Авиаконструктор ТАПОиЧ Мух Нажип Хасанов История Старые фото Ташкентцы
Пишет Радик Газиев
К 60-летию организации ОКБ на ТАПОиЧ
После организации филиала ОКБ «Антонова» на заводе в 1959 году Генеральный конструктор ОКБ вертолетостроения Н.И. Камов также решил организовать при заводе свой филиал ОКБ. В это время, кроме самолетов Ан-8 и Ан-12, на ТАПОиЧ начали строить винтокрыл Ка-22.
Винтокрыл имел оригинальную конструкцию, явился новым направлением в вертолетостроении, ему не было равных в мире по скорости и грузоподъемности. Сложность и оригинальность конструкции винтокрыла заключалась в совместной работе тянущих и подъемных винтов, изготовление винтов, в сложности проводки управления винтокрылом при носовых створках грузовой кабины под экипажем летательного аппарата и т.д.
Н.И. Камов прилетел в Ташкент и на заводе стал подбирать местного руководителя для филиала своего ОКБ. После тщательного отбора выбор пал на начальника небольшого КБ управления серийного конструкторского отдела завода М.Н. Хасанова. Он был скромен, неприметен из-за своего роста, не любил выступать и бывать на виду у публики, однако, замечаний и нареканий к четкой и грамотной работе его КБ никогда не было. Его уважали и сотрудники КБ, и работники завода. К сожалению, у меня не сохранились совместные с ним фото, представляю фото коллектива Таш.ОКБОМ, М.Н.Хасанов в центре.
О М.Н. Хасанове ходили легенды. Он в детстве сбежал на фронт, воевал, имел ранения и награды, в трудное, послевоенное время получил высшее образование, и однажды загляделся на разметчицу цеха 31, и не смотря на разницу их в росте, решил жениться, она дала согласие. У них родилась красавица дочь, видимо, сказалось различие их национальности. Филиал ОКБ Камова разросся до полусотни, он был укреплен работниками центрального ОКБ, среди них были однокурсники МАИ, и я часто посещал их, встречаясь с М.Н. Хасановым. Это помогло нам найти общий язык, когда после второй катастрофы опытного винтокрыла в 1964 году тему Ка-22 решили закрыть и часть опытных конструкторов вместе с М.Н. Хасановым перешли в наш филиал ОКБ Антонова. (Большая политика, на моих глазах Н.С. Хрущев отказал Н.И.Камову в продолжении финансирования темы винтокрыла, показав ему пустые карманы плаща, и упор сделали на разработку грузоподъемного вертолета ОКБ Миля). Так погибло на целые десятилетия смелое, новаторское решение в вертолетостроении.
После отъезда П.В.Балабуева филиал ОКБ Антонова возглавил ученик О.К.Антонова Н.А.Погорелов, прославившись новыми типами самолетов Ан-72, Ан-74, с использованием сдува пограничного слоя на крыле струями от двигателя (эффект Каунда).
Руководитель филиала ОКБ Антонова Н.А. Погорелов в отличии от П.В.Балабуева, (который, железной дисциплиной смог поднять самолет Ан-22), был дружелюбен с сотрудниками ОКБ завода. Мы часто выезжали с ним за город, на природу, проводили праздничные мероприятия (Н.А.Погорелов второй, слева).
В то же время он поощрял конструкторов к творчеству, но и требовал отдачу. С первых дней правления он отобрал лучших конструкторов филиала и дал задание: спроектировать и построить модификацию грузового самолета Ан-8, с возможностью его вертикального взлета и посадки. Руководителем новой бригады общего вида был назначен, конечно, М.Н. Хасанов. Мне, как начальнику КБ планера, помимо основной работы, поручено было сопровождать проектирование конструкторами и личным участием. Самолет Ан-8 был отобран из-за больших отсеков шасси, куда мы, скрупулезно, в два ряда, напихали вертикально расположенные двигатели французского производства. Отсек шасси был увеличен, усилен и переделан под двигатели. Через два года мы готовы были представить проект на обсуждение, но увы, не получилось.
Поступило задание от МАП: законсервировать все побочные разработки и сосредоточиться на модификациях самолетов Ан-12 и Ан-22. Холодная война была в разгаре. Самого Н.А. Погорелова отзывали в Таганрог, в качестве Главного Конструктора по доведению вертикально-взлетающего самолета-амфибии авиаконструктора Р. Л. Бартини ВВА-14, который успешно взлетел в 1972 году, но не был запущен в производство.
После отъезда Н.А. Погрелова началось брожение в ОКБ завода.
В 1969 году был организован Таш.КБМ, который начал разрабатывать оборудование для исследования грунта Луны, планет Марса, Венеры и т.д. (фото 7 и 8)
Но КБ не может быть без конструкторов, без опытных конструкторов. Костяк из, примерно, 20 конструкторов был организован из нашего ОКБ ТАПОиЧ, это признают даже сотрудники ТашКБМ в своих заметках. Первыми были, по памяти, Юра Болотин (прочнист), Валентин Федоров (аэродинамик), конструкторы: Нач.КБ М.Н. Хасанов, В. Шарыпин, В. Смышляев, Т. Михеев и др. Позже возглавил ТашКБМ академик Ш. Вахидов. Мы проводили сильных конструкторов, но выстояли, наш ОКБ ТАПОиЧ уже насчитывал около 200 конструкторов. С М.Н. Хасановым мы продолжали встречаться, но не откровенничали, у них работа шла под грифом «секретно».
На последний прощальный банкет ОКБ ТАПОиЧ в октябре 1999 году во Дворце Авиастроителей был приглашен М.Н. Хасанов, который, после нескольких тостов, вдруг поднялся и произнес перед сидевшими за столиками яркую речь с теплыми воспоминаниями нашей совместной работы за 40 лет деятельности ОКБ завода. Такой приятной речи никто не ожидал, зал притих, затем, аплодисменты. Эта была наша последняя встреча.
Эпилог. М.Н. Хасанов выдал свою дочь красавицу за нашего работника ОКБ, статного и достойного ее руки Станишевского (имя забыл). Он в числе первых освоил систему компьютеризации конструкторских работ на заводе. Затем, организовав группу, уволился и начал проводить компьютеризацию в учреждениях Ташкента, и затем переехал с семьей в Москву. Последний раз встретились мы в городе, поговорили, попрощались. ТашКБМ, после перехода на проектирование и установку бытовых изделий, также перестал существовать. М.Н. Хасанов, оставшись не у дел, доверился жене, и по слухам, она увезла его в Израиль. На нашем банкетном вечере крутились фотографы, однако, предлагаю последнее фото М.Н. Хасанова с сотрудниками ТашКБМ (на фото первый слева).
https://ok.ru/ruvim.vatnik/pphotos/836667132489
Надеюсь, что ссылка откроется и вы увидите Н. Хасанова.
На фото сидит спиной отправитель фотографии.
Рувим Ватник[Цитировать]
Читаешь воспоминание, радуешься какие в те времена были преданные своему делу люди работавшие за честь и совесть, что не скажеш о нашем времени. В то же время стоит ком в горле из-за того что развалили и разбазарили такой завод недалюкие люди живущие одним днем, а ведь если бы сохранили завод то сейчас были бы обеспечены работой тысячи людей, одновременно завод вносил бы весовый вклад в экономику Узбекистана.
Темур[Цитировать]
Завод не был сохранен потому были разорваны производственные связи с Российскими и украинскими предприятиями. Последнее достижение Ил-114 так и не вошёл в серию несмотря на потенциальный спрос. А сейчас Россия вынуждена запускать вновь с отставанием на 20 лет- самолёт тем не менее не устарел
Марат Монасыпов[Цитировать]