О дружбе керамистов Искусство

Лилия Николенко:

В ответ на просьбу назвать 7 знаковых имен узбекских гончаров.
В двух разных домах двух знаменитых кулолов у меня произошел совершенно одинаковый разговор

— Уста, это чья работа?
— Моя.
— Но это же совершенно гурумсарайский цвет!
— Верно. Я повторил, как гурумсарайские мастера делали.
— Но ведь гурумсарайская керамическая школа утеряна навсегда! Откуда вы знаете секрет?
— Мы сколько лет общались, другу у друга в мастерских работали. Конечно, мы знаем технику.
— И что, вы вот так запросто можете сейчас в точности повторить любой гурумсарайский ляган?
— Конечно.
— А каттакурганский?, — захлебываюсь от восторга я
— Конечно.
— А Денау?
— Конечно.
— Почему же вас никто об этом не просит?!
— Не знаю…

Дело в том, что в 60-80-е годы были очередным временем расцвета национальной узбекской керамики. Работали сотни гончаров, проводились выставки, семинары, конференции, слеты. Наш гончарный мир кипел, творил. Еще существовали многие знаменитые гончарные династии, имена предков-кулолов которых, насчитывали пару десятков поколений.
Кулолы дружили, приезжали друг другу в гости, бывало, что подолгу работали совместно в мастерской кого-либо из них. Перенимали техники и приемы.
Собственно так и случилось, что как кто «крутит», расписывает, делает глазурь и обжигает, никто друг от друга не скрывал.

Есть семь имен наших современников из той, звездной плеяды гончаров. Общаясь с ними, каждый раз я чувствую себя пылинкой на листе срубленной чинары, так велика их значимость для нашей культуры. Собственно, они и есть наше культурное наследие:

Уста Шарофиддин Юсупов, риштанская керамическая школа, Риштан
Уста Мирзобахром Абувахобов, андижанская керамическая школа (сегодня единственный представитель, не имеет никаких званий от страны), внук Уста Юнуса Кулола, Андижан.
Нумон Аблакулов, ургутская керамическая школа (сегодня единственный представитель), сын Уста Махкама Аблакулова, Ургут
Абдулло Нарзуллаев, гиждуванская керамическая школа, сын Уста Ибадулло Нарзуллаева, Гиждуван
Алишер Нарзуллаев, гиждуванская керамическая школа, сын Уста Ибадулло Нарзуллаева, Гиждуван
Шариф Азимов, афросиабская терракота (сегодня единственный представитель), Самарканд
Одилбек Матчанов, хорезмская керамическая школа(сегодня единственный представитель, не имеет никаких званий от страны), сын Уста Раимберди Матчанова, Ханка, Хорезмская область. Застал вышеупомянутые времена расцвета будучи ребенком. Однако сегодня единственный носитель гончарной традиции целого исторического региона.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.