Россию; 2) в 37-м году нас насильственно переселили с Дальнего Востока в Среднюю Азию; 3) мы жили при коммунистическом режиме; 4) сейчас мы приехали работать к ним гастарбайтерами. Больше ничего они о нас не знают. Они нас недооценивают, не представляют глубину наших знаний, культуры. Для них шок, что среди нас есть писатели, ученые, министры, олимпийские чемпионы и т. д. Но они нас изучают. Мы же, попав туда, через какое-то время изменим наш имидж, ведь в Корею уехала активная часть молодежи, чьи дети будут там учиться и работать уже не чернорабочими, потому что выучат язык.

– Давайте поговорим о нашей диаспоре в отрыве от южан. Как, на ваш взгляд, сегодня корейцам живется в Узбекистане?
– Мы здесь чувствуем себя хорошо. Даже иногда на других смотрим свысока (улыбается), потому что корейцы понтовитые: мы всегда хотим выглядеть лучше остальных. Нам не чинят каких-либо препятствий для карьеры. Разве что хокимов-корейцев нет (улыбается).
Я наблюдаю, как ведут себя современные корейцы. Заметил, что нынешняя молодежь держится вмес­те, гуляет группами. Например, когда я рос, корейцы друг друга чурались, потому что мы выживали и видели конкурента в лице другого корейца. А зачем нам рядом конкурент, вдруг в глазах окружающих он окажется лучше тебя. Я говорю о столичных людях, не тех, кто жил в корейских колхозах.

– Назовите три национальные черты русскоязычных корейцев.
– Одиночки (в философском смысле) при всех близких, родных, друзьях. Оптимизм (в любой сложный исторический период мы не опускаем руки). Корейскость (корейцы, где бы ни жили, сохраняют свои обычаи, придерживаются своего национального мировоззрения).

– Владислав Викторович, и последний вопрос. Как вас изменил сайт «Корё сарам»?
– Он открыл для меня удивительный мир. Я никогда не думал, что буду заниматься такой ерундой (улыбается), если прагматично, по-корейски смотреть на ведение сайта, который мне не приносит никакой прибыли. Но, кроме денег, важно то, что ты делаешь для других.

Надежда НАМ
Опубликовано в номере 26 (27 июня 2019 г) газеты «Леди».

2 комментария

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.