К 90-летию первой телепередачи. Телевизор ташкентца Грабовского Tашкентцы История Старые фото

Tashkent Retrospective:

Ташкент, 1925 г.

Так уж получилось, что «отцом» электронного телевидения считается американский инженер русского происхождения Владимир Кузьмич Зворыкин. Его таланту изобретателя и предпринимательской жилке США обязаны тем, что уже в тридцатые годы минувшего века голубые экраны зажглись во многих домах. При этом явно несправедливо долгие годы замалчивалось известное радиоэлектронщикам — первое в мире подвижное изображение удалось передать по эфиру и получить другому русскому самородку Борису Павловичу Грабовскому.

Состоялось это без преувеличения эпохальное событие в 1928 году в Ташкенте, что подтверждает выданный тогда патент № 5592 и заявочное свидетельство, полученное тремя годами ранее за № 4899. Причем, не будучи монополистом, изобретатель приборов «электрической телескопии» разделил лавры первооткрывателя с другими участниками сложнейшего проекта — Пискуновым, Поповым, Белянским. Но, как позже отмечал Грабовский, не будь хорошей технологической базы петербургского завода «Светлана», не будь теоретической и практической поддержки знаменитого ученого Бориса Львовича Розинга, признавшего, что разработка «юного комсомольца» существенно превосходит его собственную, аппарат дальновидения, телефот — так назвали первую советскую систему электронного телевидения — остался бы в виде схем на бумаге. Не воплотился бы в работоспособные конструкции.

Прежде, чем обратиться к автобиографии Грабовского, в которой он рассказывает о том, «что тому предшествовало, как было, что из того вышло», напомним, что изначально телевидение развивалось в двух направлениях — чисто электронном и электронно-механическом. От механического ТУ, как от бесперспективного для массового зрителя, вскоре отказались. Над усовершенствованием его, впрочем, вплоть до 1943 года успешно работал талантливый российский инженер А. А. Полумордвинов. Работал не напрасно. Системы механической развертки изображения широко применяются в космических исследованиях, например, для получения панорамных снимков планет солнечной системы, с последующей передачей полученных изображений на землю. К слову, и Грабовский, «зачитывая до дыр брошюры Циолковского», предрекал оснащение лет этак через пятьдесят усовершенствованными телефотами «ракетных крейсеров, осваивающих дальние уголки Вселенной». Пророчество сбылось. Но коснемся биографии изобретателя. Грабовский приводит о себе следующие сведения:

— Я родился в Тобольске 21 мая 1901 года в семье ссыльных революционеров. Мой отец — украинский поэт Павел Арсеньевич Грабовский — умер, когда мне было всего полтора года, и его, естественно, я не помню, а знаю по рассказам матери Анастасии Николаевны Гутовской и тети Анны Николаевны Туголуковой, а также сестры матери Сусанны Николаевны Семененко. Начало революции застало меня в Токмаке, недалеко от Пишпека (Фрунзе). Я сразу же вступил в комсомол, пошел добровольцем в Первую, затем Четвертую легкую туркестанскую батарею, отслужил около года и был командирован в Ташкентскую совпартшколу. Ночью у каждой кровати стояла винтовка с патронами. По окончании школы служил рядовым в Пишпекском ЧОНе. После демобилизации уехал в Ташкент. Некоторое время работал в Таштраме обмотчиком проводов, затем поступил лаборантом в САГУ.

В 1923 году я изобрел катодный коммутатор, причем мне удалось осуществить его. Опыты, проводившиеся в присутствии проф. Златоврацкого и Попова, дали положительные результаты.

То что самоучке-лаборанту удалось придумать катодный коммутатор, над созданием которого с переменным успехом бились дипломированные конструкторы, отнюдь не случайно. Просто в Грабовского от природы было заложено то, чем природа награждает избранных. «Избранный» же понимал, что инженерных глубоких знаний у него «в натруску, что надобно учиться». Потому-то на время оставил Ташкент, весной 1924 года уехал в Саратов, где посчастливилось познакомиться и подружиться с талантливым физиком и математиком Н. Г. Пискуновым, не только выступившим в роли репетитора, но сведшего с молодым инженером-радистом В. Н. Поповым. Попов помог разработать телефот.
П.Б. Грабовский

Осенью 1925 года Грабовского и Попова командировали в Ленинград, где прообраз современного телевизора был доработан и теоретически, и практически, а также была написана работа о фосфенной светочувствительности кожи человека и «начертан» аппарат для слепых — упрощенный аналог телефота — камертонный телефот «Гном». Осенью 1926 года друзья вернулись в Ташкент. В Ташкенте с помощью соавторов удалось изготовить и телефот, и «слепецкий» аппарат, что подтверждено публикациями в местных газетах на русском и арабском языках. Удалось передать движущиеся изображения людей и предметов. В Государственном архиве Узбекистана сохранились соответствующие документы. Труд не пропал даром. Первым мужчиной в мире, изображение которого было передано телефотом по эфиру, был И. Ф. Белянский. Первой женщиной — жена изобрететеля Л. А. Грабовская.

Самая важная часть биографической записки Грабовского категорична:

— Период с 1923 по 1925 годы — несомненное время рождения электронного телевидения. Это наше отечественное достижение, которым нельзя не гордиться…

Приборы эти — необходимо подчеркнуть — будучи весьма сложными, являлись предтечей телевизионных систем, которые служат человечеству сегодня. Поэтому не лишне обрисовать то, что они из себя представлял в сугубо техническом смысле. Человек, исключительно много сделавший и делающий для популяризации «отечественных телевизионных приоритетов», Ю. Рубченко, о них пишет следующее: «В патентной заявке Б. П. Грабовского и его соавторов впервые в истории дано подробное описание всего комплекса электронной системы телевидения. Кроме передающей и приемной трубок, заявители предусмотрели усилители сигналов на радиолампах, генераторы развертывающих напряжений, устройство синхронизации, основанное на делителях частоты, принципиально не отличающееся от современных аналогичных устройств. Для излучения в эфир сформированного телевизионного сигнала предусматривался передатчик с модулятором. В телевизионном приемнике предусматривались возможности высокочастотного и низкочастотного усиления сигналов и разделения синхроимпульсов, а также генераторы развертки луча приемной трубки». И далее: «Б. П. Грабовский, В. И. Попов, Н. Г. Пискунов за 3-4 месяца работы составили чертежи, по сути дела, передающего телевизионного центра и телевизионного приемника, показав невиданные темпы проектирования. Оценивая их труд, надо учитывать, что изобретатели шли неизведанным путем и впервые спроектировали сложный комплекс аппаратуры, который в блок-схеме был близок к первым центрам электронного телевидения, введенным в эксплуатацию во 2-й половине 30-х годов, то есть десятилетие спустя».

Говоря о поразительных успехах Грабовского и группы, нельзя умолчать о том, что дорогостоящие исследования, изготовление деталей аппаратуры обошлись почти даром — всего в пять тысяч рублей. В то время, как работавший в Америке на фирме КСА В. К. Зворыкин, на изготовление работоспособной системы электронного телевидения потратил пятьдесят миллионов долларов — по тогдашнему курсу валют сумму трудновоооразимую. Результаты же были получены на удивление аналогичные. С той лишь поправкой, что группа Грабовского провела свои первые телевизионные трансляции значительно раньше, о ходе которых в Ташкенте Ю. Рубченко приводит такие сведения: «Приближались сроки испытаний. Летом 1928 года специальная комиссия под председательством профессора Златоврацкого (СГТУ) в официальном протоколе записала, что 26 июля 1928 года в 13 часов был произведен опыт с приборами для передачи изображений движущихся предметов на расстояние. Что на экране приемника появилось изображение человека, который снимал и надевал фуражку, брал в руки разные предметы. И хотя изображение было низкокачественным, все же можно было узнать одного из изобретателей, а именно Ивана Филипповича Белянского. 4 августа 1928 года, несколько изменив схему, опыты повторили еще раз, и на зеленоватом экране диаметром 12 сантиметров все увидели перекресток улиц Ленина и Карла Маркса с прохожими и проезжающим вдали трамваем. Этот опыт был снят местной киностудией». Вывод из сказанного однозначен. Первый в мире телевизионный репортаж под открытым небом был проведен тоже в СССР.

Субъективно и объективно обстоятельства сложились так, что Грабовский, как сам признал, был вынужден отойти от модернизации телефота, подарив стране другие блестящие изобретения — новый принцип несущих хлопающих крыльев, воплощенный в модели орни-автожира, винтовку, стрелявшую пулями, с начальной скоростью 400 метров в секунду, кумулятивный винтовочный патрон, прожигающий броню. В 1961 году кто-то из друзей принес Борису Павловичу роман американского писателя Митчелла Уилсона «Друг мой, враг мой», по словам жены изобретателя, подкосивший его. Лидия Грабовская вспоминала:

— Муж крикнул мне, что сейчас сообщит такое, что я представить не могу.

Я привыкла за долгую совместную жизнь к «чудачествам» мужа, поэтому спокойно спросила:
Опять что-нибудь придумал сверхъестественное?
— Я прочел книгу!
— Ну и что?
— Необычную. В ней содержится точное описание наших опытов по дальновидению в Ташкенте.
— Не может быть!
— Не может быть? Прочти сама. Вот здесь, — и он протянул мне раскрытую книгу. Я прочла: «На экране появились очертания человеческой руки. Пальцы на ней были чуть пригнуты к ладони, потом быстро распрямились, и движение это было бесконечно женственным. Рука на экране повернулась, секунду помедлила и исчезла из виду. И снова перед его глазами мерцал пустой экран…». Да, в действительности так и было. Это я тогда протянула руку перед передатчиком, стала сгибать пальцы, а на экране в другой комнате было получено отражение этого зображения..

Владимир Кузьмич Зворыкин несколько раз наведывался в СССР, гостил в Ленинграде у двоюродной сестры — блокадницы. До него дошли слухи о «неверно расставленных акцентах в романе, которым зачитывался весь мир» Вернувшись в США, он публично высоко оценил заслуги группы Грабовского, подтвердил, что ташкентская документация была выкрадена, попала в Америку, в частные руки, затем в некую крупную фирму, занимающуюся проектированием радиоустроиств. Надолго переживший Грабовского, внесший большой вклад в цветное телевидение, Зворыкин, которого Британская энциклопедия называет «непревзойденным отцом ТУ», в собственном доме никогда не имел телевизионного приемника, считая досуг у экрана праздным занятием, расточительным укорачиванием и без того короткой жизни.

Изобретатель первой в мире передачи телевизионного радиосигнала — Борис Грабовский (слева) с помощником физиком Н. Пискуновым (справа) рядом с изобретенной ими передающей трубкой.

Александр ДМИТРИЕВ
Фото: архив ТАСС, qrz.ru/articles/450.html
Текст: vseprokosmos.ru/tehn20.html

6 комментариев

  • Клавдий:

    Наконец-то что-то полезное и умное прочитываю на этих страницах….очень интересная статья…спасибо автору!
    …а вот ламповый завод в Ташкенте разрушили и если-бы тогда знали,что теперь радиолампы в почёте и дефиците в Мире-теперь все стали любить теплый ламповый звук и вот в этом ламповый завод стал-бы на уровень мирового значения….но ,видать,не суждено….да и «мозгов» особо тут нет никаких,кои-бы подняли эту тему!

      [Цитировать]

    • Светослав:

      Насчет «мозгов», которых у некоторых нет…

      Статья написана (сочинена) много лет назад
      «Ташкент, ташкентцы и телевизор»…
      Улицы города… Как много могут они рассказать об истории города. Например, одна из них — Олмазор. Вроде бы неприметная, хотя и в центре города. Хотя и рядом со станцией метро «Пахтакор». А над ней — старая телевышка. Почему именно здесь она была возведена? Почему именно на ЭТОМ месте, а не где-нибудь в другой точке города? Наверное, есть, почему и за что…
      5 июля 2003 года на канале NTV в передаче «Все сразу» было сказано, что телевизор изобрели в России. Начали изобретать – да. А ниже — исторические факты… Огромное количество людей в разных странах имеют дома один, а то и два телевизионных приемника самых разных фирм, названий, размеров, стран выпуска, цветных и черно-белых. Покупая телевизор марки SONY или SAMSUNG, мы радуемся как дети, хвастаемся друзьям и знакомым, расхваливаем на работе. И, как правило, ни один из нас не вспомнит, — где был изобретен тот самый радующий нас прибор, кто был его создателем, когда это было сделано… И наверняка для многих наших сограждан, соседей, жителей нашего любимого города большим открытием будет то, что неизвестно порой даже «академикам от истории», то, что наш родной город является родиной первого в мире электронного телевизора. Именно здесь, в первый период восстановления страны от военной разрухи, без каких-либо льгот, премий и привилегий, недоедающие, донашивающие старенькую одежду трудились во славу Родины не просто теле энтузиасты, а настоящие подвижники своего дела, люди, умевшие жертвовать личным ради общественного, люди, чьи имена по праву занимают место в истории, но незаслуженно забыты. У истоков всемирно известного устройства стояли никем не обязанные это делать сын известного украинского поэта, умершего в ссылке, Грабовский Борис Павлович (1901-1966), Попов Виктор Иванович (1895-1965), из семьи рабочих, в будущем профессор одного из саратовских ВУЗов, Пискунов Николай Георгиевич (1886-1941), происходивший из довольно богатой семьи и будущий офицер Белянский Иван Филиппович (1907-1979). Именно этот маленький коллектив, развивая идеи португальца А.де Пайвы, немца П.Нипкова, россиянина П.И.Бехтерева, физиков Б. Л. Розинга и К.Ф. Брауна, сумел разработать и построить прибор под названием «телефот», осуществляя передачу и прием изображения на расстоянии. И если В.И.Попов и Н.Г.Пискунов со временем перешли на преподавательскую работу, то Б.П.Грабовский и И.Ф.Белянский довели до конца свою работу. При внимательном рассмотрении документов прошлого можно прийти к выводу, что патент на имена первых трех изобретателей за №5592 был выдан после долгого (2,5-летнего) изучения Комитетом по делам изобретений 30 июля 1925 года с приоритетом от 9 ноября 1923 года, то есть заявка на изобретение была подана почти за три года до вручения патента. Тексты документов мы приводить не будем, отсылая заинтересованных читателей к сборнику документов «Б.П.Грабовский – изобретатель телефота», вышедшему в издательстве «Узбекистан» в 1989 г. Самое главное, наверное, в том, что повторилась история, которая бывает со всеми изобретателями: молодые ученые очень часто не находили поддержки во властных структурах, работали практически бесплатно или вкладывали свои деньги, а за полученные на законных основаниях суммы едва не были привлечены к суду. К счастью, все же находились понимающие изобретательские нужды люди. И одним из таких людей был председатель ЦИК Узбекистана Юлдаш Ахунбабаев. Именно он, узнав о работах нового направления, старался оказать поддержку начинающим ученым. По приказанию высшего лица нашей республики выделяется довольно большая по тем временам сумма – 3000 рублей (за что в дальнейшем изобретательский дуэт пытались привлечь к ответственности), к работе привлекаются специалисты ТашГосТрама, испытательной станции Среднеазиатского округа связи, руководитель нашей республики пишет ходатайство даже в Москву, высказывая просьбу о поддержке ценного для науки, техники и для страны в целом начинания. Помощник Б.П.Грабовского И.Ф.Белянский несколько раз совершает поездки в один из крупных городов на северо-западе России для размещения заказов на изготовление необходимых устройств на заводе «Светлана», возможности которого позволяли создать необходимые электронные устройства телефота. Для подтверждения данного факта я мог бы до бесконечности цитировать названный сборник, но это не входит в мои планы. Тем читателям, у которых возникнет желание подробно узнать об этой истории, указываю адрес: Ташкент, ул. Чиланзарская, дом 2, ЦГА РУз. Сборка и опыты с прибором проводились летом 1928 года на испытательной станции Среднеазиатского округа связи и в домике, где жили изобретатели с семьями. (Многие жители нашего города не раз бывали ранее на этом месте и продолжают приезжать в район известной не только ташкентцам станции метро «Пахтакор» и ни один из них наверняка не догадывался, что именно здесь, на месте первой телебашни и произошло событие мирового значения). Уж не поэтому ли Ташкентский телецентр расположен прямо на том месте, где стоял маленький, но знаменитый дом? Городской адрес звучал так: Шейхантаур, Бала-мечеть, 74. К 50-м годам он изменился на «улица Навои, 199». Этот домик еще существовал в 1969 году (старожилы наверняка помнят его), когда на свет появился автор этой статьи, и при реконструкции улицы был снесен. Испытания проходили с переменным успехом. То удавалось заставить работать электронно-лучевую трубку, то ее рабочее состояние исчезало, то появлялось вновь. В самые удачные моменты удалось передать изображение И.Ф.Белянского, а затем жены Б.П.Грабовского Лидии Алексеевны. Праздник выпал на 26 июня 1928 года в помещении уже упоминавшейся испытательной станции. А уже через месяц с небольшим, 4 августа, аппарат-передатчик (кинокамеру) и приемник устанавливают на улице, и удается заснять и передать изображение трамвая, двигавшегося по нынешней улице Навои. Успех был потрясающим! Прослезилась даже хозяйка дома, искренне переживавшая за каждый успех или неудачу своих постояльцев при проведении опытов. По свидетельству доцента А.И.Баранцева, при первом, «домашнем» испытании нового прибора присутствовал уже известный в то время поэт Эль-Регистан, вспоминавший впоследствии об этом событии с гордостью. Самое приятное и удивительное в том, что когда из Самарканда, бывшего тогда столицей нашей страны, приехал личный секретарь Ю.Ахунбабаева и зашел на квартиру, занимаемую изобретателями, с целью узнать о том, как продвигается работа, то этот факт очень быстро стал известен местным жителям, что резко подняло авторитет двух талантливых самородков. Что касается Юлдаша-ата, то следует сказать – очень демократичный и доступный руководитель, удивительно чуткий и душевный человек, вышедший из простого народа, он понимал больше, чем чиновники из Москвы. К сожалению, он не сумел добиться только одного – разрешения от ОГПУ (будущее МВД) на поездку двух увлеченных, одержимых своей идеей молодых людей за границу, с целью познакомиться с работой фирмы «Телефункен». В остальном же его поддержка была просто неоценимой. В 1930 году по ряду причин продолжать работы по усовершенствованию телефота стало невозможно (в частности, из-за вмешательства НКВД), и два друга вынуждены были разъехаться. Б.П.Грабовский уехал в Сочи, а И.Ф.Белянский – в Саратов. Первый впоследствии жил в современном нам городе Бишкек, где и скончался, будучи персональным пенсионером и получая пенсию аж в 70 рублей, а второй прошел всю войну, заслужил офицерское звание, стал кавалером многих боевых наград, и на протяжении многих лет после фронта занимался культурными связями с заграницей. В 60-е годы в различных изданиях нашей страны появились статьи, посвященные 40-летию выдающегося события, в частности, в газете «Вечерний Ташкент» №173 (632) от 26.06068г. «Голубому экрану 40 лет», автор А.Пресняков, «Правда Востока» №174 (15719) от 27. 07.68г. и др. 16 апреля 1971 года было подписано письмо директора департамента научной информации ЮНЕСКО в адрес И.Ф.Белянского с признанием значения работ наших соотечественников в развитии телевидения. Даже во Франции газета «Электроник актюалите» признала первенство нашей страны в создании телевидения. В этом же году И.Ф.Белянскому был вручен нагрудный знак «Заслуженный радист», которым он был награжден (наконец-то) за заслуги в развитии телевидения согласно приказу министра связи. К сожалению, уже в 70-х годах на 1/6 части света о 40-летнем юбилее забыли и не вспоминают много лет. И мне хотелось бы напомнить еще раз – именно наша республика, именно наша столица является Родиной первого в мире электронного телепередатчика, и никакие потуги иноземных плагиаторов (а тем более телеведущих) не отнимут у нас нашей заслуженной гордости. А если заглянуть в день сегодняшний и немного в завтрашний, то мы увидим, как не только похорошела территория нашего телецентра, не только появились новые каналы и передачи.

      Благодарность и слова признательности составителям сборника документов «Б.П.Грабовский – изобретатель телефота» за предоставленные фотографии. Особенно ныне покойному П.А.Агафонову.

        [Цитировать]

  • Gangut:

    «Этот опыт был снят местной киностудией» — надо искать в архивах. И, может быть, повезет!

      [Цитировать]

  • Случайная находка на сайте ГОСКАТАЛОГ. Из собрания Музея им.Бахрушина в Москве. Ташкентцы собирали деньги на нужды телефота. Заметка из газеты «Правда Востока» №88, 1927, 24 марта. Текст разобрать очень трудно, восстановила, что смогла: «Общее собрание сотрудников … месткома 14 марта с.г. постановило: в течении двух месяцев отчислять по 1% и устроить три платных вечера со сбором в фонд постройки телефота Грабовского. Общая сумма достигнет 400 (100?) …….. месткомов союза РКХ».

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.