В Ташкенте отметили столетие Государственного музея искусств Узбекистана Искусство Фото

Выставка «Таинственный авангард» стала достойным украшением юбилея.

К этому дню здесь готовились давно, было сделано все, чтобы юбилей прошел как   незабываемое событие, так оно и случилось. Атмосфера праздника  ощущалась буквально на каждом шагу. Разделить радость с коллективом музея пришли очень многие истинные поклонники изобразительного искусства, видные деятели культуры и искусства Узбекистана, известные в стране художники, скульпторы.

Особенно много работы было у наших коллег – журналистов, представителей телевидения и радио, все время щелкали затворы фотоаппаратов… Кто там был, смог оценить все  это по достоинству. При поддержке Министерства культуры Узбекистана  в музее проделана большая работа  для того, чтобы в полной мере отразить  путь, пройденный музеем за эти годы, и подготовить , можно сказать, поистине уникальную экспозицию,  получившую название «Таинственный авангард».

Музей искусств Узбекистана был создан в 1918 году. В основу его первоначальной коллекции вошло 100 произведений скульптуры, живописи, графики, фарфора русских и западноевропейских мастеров из коллекции Великого  князя  Николая Константиновича Романова, прожившего  очень много лет в Ташкенте, и других частных коллекций того времени, национализированных после революции  1917 года. Первоначально он был назван Музеем народного университета. Музеем искусств Узбекистана он стал только в 1935 году и с тех пор сохранил свое название. Рассказывая об этом на церемонии открытия выставки «Таинственный авангард»,  заместитель министра культуры Узбекистана Камола Акилова особо отметила следующее:

Эти работы представляют, я бы сказала, сущность  музея. И одно из важнейших направлений – это русское и западноевропейское  искусство. И все эти годы коллекции музея пополнялись все новыми и новыми произведениями изобразительного искусства. История музея – это история замечательных людей, которые здесь работали, это были уникальные личности, которые создавали  музей,  с большой любовью пополняли и сохраняли  фонды музея.

Камола Болтабаевна разделила коллекцию музея на три этапа – прошлое, настоящее и будущее. В настоящем грядет реконструкция музея, и его ожидает   новая жизнь, когда здесь все буквально преобразится и будут задействованы совершенно новые технологии, и он заиграет всеми своими  новыми красками. Меняется зритель и он хочет видеть что-то другое и выраженное совершенно другими, современными средствами. В музей должны придти новые, молодые специалисты, которым предстоит создавать  его новое будущее. По ее мнению, когда речь идет о коллекциях авангардного  искусства  в Узбекистане, прежде всего вспоминают Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.Савицкого. Безусловно, коллекция русского и туркестанского авангарда нукусского музея, благодаря  большим усилиям его основателя, очень богата и разнообразна. Но особым разнообразием отличается и коллекция авангардного искусства  Государственного музея искусств Узбекистана, в которой также представлены уникальные работы признанных российских и узбекских художников-авангардистов.  

На юбилейной выставке  вниманию предложены лучшие картины русских и западноевропейских художников, работы мастеров кисти Узбекистана,  раскрывающие историю становления и развития изобразительного искусства нашей страны. Потому коллекция авангардного искусства, в которой работы признанных российских и узбекских художников-авангардистов, отличается большим своеобразием и особой притягательной силой.

Русский авангард  привлекает тем, что в нем нашли отражение новейшие европейские течения, они развивали их дальше и глубже. И в первую очередь, это работы таких знаменитых русских художников-авангардистов, как Р.Фальк, П.Кандинский, А. Экстер, А.Осмеркин, К.Малевич, А. Лентулов, Л.Попова и других. Уникальное явление представляет собой и туркестанский авангард, являющийся  важной частью историко-культурного наследия Узбекистана. В этой коллекции представлены  живописные и графические работы таких выдающихся художников, как А.Волков, А.Николаев (Усто- Мумин), У. Тансыкбаев, Н. Карахан, В.Уфимцев, О.Татевосян и других.

Одним из главных событий юбилейного вечера стала презентация книги-альбома «Сборник Государственного музея искусств Узбекистана», которая нашла свое воплощение в рамках  международного проекта «Культурное наследие Узбекистана в коллекциях мира». Известным тележурналистом Шахнозой Ганиевой  создан на эту тему впечатляющий документальный фильм. И все это было наглядно видно во время показа видеоролика из этого фильма о знаменитой  музейной коллекции  ГМИ. Тем более что в выставочной экспозиции представлено  более 120 картин русского и туркестанского авангарда.

Об этих весьма значительных работах, их важном значении для  узбекской культуры  и искусства, успешных презентациях  в зарубежных странах на юбилейном празднике  рассказали  руководитель  этих проектов, председатель НАЭСМИ  Фирдавс Абдухаликов, научный руководитель проекта, академик Академии наук Узбекистана Эдвард Ртвеладзе.

– Сегодня особенный день в истории музея, сказала, обращаясь к собравшимся, директор Государственного музея искусств  Узбекистана Василя Файзиева. И мы  хотим  искренне поблагодарить Президента Узбекистана, наше правительство , министерство культуры за всестороннюю поддержку нашего музея, а также коллектив  нашего Общественного Совета  за успешную работу.

Неспешное знакомство с искусством русского и туркестанского авангарда, представленным в залах музея, по мнению специалистов, смогло выразить квинтэссенцию искусства 20 века, его духовную сущность через  художественный язык искусства прошлого столетия. В этом его особенность, величие и уникальность.

БОРИС БАБАЕВ, председатель ОС Государственного музея искусств  Узбекистана
Фото – Сергей  Савчук- Курбанов

Отсюда.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

1 комментарий

  • Andrey:

    «Неспешное знакомство с искусством русского и туркестанского авангарда, представленным в залах музея, по мнению специалистов, смогло выразить квинтэссенцию искусства 20 века, его духовную сущность через художественный язык искусства прошлого столетия. В этом его особенность, величие и уникальность.»

    «На первый план вышли проблемы построения национальных (а по сути — национально-буржуазных) государств, для полноценной легитимности которых необходимы собственные национальные «наработки» и аналогии в прошлом. К ним и стали обращаться историки Центральной Азии, попутно дискредитируя свою недавнюю советскую историю. Проводилась мысль о нелегитимности советской власти и всего советского периода истории…

    Для новых государств нужны были свои герои прошлого, с яркими и трагическими биографиями. Репрессированные герои как нельзя лучше подходили для оправдания прихода к власти «новых хозяев» и новой системы, для захвата природных ресурсов, общенародной собственности, других источников обогащения, для разорения трудового населения путем обесценивания накоплений советского времени. Теперь можно было, «раскручивая» их трагические биографии, вдалбливать в сознание масс актуальную мысль о том, что «такое больше никогда не должно повториться», что новое демократическое справедливое государство никогда не допустит произвола и беззакония, царивших в политической системе большевиков, закончившей свою жизнь по желанию самого народа. Разумеется, никто не заострял внимания на том, что большинство репрессированных были реабилитированы еще во второй половине 1950-х и в 1960-е годы, что о них уже тогда и позже, в 70-е и 80-е годы, были опубликованы многочисленные статьи и книги, сняты документальные фильмы, наследие многих из них было введено в общественный и научный оборот, их именами назывались улицы, им установили памятники. Произошла незаметная, но весьма символичная смена концепций.

    В этой связи возникает вопрос: в какой степени можно доверять официальной историографии, выполняющей новый социальный заказ?»

    Источник: https://mytashkent.uz/2019/02/11/skazhite-a-lenin-eshhyo-vernyotsya/

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.