К вопросу об истории советского периода Средней Азии. Очередной 100-летний юбилей История Разное

Анатолий Цапенко:

30 марта 1919 года, в Туркестанской республике произошла настоящая революция. На конференции туркестанских коммунистов было создано Туркестанское краевое бюро мусульманских организаций, известное как Мусульманское бюро, или Мусбюро. Формально это бюро при Краевом комитете РКП(б) должно было выполнять вспомогательные функции партийной работы среду «туземного» населения.

Присланный из центра с инструкциями Сталина Кобозев (он был первым председателем ЦИК Туркестана, но потом перешёл на другую должность и уехал из региона) активно лоббировал его создание как противовес сложившимся в Туркестане группировкам партийцев-колонистов. Осиповский мятеж в январе 19 года показал неустойчивость политической конструкции в регионе, отсутствие контроля Центра и Мусбюро выглядело как способ укрепления влияния Москвы на местную ситуацию.

По факту, однако, Мусбюро стало самостоятельной организацией, была построена целая сеть областных, городских и уездных мусульманских бюро, подчинённых краевому Мусбюро. Фактически возник отдельный политический институт, который представляла интересы «туземного» населения и мог формировать новую политическую повестку от имени «мусульман», включая вопросы мусульманских школ, шариатских судов, вакуфов, борьбы с голодом в кишлаках, расформирования военных отрядов Дашнакцутюн и создания «мусульманских» подразделений Красной армии. Ничего подобного до этого не было. В Туркестанском генерал-губернаторстве «туземные» институты существовали только на очень низком волостном уровне. В Туркестанской республике в 1918 г. были отдельные активисты и даже наркомы из числа «мусульман», но они составляли меньшинство во властной структуре. Мусульманское бюро, которое просуществовало чуть меньше одного года, стало первым самостоятельным властным органом, который осмыслил Туркестан, Туркестанскую республику в качестве отдельной национальной (тогда говорили «мусульманской») автономии, а вовсе не автономии колонистов. Начиная с этого момента, с этой внутренней революции, которая произошла 30 марта 1919 года, 100 лет тому назад, власть в регионе постепенно стала передаваться «туземным» политикам. Колония в каком-то смысле перестала быть колонией. Или точнее сказать, военный-колонистский режим прямого подчинения из метрополии сменился на более сложный договорно-автономистский режим управления, в котором «мусульмане» стали отдельным и скоро ключевым субъектом.

Отдельный интересный вопрос, а кто входил в Мусбюро? Состав его менялся, поэтому сложно сказать без дополнительных исследований, кто был в первом составе и кто присоединился позже. Но некоторые имена назвать можно. Председателем стал 25-летний уроженец Семиречья Турар Рыскулов, через год уже выбранный председателем ЦИК Туркестана, т.е. главой республики. Другим активным членом бюро являлся уроженец Ташкента 34-летний Низаметдин Ходжаев, который позже был назначен главой ревкома Ферганской области с задачей найти соглашение с повстанцами-басмачами. О двух других активных членах Мусбюро – Хусаине Ибрагимове (его по ошибке путают с Юсуфом Ибрагимовым, первым командиром татарской бригады и будущим военным министром Бухарской республики) и Алиеве – мы сегодня толком ничего не знаем, хотя это были ключевые фигуры в туркестанской политике 18-19 годов. В Мусбюро входили также 39-летний ташкентец Сайдулла Турсунходжаев, который через год стал председателем ЦК туркестанской КП(б), и выходец из богатой бухарской купеческой семьи 37-летний Абдукадыр Мухитдинов, через год представшим в роли председателем ревкома и ЦИК Бухарской республики. В числе членов упоминается некто Абдурашитов, возможно речь идёт об одном из самых известных джадидов, или мусульман-реформаторов, Мунаввар-кори Абдурашидхонове. Членами Мусбюро числились также некоторые политические активисты Закавказья, Персии и даже, судя по всему, Уфы, что, видимо, говорит о более масштабных амбициях нового политического института. Практически все, кто входил в Мусульманское бюро, в 30-е годы были репрессированы и расстреляны.

К сожалению, хорошей документированной истории Мусбюро не существует, мы видим множество белых пятен, большинство героев этих событий просто забыты и вычеркнуты из памяти. Но некоторые документы, тем не менее, доступны онлайн.

Книга здесь.

2 комментария

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.