К истории Александро-Невской церкви при учительской семинарии История Старые фото Ташкентцы
Всякий раз, когда заходит речь о церкви Александра Невского, снесенной в 2009 году, мы начинаем говорить об Алексее Бенуа, а к истории самого здания уже не возвращаемся. Тем интереснее было найти клировую ведомость о ней, тем более за 1921, уже послереволюционный год. Удивилась, не обнаружив в ведомости ни строчки о Бенуа. Названы лишь имена пожертвователей. Ну, да ладно. Об этом мы знаем достаточно. Зато в клировой ведомости подробно написано о здании и внутреннем убранстве храма.
«Церковь устроена в 1897 году особым зданием из жженого кирпича, примыкая с восточной стороны к Главному корпусу бывшей учительской семинарии», — пишет священник Николай Афанасьевич Сивицкий. С фасада, выходящего на Петроградскую улицу, она имеет звонницу в 35 аршин высоты (почти 25 м). На её 5 куполах водружены 5 металлических золоченых ажурных крестов, укрепленных цепями. Такой же крест над главным входом в храм. Кресты и 7 церковных колоколов весом от 103 пудов до 20 фунтов пожертвованы храму почетным попечителем семинарии коммерции советником Н.И. Ивановым в числе других даров.
Церковь имела вид корабля, алтарная часть выходила на юг в большой семинарский сад. Над алтарем имелся особый деревянный купол, увенчанный седьмым крестом, таким же, как шесть других.Высота алтарной части 27 аршин (17,25 м). Всё здание храма занимало 594 квадратных аршина.
Внутри алтарь, высотою в 8 аршин 10 вершков, в длину 9 аршин и ширину — 8.
С южной стороны 2 полуциркульных окна и две двери, одна из них ведет в ризницу, другая в пономарку. Ризница шириной в 3 аршина, в высоту 6 аршин 15 вершков, с западной стороны в ней окно. Такой же величины пономарка и в ней тоже окно и дверь на востоке. В пономарке небольшой камин и печь. Ризница и пономарка отделяются от алтаря полустеной. Сама церковь от входной двери до иконостаса длиной 9 аршин, 6 вершков, шириной 3 аршина. Длина клиросов 5 аршин и ширина 3 аршина каждый. Амвон 1 аршин 11 вершков.
Ризница, иконостас и запрестольная икона в золоченом киоте резной работы тоже подарены храму Н.И. Ивановым. Иконостас в два яруса, золоченый, весь резной работы, имеющий в нижнем ярусе 8 икон, писанных по золоченому фону на цинке. Все 8 икон заставлены зеркальными толстыми стеклами. В верхнем ярусе 7 икон.
Перед церковью, под звонницей имеются сени, справа и слева две раздевальни, отделяющиеся арками, одинаковой высоты с сенями. Кроме главной входной двери в церкви есть ещё и боковые. Западная стеклянная ведет в сад, а восточная — в здание семинарии.
Крыша покрыта железом и выкрашена масляной краской.
О строительстве храма ходатайствовал Педагогический совет Туркестанской учительской семинарии. А деньги, 7 136 рублей 3 копейки, отпустило с Высочайшего Соизволения Министерство народного просвещения. Кроме того, собирали пожертвования с разных учреждений и лиц. Митрополит Палладий подарил храмовую икону, протоиерей о. Иоан Сергиев ( Кронштадский) дважды присылал деньги, свой вклад внесли генерал-губернатор барон Вревский и бывшие выпускники учительской семинарии. Большое участие принял в устройстве храма попечитель семинарии Н.И. Иванов. Настоятелем церкви состоял законоучитель семинарии, который и выполнял все обязанности.
Отдельного причта не существовало.
Так было до 1 марта 1918 года, когда после отделения церкви от государства, храм перешел в ведение епархии.
Тогда же в здании семинарии началась подготовка учителей для советских узбекских школ. В 1920 году это учреждение преобразовали в Краевой узбекский мужской институт просвещения. В моё время в перестроенном здании бывшей семинарии помещался горздрав.
А церковь существовала до 1930-х. Служили в ней священник и псаломщик, но жалованья из казны они, естественно, не получали, были на содержании прихожан. Интересно, что каждый год прихожане собирали общее собрание и утверждали смету прихода и расхода, определяли сумму добровольного взноса от каждой семьи. В клировой ведомости не указывается точное чило прихожан, но приблизительно было их около 80 семей или 400 душ — население прилегающих к храму улиц.
Прихожане избрали церковно-приходской совет из 8 человек и священник перечисляет их имена и фамилии. Церковным старостой избрали Николая Ивановича Ушарова (Утарова?)
В 1921 году в Александро-Невской церкви служил Николай Афанасьевич Сивицкий, сын потомственного дворянина, выпускник Волынской Духовной семинарии. До Первой мировой войны жил и служил в православных храмах Галиции, преподавал Закон Божий в училищах и школах. 15 августа 1915 года в связи с наступлением неприятельских войск был эвакуирован в Ташкент. вместе с женой Верой Мефодиевной и двумя дочерьми Зинаидой и Тамарой. Недолго служил в привокзальной церкви, затем полковым священником, а после войны и революции — настоятелем Дорофеевского прихода Черняевского уезда. И вот, с 1920 года Сивицкий настоятель храма Александра Невского.
Не знаю, сколько времени прослужил в храме Сивицкий и как сложилась его судьба, но в 1930-х ташкентские церкви начали закрывать, сносить купола и кресты, потом и сами здания. Храму Александра Невского повезло, то есть его не снесли вместе с другими, но закрыли и обезглавили, передавали из рук в руки, то библиотеке, то горздраву, а то и пустовало несколько лет. Работали в нем банки и другие организации. Храм охранялся государством как памятник архитектуры. Но осенью 2009 года, сразу после вырубки сквера, снесли и здание храма Александра Невского.
Говорят, что публично выразил свой протест лишь один человек — Петр Стальбовский. (((
Ташкентский Алексей Бенуа – всего лишь племянник того, «великого»! Он даже не смог получить звания «художника 3 степени», служил в должности младшего архитектора Сыр-Дарьинской области. И в большинстве проектов всего лишь принимал участие.
Li Ka[Цитировать]
Вы бы почитали биографию НАШЕГО Бенуа, а потом попытались хоть что-то сказать об Алексее Леонтьевиче. Я не знаю того, «великого», и не хочу знать, но для НАШЕГО города Алексей Леонтьевич сделал очень много. Только за кирху лютеранскую ему памятник стоило поставить еще при его жизни. Вы, видать, не ташкентская, а потому позволяете себе так оскорбительно высказываться об одном из самых лучших архитекторов нашего города и нашего края. И в 3-й степени стыдно, если вы из Ташкента. P.S.Не трудитесь отвечать, пожалейте свое время…
Светослав[Цитировать]
А я всё-таки отвечу, потрачу своё время.
То, что вы нашли что-то оскорбительное в фактических сведениях, — это уже ваша проблема.
Да, по проекту «нашего Бенуа» построена лютеранская кирха, сохранившаяся до сих пор. Он действительно к типовому проекту кирхи, принятому в Европе, добавил очень милые мелочи и решения, благодаря которым кирха стала узнаваемой.
В остальных крупных проектах в Ташкенте Бенуа только принимал участие и, если бы не известная на всю страну фамилия, никто бы не стал писать: «Снесено здание, построенное по проекту великого Пупкина», даже не упоминая фамилию архитектора-руководителя. Вот это действительно обидно и оскорбительно для потомков руководителей.
Li Ka[Цитировать]
мужская гимназия, дворец эмира бухарского, красноводский вокзал…
Усман[Цитировать]
Здания гимназий строили капитан Белоха (два корпуса мужской гимназии) и инженер Е.П. Дубровин по проекту военного инженера Янчевского. Особенно значительна роль Дубровина, который изменял проект в связи с привязкой к местности.
http://oldtashkent.com/grazhdanskoe-obrazovanie/srednie-uchebnye-zavedeniya.html
А Дворец эмира и канал – вообще не в Ташкенте.
Вы хотите сказать, что наш Бенуа – великий? Хорошо. Но тогда Янчевский, Гейнцельман и ещё несколько – трижды великие!
А вот что этот смешной Светослав, сам совершенно не зная предмета, так накинулся – не понятно. Дальний родственник, наверное. И обидно, что не из династии действительно великих Бенуа.
Li Ka[Цитировать]