12 забытых памятников Ташкента Разное Фото

Мы уже привыкли к тому, что в Ташкенте, как и в Долине Смерти в США происходит движение камней, читай, памятников. Памятники сносятся, перемещаются, создаются (впрочем, я знаю только один, который поставили за последний десяток лет).

Но есть такие, про которые, мне кажется, просто забыли. Тем интересней провести ладонью по пыльной старой фантомной книге истории города и разузнать про них.

Некоторые из них не столь известны, не столь понятны, но они есть и они стоят на наших улицах. Наверняка, какие-то из них вы уже видели, а о каких-то услышите впервые.

Я могу обновлять материал, если вы будете присылать мне инфо о старых, забытых памятниках, постаментах, барельефах и прочих творениях, которые вам покажутся интересными.


Сфинкс над братской могилой венгерских солдат.

В глубине Боткинского кладбища стоит памятник, которому уже почти сотня лет. По одной из версий, создателем композиции был венгерский военнопленный, скульптор по фамилии Гатч, который в 30-х годах преподавал в Ташкентской художественной школе и руководил работами по художественному оформлению римско-католического костела в Ташкенте.

Почему именно сфинкс? Такие скульптуры очень распространены по всей территории Австро-Венгрии — возможно, автор решил таким образом оставить на чужбине частичку родины. Кроме того, мифическое существо охраняет могилу, ведь уничтожить сфинкса во многих религиях означает навлечь на себя гнев богов.


Памятник Шастри в Старом городе. 1977 г., скульптор Я. Шапиро, архитектор С. Адылов.

Об этом памятнике около школы №24, названной в честь Лал Баходура Шастри, знают совсем немногие – он стоит без таблички и каких-либо опознавательных знаков, и даже в интернете не удается найти о нем никакой информации. Все лавры достаются Шастри-первому, что на улице Садыка Азимова.

В 1966 году премьер-министр Индии приехал в Узбекистан, чтобы подписать вместе с президентом Пакистана так называемую Ташкентскую декларацию. Документ должен был положить конец войне между двумя странами. Декларация была подписана, но через несколько часов премьер почувствовал себя плохо и скоропостижно скончался. Официальной причиной гибели был назван инфаркт, но существуют предположения, что Шастри был отравлен.

Почему на Ц-1 стоит лишь бюст, а пятиметровый памятник из бронзы находится в Старом городе? Существуют две версии. По одной из них, партийные лидеры сочли сложенные в традиционном приветствии руки Шастри слишком религиозным жестом. А по второй, просьбу установить бюст выразило правительство Индии – якобы премьер занимал свою должность очень недолго и его заслуги перед государством были совсем скромны.


Скульптуры мальчиков на Дархане.

Два бронзовых мальчика являются фрагментами скульптурной композиции «Свобода», ранее находившейся в Самарканде. Ее создатель – венгерский военнопленный, доктор архитектуры Эдуард Руш, который в 1919 году, почти сто лет назад, был переправлен из России в Самарканд вместе с другими австрийскими военными.

Внутри памятника находился склеп с останками шестерых жертв гражданской войны 1917-1918 гг, погибших в бою с казаками недалеко от Самарканда. Интересный рассказ о происхождении памятника есть в книге Бориса Боксера «Самаркандские прелюды» (1963 г) – здесь истории Эдуарда Руша и его «Свободы» посвящена целая глава.

Монумент представлял собой постамент, по четырем углам которого находились скульптуры рабов: раба согбенного, раба пробуждающегося, раба надеющегося и раба, осознающего свое человеческое достоинство. Их взоры были обращены к скульптуре девушки на самом верху постамента – она олицетворяла собой Свободу. Ее окружали четыре младенца, поднявшие руки вверх. В 2009 году монумент был демонтирован и, по одной из версий, продан. После этого два мальчика и появились на Дархане.


Памятник К. Э. Циолковскому.

Памятник великому русскому ученому Константину Эдуардовичу Циолковскому в Авиагородке еще совсем недавно стоял на заброшенной детской площадке и был всеми несправедливо забыт. Позолота слезла, постамент обветшал. Но совсем недавно он переехал в более престижное место и теперь находится рядом со зданием Русского Культурного центра. Здесь же расположено и здание махаллинского комитета, поэтому за Константина Эдуардовича можно не беспокоиться – за ним присмотрят.


Памятник карете скорой помощи.

В Новом ТашМИ посреди ухоженных газонов стоит старенькая «скорая» – настоящий автомобиль РАФ-997 «Латвия» 1966 года выпуска. В 70-80-х годах прошлого века эти микроавтобусы разъезжали по дорогам Советского Союза в качестве маршрутных такси, автомобилей милиции, туристических автобусов и, конечно же, машин скорой помощи.


Памятник Максиму Горькому. 1975 г., скульптор Я. Шапиро, архитектор С. Адылов.

Шестиметровый памятник основоположнику современной русской литературы был установлен почти полвека назад на площади у метро Максима Горького. После обретения независимости он был «сослан» на территорию Литературного института на Чиланзаре. Сейчас парковка, на который стоит памятник, вместе с прилегающим домом огорожена забором. Там идет стройка. Максим Горький, гордо подняв голову вверх, смотрит в пустые окна недостроенного дома. Рядом ни души.


Композиция «Молодость».

В парке около Центрального выставочного зала РУз разбит сад скульптур. «Молодость» бросается в глаза сразу – композиция изображает юношу и девушку, стоящих спиной к спине. Автор скульптур, Николай Карлыханов, создал композицию в 80-х годах прошлого века. Сейчас он проживает в Питере, а его работы хранятся в Третьяковской галерее и в Музее изобразительных искусств Узбекистана.


Памятник египетскому скульптору Махмуду Мухтару. Создатель Осама Аль-Ладен (прочитайте еще раз).

В саду скульптур около ЦВЗ стоит памятник мужчине с молоточком. Таблички на нем нет. Это египтянин Махмуд Мухтар – известный ученик французского скульптора Бурделя, который, в свою очередь, обучался у самого Родена.

Памятник был установлен около 20 лет назад при содействии Египетского центра науки в Ташкенте. Он был выполнен во временном материале — формопласте, и уже через несколько лет стал деформироваться. Египтяне собирали деньги на реконструкцию памятнику и перевод его в твердый материал, но после «египетской весны» 2011 года о нем, по-видимому, совсем забыли. Сейчас совсем немногие знают, кому на самом деле посвящен старенький памятник… Между тем, Махмуд Мухтар – весьма известный в мире скульптор, его работы стоят по всему Египту, а также хранятся в музеях Европы.


Скульптурная композиция «Мелодия». 1964 г, скульптор Ю. Киселев, архитектор С. Сутягин.

На южной стороне площади Дворца искусств им. Алишера Навои, который больше известен как кинотеатр «Панорама», ранее располагался фонтан со скульптурой девушки. Теперь здесь устроен небольшой парк с летним кинотеатром. Фонтан на месте, но он пуст…

Можно было бы подумать, что скульптура утрачена, но нет – она просто вынесена на газон неподалеку. Двухметровый каменный памятник постепенно разрушается, обвивается плющом и покрывается мхом, что придает ему особое очарование… Мало кто знает, что в закрытый с виду парк можно попасть через маленькую калитку. Внутри хорошо: большие скамейки, много зелени, в клетках гуляют павлины.


Скульптура балерины, около парка Тельмана.

В нескольких шагах от парка Тельмана за забором старинного дома стоит изящная бронзовая балерина. Ее история полна тайн…

Больше десяти лет назад в этом здании располагалась арт-студия. Ее хозяйкой была поэтесса Инесса Филькенштейн. Говорят, что она нашла выброшенную после реконструкции самого старого парка Ташкента статую и решила установить ее перед своей галереей. Но кем же была эта балерина?

В соц сетях было высказано предположение, что эта девушка – некая Мария Спиридонова. Действительно, Мария Ивановна Спиридонова была балериной и третьей женой князя Гагарина, потомки которого жили в Туркестане. Она умерла еще в 1867 году. Если эта версия правдива, памятнику насчитывается более сотни лет…


Композиция «Время» в Парке мира.

На территории парка Бобура есть уголок с фонтаном, мозаичной полусферой в виде земного шара и клумбами, облицованными плитками с детскими рисунками. Это Парк мира, открытый в 1988 году волонтерами Корпуса Мира в честь городов-побратимов Сиэтла и Ташкента.

В центре парка – сложная четырехуровневая скульптурная композиция «Время», созданная автором из Сиэтла. Чтобы вникнуть в смысл этого арт-объекта, беглого взгляда точно не хватит. Композиция изображает четыре поколения людей, а на постаменте можно прочесть высеченные слова «Time», «Love», «Game», «Life». Это про жизненные циклы, и это сложно, но жутко интересно.

Кстати, говорят, что на территории парка в 1988 г. была заложена самая настоящая капсула времени – если все верно, то открыть ее должны спустя полвека, в 2037 г.

Будете ждать?


Скульптура саранчи.

Во дворе Дома художников на Себзаре стоит эффектная 1,5-метровая скульптура в виде саранчи. Ее автор – известнейший узбекский мастер чеканки Омон Азизов. Уже более 20 лет назад он переехал жить в Америку, но в старом доме на Себзаре все еще живут его дети и внуки.

Саранча с отчеканенными на ней восточными узорами стоит у них прямо под окнами, охраняя канализационный люк и повергая в некоторый шок прохожих.

Отсюда.

12 комментариев

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.