Прогулка в Заамин. Часть 2: Этнографический музей Фото
Главный музейный объект — само здание музея, оно сразу притягивает внимание, так как отличается от современных построек и кирпичная кладка сразу «выдает» происхождение здания. Так и есть, экскурсовод подтвердила: здание построено в 1905 году для администрации, при советской власти в нём располагались разные учреждения, в том числе женская консультация.
В музее хранятся около 4500 артефактов — как археологических, так и современные предметы искусства. Самая многочисленная экспозиция — керамика, найденная при раскопках, бытовая утварь, датируется от X-XII веков.
Главная особенность экспозиции — хорошо сохранившиеся оссуарии, один из них с костями молодой женщины (установили учёные). Также интересны найденные древние монеты, наконечники стрел, жернова и более современные сюзане и женская одежда с вышивкой.
История окрестностей Заамина насыщена и интересна, конечно же, не представлена полностью в музее, для углубления в неё предлагаю текст отсюда.
ЗААМИН – СВЯЩЕННАЯ ЗЕМЛЯ
К когорте крупных исторических и культурных регионов Узбекистана входит и Джизакский оазис, считавшийся северной, северо-западной частью государства Уструшона, существовавшей в древние и средние века. Удобное географическое расположение оазиса, природные климатические условия, реки Сангзор и Зоминсув, которые берут начало с Туркестанской горной цепи, десятки саев, родников и иных источников, ключом бьющих в горах Моргузар и Нурота с очень давних времён расположили дехкан заниматься здесь поливным и богарным земледелием, заниматься животноводством, жить оседлой жизнью. Высшие критерии человеческого развития – градостроение и городская жизнь здесь сформировалась в VII-VI веках до нашей эры.
Русток (округ) Заамин, расположенный на северо-западных просторах Уструшоны, граничил с такими государствами древности, как Согд, Бактрия, Чоч-Илок, Фергана. Его одноимённый центральный город имел важное значение в политической, экономической, культурной жизни не только Уструшоны, но и всей Центральной Азии. Недаром авторы письменных источников античности и средних веков называли Заамин «Золотым оазисом», ибо имел мощное политическое, экономическое и стратегическое значение. Как свидетельствуют исторические источники и археологические раскопки, проведённые в 80-х годах ХХ столетия, экономический и материально-культурный образ жизни древнего населения Заамина основывался на земледелии и ремесленничестве. Иными словами, люди вели оседлую жизнь, тесно связанную с торговлей, поскольку караваны животноводов Сырдарьинского оазиса и купцов Великого Шёлкового пути пролегали через эти земли.
Государство Уструшона, включившее в свои владения русток Заамин и его центральный город, как это было в истории всех политических формирований, сформировала свои границы и стала независимым, о чём свидетельствуют официальные источники Китайской истории первой половины V века нашей эры. Сведения об Уструшоне и населённых пунктах этой страны встречаются также в ряде письменных источников античных времён, в частности, летописях, связанные с походом Александра Македонского во владения Турона (20-е годы IV века до нашей эры). Согласно этим источникам, на территории нынешнего Заамина, Ховоса, Сабота (Савата), Уратепе существовали населённые пункты, окружённые защитными стенами. По мнению специалистов, в те времена Уструшона и один из её областей – Заамин с политической точки зрения относились к Согдиане. Согдиана, как отмечал географ античности Страбон, находилась «выше Бактрии, между Оксом (Амударья) и Яксартом (Сырдарья) и служила природной пограничной зоной между согдийцами и кочевыми племенами (саками)».
Огромное влияние культурному развитию городов Зааминского оазиса оказал Великий Шёлковый путь, открытый в античные времена. Некоторые караваны, вышедшие в своё путешествие из Самарканда, проходили не через Джизакские ворота Илонутти (Железные), а через перевал Чубар Туркестанского хребта, миновали кишлаки Авлиёота, парпиота, Курпасой, Равот и Заамин, затем следовали к Сырдаьинскому броду через Ховос, оттуда – столицу восточной области государства Кангюй – город Канка.
Археологические артефакты, найденные в культурных слоях исторического памятника Кургонтепа, что в Зааминском районном центре, которые сохранились относительно полностью, датированы II-I веками до нашей эры. Научный анализ этих артефактов показал, что в античные времена Заамин держал тесную экономическую связь с соседними краями – Ферганой, Чочем, Согдом. Специалистами доказано, что археологический объект Кургонтепа, до сегодняшнего дня считающийся самым древним историческим памятником не только в городе Заамин, но и во всём районе, в этом оазисе была сформирована культура градостроительства. Первые жилые дома городского типа появились на месте древнего шахристана, располагавшийся на левом берегу реки Зоминсув.
Интенсивное строительство города Заамин и его окрестностей происходило в ранней стадии средних веков (IV-VIII). Благодаря межконтинентальной караванной торговле под покровительством Тюркского каганата (VII-VIII) в Зааминском оазисе дальнейшее развитие получили градостроительство, экономика и культурная жизнь, на значительно новые высоты поднялись демография населения и урбанизация. В этот период был заложен фундамент многих кишлаков, в которых жили дехкане и садоводы, получающие обильные урожаи с поливных и богарных земель. В ходе археологических раскопок, проведённых на территории сохранившихся до наших времён таких исторических памятников, Урдатепа, Октепа, Жартепа, Кургонтепа было найдено огромное количество материально-культурных ценностей – фрагменты архитектурно-строительных зданий, гончарные и железные предметы повседневного пользования, датированные ранними годами средних веков (VII-VIII).
В результате научных исследований уточнено, что Зааминский шахристан располагался на правом берегу реки Зоминсув, там, где сейчас исторический памятник Октепа. Значит, в ранний период средних веков русток Заамин имел мощное экономическое значение, а его главный город развивался как крупный административно-культурный центр и стал вторым по значению городом после столицы государства Уструшоны – Бунджиката. Именно в этот период, то есть в начале VIII века Заамин впервые был зафиксирован в письменных источниках.
В первой половине VIII века арабы начали свой первый поход на Уструшону. Сначала пришёл владыка Хоросана Кутайба ибн Муслим (705-715), позже, в 722 году через Уструшону к Ходжанду прошли войска арабского полководца аль-Хароши. Афшинам (правителям) Уструшоны, заключившим с арабами перемирие, удалось долгое время сохранить суверенитет Уструшоны, регулярно выплачивая им улпон (дань). Хокимы рустока Заамин, которых называли Зоминчами (Зомини), принимали активное участие в этом процессе.
К середине VIII века Уструшона и Чоч оказались между двумя опасностями – Арабским халифатом и Китайской империей. В 748 году случился конфликт между правителями Ферганы и Чоча, что привело к военным столкновениям. Правитель Ферганы просит у Китая оказать военную поддержку, и в 749 году Китайская армия под командованием Гао Сянчжи захватывает Чоч, разрушает его, казнит правителя. В свою очердь, сын правителя Чоча просит военную помощь у арабов. В сражении, состоявшимся в 751 году в долине Талас, Китайские войска терпят огромные потери от войск Чоча, Уструшоны и арабов. Позднее, в 752-755 годах афшины Уструшоны и малики (государи) Чоча несколько раз посылали в Китай своих послов с просьбой оказать военную поддержку в борьбе с арабскими завоевателями. Однако из-за проигранного в долине Талас сражения, китайцы не дают положительного ответа на эти просьбы.
К этому времени в Заамине, имеющего положение второго, после столицы Уструшоны – города Бунжиката, административного центра, мощное развитие получили сельское хозяйство, ремесленничество, горнорудная промышленность. В Зааминском оазисе сформировались такие рустоки (округи), как Саба, Минк, Шагар, которые имели важное социально-экономическое значение в жизни Уструшоны. Археологические исследования показали, что центр рустока Сабат располагался в 25 километрах от Заамина к западно-восточной стороне, на месте нынешнего исторического памятника Култема, что на берегу сая Ходжамушкент. Русток Шагар раскинулся в 30 километрах от Заамина, на территории кишлака Пишагар, в горных просторах Шавдар на западо-востоке. Русток Минк располагался в 70 километрах от Заамина, в верховьях сая Еттикечув, что в юго-западной стороне. До наших дней сохранились десятки археологических памятников античности и средневековья – фрагменты древних кишлаков, крепостей и курганов.
Уструшона знаменита тем, что смогла самое продолжительное время удерживать свой суверенитет в Мовареннахре благодаря разумным дипломатическим отношениям её правителей с арабами. Однако в последней четверти VIII столетия отношение арабов в Уструшоне негативно изменилось, и у них возникла тенденция военного вторжения на её территорию под различными предлогами. Наконец, когда Хоросаном начала править династия Тохири, сначала Тохир ибн Хусайн (821-822), затем его сын Талха ибн Тохир (822-828) ввели в Уструшону войска с целью полного её захвата. После долговременных и ожесточённых сражений Уструшона перешла под контроль Арабского халифата. В результате этой захватнической войны Уструшона, включая крупные города и кишлаки Зааминского оазиса, пришли к спаду, крепости и курганы были разрушены. Согласно официальным источникам, в 893 году правление афшинов Утрушоны было полностью упразднено Сомонидами, и вся её территория вошла в состав их централизованного государства. С этого времени Уструшона, потерявшая свою независимость, стала развиваться в качестве отдельного вилоята (хокимията) в составе государства Сомонидов. Последующие сведения об Уструшоне, в том числе о географическом расположении рустока Заамин, его городов и кишлаков, образе жизни местных жителей мы находим в произведениях средневековых авторов.
Топоним «Зомин» впервые встречается в документах касательно VIII века, хранившиеся в канцелярии хокима вилоята Панча (столица Панжикент) Деваштича. Более обширные сведения приводит арабский путешественник Ахмад ибн Ёкуб ибн Жаъфар аль-Ёкуби, живший в IX веке (умер в 897 году) в своём произведении «Китоб аль-булдан» («Книга о странах»). Именно аль-Ёкуби впервые рассказал об Уструшоне и его 400 крепостях и работах (работ – сторожевой пост в укрепленной стене или самостоятельное укрепление, отстоявшее на некотором расстоянии от другого укрепления), ряде крупных городов.
Судя по сведеням, приведённых в произведении Абдуллоха ибн Хордадбеха, жившего в конце IX – начале X столетий «Китоб аль-масалик ва-л мамалик» («Книга о дорогах стран»), «Заммин распологался на перекрёстке дорог, ведущие в аш-Шош, Фергану и край тюрков».
Ещё более полные сведения о рустоке Заамин и его главном городе приводят Абулкосим ибн Хавкал ва Ахмад ал- Мукаддаси, жившие в Х веке. Так, ибн Хавкал в своём произведении «Сурат ул арз» («Картина земли») пишет, что «на втором месте по своим размерам после столицы Уструшоны – Бунжиката стоит Заамин, называемый ещё и Сарсандом. Он расположен на окраине большой дороги, связывающей Фергану с Согдом. Сарсанда новый город, рядом с которым видны развалины старого города, базары, соборные мечети и всё население которого переехали сюда. Новый город не окружён оборонительными стенами. Заамин – место сбора купцов и путешественников, следующих из Согда в Фергану. Здесь много садов, виноградников и пахотных земель для дехканства. Город упирается в горы Уструшоны, а впереди раскинулись степи и пустыни, за которыми расположена страна гузов… Город разделяет на две части река Зомин, над которыми построены небольшие мосты».
Аль-Мукаддаси в своей книге «Ахсан ат-тахсим фи маърифат-ал калим» подтвержает вышеприведённые сведения и вносит в них некоторые дополнения. В частности, он пишет, что «город расположен у предгорья, на двух берегах реки. Базары также расположены по берегам: они связаны меж собой небольшими мостиками. Соборная мечеть построена в северной части большой дороги».
Среди специалистов имеются некоторые сведения и о третьем названии Заамина. В книге Ёкута Хамави – географа и путешественника, жившего в XIII веке, «Мажмуал ал-булдан» («Энциклопедия городов») название Заамина-Сарсанды приводится в форме «Сабза». Некоторые учёные считают, что это всего лишь ошибка, допущенная автором. Другие утверждают, что «Сабза» – арабская транскрипция названия Заамина в интерпретации одного из местных диалектов. Однако в произведении Мухаммада Солиха «Шайбонийнома», написанном в начале XVI века, в отношении Заамина применяется топоним «Сабза». Автор пишет, что Шайбонихон любил отдыхал в окрестностях, раскинув многочисленные шатры для своей свиты.
Кстати, если мы обратимся к истории городов Исламского периода, то убеждаемся, что в те времени было принято добавлять определённые эпитеты к их названиям. Например, Маккаи мукаррама (священная Мекка), Мадинаи мунаввара (светлый, лучезарный город Медина), Бухорои шариф (славный город Бухара) и дргуие. Такие эпитеты иногда впоследствии превращались в официальные названия: Дизак-Джизак (малый город), Харкана-Галляарал (мощный город), Сабаг-Себаг-Сават (город с тремя работами), Шахрисабз (зелёный город) и так далее. Поэтому вполне вероятно, что топоним «Сабза» тоже является подобным эпитетом, ибо это слово означает «зелёный».
Из-за нашествия монголов во главе Чингизхана в Мавераннахре были разрушены множество городов Уструшоны, в том числе и Заамин. Лишь некоторые города позже были восстановлены, в частности, город Сабат, расположенный вблизи Заамина. Постепенно новый облик приобрёл и Заамин. Начиная с XV века, его топоним в письменных источниках обозначается без эпитетов и изменений.
В годы независимости уделяется огромное внимание изучению и исследованию исторических памятников и святынь Заамина, таких как Кургонтепа, Октепа, Хонтепа, Култепа, Сагнанактепа, Туркултепа, Коратепа и другие. Реконструировано множество исторических и археологических памятников – святыны Хужамушкент, Парпиота, Хужайисероб, что привело к развитию туризма. На исторических примерах воспитывается и современная молодёжь, в которых формируется любовь к Родине, уважение к национальной истории, культуре и ценностям.
Мухтор ПАРДАЕВ, начальник Джизакской экспедиции института Археологии АН РУз, ведущий научный сотрудник.
На последнем фото высокие керам. сосуды, для чего они?
виолав[Цитировать]
Это трубы водопровода.
EC[Цитировать]
Главная особенность экспозиции — хорошо сохранившиеся оссуарии, один из них с костями молодой женщины
P.S. oссуа́рий (лат. ossuarium, от лат. os (родительный падеж ossis) — «кость») — ящик, урна, колодец, место или же здание для хранения скелетированных останков. В русском языке существует синоним этого слова — ко́стница.
edisit[Цитировать]
В среднеазиатской историографии они называются оссуарии, может сначала Россия пересядет полностью на русские машина и только потом будем коверкать слова, не русской истории!!!
алишерЪ[Цитировать]