Краткие сведения о художниках Искусство
Напоминаем, что в Галерее НБУ продолжается экспозиция картин из собрания музея Савицкого. и как раз Mirazim Khaydarov прислал сведения о художниках.
Краткие сведения о художниках, чьи картины выставлены в музее им. Савицкого
(Из книги: Государственный музей искусств Каракалпакской АССР. Издательство «Советский художник». Москва, 1975)
Беньков Павел Петрович
Живописец.
Заслуженный деятель искусств УзССР.
Родился в 1879 году в Казани.
Учился в Казанской художественной школе (1895—1901), в Петербургской Академии художеств (1901—1906), в академии Жюльена в Париже (1909).
В Узбекистане с 1929 года.
Умер в 1949 году в Самарканде.
И. П. Беньков занимал видное место в художественной жизни Узбекистана 1920-х—1940-х годов. Он приехал в Среднюю Азию в 50-летнем возрасте, сложившимся мастером, с большим опытом творческой и педагогической деятельности.
Бурэ Лев (Леон) Леонардович
Живописец и график.
Заслуженный деятель искусств УзССР.
Родился в 1887 году в Самарканде.
Учился в Москве в школе В. Машкова (1904—1905), в Петербургской Академии художеств в мастерской Ф. Рубо (1907— 1917).
Умер в 1943 году в Самарканде.
Л. Бурэ — один из немногих художников, которые работали в Узбекистане до Великой Октябрьской социалистической революции. Его творчество внесло свой вклад в формирование той художественной среды, где позднее возникла самобытная национальная школа живописи.
Волков Александр Николаевич
Живописец и график.
Народный художник УзССР.
Родился в 1886 году в Фергане.
Учился в Петербурге в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Маковского (1908—1910), в студии Д. Берштейна у К. Рериха и И. Билибина (1910—1912), в Киевском художественном училище (1912—1916).
В 1916 году возвратился в Узбекистан.
Умер в 1957 году в Ташкенте.
А. Волков — один из основоположников художественной школы Узбекистана. В собрании музея творчество художника представлено в развитии, но наиболее полно охарактеризованы годы — период, когда с небывалой остротой и мощью проявился волевой и жизнеутверждающий характер его дарования. Истоки этого периода в творчестве художника восходят ко второй половине 20-х годов.
Ган Павел Викторович
Живописец и график.
Родился в 1894 году в Белоруссии (село Дубровка, ныне Калининской обл.).
Учился в Петербурге в Художественной школе Штиглица (1912—1914), одновременно посещал студию Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1914—1917).
В Узбекистане с 1935 года.
Умер в 1967 году в Ташкенте.
Как и для большинства других русских художников, приезд П. В. Гана в Среднюю Азию явился поворотным моментом в его творчестве.
Здесь у художника появляется новое ощущение колорита, света. Стремление возможно тоньше постичь природу края определяет интерес художника к пейзажу в этот период.
Глаголева-Ульянова Анна Семеновна
Живописец.
Родилась в 1874 году в селе Крапивино (ныне Тульская обл.) Училась в Петербурге в Академии художеств (1896—1900), в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества (1900— 1902 гг.).
Умерла в 1943 году в Самарканде.
Сюжеты пейзажей и натюрмортов Глаголевой-Ульяновой просты: сараи и улочки хорошо знакомой деревни, цветы на столе или подоконнике своего дома. Но при всей несложности мотивов в ее работах есть особая значительность и привлекательность в декоративной организованности масс, в тонкости цветовых отношений, в самом характере письма.
Еремян Варшам Никитич
Живописец, график, художник кино.
Народный художник УзССР.
Родился в 1897 году в Нагорном Карабахе.
Учился во Вхутемасе (1921—1927).
В Узбекистане с 1909 года.
Умер в 1963 году в Ташкенте.
В. Н. Еремян — художник, сделавший много для формирования изобразительного искусства Узбекистана.
В станковых работах Еремян чаще всего обращался к жанру городского пейзажа. Своеобразие его стиля достаточно ярко выразилось в акварелях и рисунках. Он умел определить основное в натуре, создать динамичную композицию, непринужденную и свободную.
Ермоленко Александр Силыч
Живописец и график.
Родился в 1889 году на Украине в селе Ново Троицкое (ныне Запорожской обл.).
Учился в Киеве в Военно-художественной студии (1920—1921).
В Узбекистане с 1927 года. В настоящее время живет в Самарканде.
А. С. Ермоленко принадлежит значительная роль в формировании художественной жизни Самарканда. Большая часть его работ и в графике, и в живописи посвящена Самарканду, его трудовой жизни, его природе. У Ермоленко врожденное чувство цвета.
Приезд в Самарканд развил этот дар художника.
Карахан Николай Георгиевич
Живописец.
Народный художник УзССР.
Родился в 1900 году в Нагорном Карабахе.
Учился в Туркменской краевой художественной школе (1919— 1920).
В Узбекистане с 1908 года.
Умер в 1970 году в Ташкенте.
Н. Г. Карахан входит в число русских художников, которые своим творчеством способствовали созданию изобразительного искусства Узбекистана.
Одно из основных достоинств художника — его непосредственная близость к народному искусству, сказавшаяся в прямоте и конкретности выражения мысли, в горячей любви к цвету, в стремлении к подчеркнуто наивной трактовке изображаемого.
Кашина Надежда Васильевна
Живописец.
Народный художник УзССР.
Родилась в 1896 году в Перми.
Училась во Вхутемасе (1921—1927).
В Узбекистане с 1930 года.
В настоящее время живет в Ташкенте.
Музею принадлежат работы Н. В. Кашиной разных лет. Большой интерес представляют картины, выполненные в Узбекистане в 1928 году. Это была первая встреча художницы с тем краем, который стал основной темой ее творчества. Картины написаны под первым острым впечатлением, в высветленном колорите («У Шир-Дора» и др.).
Более всего художницу поразило своеобразие восточной жизни. Сама Н. В. Кашина позднее писала, что в Средней Азии ее привлекали «колорит, типаж и необъятная масса нетронутых тем».
Ковалевская Зинаида Михайловна
Живописец.
Народный художник УзССР.
Родилась в 1902 году в Вольске (ныне Саратовской обл.) Училась в Казанском художественном училище (1922—1927), в 1943 году экстерном защитила диплом в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде.
В Узбекистане с 1930 года.
В настоящее время живет в Самарканде.
З. М. Ковалевская — ученица и последовательница П. Бенькова. Ее так же, как и ее учителя, очень интересуют проблема освещения, передача в картине световоздушной среды. Яркое солнце, природа Узбекистана дают благодатный материал для художницы. Она без устали пишет дворики, арыки, ребят, играющих на улицах, девушек, беседующих в тени.
Коровай Елена Людвиговна
Живописец.
Родилась в 1900 году в Воронеже.
Училась в Ленинграде в школе Общества поощрения художеств (1915—1918).
В Средней Азии жила с 1927 по 1947 год.
Умерла в 1974 году в Москве.
Свои картины 30-х годов художница часто посвящала быту еврейских кварталов Бухары. Она изображает то красильщиков, занятых работой, то парикмахера, бреющего клиента, то портных за шитьем, а иногда сложную цепь разных событий, как в картине «Пионеры (В бывшем гетто)».
Колорит в произведениях Коровай играет ведущую роль.
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Живописец и график.
Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Родился в 1878 году в Саратове.
Учился в школе Саратовского общества поощрения изящных искусств (1891—1896), в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1907).
Умер в 1968 году в Москве.
К натюрморту выдающийся живописец начала XX века Павел Кузнецов обращался часто, особенно любил он писать цветы. «Всю жизнь, — пишет искусствовед М. Алпатов, — П. Кузнецов был усердным живописцем цветов. У Кузнецова цветы — это сгустки солнечного цвета, они растворяются в пространстве, возникают из него, отливают полутонами, светятся и горят, как нежное пламя».
Куприн Александр Васильевич
Живописец.
Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Родился в 1880 году в Борисоглебске (ныне Воронежская обл.) Учился в Петербурге у Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1902— 1904), в Москве в Школе рисования и живописи К. Юона и И. Дудина (1904—1906), в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1906—1910).
Умер в 1960 году в Москве.
Куприн — один из ведущих советских живописцев, работал преимущественно в жанре натюрморта и пейзажа. Его раннее творчество тесно связано с деятельностью группы «Бубновый валет». Членов этого общества, как правило, отличало стремление к рассудительности и анализу натуры ради более глубокого ее постижения. Натюрморт давал особенно широкие возможности для поисков в области взаимоотношений формы, пространства, цвета, поэтому многие мастера, так же, как и Куприн, часто обращались к этому жанру.
Курзин Михаил Иванович
Живописец и график.
Родился в 1888 году в Барнауле.
Учился в Казанском художественном училище (1904—1907), в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества (1907), в частных студиях Петербурга (1912).
В Узбекистане с 1923 года.
Умер в 1957 году в Ташкенте.
Как художник М. И. Курзин соединял в себе тонкого лирика и мастера острой сатиры, публициста и психолога. Разносторонне одаренный художник постоянно стремился к освоению новых тем, приемов, материалов. Активно участвовал он и в общественной жизни республики. Курзин — один из организаторов общества «Мастера нового Востока», оргкомитета Союза художников Узбекистана и Ассоциации работников ИЗО. Собрание произведений Курзина в нашем музее дает представление о развитии индивидуальности художника. К сожалению, полностью представить творчество этого разнообразного мастера трудно, огромная часть его наследия безвозвратно утрачена. В 30-е годы художник выполнил серию больших гуашей на темы из жизни Узбекистана. Это работы разного характера — и лирические произведения, и сатирические
Мазель Рувим (Илья) Моисеевич
Живописец и график.
Родился в 1891 году в Витебске.
Учился в Витебске в школе Ю. М. Пэна (1905—1907), в Петер¬бурге в школе Общества поощрения художеств (1907—1909), в Мюнхене в частных студиях (1910—1913) и в Академии художеств (1914). С 1915 по 1923 год жил в Туркмении.
Умер в 1967 году в Москве.
Р. В. Мазель — один из основоположников изобразительного искусства Советской Туркмении. В 1915 году он попал в Ашхабад вместе с запасным полком, в котором служил.
Встреча с Туркменией оказала решающее влияние на все дальнейшее творчество Мазеля. Здесь он находит поразившую его самобытную культуру, своеобразных людей, природу, быт. Он активно включается в творческую и культурную жизнь республики. Вместе с друзьями — художниками М. Либаковым и Ю. Владычуком он организовывает студию, которая в дальнейшем перерастает в «Ударную школу Востока». Учениками Мазеля были Бяшим Нурали — первый национальный художник республики, Ольга Мизгирева и многие другие.
Никитин Георгий Николаевич
Живописец и график.
Родился в 1898 году в Самарканде.
Учился во Вхутемасе (1921—1922).
Умер в 1963 году в Ташкенте.
Значительную часть сохранившегося наследия Г. Н. Никитина составляют небольшие пейзажи окрестностей Самарканда (акварель).
Влюбленность в мир и искусство превращала скромные, неяркие работы художника в поэтичные создания. Он часто писал одно и то же место — весной, летом, осенью, создавал целые сюиты, циклы, варьируя один и тот же мотив (Мавзолей Шахи-Зинда, например).
Николаев Александр Васильевич (Усто-Мумин)
Живописец и график.
Заслуженный деятель искусств УзССР.
Родился в 1897 году в Воронеже.
Учился в Воронеже в художественной студии Бучкури (1916—1918), посещал вторые Государственные художественные мастерские К. Малевича в Москве (1918—1919).
В Узбекистане с 1920 года.
Умер в 1957 году в Ташкенте.
Творчество А. В. Николаева — одно из самых своеобразных явлений в искусстве Узбекистана. Его работы, объединяющие в себе возвышенную одухотворенность и редкую законченность формы, обладают своим, особым внутренним миром.
Приехав в Узбекистан, Николаев как бы обрел здесь вторую родину. В средневековой философии Востока он обнаружил много точек соприкосновения со своим мировосприятием. Он принял мусульманство, мусульманское имя Усто-Мумин. которым почти всегда подписывал свои работы. Художник со всепоглощающей страстью изучает искусство Востока и здесь находит много родственного. Линейное совершенство восточного искусства, его утонченная пряность, подчеркнуто декоративный характер — все это безраздельно пленило художника. Он упоенно изучает миниатюру, орнаментацию и технику прикладного искусства. В это время он чаще всего работает эмульсионной темперой. В его творчестве удивительно переплелись традиции искусства Востока, итальянского Возрождения и древнерусской живописи.
Новиков Максим Евстафьевич
Живописец.
Родился в 1886 году в селе Крюково (ныне Калужской обл.) Учился в Киевском художественном училище (1907—1910), в Петербургской Академии художеств (1910—1916).
В Узбекистане с 1921 года.
В настоящее время живет в Ташкенте.
В своем творчестве М. Е. Новиков обращается преимущественно к пейзажу. Работы обычно небольшого размера, просты по мотивам. Он доверяет, прежде всего, наблюдению: вдохновляется увиденным и умеет передать впечатление во всей своей свежести, хотя в его работах чувствуются напряженность, глубокая работа мысли. Новиков воспитан в традициях русской реалистической школы.
Ему внутренне очень близки правдивость, бескомпромиссность, принципиальность русских художников-демократов середины XIX века. Ранние работы Новикова, написанные на Украине, в России, напоминают своей лиричностью пейзажи А. Саврасова.
Приезд в Среднюю Азию имел решающее значение для творчества Новикова. Здесь он встретился с совсем иной природой. Свойственные художнику правда наблюдения, искренность, верность натуре облегчили восприятие им своеобразия восточной природы с ее звучными, насыщенными красками, контрастами освещения.
Подковыров Алексей Федорович
Живописец.
Родился в 1899 году в Актюбинске.
Учился в Ташкенте в Художественной студии Н. В. Розанова (1926—1928), в Пензенском художественном училище (1928—1929).
Жил в Узбекистане с 1926 по 1946 год.
Умер в 1957 году в Алма-Ате.
По своим взглядам на искусство и его задачи Подковыров был близок художникам Ташкента, группировавшимся вокруг А. Волкова. Самобытность дарования Подковырова — в большом поэтическом даре. В полной мере он выражен в «Автопортрете» 1935 года, который решен как жанровая композиция. Художник изобразил себя идущим по вечерней степи с красным тюльпаном в руке, вдалеке видны юрта, горящий костер. Умиротворенная и счастливая земля окутана голубыми сумерками, в небе зажглись первые звезды. Из-за низкого горизонта фигура кажется парящей над землей. Изображение в какой-то мере условно. Это подтверждено и условностью цветового решения. Колорит составлен из мягких оттенков синего цвета, объединяющего все в гармоничную целостность.
Рождественский Василий Васильевич
Живописец.
Родился в 1884 году в Туле.
Учился в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества (1900—1905).
Работал в Средней Азии в 1926 году.
Умер в 1963 году в Москве.
Поездка в Среднюю Азию в 1926 году оставила заметный след в творчестве В. В. Рождественского. Художника отличает подчеркнуто живописное восприятие мира, поэтому он легко нашел свои темы на юге.
Рождественский Владимир Леонидович
Живописец и график.
Заслуженный деятель искусств УзССР.
Родился в 1897 году в селе Урваново (ныне Владимирская обл.) Специального художественного образования не получил В Узбекистане с 1922 года.
Умер в 1949 году в Ташкенте.
Рождественского отличали огромная сила воли, трудолюбие, обостренное чувство ответственности и необыкновенная скромность. Он не получил специального образования, но это только упорнее заставляло его работать над собой, и он добился больших успехов в совершенствовании профессионального мастерства. Много трудностей в работе пришлось ему испытать из-за ампутации правой руки.
Рождественский знаком нам более всего как мастер газетной и журнальной графики. Его живописное наследие мало известно. Работы, принадлежащие музею, знакомят зрителя с ним как с тонким колористом, искренним, глубоко думающим художником.
Тансыкбаев Урал
Живописец и график.
Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР.
Родился в 1904 году в Ташкенте.
Учился в Художественной студии Н. В. Розанова в Ташкенте 1924—1928), в Пензенском художественном училище (1928— 1929).
Умер в 1974 году в Нукусе.
С самого начала творческой деятельности Урал Тансыкбаев работал в области пейзажа.
В собрании музея преобладают пока ранние работы художника конца 20-х—первой половины 30-х годов.
Решающее значение в формировании творчества Тансыкбаева имела художественная среда Ташкента того времени. Большое влияние на художника оказали творческая близость с А. Волковым и годы учения у него. Но вместе с тем уже тогда Тансыкбаев искал свою собственную живописную манеру, основанную на интересе к интенсивной декоративности цветовой палитре.
Татевосьян Оганес Карапетович
Живописец.
Народный художник УзССР. Родился в 1889 году в Ереване.
Учился в Тифлисском художественном училище (1908—1910), в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества (1910— 1917), во Вхутемасе (1921—1927)
В Узбекистане работал с 1917 по 1966 год.
Умер в 1974 году в Москве.
О. К. Татевосьян — один из тех художников, которые принимали участие в формировании национальной школы изобразительного искусства Узбекистана.
Впервые он приехал в Узбекистан еще будучи студентом училища. В работах этого периода чувствуется увлечение эффектами солнечного или вечернего освещения («Базар на Регистане»). В начале 20-х годов Татевосьян ищет пути к достижению национального своеобразия в своей живописи. Он изучает восточную миниатюру и стремится продолжить в своем творчестве ее традиции. В конце 20-х годов у художника появляется ряд пейзажей, жанровых композиций, в которых как бы произошло слияние приемов свободного письма и тщательно выписанной миниатюры с ее четкой определенностью каждого предмета. Эти две тенденции своеобразно переплелись в творчестве Татевосьяна. Однако художника все более и более привлекает восточная миниатюра. Подчеркивается четкий силуэт фигур, отделяющий их от окружающей среды, каждый предмет приобретает определенные границы, цвет располагается чистым пятном, композиция приобретает строгую ритмичность.
Ульянов Николай Павлович
Живописец и график.
Заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии.
Родился в 1875 году в Ельце.
Учился в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1900).
Работал в Средней Азии в 1941—1943 годах.
Умер в 1949 году в Москве.
Уже в ранних работах Н. Ульянова проявился его острый интерес к проблеме содержания, к той проблеме, которая как бы отошла на второй план в поисках художников начала века, с их активным отношением к форме выражения.
Портрет становится одним из ведущих жанров творчества Ульянова. Художник явился непосредственным продолжателем высоких традиций портретного творчества В. Серова и М. Врубеля. С Серовым его сближают серьезность, глубокая подлинность ощущений, чуткость к чистоте и силе линии, использование немногих цветов, взятых во всей сложности градаций и оттенков. С Врубелем роднит Ульянова отношение к модели. Ульянов так же видит человека в романтически-приподнятом аспекте, стремится раскрыть в нем затаенную возвышенную внутреннюю суть. Эта тенденция удивительным образом сочетается со строгой объективностью, с остротой видения индивидуальных особенностей модели.
Уфимцев Виктор Иванович
Живописец и график.
Народный художник УзССР.
Родился в 1899 году в селе Барневка (ныне Уральской обл.).
Учился в Омске в Школе рисования и живописи (1917—1919).
В Узбекистане с 1923 года.
Умер в 1964 году в Ташкенте.
Годы 20—30-е — один из самых плодотворных периодов творчества В. Уфимцева.
Фальк Роберт Рафаилович
Живописец.
Родился в 1886 году в Москве.
Учился в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества (1905—1910).
Работал в Средней Азии в 1938 году и с 1941 по 1944 год.
Умер в 1958 году в Москве.
Погруженность в себя, сосредоточенность чрезвычайно характерны для творчества Фалька, поэтому восприятие его работ требует особого душевного напряжения, внутренней настроенности. В собрании музея представлены произведения художника разных лет.
По-своему увидел художник Среднюю Азию: без экзотики, неожиданных эффектов. Для него она была новым миром глубинных процессов жизни.
Шевченко Александр Васильевич
Живописец.
Родился в 1882 году в Харькове.
Учился в Москве в Центральном Строгановском училище технического рисования (1897—1905), в Париже в мастерских Э. Каррьера и Е. Дине (1905—1906), в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1907—1910).
Умер в 1948 году в Москве.
В раннем творчестве А. Шевченко отразились самые различные влияния и течения, существовавшие в современном ему искусстве. Он отдал дань увлечению импрессионизмом, кубизмом, футуризмом, «вывесочной» живописью. Он даже выступал как теоретик новых течений, издав свои сочинения: «Принципы кубизма» и «Неопримитивизм».
Но уже в ранних работах художника намечаются стремление к классичности, любовь к чистоте линии, изысканности цвета. Для Шевченко никогда не были характерны нарочитое огрубление, изломанность и искаженность форм.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.