Юрий Абрамович Левитин Искусство История Ташкентцы

Вета Лисова:

25 лет назад умер композитор Юрий Абрамович Левитин, автор музыки к любимому мультфильму «Мойдодыр» (1954).

Ю.А. Левитин — Лауреат Государственной премии СССР (1952), Народный артист РСФСР (1980).

Ю.А. Левитин родился 15 (28 декабря) 1912 года в Полтаве. В 1935 году окончил ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова. В 1937 году — аспирантуру по классу фортепиано. В 1942 году окончил консерваторию по классу композиции у Д.Д. Шостаковича.

Работал пианистом в Ленинградской государственной эстраде и ЛГАФ (1931—1941). Заведовал музыкальной частью Театра эстрады в Ташкенте (1941—1942). С 1942 года жил и работал в Москве.

Ю.А. Левитин умер 26 июля 1993 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Мультфильм «Мойдодыр» 1954 года

https://ru.wikipedia.org/wiki/Левитин,_Юрий_Абрамович

14 комментариев

  • Один год жизни в Ташкенте и статья из Википедии…

      [Цитировать]

    • виолав:

      Есть люди, которые бывают в городе всего лишь час, но оставляют после себя яркий след. Будучи в Ташкенте всего год композитор и пианист Юрий Левитин наверняка проводил там концерты, лекции… возможно остались его ученики. А то что веха его ташкентской биографии отражена в Википедии это очень хорошо, ведь Ташкент в годы Великой Отечественной войны спас жизнь многим выдающимся личностям.

        [Цитировать]

  • Zelina Iskanderova:

    Мой вопрос (см. ниже) дочери Вайнберга Виктории Бишопс (живет сейчас в Торонто): Кто и как подсказал ему (композитору Моисею Вайнбергу) отправить Шостаковичу (!) его Первую Симфонию, написанную в Ташкенте, и как это было осуществлено?
    Ответ дочери Вайнберга Виктории Бишопс (живет сейчас в Торонто): … Папу (Моисея Вайнберга) взял под свое крыло композитор Юрий Левитин, с которым они так и остались ближайшими друзьями вплоть до смерти Левитина где-то в 90-х годах. Юрий Левитин, закончившийЛенинградскую консерваторию, заведовал музыкальной частью Театра эстрады в Ташкенте (1941—1942). С 1942 года жил и работал в Москве, был близко знаком с Шостаковичем, и именно он предложил папе отправить Шостаковичу его Первую симфонию. Шостакович сразу признал в папе огромный талант, вскоре родители (в 43-м году) вернулись из эвакуации в Москву и там завязалась их тесная дружба с Шостаковичем
    ——————————————————————————————————————————-
    Поиск сведений о Мечиславе Вайнберге в ташкентский период его творчества Tашкентцы Видео История
    З. Искандерова Музыка
    Воскресенье, 12 февраля 2017 (1 год назад) | Добавить в закладки | Просмотры: 176 | EC
    Поиски сведений о композиторе М. Вайнберге во время эвакуации продолжаются. Борис Рахимович Бабаев подключил знакомых музыкантов, пока есть надежда что-то найти. Для подсказки в поисках Зелина Искандерова прислала свои вопросы дочери композитора Вайнберга Виктории и её ответы:

    В Ташкенте по моей подсказке стали очень активно искать все возможные материалы о жизни и работе Моисея Вайнберга там в эвакуации в 1941-1943 годах. В связи с этим И ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ИМ В ЭТОМ БЛАГОРОДНОМ ДЕЛЕ, очень прошу вас, напишите мне, пожалуйста:

    1. Что вам папа рассказывал (или вы от мамы знаете) о том, как они с другом по Минску Алексеем Клумовым жили и работали в Ташкенте в эти годы (1941-1943)? Есть ли какие-то документы этого периода?
    Алексея Клумова (1907 -1944) дома нежно вспоминали как «Алешу». Алеша познакомился с Вайнбергом в Минске, в Белорусской консерватории, где он преподавал ф-но, и как-то сразу разгадал в нем огромное дарование. Клумов помогал папе, бесправному беженцу из Польши, до конца своей непродолжительной жизни — скончался Клумов в 1944 году в Ташкенте, кажется от тифа, но, возможно, я ошибаюсь. В Минске Клумов помогал папе овладевать русским языком, опекал его во время болезней — папа страдал от тяжелого туберкулеза позвоночника и делил с ним комнату в общежитии. С началом войны Клумов помог папе эвакуироваться в Ташкент, где они оба устроились работать в Ташкентский театр оперы и балета. Вайнберг посвятил Клумову свою Первую фортепианную сонату.Что касается документов этого периода, их, разумеется, никогда у нас не было. Возможно, они хранятся в Ташкенте в архивах

    2. Что ваши мама и папа – вместе или отдельно — рассказывали об их встрече и женитьбе в Ташкенте и о том, где Моисей Вайнберг работал в 1941-1943 годах в Ташкенте, какие музыкальные произведения написал или начал сочинять в это время? Играли ли там его музыку, и если да, то что именно, где, и когда – что об этом известно?
    Папа познакомился с мамой на дне рождения Флоры Сыркиной (впоследствии ставшей женой художника Александра Тышлера) и у них сразу завязался роман. Вот отрывок из воспоминаний журналистки Людмилы Кафановой: «Когда началась война, Вайнберг эвакуировался в Ташкент, город, где нашли приют и убежище цвет культурной интеллигенции страны. Там он познакомился с Натальей, дочерью Соломона Михоэлса, выдающегося еврейского актёра трагика. В 1942 году они поженились. После войны у них родилась дочь Виктория.

    Интересный портрет молодого пианиста и композитора Моисея Вайнберга оставила его современница Людмила Кафанова (журналистка): «Мне посчастливилось знать Метока (Моисея) Вайнберга с 1942 года,— В эвакуации, в Ташкенте я училась в одном классе с младшей дочерью Михоэлса Ниной, а ее сестра Талочка была женой Метока. Ему было 22 года. Высокий, худощавый, с копной темно-рыжих вьющихся волос. Как и все рыжие, он был белокожим, и лицо его, всегда улыбающееся, как бы излучало свет. Приветливый, дружественный, не по-нашему, не по-советски (он был из Польши) уважительный. У него уже тогда была репутация интересного композитора. В Москве он сразу был признан и занял место в кругу своих великих современников. И вдруг — погибает (теперь все знают: был убит) Михоэлс и вслед за этим арестовывают Моисея Вайнберга — «агента» Джойнта и разнообразных вражеских разведок. Я не понимала, как этот мягкий, застенчивый человек мог выжить в советской тюрьме. Но он выжил и даже дожил до 77-ми лет.»

    3. Кто и как подсказал ему отправить Шостаковичу (!) его Первую Симфонию, написанную в Ташкенте, и как это было осуществлено?
    Надо сказать, что своей неприспособленностью, не наигранной, не кокетливой, а подлинной беспомощностью, в сочетании с огромным талантом, папа вызывал в окружающих его людях инстинкт покровительства. Папу взял под свое крыло композитор Юрий Левитин, с которым они так и остались ближайшими друзьями вплоть до смерти Левитина где-то в 90-х годах. Юрий Левитин, закончившийЛенинградскую консерваторию, заведовал музыкальной частью Театра эстрады в Ташкенте (1941—1942). С 1942 года жил и работал в Москве, был близко знаком с Шостаковичем, и именно он предложил папе отправить Шостаковичу его Первую симфонию. Шостакович сразу признал в папе огромный талант, вскоре родители (в 43-м году) вернулись из эвакуации в Москву и там завязалась их тесная дружба с Шостаковичем. Надеюсь, я смогла как-то помочь вашим ташкенцам, Зелина,

    ОГРОМНОЕ ИМ СПАСИБО!

    Всего хорошего, Виктоша.

    Поместите, пожалуйста, на Facebook для Бориса Бабаева и других, кто готов поискать в Ташкенте: Мне подтвердил специалист — что известно о Ташкенском периоде творчества Моисея Вайнберга: Он работал вместе с Алексеем Клумовым (из Минска) в Театре Навои концертмейстером (могут быть документы в архиве), написал следующие произведения:

    1) Symphony № 1 op. 10 «Посвящается красной Армии» (1942 – написана в Ташкенте) – по настоянию ЮРИЯ ЛЕВИТИНА(!) её он послал Шостаковичу, и тот вызвал его в Москву. Премьера состоялась в 1967 году в Москве.

    2) Оперетта «Боевые друзья» (1942, Ташкент, рукописи нет) – поискать бы!

    3) Оперетта «Карьера Клеретты» (оперетта в 3-х действиях, рукописи нет) – поискать бы!

    4) Соната для фортепиано №2 ор.8 (первое исполнение в Москве 16 октября 1943 г.)

    5) Ария для струнного квартета (соч. 9), есть в архиве автора

    6) Каприччио для скрипки и фортепиано ор. 11 (возможно в Ташкенте, м.б. уже Москва) таким образом в Ташкенте — ор 8 — ор. 11 (???), в конце 1941 года исполнялся Второй квартет, написанный в Минске (могут быть объявления в газетах!) рукописи 2-х оперетт нужно искать!!!

    Я подобрала кое-что – в первую очередь, для тех, кто готов поискать в Ташкенте:

    Итак, Моисей Вайнберг Взгляд «снаружи»:

    David Fanning talks about Mieczyslaw Weinberg Mieczyslaw Weinberg is regarded as the third great Soviet composer, alongside Prokofiev and Shostakovich; his dramatic, passionate music is recognizably!

    Взгляд «изнутри» и очень хорошее видео – на русском с английскими субтитрами – можно выбрать фрагмент и показать, если где-то надо будет!

    Irina Shostakovich and Alexander Raskatov — a conversation about Mieczysław Weinberg (Published on Dec 31, 2015)

    В эвакуации в страшные годы войны:

    Mieczysław Weinberg — Symphony № 1 op. 10 (1942 – written in Tashkent) – её он послал Шостаковичу, и тот вызвал его в Москву.

    Mieczysław Weinberg, Piano Sonata No. 2 — (1942, Tashkent)

    ОБРАЩАЮ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ — Опера «Меч Узбекистана», в соавторстве с М. Бурхановым, без № соч., 1942 — БЫЛА ДАЖЕ ПОСТАВЛЕНА В 1942 ГОДУ В ТАШКЕНТЕ, в ТЕАТРЕ НАВОИ! — Надо только поискать сведения в архивах!

    ЕЩЁ РАЗ ОБРАЩАЮСЬ К ТАШКЕНТЦАМ — НИЧЕГО не было сделано с тех пор для поиска некоторых из перечисленных выше произведений Вайнберга, написанных в ТАШКЕНТЕ в годы войны и не найденных…

      [Цитировать]

  • Zelina Iskanderova:

    Предлагала я сделать к Столетию со Дня Рождения Моисея Вайнберга МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ из его произведений в Ташкенте,
    и писала об этом здесь на сайте не раз!
    Его уже много лет считают третьим по значимости советским композитором 20-го века, после Прокофьева и Шостаковича — посмотрите масштаб его музыкального наследия хотя бы в Википедии…

    Писала и даже звонила бывшему Ректору Консерватории Узбекистана об этом, вроде воодушевила его — но Ректора этого сменили…
    Так и не дождусь отклика от Андрея Слонима — а ведь ему в этом активно поучаствовать было очень уместно!

    Туда можно включить и отдельные произведения других композиторов, живших в Ташкенте в военные годы, того же Левитина, например…
    Где же вы, энтузиасты памяти об истории (музыкальной) культуры в Ташкенте?! — Откликнитесь!

      [Цитировать]

  • Добрая Память создателю детской оперы «Мойдодыр»! Дело не в личности и творчестве Юрия Абрамовича Левитина. Я сомневаюсь в целесообразности такой публикации именно в «Письмах о Ташкенте». Рядовой эпизод военной действительности не стал событием для города. Если бы музыкант оставил интересные воспоминания о Ташкенте или на тему «мои встречи с Вайнбергом на улицах Ташкента», были бы обнародованы письма того времени, наконец, прозвучало бы произведение, посвящённое композитором Ташкенту, стал бы понятен смысл появления здесь этого материала. Такая заметка тянет на примечание к какой-то большой статье, где бы упоминалась эта фамилия. Или на строчку памятного календаря, если бы он имелся в «Письмах…».

      [Цитировать]

    • виолав:

      Если бы, да кабы…
      Если вам очень интресна тема «Левитин в Ташкенте», ройте по «письмам того времени».
      Вот ссылка на сайт РГАЛИ, где за умеренную плату вам вышлют копию воспоминаний Ю. Левитина, т.к. они ещё не переведены в печатный вариант.

      Рукописи Ю.А. Левитина. Воспоминания, статьи, заметки: «О том, что было», «Прогулки за границу», «Фальшивая нота, или Грустные мысли о делах…» и т.д.

      http://www.rgali.ru/object/262342295?lc=en#!page:1/o:262342295/p:1

        [Цитировать]

      • Без кабы и якобы… Мне совсем неинтересны темы не касающиеся Ташкента. Нельзя размещать на этих страницах любые материалы, в которых только промелькнуло название столицы. Взаимоотношения Вайнберга и Левитина в ташкентский период их жизни — интересный поворот. Но ведь материал надо подготовить, в частности, в архивах поработать, если уж вы взялись за эту тему. Желаю удачи.

          [Цитировать]

        • виолав:

          «… Но ведь материал надо подготовить, в частности, в архивах поработать»

          Так вот и работайте. Ссылочку я вам дала.

            [Цитировать]

        • Zelina Iskanderova:

          Лидия Козлова: Взаимоотношения Вайнберга и Левитина в ташкентский период их жизни — интересный поворот.

          Спасибо, Лидия!

          Да, так получилось, что именно благодаря музыкально талантливому и по-человечески сердечному, участливому Юрию Левитину, который в ТАШКЕНТЕ в 1942 ГОДУ услышал и оценил Первую симфонию М. Вайнберга, она была отправлена в Москву Д. Шостаковичу!

          Знакомство и тесное взаимоучастие в музыкальном творчестве этих двух уникально талантливых композиторов всю последующую жизнь было ОЧЕНЬ полезно и Дмитрию Шостаковичу — об этом есть многочисленные свидетельства!

          И многолетняя человеческая дружба, и профессиональное общение было на благо им всем троим — и классической музыке 20-го века!
          Так что о Левитине в Ташкенте в военное время в 1941-1942 году здесь написали недаром…

            [Цитировать]

      • Усман:

        Малоинтересные воспоминания, если на них даже издатель не нашелся.

          [Цитировать]

        • Zelina Iskanderova:

          Мне недавно сказали знающие люди «как бы шутку» — посмертная слава и писателя, и композитора зависит часто от того, на какую вдову ему повезет!
          Хлопочут о посмертных изданиях трудов или воспоминаний и этим занимаются усердно очень часто близкие люди — вдовы, дети, если в сходной области сами работают или если считают это своим долгом перед ушедшим — вот от чего чаще всего такие публикации зависят…

            [Цитировать]

          • Усман:

            Я не знаю, как у Вас в Торонто, я не бывал, а у нас за интересными рукописями издатели в очередь выстраиваются. А вдовы, да, вполне могут за свой счет какие-то воспоминания издать. Самоутешение — вещь хорошая.

              [Цитировать]

  • Zelina Iskanderova:

    http://muzobozrenie.ru/mechislav-vajnberg-pochti-lyuboj-mig-zhizni-rabota/

    Здесь — признание самого Вайнберга о судьбоносной встрече с ЛЕВИТИНЫМ именно в ТАШКЕНТЕ:

    «В Ташкенте я подружился с Юрием Левитиным, композитором, который приехал туда с Ленинградской консерваторией. Ему очень понравилась моя Пятая (должно быть — Первая!) симфония, и будучи учеником и другом Шостаковича, он послал партитуру в Москву для ознакомления с ней Шостаковича. Вслед за этим, спустя месяц или два, я получил официальный вызов в Москву и встретился с музыкантами из Комитета по делам искусств. Там же, в Москве, я познакомился с Дмитрием Дмитриевичем. И это решило всю мою жизнь. Я, правда, в Варшаве, кроме «Трех фантастических танцев», ничего из Шостаковича не знал, а в Минске для меня было необычным услышать его Пятую симфонию. Симфонию, которую я даже, так сказать, узнал изнутри, потому что в оркестре Минской филармонии не было челесты, и Меня ангажировали для того, чтобы я сыграл партию фортепиано и челесты. Это было совершенно как… ну как будто я заново родился. С тех пор музыка Шостаковича покорила и покоряет меня по сегодняшний день. Хотя я ни одного урока у него не взял, любое свое новое сочинение я первым делом показывал Дмитрию Дмитриевичу. Должен сказать, что он очень редко делал замечания, но замечания эти были всегда дельные и в какой-то степени способствовали дальнейшей моей работе.»

    А какой Левитин был композитор — посмотрите в интернете! И крупные формы писал, и оперы, и опретты, и в конкурсе
    на созданиеи Гос. Гимна ССС участвовал позднее…

    В частности, Ораторию «Священная Война» он написал в 1942 году- не в Ташкенте ли? — Не смогла найти ответ…

      [Цитировать]

Важно

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.