Как немцы-меннониты оказались в Хиве История Разное
Всемирно известный музейно-исторический заповедник Ичан-Калъа. Здесь по инициативе Министерства культуры Узбекистана создается музей немцев-меннонитов.
Один из древних городов Узбекистана Хива, с его знаменитым музейно-историческим комплексом «Ичан-Калъа», хорошо известен во всем мире и его посещение обязательно включается в маршруты многих туристических компаний.
Архитектурные памятники города, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о культуре, искусстве и жизни хорезмийцев. Здесь имеются святые мавзолеи валий, шейхов, суфий-мудрецов, духовных наставников, правителей-сайидов.
Открытие музея немцев-меннонитов на первый взгляд кажется неожиданным, но это на первый взгляд. Основная цель создания музея — показать толерантность народа Хорезма к чужеземцам даже иной веры, немцев-меннонитов, оставивших след в жизни народа Хивы. И ознакомившись с их историей появления на Хивинской земле, влиянии на быт и уклад жизни хорезмийцев, становится понятным, что это решение вполне логичное и справедливое.
Предыстория создания музея тоже заслуживает внимания. Об этом рассказал Максудбек Абдурасулов, заместитель директора по вопросам инвестиций, инновационным технологиям и маркетинга: Идея создания музея появилось еще в 2008 году, когда Хиву посетила делегация немцев-меннонитов (потомки тех немцев, которые жили в селе Ак-мечеть с 1883 по 1997 годы). Но скорее по политическим причинам, эта идея реализована не была. Однако изменения, происходящие в обществе и политике страны, позволили вернуться к этой идее.
Организаторами экспозиции меннонитов стали директор музея-заповедника Ичан-Калъа Шоназар Матякубов и главный хранитель фонда – Азад Каримов, их поддержало министерство культуры республики. Азад Каримов и рассказал историю появления немцев-меннонитов в Хорезме, а она весьма любопытна, познавательна и поучительна. Итак, как же появились немцы-меннониты в Хиве?
Пожалуй, многие впервые сталкиваются с понятием «немцы-меннониты» и что оно означает. На самом деле, меннонитами называли последователей Менно Сименса (1496-1561) вождя Анабаптистского движения в Нидерландах.
Менно был католическим священником, который стал радикальным Анабаптистским реформатором. Он утверждал, что библия была авторитарной для Христиан, что верующие должны быть баптистами в борьбе за веру, и что Христиане не должны убивать других людей.
Вначале меннониты появились в Нидерландах, а затем в Швейцарии. Считается, что до 20 века почти все меннониты были германо-швейцарского или немецко-датского происхождения.
Однако, действующая церковь не признавала Менно и его взгляды, и в конце концов, он и многие его последователи были казнены, а оставшиеся бежали в Северную Германию и Пруссию.
Во второй половине XVIII века меннониты начали переселяться из Германии в Россию по приглашению Екатерины II, заинтересованной в заселении окраин России.
Во времена царствования императора Александра II (1855-1881), принятая им реформа имела тенденцию к упразднению привилегий немцев-меннонитов в России, к примеру, они должны были нести службу в армии наравне со всеми.
Кроме этого, все предметы в школах кроме религии, немецкого языка и церковной музыки стали вестись на русском языке. Эта реформа вызвала недовольства меннонитов, и они стали переселяться в Америку и в Среднюю Азию.
В 1881 меннониты появились в Зирабулаке, что на границе Бухары. Жители поселка Зирабулак гостеприимно приютили беженцев-меннонитов. Мало того им было предложено использовать мавзолей Кук Ота для воскресных христианских богослужений.
И совсем редкий исторической факт – именно здесь были обвенчаны две меннонитские пары, а 21 человек из числа переселенцев приняли меноннитскую веру. Яркий пример толерантного отношения одной веры к другой.
Весной 1882 года они двинулись в Хорезм по приглашению хана Хивы Саид Мухаммад Рахимхана II. Благодаря его решению и поддержке в 1884 году в 15 км. от Хивы была основана колония Молочанских немцев (немцы, ранее проживавшие на реке Молочная Таврической губернии, ныне Запорожская область Украины) — 40 семей. Позднее к ним присоединились единоверцы из Киргизии, Поволжья, Украины.
Хан велел отвести чужестранцам участок земли площадью около 50 га в селении Ак-мечеть, во владениях своего брата Атаджантюри.
Первые четыре года община освобождалась от всяких повинностей. В дальнейшем она стала отдавать часть своих доходов в ханскую казну и Атаджантюре.
Постепенно состав колонии разросся до 62 хозяйств, а его территория увеличилась до 60 га. «Немецкий островок» был оформлен в виде небольшой крепостцы с одними запирающимися на ночь воротами. Обносить кишлак глинобитной стеной в целях безопасности — местная народная традиция того времени.
Получив землю, меннониты начали заниматься своим излюбленным занятием — земледелием и животноводством. На первых порах большим подспорьем в хозяйстве являлось рыболовство (рядом находилось озеро Ширкуль). Землю обрабатывали исключительно омачем. Постепенно научились на засоленной почве с использованием искусственного орошения выращивать непривычные для этого региона овощи — картофель, баклажаны, помидоры, огурцы, капусту и пряности. Разводили племенной скот.
Жители Хорезма перенимали полезные навыки «гостей» по возделыванию новых видов огородных растений, опыт по уходу за скотом. Меннониты, в свою очередь, охотно торговали с ними.
Меньшая часть колонистов занималась традиционными ремеслами — сапожным, столярным, кузнечным, ремонтом нехитрого сельскохозяйственного инвентаря и другими. В зимние дни женщины коротали время за вязанием и шитьем.
Меннониты имели свою школу, где детей обучали чтению, письму и арифметике и своей религиозной доктрине на немецком языке. Мухаммад Рахимхан II предложил меннонитам статус охраняемого общества. Им было позволено контролировать свою школу и назначать своих учителей.
Немцы славились своим мастерством изготовления изделий из дерева. Их предметы мебели- столы, стулья, табуретки, шкафы, оконные рамы, двери и другие предметы домашнего обихода, стали входить в быт зажиточных хорезмийцев.
Когда Мухаммад Рахимхан II посетил Санкт – Петербург на похоронах царя Александра II в 1881года, он увидел многоцветный полированный деревянный паркетный пол. В 1884 году он попросил меннонитов построить такой же пол для дворца Нуруллабая.
Архитектура дворца сочетала традиционный исламский и западный стили. Хан попросил меннонитов построить деревянные двери и оконные рамы для дворца. Превосходная работа мастеров помогла зарекомендовать их как хороших рабочих, а паркетный пол сохранился до сих пор, приобретя художественно-историческую ценность, впрочем, как окна и двери этого дворца.
Меннониты получали удовольствие от пения, когда собирались на богослужении. У них был свой юношеский хор, который выступал на публике. Выступал он и перед Мухаммад Рахимханом II.
Лидер меннонитов в Ак-мечети Эмил Рейсен, бегло говорил на местном, русском и немецком языках. Мухаммад Рахимхан II пригласил его служить в качестве переводчика и советника по экономическим вопросам. Есть мнение, что Рейсен принимал участие в преобразованиях Хивы в таких областях как – современный почтовый сервис, телеграфная система и электричестве. При содействии немцев-меннонитов была сооружена первая электростанция в Хиве.
Рейсен имел контакты с бизнесменами в Германии и Швейцарии. Он сопровождал наследного принца Исфандияра в его поездках в Ташкент и Россию.
Среди колонистов были люди разных специальностей. Один из школьных учителей Вильгельм Пеннер имел камеру и занимался фотографией. Он дружил с Худайберган Девановым и обучил его фоторемеслу, который в последствие стал первым фотографом и оператором Средней Азии.
С приходом советской власти акмечетские меннониты продолжали держаться по-прежнему обособленно, не сливаясь ни с местным, ни с русскоязычным населением. После принятия Конституции СССР в 1936 году меннонитская община не захотела подчиняться отдельным ее законам, по-прежнему не согласна была отдавать излишки доходов от ведения колхозного хозяйства в пользу государства. В результате в одну из зимних ночей 1937 года члены общины были депортированы.
Долгое время жители кишлака не имели представления куда внезапно «пропали» их соседи. Как выяснилось, основная часть меннонитской общины была депортирована в Вахшскую долину. Некоторые семьи переселилась в Киргизию и Казахстан.
Появление немцев в Хиве с одной стороны связано с политикой Российской империи, а с другой — может рассматриваться также как свидетельство прогрессивных воззрений хивинского хана Мухаммад Рахимхана II на проблемы развития экономики и положительного влияния на процессы различных сфер общества и государства.
Такая трудолюбивая самобытная община, за пятидесятилетний период своего пребывания в Хорезме смогла заметно вписать себя в её историю и так достойно в самых непростых условиях отстаивать свои духовные ценности.
Своим толерантным отношением к коренному населению, они снискали доброжелательное и уважительное отношение к себе, которое хорезмийцы высоко ценят и сегодня. Хорезмийцы до сих пор говорят о меннонитах только хорошее и отдают дань доброму имени и светлой памяти, которые оставили «Ак-Мечетские» меннониты после себя. Местные жители хотят огородить место кладбища меннонитов (само кладбище не сохранилось, только место), поставить там памятник и создать музей.
Наверное именно поэтому на территории селения Ак-мечети, где проживали «немцы меннониты» принято решение создать реконструкцию периода их жизни, построить здания и другие сооружения того времени и разработать проекты о превращении села в туристический объект.
Максад ДЖАНГИРОВ>, фото автора и архивное.
NUZ.UZ.
Как уже известно, самая известная «узбекская» меннонитка — Анна Герман, рожденная в 1936 г. в Ургенче :-)
Ольгана[Цитировать]
прочластатьюПотрясена! дело в том, что я меннонитка из Узбекистана,рождена в 1936 году в Ташкенте и мои предки молочанские меннониты
Margarita Zyganow[Цитировать]
Было бы интересно с вами пообщаться. Как связаться? Yamaxmax@mail.ru
Максим, Ташкент.
Максим[Цитировать]
Уважаемые Максудбек Абдурасулов, Шоназар Матякубов, Азад Каримов! Вы не представляете как меня взволновал ваша стаья о меннонитах. Какие глубокие познания! Как точно вы все отразили. Я это все зеаю из истрии нашей семьи. У меня есть для вашего музея потрясающий музейный артифак меннонитский сундук 300 летней давности, у мненя есть дневник моего дедушки , написанный в в конце 19- го начале 20- но века. Мой дед был в Молчанске главным проповедником. Меннониты были в Хиве всего 50 лет и оставили такой след!! Спасибо вам! Об Узбекистане вспоминаю всегда только с теплом. Сейчас я живу в Германии.
Margarita Zyganow[Цитировать]
У меня тоже мороз по коже, читала статью и будто папа рассказывает, он родился в 1932 году в одной из 56упомянутых семей, даже фамилии, упомянутые в статье, такие как Паульс, Ризен, Нахтигал, Лепп (фамилия двоюродных сестёр и братьев) которые были направлены из Ак-мечеть в Хорезме в Вахшскую Долину в Таджикистане и оказавшиеся позже в Кумсангире в одном немецком посёлке. Ребенком я даже и представления не имела, через что пришлось пройти всем этим семьям. Как важно знать историю своих предков и передать эту память своим детям!
Эверт, (Deibert)[Цитировать]
Люди оставляют после себя плоды трудов своих-кто песни,кто сады,дома,ремесленные изделия,а вообщем-это память.
Евгений[Цитировать]
В местах где селились немцы, всегда преобладали порядок, чистота и аккуратность, а местные жители перенимали у немцев много хорошего и полезного, как в житейских и бытовых делах, так и в сельском хозяйстве.
Fahim Ilyasov[Цитировать]
На освоении Голодной степи работало много немцев из поселка Сырдарья и других. Это были отличные механизаторы, слесаря, токаря — люди знающие свое дело.
Владислав[Цитировать]
Безусловно, сам рассказ очень интересен. А что Вы еще знаете о приезжих в те времена в Сырдарью, помимо немцев? Может есть данные о украинцах, болгарах, евреях и пр. из Сырдарьи? Разыскиваю эту иформацию.
Olimpa[Цитировать]
Если вам известно, весной прошла презентация книги узбекского писателя публициста и журналиста Ахмада Нура «Немцы Хорезма». Она воплотила в себя все события связанные с немцами меннонитлари АК Мечети. Там предоставлена достоверная информация про жизнь Ак Мечетских меннонитов в Хиве. Книга написана на узбекском языке. Мы почти завершили её перевод на русский язык, чтобы было доступно более большей аудитории. Книга надеюсь понравится всем вне зависимости от вероисповедания и нации.
Латофат Абдримова[Цитировать]
1987 году я встретиль в ташкенте жителя ак-мечета вблизи хивы,фамиля его был бурман но он говорил чисто по хорезмском языке,я удивилься как он так чисто говорит на хорезмском языке,оказалось он жыл в хорезме именно ак-мечете,правда я с ним последный раз разговаривал 1993-1994 годах в ташкенте.
Максуд[Цитировать]