Ташкентский Бульвар История Старые фото Фото
Александр Бармин
В 1964 году Генеральным планом развития Ташкента, в том числе, было предусмотрено создание в центре города зелёной парковой зоны для отдыха горожан, располагаемой между параллельными ул. Ленина и Самаркандская и ограничением между ул. Узбекистанская и Кафанова.
Архитектурно-проектное задание получил коллектив молодых архитекторов института «Ташгорпроект» в составе архитекторов Юрия Андреевича Халдеева (сейчас ему 89 лет), Т. Першина, О. Вараксиной, В. Дзимас, инженера-озеленителя Н. Сафроновой, инженера Е. Гофман.
Проект был выполнен в стиле паркового мультикультурализма и предусматривал наличие двух центральных аллей, кафе с открытой верандой и закрытым залом, группы из 4-х малых фонтанов, освещения, скамеек и соответствующего ландшафтного дизайна зелёной зоны.
Архитекторы пошли дальше и спроектировали размещение вдоль аллей 4-х разновидностей мини-садов, символизирующих четыре стороны света: запад – французский сад с каштанами, восток – японский сад с вишнями и хризантемами, юг — узбекский сад с пирамидальными тополями и навесом из виноградных лоз, север – русская роща с берёзами.
Проект получил название «Бульвар им. Ленина» и был реализован. Застройкой Бульвара руководил Заслуженный строитель Узбекистана Павел Саркисов.
В 1970 г. состоялось открытие Бульвара. Самым ярким и заметным объектом, несомненно, являлось кафе «Голубые купола». Проект архитектора Виля Исламовича Муратова стал своего рода визитной карточкой Ташкента.
К сожалению, Бульвар не пользовался особой популярностью у ташкентцев. В основном горожане и гости столицы приходили посетить «Голубые купола» и сделать фотосессию в отдельных местах Бульвара.
Дорожки аллей были выложены бетонными плитами с большими зазорами между ними, что затрудняло не только пешие прогулки, но передвижение детских колясок. Бетонные скамейки были неудобные (без спинок). Освещения в темное время суток было не достаточно. В летнюю жару на Бульваре было так же жарко, как и вне него. Воздух был не свежий, так как на прилегающих четырех улицах шло интенсивное движение городского транспорта.
Возникали вопросы и к японскому саду, который представлял собой ритуальные ворота «тории», маленький прудик с золотыми рыбками и мостиком, ведущим в пещеру-грот, выложенную необработанными камнями.
Согласно японской сакральной мифологии такая композиция символизировала пребывание в потустороннем мире: пройдя через ворота «тории» по мостику через пруд (самоочищение) попадаешь в пещеру (место обитания душ ушедших людей) для спиритического общения.
Знали ли молодые архитекторы символизм и особенности японской культуры-архитектуры или просто не стали «заморачиваться»? Об этом история умалчивает.
Сегодня это просто «Бульвар на ул. Рашидова», его частично подреконструировали. Была закрыта и убрано дорожное покрытие с прилегающей ул. Буюк Турон (Ленина) и высажены новые деревья, туда даже прилетели соловьи.
Получился прекрасный сквер с новыми прогулочными аллеями, детскими и подростковыми площадками, новым освещением с ночной подсветкой.
Кафе «Голубые купола» всё так же принимает посетителей.
Японскую композицию демонтировали, и от сада-дворика остались только символические ворота, которые теперь ведут к благоустроенной детской площадке.
Фамилия фотографа не Великжанин, а Вылегжанин.
Усман[Цитировать]
Был очень удивлен, что осветительные фонари на бульваре были такими низкими. Фото класс. Еще не где не встречал!
Абрам[Цитировать]