Музей паровозов и другой железнодорожной техники Разное Фото

Н. Шулепина
«Что вы знаете  о паровозах?» Наш гид – Максим Яковлев. Мы — группа «Прогулки в хорошей компании». Она возникла в  ташкентском сегменте фэйсбука. Раз за разом устраивает жителям Ташкента не просто прогулки, а познавательные экскурсии. На этот раз группа пришла в Музей железнодорожной техники. В ней люди разных возрастов. Любопытство к окружающему миру — то, что объединяет.

В 1825 году построена первая в мире общественная железная дорога в Великобритании. Движение по ней открыл паровоз «Locomotion» («Движение»). В Самарканд первый поезд (огненная арба) прибыл в 1880 году.

Паровоз — одно из уникальных технических средств, созданных человеком. Именно паровозы выполняли основной объём перевозок в  XIX и первой половине XX века. Они сыграли колоссальную роль в подъёме экономики. Паровозы постоянно улучшались и развивались, что привело к большому разнообразию их конструкций. С середины XX века паровоз уступил более совершенным локомотивам — тепловозам и электровозам.

В Ташкентском музее железнодорожной техники собрано свыше  полусотни единиц железнодорожной техники.

Самый возрастной паровоз в Музее — 1914 года. Буква «О» означает основной. Литера «в» сообщает об изменениях в основной конструкции. Паровозы этого типа по простому называли «овечками».

Первый эшелон, когда осваивалась казахстанская целина, доставил на целинные земли вот этот локомотив. 1953 год. Уникальный экспонат. Впрочем, есть и другие по своему уникальные. Идем знакомиться.

Все знают про светофоры. А про семафоры? Посмотрим, какие они из себя. Пассажирам они ничего не скажут, зато для машинистов их сигналы очень важны.

Двухэтажные вагоны можно увидеть разве что в музее. Изготовлены в Ленинграде. Рассчитывали, что их оценят туристы. Но вагоны, не оцененные, стали музейными экспонатами.

Что означает этот знак — дуга и стрелка? Он показывает, сколько в баке воды.

Изучаем тормозной шланг.

Этот паровоз прибыл в страну во время Великой Отечественной войны по лендлизу из США. Изготовлен в 1944 году. Общий вес — 110 тонн, скорость — 70 км в час, общая длина 21,9 метра. высота — 5,1 метра. «Иностранцев» в Ташкентском музее паровозов несколько. Среди них и «американцы».

Заказы были в США и до революции 1917 года. Тогда там изготовили для царской России 900 паровозов. Во время войны 1941-1945 годом США по лендлизу направили в СССР 2000 локомотивов.

Этот паровоз железнодорожники считают самым главным иностранцем. Захвачен у фашистов во время войны. Трофейный. Изготовлен в Берлине в 1943 году. Мощность — 1 тыс.лошадиных сил, скорость — 80 км в час.

Рассматриваем сцепное устройство.

«Этот болт взял на память, когда в 2017 году ломали водонапорную башню». Исторический объект мешал строительству путепровода. Долго лежал в руинах. Тогда же были разрезаны на металл несколько экспонатов музея.

С середины XIX века стандартом на железных дорогах Российской империи, позже — СССР и Финляндии, а впоследствии и Монголии, была выбрана ширина колеи 1524 мм (5 английских футов). С мая 1970 года до начала 1990-х годов железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм. На экскурсии можно в этом убедиться, а также узнать, какой ширины колея у детской железной дороги. Она, конечно, уже. «Берем в руки сантиметр»…

Что видно из кабины машиниста? В Музее можно залезть практически на любую железнодорожную технику. Машинистом почувствовать себя? Легко, а еще кочегаром, а еще проводником, дежурным по станции…

Производительность тяжелой спецтехники (1974 год) для сварки рельс — десять стыковок в час.

Назначение спецтехники даже детям объяснять не надо. Погрузка-разгрузка.


Участники группы «Прогулки в хорошей компании». Фото на память о прогулке в Музей паровозов.

Наталия ШУЛЕПИНА
SREDA.UZ

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

5 комментариев

  • Светослав:

    «Исторический объект мешал строительству путепровода» — ой ли? Там до путепровода в метрах — так минимум сорок наберется. Просто мозгов не было у руководителей, да и у исполнителей тоже. В.С.Гейнцельман «в гробу переворачивается» от таких утверждений…

      [Цитировать]

  • Мих. Мачула:

    Помню в детстве видел паровоз с названием «Иосиф Сталин».
    И еще. До какого-то времени поездка из Ташкента в Москву до Куйбышева осуществлялась на паровозной тяге (со временем перешли на тепловозы), а после к составу прицеплялся электровоз, так что появлялась возможность открывать окна. Сажа уже не летела.
    В 72 году в Бологое видел кладбище паровозов . Несколько сотен. Говорили, что хранят на случай войны.

      [Цитировать]

  • Игорь Анатольевич:

    Помню, в начале 70-х к отопительной системе депо для тех.обслуживания пассажирских тепловозов, что примыкало к Северному вокзалу, подключали паровоз, который отапливал это депо. За отопительный сезон сгорал котел паровоза и паровоз затем утилизировали.

      [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Читал я в каком-то школьном учебнике истории о том, что железная дорога была построена колонизаторами для того, чтобы обрушить высокоразвитую промышленность Узбекистана.

    Мне это показалось интересным и я стал искать, что же написано в этом учебнике по поводу высокоразвитой промышленности. Моё упорство было вознаграждено прекрасной фразой о том, что до колонизации в Узбекистане было высокоразвитое производство тюбетеек и ножей. И всё. Больше о высокоразвитой промышленности в учебнике ни слова.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.