Жизнь вопреки обстоятельствам История Ташкентцы

Грустные звезды
В поисках ласки
Сквозь синюю вечность
Летят до Земли.
Море навстречу им
В детские сказки
На синих ладонях
Несет корабли».

Слова известной песни Муслима Магомаева «Синяя вечность» красной нитью проходят через удивительную и одновременно полную тяжелых испытаний судьбу жительницы Ташкента Ольги Волковой. Ее жизнь и сама сродни бескрайнему синему морю, где сильные штормы сменяет легкий бриз, а спокойная синяя гладь уносит вдаль все тревоги и печали. У нее, чудом избежавшей газовой камеры в годы войны, победившей страшный недуг и посвятившей себя исцелению от него других — свой ответ на вопрос, в чем заключается женское счастье. Для нее самое ценное — радоваться каждый день лучам солнца и улавливать в тишине ночи серенаду звезд, а еще — никогда не сдаваться и верить в лучшее.

В предпраздничную редакционную суету, связанную с подготовкой оперативных материалов, посвященных прекрасной половине человечества, врывается телефонный звонок. Старческий голос в трубке звучит взволнованно: «Мне не нужна слава. Просто долгие годы мечтала рассказать не только о своей судьбе, но и тех, благодаря кому осталась в живых…».

Много раз ходила на интервью, общалась с совершенно разными людьми. Но вот беседую с Ольгой Ивановной Волковой и понимаю: человек жил и ждал… Ждал, возможно, именно тебя. Чтобы, словно на исповеди, вывернуть наизнанку душу, вырвать занозу, мучавшую долгие годы. Ее рассказ — о простых женщинах, живших, впрочем, как и все мы, своими еже­дневными хлопотами и радостями. Ставших в одночасье святыми. Когда взялась за материал, ком предательски подступил к горлу. Но в следующий момент беру себя в руки — мой долг поведать всем об этом удивительном человеке, ставшем счастливой вопреки всему.

— Спасибо, что пришли, — пожилая женщина прикладывает платок к глазам. А потом, немного успокоившись, начинает рассказ.

Родилась она в Ташкенте в 1935 году. А потом… потом маленькая Оля заболела костно-суставным туберкулезом — болезнь перешла от мамы, страдавшей самой страшной — открытой — формой недуга и находившейся большую часть времени в больнице. Так девочка, и без того знавшая маму лишь по фотографиям, разлучилась и с еще двумя близкими — отцом и тетей. Ее отправили на длительное лечение в туберкулезный санаторий в Евпаторию. Медперсонал поддерживал практически обездвиженных малышей, лежавших в гипсе, не только лекарствами, но и добрым словом.

— На различные торжества, помню, нас наряжали в красивую одежду и вывозили на каталках в цветущий сад, где росли розы самых разных сортов, — говорит Ольга Ивановна. — Это был праздник. Взрослые же, как ни старались, не могли скрыть слез…

Когда началась война, добровольцами ушли на передовую и молодые сотрудники больницы, помогавшие медсестрам и врачам переносить загипсованных детей на процедуры. И женщины взвалили всю тяжелую работу на свои хрупкие плечи. По нескольку раз в день спускались с малышами на руках в глубокое бомбоубежище, которое вырыли прямо под радовавшим когда-то глаз садом.

Из-за частых вражеских налетов больницу в итоге перевели на Северный Кавказ, в Теберду.

— Мы, совсем малыши, никак не могли понять, — вспоминает Ольга Ивановна, — почему ребята постарше, особенно девочки, так громко плачут по ночам? А когда наши медсестры, нянечки спросили их, оказалось, боятся, что немцы прилетят. Стали их успокаивать: «Что вы! Смотрите, какими высокими горами мы окружены! Они прижмут вражеские самолеты к небу, к самым высоким облакам». Увы, как оказалось позже, плакали не зря. Немцы все же добрались до больницы. Приехали с переносными газовыми камерами. Как умоляли их ухаживавшие за нами женщины пощадить детей, показывали поделки, рисунки, уверяя, насколько мы талантливые. Но приказ — уничтожать всех калек — был для фашистов важнее нашей жизни…

Шестилетняя Оля и ее друг — 12-летний Витька родились в рубашке — спасти от неминуемой гибели их успела приехавшая в больницу тетя Ольги Волковой. Всех остальных, включая самоотверженных нянечек и медсестер, пошедших за своими подопечными в газовую камеру, постигла страшная участь.

Путь домой был долгим и тяжелым — на санках, которые дала Олиной тете одна сердобольная женщина в ауле, она везла больных детей до самого Дагестана. В порту, пока ждали судно, почти всю одежду выменяли на еду. В итоге до Ташкента удалось добраться на грузовом пароходе. То путешествие по Каспийскому морю и сильные штормы она помнит и теперь. По словам Ольги Ивановны, в то время «Правда Востока», в которой уже рассказали об ужасном случае расправы с детьми в больнице, была в каждой семье.

Так сложилось, что ее мать умерла. Пропал без вести и отец, отправившийся добровольцем на фронт в составе узбекской конной дивизии. Его имя так и не увековечили в Книге памяти. Родителей заменили тетя и дядя, воспитывавшие, помимо нее, двоих своих сыновей.

— Как сложилась ваша дальнейшая судьба? — обращаюсь к собеседнице.

Женщина ближе наклоняет ко мне голову, чтобы расслышать вопрос получше. В этот момент ее лицо озаряет улыбка, в глазах появляется блеск — словно и не было горя и потерь, выпавших на долю тяжких испытаний.

— Прекрасно, — отвечает она.

Пройдя все ужасы войны, выкарабкавшись чудом из болезни, девушка решила связать жизнь с медициной. С отличием окончила училище имени Боровского, где была старостой в группе и круглой отличницей. Педагоги прочили блестящее будущее в медвузе, а она после выпуска добровольно поехала в Бухару — в туберкулезный диспансер. На работу в учреждение, находившееся в пяти километрах от города, ходила пешком. Позже работала в военном госпитале в Ташкенте, противотуберкулезном диспансере, а затем и НИИ фтизиатрии и пульмонологии (ныне Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр).

Сегодня ей уже ничто не напоминает о былом недуге. Только нога, сросшаяся неправильно после гипса и не прооперированная повторно из-за войны. Молодой Ольга Волкова долго стеснялась неустойчивой походки, боялась, что так и не встретит вторую половинку. Тот единственный, самый дорогой человек появился в ее жизни внезапно, нежно обнял за плечи и сказал: «Какая же ты у меня дурочка! Любовь разве в этом заключается?!». Его звали Георгий Перегонцев, работал механиком на ремонтно-экскаваторном заводе. Он был на 19 лет старше Оли, прошел все ужасы ГУЛАГа, но при этом не утратил оптимизма. Всю жизнь прожили душа в душу. Сегодня Георгия Петровича нет рядом, но память об их чистой и светлой любви продолжает жить в дочке, внучках и маленькой правнучке, находящихся далеко за рубежом.

Родные хотели забрать ее с собой, но та отказалась. Слишком многое связывает с Ташкентом — воспоминания детства, годы учебы и работы, любовь… А еще неподдельно искреннее отношение к ней со стороны окружающих людей. По словам Ольги Волковой, всех нас — представителей разных национальностей, культур и религий — объединяет любовь к нашей Родине. Под голубым небесным куполом царят мир и спокойствие, где уважают стариков и любят детей, где даже незнакомый человек может угостить пиалой горячего чая.

По вечерам, когда меркнут огни родного города и он погружается в легкий сон, Ольга Ивановна мысленно переносится на много лет назад. В десятый, сотый раз перечитывает любимого с детства Лермонтова. Вспоминает, как в школе на пять с плюсом рассказывала наизусть поэму «Мцыри» и думала о тех, кто так и остался в горах Кавказа навеки… Перечитывает «А зо­ри здесь тихие», «Завтра была война» Бориса Васильева. Смотрит на приветливо улыбающегося с потертой фотографии мужа, на себя молодую. И в эти моменты убеждается вновь и вновь — жизнь прекрасна. Вопреки боли потерь. Вопреки обстоятельствам, которые выпадают на долю каждого из нас.

Оксана Кадышева.
Фото из личного архива.
Фото Рашида Галиева.

Опубликовано в газете «Правда Востока» № 46 (29009) от 7 марта 2019 года.

1 комментарий

  • Фото аватара Галина:

    Спасибо за такой трогательный рассказ. Хорошо, что есть такие люди рядом с нами. Пока они есть, никогда не иссякнет Вера, Надежда, Любовь.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.