Борис Иосифович Вилькевич История Старые фото Ташкентцы

9 марта моему папе Борису Иосифовичу Вилькевичу (9 марта 1926 года — 20 ноября 2017 года) исполнилось бы 93 года. 71 год он прожил в Ташкенте и до последних дней вспоминал о нём с теплотой и любовью. 56 лет он отдал Ташкентскому Институту Инженеров железнодорожного транспорта, пройдя путь от студента до профессора. По самым скромным подсчётам более пяти тысяч студентов называют его своим учителем, по его учебникам учились инженеры-тепловозники всех железнодорожных вузов Союза.

В лаборатории электрооборудования тепловозов со студентами

Борис Иосифович Вилькевич, мой папа, родился 9 марта 1926 года в Ташкенте в семье интеллигентов. Его отец, Иосиф Борисович Вилькевич, был Заслуженным врачом Узбекской ССР, кавалером ордена Ленина, дважды почетным железнодорожником. Он работал во Врачебно-санитарной службе Ташкентской железной дороги, был главным врачом Ташкентской железнодорожной больницы (1936-1953 г.г.). В период с 1953-1968 г.г. был начальником санитарной части ТашПВРЗ , а следующие десять лет (1968-1978 г.г.) являлся заведующим отделом медицинской статистики Ташкентской железнодорожной поликлиники. Эмма Григорьевна, мама Борис Иосифовича, окончила Рижскую женскую гимназию, а переехав в Ташкент, отучилась на факультете советского хозяйства и права САГУ с присвоением звания ученого юриста. Она работала юрисконсультом в ряде учреждений Ташкента, Госарбитром при Ташоблисполкоме и при Совете Министров Узбекистана.

На углу улиц Пушкина и Хорезмской в Ташкенте находилась одна из лучших школ в городе: средняя школа №50 им. Сталина, в которой и учился мой папа. После окончания школы в 1942 году поступил в ТашИИТ, который с отличием закончил в 1946 году. Решением Совета института он был оставлен на кафедре “Эксплуатация подвижного состава”. Так началась его учебно-исследовательская работа, которая длилась 56 лет: путь от студента до профессора.

Окунувшись в работу по организации выпуска новой для института специальности — инженер путей сообщения для работы в тепловозном хозяйстве, он объездил все локомотивные депо Ташкентской и Ашхабадской железных дорог для изучения опыта работы. Усиленно готовясь к занятиям, изучив массу литературы, вскоре он начал читать лекции по дисциплине “Конструкция тепловозов”. Отсутствие учебников по новой специальности и накопленный большой практический материал сподвигло к созданию книги “Эксплуатация тепловозов. Тепловозное хозяйство” первое издание которой вышло в издательстве “Трансжелдориздат” в 1951 году. (авторы: Рылеев Г.С., Крюгер П.К., Казаков В.Н., Вилькевич Б И.). Позже было второе и третье издание (в соавторстве с профессором Беленьким М.Н.). Книга была переведена на венгерский, румынский, немецкий, китайский языки. В дальнейшем книга была переработана в учебник для вузов “Тепловозное хозяйство” (два издания, в соавторстве с профессорами Беленьким М.Н. и Айзинбудом С.А.). По этому учебнику занимались инженеры-тепловозники всех железнодорожных вузов Союза и продолжают заниматься до сих пор.

Некоторые из книг, написанных Б.И.Вилькевичем

Начало пятидесятых годов было богато на значимые события в жизни моего папы. 27 августа 1952 года он сделал правильное решение: женился на моей маме, Раисе Львовне Вилькевич (в девичестве:Беспалько). Они отметили вместе “Железную свадьбу”. 65 лет в браке- эта целая эпоха крепких отношений. Секрет их счастливой жизни был в уважительном и чутком отношении друг к другу, в разделении как радостей, так и трудностей, в заботе и взаимопонимании. За эти годы “молодожены” стали богаче на одного сына, двух внуков и троих правнуков.

С отцом и сыном, 1965 год

Возвращаясь к профессиональным достижениям, считаю нужным добавить, что в 1956 году в МИИТе папа защитил кандидатскую диссертацию, был утверждён в звании доцента, а позднее — в ученом звании профессора по совокупности научных и печатных работ. В период с 1950-1970 г.г. он работал на кафедрах “Детали машин”, “Теплотехника”, “Подвижной состав” с такими замечательными специалистами как Г.С. Рылеев, В.Н.Казаков, А.М.Щеголев, М.А.Струсевич, Г.Н.Строков, С.Д. Кучук, И.Г.Бескровный, А.Д.Глущенко, В.И. Кисeлев, Р.Х.Алимбаев, Г.А. Крафт, Г.Н.Мухитдинов, и многими другими.

Преподаватель ТашИИТа (фото 50х-60х годов)

В 1969 г. приказом Министерства Путей Сообщения в институте был создан факультет “Повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников железнодорожного транспорта”. Борис Иосифович стал одним из создателей факультета и первым его деканом. Факультет стал его жизнью! Были организованы несколько учебных кабинетов, оборудовано специальное общежитие. Для каждой учебной группы разрабатывался отдельный план обучения, подбирались преподаватели из института и из производственников. В год на факультет приходило 40-50 групп по различным специальностям железнодорожного транспорта. На предприятиях дороги, в Харьковском и Коломенском тепловозостроительных заводах, в депо Ташкент и Ашхабад проводились производственные практики. Папа всегда считал, что для успешного изучения сложных технических узлов и деталей студентам необходимо воочию увидеть как работает тот или иной механизм. Для этого он приложил много усилий по созданию лабораторий для изучения реальных конструкций дизелей, пульта машиниста, электрооборудования и электропередачи тепловозов, электрооборудования электровозов, трамваев и троллейбусов.

У папы всегда был контакт со студентами. Он любил студентов. В течение 30 с лишним лет он был руководителем Студенческого Научного Общества, координировал научные работы студентов отдельных кафедр, организовывал ежегодные студенческие конференции и конкурсы научных работ. По самым скромным подсчетам более пяти тысяч студентов называют его своим учителем. Деканом папа проработал 19 лет.

Несмотря на огромную занятость, он успевал писать книги и статьи о электрооборудовании и электрических схемах для тепловозов. Папа всю жизнь учился. Он любил учить и учиться. В пенсионном возрасте он начал осваивать новую дисциплину. Разработал программу, проработал имеющуюся литературу, регулярно работал в депо – метрополитена, трамвайном и троллейбусном, на заводе по ремонту вагонов трамвая и троллейбуса. Учился, учился,учился.

После семидecяти одного года жизни в Ташкенте жизнь Борис Иосифовича сделала резкий поворот, и в 1997 году он переехал в Америку со всем своим богатством: со своей семьей. Наше семейство обосновалось в Сиэтл, который является городом-побратимом родного Ташкента. Переехав в чужую страну в столь преклонном возрасте, папа не потерял свою тягу к учёбе. Только теперь он занялся изучением нового иностранного языка. Не буду лукавить, что ему это давалось легко. Но он не сдавался и каждый день делал хоть один шаг в сторону поставленной цели. Отличительной чертой моего папы было постоянное желание идти в ногу со временем.

И в Америке он не забывал тепловозы

В возрасте восьмидесяти лет он начал осваивать компьютер и интернет. Он искренне полюбил Америку. С удовольствием путешествовал, знакомился с местной культурой и менталитетом, но до последнего дня он скучал по своему Ташкенту. Ему снились студенты, лекции, улицы города, его родной ТашИИТ. Он всегда живо интересовался новостями из Узбекистана и ежедневно читал “Письма о Ташкенте”…

9 марта моему папе, Борису Иосифовичу Вилькевичу, исполнилось бы 93 года. Светлая ему память.

Владимир Вилькевич.

9 комментариев

  • Фото аватара Лев Абрамыч:

    Светлая память. Низкий поклон.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Vladimir Rubin:

    Я проработал с Б.И.Вилькевичем около 20 лет в ТашИИТе. Это был человек большой души. Светлая ему память. Владимир Рубин.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Игорь Анатольевич:

    Он преподавал нам механикам предмет «Электрическая схема тепловоза 2ТЭ10Л» (гр.М-134). Строг и справедлив, никаких придирок. Оценивал только знания. Самые лучшие воспоминания, как о человеке, так и о преподавателе!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Boris:

    Борис Иосифович воспитал прекрасного сына! Родители уходят, трудно с этим смириться и мы ничего не можем с этим поделать. Но они остаются жить в нашей памяти и надеюсь в памяти своих внуков и правнуков. Где-то прочитал, что человек жив, пока жива о нём память. Надеюсь, что воспоминания Володи о папе помогут сохранить папять о Борисе Иосифовиче многим поколениям этой прекрасной семьи.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Бобровская Ирина:

    ТашИИТ всегда был одним из лучших институтов Узбекистана благодаря таким людям, как Б. И. Вилькевич, которого до сих пор чтут, как прекрасного ученого, преподавателя и очень хорошего и скромного человека. Память о нем — золотыми буквами в музее истории ТашИИТа, но главное — в его учениках.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Анатолий Троицкий:

    Я окончил ТашИИТ в 1971 году. Борис Иосифович был руководителем моего дипломного проекта. Нас было 5 дипломников, которые впервые защищались по новой теме «Конструирование тепловозов». Эта новая тематика появилась по инициативе Бориса Иосифовича. Собирали материал во время преддипломной практики на Коломенском, Луганском и Харьковском тепловозостроительных заводах.
    Спасибо, Борис Иосифович за те знания, которые Вы вложили в нас! Светлая Вам память.
    Анатолий Троицкий.

      [Цитировать]

  • С гордостью говорю — Я был студентом Борис Иосифовича. Вечная ему память. К сожалению таких людей больше никогда не будет в ТашИИТе.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Артём:

    Я обучался в группе М-319
    ГЭТ(городской электрический транспорт) на электромеханическом факультете. Это последняя группа которую выпустил Борис Иосифович.
    Помню до сих пор:очень участный , грамотный, душевный человек. Светлая память

      [Цитировать]

  • Фото аватара Бегли:

    Хороший человек, хороший преподаватель, память о нём подписанная им мне в дар его одна техническая книга! буду помнить его всегда!

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.