История Узбекистана Часть I. Этногенез узбекского народа История Разное

В рабовладельческую эпоху на территории современного Узбекистана и на смежных с ней территориях сформировалось несколько народностей: бактрийцы, хорезмийцы, согдийцы, ферганцы. Однако эти народности оказались неустойчивыми этническими образованиями, они сошли с этнографической сцены в эпоху рабовладения и их место заняли новые народности. Из истории известно, что узбеки принадлежат к тюркоязычным народам, а узбекский язык входит в большую семью тюркских языков. В связи с этим целесообразно проследить процесс формирования узбекской народности в контексте процесса формирования и развития тюркоязычных общностей в целом.

Картина Алишера Аликулова «Феодальные войны», 1995.

В формировании узбекского и таджикского народов велика роль тюркских народов, переселившихся с севера в междуречье Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, и ираноязычных племён, переселившихся туда же с южного побережья Аму-Дарьи. Большую роль в этногенезе узбекского народа сыграл также народ, населявший Западно-тюркский каганат, установивший своё господство в VI-VII веках в Средней Азии и северной части Афганистана. Это тоже были тюрки. Большую ценность для изучения истории Туркестана до арабского завоевания имеют китайские источники. В них содержатся ценные сведения об образе жизни и обычаях кангюйцев, юечжи, ферганцах, шашцах и других тюркоязычных племенах. История в периоды арабского завоевания и арабского господства изложена в ряде книг на арабском, персидском и тюркском языках.
***
В этих трудах сохранились ценнейшие для исследователей и историков факты и сведения о земле Туркестана и тюркских народах. Например, ат-Табари сообщает, что накануне арабского завоевания значительную часть населения Балха, Хутталяна, Чаганиана, Шаша, даже Бухары, составляли тюрки. Через сто лет сведения, приведённые ат-Табари, подтвердил фактами и примерами другой крупный учёный – Махмуд Кашгари. В конце Х – начале XI веков переселившиеся в Мавераннахр из Алтая, Семиречья и Восточного Туркестана тюргеши, карлуки, чигили, огузы и другие тюркские племена значительно обогатили в этническом отношении состав ираноязычного и тюркоязычного населения, проживавшего здесь, и в определённой мере обеспечили преобладание тюркской этнической прослойки в регионе.

Важнейшие сведения о составе, культуре и традициях тюркских и монгольских племён, населявших в XI, XII и начале XIII веков территории Южной Сибири, Алтая, Семиречья и Монголию и составивших ядро армии Чингисхана содержатся в произведениях Рашид ад-Дина. Среди них перечисляются племена карлуков, уйгуров, кунгратов, киятов, мангытов, барласов, меркитов, найманов и других, вошедших впоследствии в этнической состав узбекского, кыргызского, казахского, каракалпакского, татарского, башкирского и многих других тюркоязычных народов. Эти племена ещё более обогатили и усложнили этнический состав узбекского народа. Однако в те времена, вплоть до XV века они не приняли ещё имени – узбеки. Они назывались или тюрками, или же именем своего родоплеменного общества.
***
И последним в значительной мере слагаемым в процессе выделения на исторической авансцене этноязыковой общности под именем – узбеки явились кочевые узбекские племена под предводительством Шейбани-хана, которые завоевали Мавераннахр в начале XVI века. Именно с этого времени имя «узбеки» широко распространилось в Маварауннахре. Им стала называть себя и значительная часть оседлого и кочевого населения Мавераннахра, которое ассимилировало часть кочевых узбекских племён, осевших на землях Мавераннахра и Хорезма. Следует отметить, что этот период ещё большее развитие и совершенствование получил староузбекский язык. Он стал во многом общим для всех тюркских народностей, проживавших в среднеазиатском Междуречье, Балхе и вокруг этих местностей.

Шейбани-хан был внуком Абулхайр-хана, создавшего в 20-х годах XV века государство кочевых узбеков, в которое вошли территории западной части современного Казахстана и районы западной Сибири. Оно существовало более 40 лет, объединив различные тюрко-монгольские племена Дашти-Кипчака. Но это государство оказалось не прочным и распалось: в 80-х годах XV века из него выросли новые ханства: узбекское, во главе с Шейбани-ханом, и казахское, во главе с Бурундук-ханом. И так, в начале XVI века в Средней Азии было ликвидировано господство тимуридов и установлена власть кочевых узбеков во главе с династией шейбанидов. Феодальные междоусобицы, развивающиеся по нарастающей линии уже со времен шейбанидов и усилившиеся в эпоху правления аштарханидов в XVI веке заложили основы отдельных государственных образований в рамках Шейбанидского ханства, со временем политически оформившихся в самостоятельные ханства.
***
Хивинское, Бухарское, Кокандское ханства прошли свой исторический путь вплоть до завоевания их царской Россией как военно-деспотические государства, правители которых зачастую занимались больше борьбой друг с другом, чем заботились о внутреннем развитии своих ханств и, прежде всего, экономическом. Однако при всех внутренних противоречиях Хивинское, Кокандское и Бухарское ханства сыграли важную роль в дальнейшей консолидации узбекского народа. В их рамках и под их эгидой складывались этническая, экономическая, историческая, географическая и культурная общность узбекских племён. Самостоятельная государственность со всеми её атрибутами являлась сильным ускорителем дела национальной консолидации узбекского народа.

С. А. Абраров (Ташкент. 2007)

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.