ТВОКУ скоро исполнится 100 лет Разное

Прислал Рустам Мусаев

В этом году, Ташкентскому высшему общевойсковому командному училищу (в настоящее время Академия ВС РУз.) исполняется 100 лет со дня его образования.

В связи с этим 11-12 июля т.г. в Академии ВС РУз. пройдут торжественные, праздничные мероприятия посвящённые 100-летию ТВОКУ.
Военное учебное заведение имеет славную, легендарную историю и традиции.

Офицеры и генералы выпускники Ташкентского ВОКУ являются профессионалами и гордостью Вооруженных Сил Содружеств Независимых Государств.

В целях совершенствования учебно-материальной базы и учебного процесса в подготовке военных кадров, ТВОКУ реформировано и преобразовано в Академию ВС РУз. Для совершенствования и модернизации военного учебного заведения в настоящее время проводятся глубокие перемены в свете современных требований в подготовке профессиональных военных кадров. На кануне славной даты, в Академии ВС РУз. организуется Международная, военная, научно-практическая конференция посвящённая к 100-летию образования Ташкентского ВОКУ.

К данному Юбилею ТВОКУ готовят книги об истории военного училища и буклеты, будут показаны документальные фильмы и видеоролики. Для Ветеранов и выпускников ТВОКУ и гостей организуют экскурсии по Академии ВС РУз. (Шахриёр Камилов).

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

9 комментариев

  • Andrey:

    Здравствуйте!

    1. Существует ли официальный сайт ТВОКУ?

    2. Имеются ли контакты (эл.почта) официальных представителей ТВОКУ, к которым можно обратиться по вопросу истории ТВОКУ?

    Заранее благодарю!

      [Цитировать]

    • EC EC:

      Посмотрите по тегу. Тут на сайте в комментариях были собиратели истории ТВОКУ и сообщества выпускников. кажется и сайт когда-то был.

        [Цитировать]

    • Мусаев Рустам Нематович:

      Добрый день, Андрей. Существует официальный E-mail адрес ТВОКУ (в настоящее время Академия ВС РУз.) akaduz@umail.uz А также сайт Клуба Ветеранов и выпускников Ташкентского высшего общевойскового командного училища РФ http://tvoku.ru По вопросу истории ТВОКУ, Вы можете обратиться к моему однокурснику НШ -Заместителю Совета Ветеранов и выпускников ТВОКУ РФ полковнику запаса Андрею Анатольевичу Мурылёву. Его контакты: E-mail адрес: murulev-64@mail.ru и номер мобильника +8 962 004-39-07. С уважением, Рустам (г. Ташкент).

        [Цитировать]

    • Мусаев Рустам:

      Андрей я извиняюсь, даю уточнение по E-maiL адресу п-ка А.А. Мурылёва murylev-64@mail.ru

        [Цитировать]

  • Alisher:

    vatan muqaddas uni himoya qilish sharafli burchdir

      [Цитировать]

  • desant boy:

    ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВВОУ

    Касымов Х.У.,

    подполковник, старший преподаватель кафедры «Общевоенной подготовки» Военно-медицинского факультета при Ташкентской медицинской академии

    Анатация: В статье приведен анализ подходов к организации воспитательной работы в ВВОУ. Показаны основные аспекты воспитательной работы, наличие которых определяет развитие разносторонней личности курсанта. Указаны возможности различных дисциплин в формировании у курсантов необходимых профессиональных качеств. Сделан вывод о том, что реализация воспитательного потенциала образовательного процесса ВВОУ зависит от соблюдения ряда педагогических условий.
    Ключевые слова:
    Воспитательная работа, содержание воспитания, аспект воспитательной работы, воспитательный потенциал, воспитательные возможности, методика воспитания.

    Воспитание рассматривается как сложное и специфическое социальное явление, направленное на передачу социального, жизненного опыта от поколения к поколению людей, на подготовку человека к жизни, к выполнению общественных и профессиональных обязанностей.
    В ВВОУ это процесс целенаправленного, систематического воздействия на психику личности, психологию коллектива с целью формирования у курсанта (слушателя) необходимых общих (базовых) и специфических (профессиональных) качеств и стремления к самосовершенствованию.
    Воспитательная работа в ВВОУ проводится с учетом требований принципов воспитания, которые выступают как исходные
    педагогические положения. Принципы воспитания в ВВОУ сформулированы на основе выявленных закономерностей и военно-педагогической практики, руководящих документов МО РУ, определяющих требования к организации и методике воспитательной работы с курсантами и слушателями военно-учебных заведений. [1]
    Основными принципами воспитательной работы в ВВОУ являются:
    целеустремленность всех воспитательных воздействий и влияний;
    гуманизм и демократизм в решении задач всестороннего и гармоничного развития каждого участника воспитательного процесса;
    уважительное отношение к личности;
    индивидуальный и дифференцированный подход к личности, учебному подразделению;
    единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий;
    целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности;
    гражданско-патриотическая и профессиональная направленность воспитания;
    воспитание субъектов и объектов воспитательного процесса в различных видах деятельности (учебно-познавательной, служебной и др.);
    воспитание в коллективе и через коллектив путем создания в нем атмосферы взаимопонимания, товарищества, социальной справедливости и высокой культуры взаимоотношений;
    обеспечение в процессе воспитания единства слова и дела, научной теории и практики;
    обеспечение единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания;
    комплексный подход к воспитанию с учетом функционирования всех его элементов.
    Анализ практики воспитательной работы в ряде ВВОУ показывает, что не все воспитатели (офицеры курсантских подразделений, некоторые преподаватели с небольшим опытом и стажем педагогической деятельности) руководствуются в воспитании требованиями принципов.
    В воспитательной работе в ВВОУ выделяются три ее основных аспекта: организационный, содержательный и методический. [1]
    Организация воспитательной работы предполагает планирование воспитательных воздействий, постановку задач воспитательного характера, контроль деятельности и поведения, оценку действий и поступков. Под руководством начальника в ВВОУ воспитательную работу организуют и проводят начальники отделов, факультетов, служб, курсовые офицеры, преподавательский состав всех без исключения кафедр.
    Они осуществляют воспитание курсантов (слушателей) в соответствии с комплексным (перспективным) планом воспитательной работы ВВОУ на каждый год обучения, с военно-профессиональным предназначением; прививают им практические навыки и умения воспитательской работы с учетом их способностей, склонностей и увлечений; готовят и проводят воспитательные мероприятия.
    Важным аспектом воспитательной работы является ее содержание: комплекс идей, взглядов, теорий из различных областей науки, на основе которого у курсантов формируются и развиваются мировоззрение, убеждения, ценностные ориентиры, важные военно-профессиональные качества. Содержание воспитания курсантов ВВОУ включает в себя следующие направления: военно-профессиональное, патриотическое, нравственное, правовое, экономическое, интернациональное, экологическое, эстетическое, физическое, и др. Главное состоит в том, чтобы обеспечить комплексный подход в реализации основных направлений воспитания с целью формирования всесторонней и гармонично развитой личности курсанта.
    Особенностью воспитательного процесса в ВВОУ является система методов воспитательного воздействия (влияния). [4]

    Эта система включает в себя: [4]
    методы изучения объекта воспитания;
    методы непосредственного воздействия и опосредованного влияния;
    методы организации воспитательных воздействий (влияний);
    методы организации самовоспитания.
    Методы изучения объекта-субъекта воспитания: [4]
    целенаправленное наблюдение; биографический метод;
    изучение личности по документам; анализ практической деятельности;
    тестовые методики;
    изучение и анализ независимых характеристик;
    письменные и устные опросы;
    познавательные индивидуальные и групповые беседы и др.
    В ВВОУ для изучения объекта воспитания имеется значительно больше возможностей, чем в гражданском. Этому способствует сама специфика военного образовательного учреждения. Командиры имеют возможность постоянно понаблюдать (изучать) своих подчиненных, тогда как в гражданском ВВОУ студенты общаются с преподавателями в основном только в ходе учебных занятий. Командиры подразделений, особенно командиры подразделений, которые наиболее тесно контактируют с курсантами, предварительно изучают своих подчиненных по личным делам, в которых имеются подробные характеристики, биография, результаты обучения в средней школе, результаты медицинского обследования. [3]
    С абитуриентами, поступающими в ВВОУ, работает группа профессионально-психологического отбора (ППО), которая дает свою характеристику и рекомендации о зачислении. Все эти материалы дают предварительное представление о личности курсанта. Проведенные исследования показали, что первоначальное представление о личности обучаемого, полученное по документам, очень часто не совпадает с реальным положением дел. В ряде случаев характеристики, выданные школой или средним специальным учебным заведением не соответствуют тому, что реально представляет собой курсант. [3]
    Объяснить такое положение дел можно следующими причинами:
    не хотят испортить дальнейшую судьбу молодого человека;
    «он плохой, но армия — суровая школа, она его исправит»;
    характеристика пишется по чьей-то просьбе и ряду других причин.
    Целенаправленное наблюдение за обучаемыми, анализ их практической деятельности проводится командирами подразделений постоянно в процессе выполнения курсантами их служебных обязанностей.
    Ценную информацию дает анализ и изучения независимых характеристик, которые командир может получить в результате общения с преподавателями, ведущими занятия в подразделениях. Более глубоко изучить объект воспитания помогают тестовые методики, письменные и устные опросы, беседы.
    На основании информации, полученной в процессе изучения объекта воспитания, могут быть определены методы непосредственного воздействия и опосредованного влияния, которые можно разделить на три группы: [3]
    методы преимущественного воздействия (влияния) на сознание и подсознание (убеждение, внушение, пример);
    методы преимущественного формирования привычек поведения (упражнения, поручения, включение в различные виды деятельности);
    методы преимущественного стимулирующего воздействия (критика, принуждение, наказание).
    Применение этих методов предоставляет воспитателю широкое поле деятельности. Использование методов определяется целями и задачами воспитания, уровнем развития и индивидуально психологическими особенностями курсантов, сложившимися условиями и обстоятельствами, педагогическим и методическим мастерством воспитателей.
    В применении методов воздействия необходимо соблюдать некоторые условия: не допускать необъективности в оценке действий; применять методы, оказывающие наибольшее воспитательное воздействие; не увлекаться в применении методов наказания. Основное внимание следует уделять воспитанию курсантов (слушателей) военных ВУЗов в процессе занятий по их профессиональной подготовке.
    Важным путем реализации воспитательного потенциала в образовательном процессе ВВОУ является обеспечение единства обучения и воспитания, реализации принципа воспитывающего обучения.
    Современная отечественная педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве; это предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое познание сущности, функций, организации, средств, форм и методов обучения и воспитания. Понимание сущности воспитывающего обучения является важнейшим условием реализации принципа единства обучения и воспитания, достижения высокой результативности воспитательных воздействий в образовательном процессе ВВОУ. Научно-методическим и воспитательным центром являются кафедры ВВОУ.
    Воспитательные возможности кафедр должны складываться из следующих наиболее важных составляющих. [3]
    1. Воспитательные возможности учебных дисциплин, преподаваемых на кафедрах. Каждая наука имеет свои, присущие именно ей возможности. Они, в свою очередь, складываются из информационной части (содержание науки) и совокупности видов учебных занятий, которые обеспечивают изучение этой науки.
    2. Воспитательные возможности преподавательского состава. Преподаватели непосредственно обеспечивают реализацию воспитательных функций учебно-воспитательного процесса на практике.
    Кафедры, осуществляющие военно-специальную и общеобразовательную подготовку курсантов, проводят воспитательную работу посредством: [3]
    реализации педагогического потенциала учебных дисциплин в ходе их преподавания; индивидуальной работы каждого преподавателя в закрепленных за ними курсантских подразделениях;
    личного участия профессорско-преподавательского состава в мероприятиях культурно-досугового и спортивно-массового характера, проводимых с обучаемыми;
    проведения курсантами во внеучебное время занятий в кружках военно-научного общества, в коллективах самодеятельного художественного и технического творчества и т. д.;
    привития обучаемым практических навыков и умений воспитательной работы с будущими подчиненными при решении учебных и боевых задач.
    Неотъемлемой составной частью комплекса наук, изучаемых в ВВОУ, являются гуманитарные, социально-экономические и юридические дисциплины. В их содержание заключены огромные возможности решения воспитательных задач. По самой своей природе, своему содержанию указанные учебные дисциплины выполняют воспитательные функции, а кафедры военно-учебного заведения призваны способствовать наиболее полной реализации педагогического потенциала учебных дисциплин в процессе их преподавания.
    Полнота и глубина реализации воспитательных возможностей в процессе преподавания и изучения гуманитарных, социально-экономических дисциплин обеспечиваются: преднамеренным выбором содержания, являющегося по своему характеру преимущественно мировоззренческим; логически стройным, последовательным, глубоким и аргументированным раскрытием основных идей и положений науки, ее связи с практикой.
    Учебный материал должен быть подчинен общей цели обучения и конкретным задачам воспитания. Военно-профессиональная направленность процесса обучения, использование фактов из области, непосредственно связанной с настоящей или будущей деятельностью курсанта, практические примеры из жизни войск формируют у курсантов психологическую подготовку к жизни, профессиональной деятельности, побуждают их к самосовершенствованию.
    Изучение тактических и общевоенных дисциплин вооружает курсанта умением пользоваться методологией военно-научного исследования вопросов вооруженной борьбы и укрепления оборонной мощи государства, оценки и обоснования проблем, касающихся военного дела, приучает серьезно анализировать факты, аргументировать выводы, вырабатывает логическую последовательность, точность и доказательность выводов, помогает видеть диалектическую связь между явлениями современного боя.
    Курсанты учатся детально анализировать количественный и качественный состав противника, вероятный характер его действий, соотношение сил сторон, сильные и слабые элементы тактики противника.
    Указанные воспитательные возможности тактических и общевоенных дисциплин, преподаваемых в ВВОУ, подтверждают вывод о том, что военным предметам принадлежит большая роль в формировании у курсантов широкого диапазона качеств — морально-политических, психологических, патриотических и других, но в первую очередь их изучение решает задачи воинского, профессионального воспитания.
    Особенно важно то, что в процессе изучения военных дисциплин и реализации полученных знаний на практике создаются максимально благоприятные условия воспитания у курсантов боевых, профессиональных качеств.
    При изучении тактико-технических характеристик и боевых возможностей вооружения и военной техники (ВВТ) активно используется опыт её боевого применения в локальных войнах и вооруженных конфликтах современности.
    На занятиях по военно-техническим дисциплинам, наряду с военно-профессиональными качествами, формируются патриотические и нравственные качества (чувство гордости за вверенную технику, ответственность за её грамотное и качественное обслуживание и эксплуатацию).
    Для всех видов занятий в военном ВВОУ характерны: четкий ритм, высокая напряженность учебного процесса. Это создает условия для выработки у курсантов качеств организованности, собранности, целеустремленности и активизируют познавательный процесс, закаляет волю и характер, формирует убеждения в необходимости строжайшего соблюдения воинской дисциплины. Широкое использование на занятиях активных методов обучения способствует творческой познавательной деятельности курсантов.
    Рекомендации по совершенствованию воспитательной направленности учебного процесса в военном ВВОУ:
    отбор содержания и выбор методики проведения учебных занятий в контексте основных задач воспитательной работы;
    военно-профессиональный и нравственный пример преподавателя;
    индивидуальный и дифференцированный подход к постановке воспитательных целей каждого учебного занятия на основе квалификационных характеристик будущих военных специалистов, особенностей подготовки на каждом курсе обучения;
    активизация познавательной деятельности курсантов в процессе проведения занятий;
    придание методам обучения статуса средств воспитания:
    духовный контакт педагога и обучаемых, опора на эмоционально-чувственную сферу личности курсанта и коллектива обучаемых;
    последовательное и постепенное повышение интенсивности учебной работы на достаточном уровне трудности;
    уставная организация каждого учебного занятия;
    продуманное построение подведения итогов учебных занятий, объективная и социально-значимая оценка учебного труда и нравственных позиций будущих военных специалистов.
    Исследования, проведенные в ряде ВВОУ, позволили выявить отношение преподавательского состава к воспитательной работе с курсантами, характер и степень его участия в воспитательном процессе:
    определить причины и факторы, препятствующие активному
    включению преподавателей в воспитательный процесс; выявить степень удовлетворенности преподавателей организацией и содержанием воспитательной работы с курсантами;
    выработать практические рекомендации и предложения по повышению действенности воспитательной работы с курсантами, проводимой преподавательским составом.
    Таким образом, исследование показало, что путями направленными на повышение эффективности и совершенствования организации воспитательной работы в ВВОУ являются: [3]
    усиление военно-профессиональной подготовки курсантов;
    активное и целенаправленное использование опосредованного влияния различных факторов жизнедеятельности (создание атмосферы демократичности, удовлетворение различных потребностей, формирование корпоративного духа, правовой и социальной защищенности, комфортности казарменных условий);
    создание профессионально-этического кодекса военнослужащего (курсанта);
    целенаправленное и активное использование идеи лидерства в руководстве личным составом, обеспечение личного примера руководителя в выполнении воинских обязанностей, в соблюдении правовых и профессионально-этических норм;
    разработка и целенаправленное использование мер материального и морального стимулирования, объективной системы наказаний за нарушение воинских (должностных) обязанностей;
    учет и использование в воспитательном процессе традиций государства, вооруженных сил, ВВОУ, подразделения;
    обеспечение единства политических целей государства, правовых и моральных требований, материального обеспечения жизни военнослужащих;
    включение каждого курсанта, офицера в процесс самовоспитания.

    Использованные источники
    1. Филатов А.Ю. Российский научный журнал №1. 2010. 164 с.
    2. library@rsu.edu.ru (дата обращения 25.02.2019).
    3. Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С.Б. Психология обучения и воспитания в ВВОУ. Минск, 2014. 224 с.
    4. Военная педагогика : учеб.для ВВОУ/ под ред. О.Ю. Ефремова. СПб., 2014. 640 с. (Серия «Учебник для ВВОУ»).
    5. Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования Пер. с польск. О. В. Долженко. – М.: Высшая школа, 1986. с 133.

      [Цитировать]

  • desant boy:

    Тошкент Тиббиёт Академияси хузуридаги Харбий Тиббиёт факултетининг маколалари.

    Jangovar harakatlar va mahalliy mojarolarda noan’anaviy harbiy operatsiyalarni o‘tkazish bo‘yicha chet el kontseptsiyasi.

    podpolkovnik Axmedov Eraj Ergashevich
    Toshkent tibbiyot akademiyasi huzuridagi Harbiy tibbiyot fakultetinini umumharbiy
    tayyorgarlik kafedrasi boshlig’i

    ANNOTATSIYA: Mazkur ilmiy maqolada muallif Qurolli Kuchlarni o‘ziga xos bo‘lmagan vazifalarni bajarishda qo‘llanilib mahalliy organlar va fuqarolarga yordam ko‘rsatish mohiyatini ko’rsatib o’tmoqda. Zamonaviy sharoit shuni taqazo etmoqda.
    KALIT SO’ZLAR: Noan’anaviy harbiy operatsiya, koalitsiya, vaziyatni barqarorlashtirish, osoyishtalik o‘rnatish, muxolifat kuchlari, kontseptsiya
    АННОТАЦИЯ: В данной научной статье автор рассматривает применение Вооруженных Сил кроме своего предназначения оказание помощи административным органам и гражданским лицам. Современное условие этого требует.
    КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Нетрадиционные военные операции, коалиция, стабилизация обстановки, установление мира, повстанческие силы, концепция.
    Qurolli Kuchlar urushlar va qurolli mojarolarni qaytarish hamda oldini olish, milliy manfaatlarini, suvereniteti, hududiy yaxlitligini hamda aholining tinch hayotini himoya qilish uchun tuzilgan bo‘lib o‘ziga xos bo‘lmagan vazifalarni bajarishda fuqarolarning ma’muriy organlariga iqtisodiy jihatdan, ekologik, informatsion, targ‘ibot, ruhiy, huquqiy-tartibot va bojxonaga oid vazifalarni bajarishda yordam ko‘rsatishga qo‘llanilmoqda. [1]
    XXI asrda g‘arb davlatlarining Qurolli Kuchlari jangovar harakatlar olib borishda dushman bilan bevosita to‘qnashmaslikka intilib, ularning quruqlikdagi qo‘shinlar bo‘linmalari bilan to‘qnashuvdan chetga chiqib asosiy e’tiborlarini havodan va dengizdan zarba berishga qaratdilar. Bunday munosabat “harbiy ishdagi inqilob” [1] bo‘lib takomillashgan harbiy texnikalar, global kuzatuv tizimi, yuqori nuqtaga uruvchi vositalar, tarmoqli tarzda yo‘lga qo‘yilgan boshqaruv tizimini ishlab chiqish imkoniyatlari muvoffaqiyat keltirdi.
    2005 yil oktyabr oyida Buyuk Britaniyaning Strategik tadqiqotlar institutida Т. Sandler tomonidan ishlab chiqilgan «Noan’anaviy harbiy operatsiyalar: zamonaviy harbiy mojarolarning tavsifi» hujjatida dunyoda harbiy-siyosiy va harbiy-strategik vaziyatni o‘zgarishi hamda qurolli kurashning shakli va uslublari tadqiqoti bayon etilgan. Operatsiyalarda qatnashgan Qurolli kuchlar tajribasidan kelib chiqib dushman tomonidan asimmetrik usullarni qo‘llash sharoitida moslashish uchun yo‘riqnoma berilgan. «Noan’anaviy harbiy operatsiyalar» da qatnashish bo‘yicha boy tajribaga ega Qurolli Kuchlar kam tarkibli, epchil va yuqori harakatchan bo‘lib ushbu sharoitlarda tez moslashuvchan bo‘ladilar. Ular birinchilardan bo‘lib xalqaro vaziyatning o‘zgarishi qanday xavfga olib kelishini tushunadilar. [1]
    Noan’anaviy harbiy operatsiya – yagona reja va bitta harbiy yoki ma’muriy boshqaruv organi rahbarligi ostida tinchlik yoki harbiy holat sharoitlarida bir vaqtning o‘zida yoki ketma-ketlikda milliy yoki koalitsion kuchlar tomonidan joyi, vaqti, maqsadi va vazifalari muvofiqlashtirgan jangovar va nojangovar harakatlar olib borish tizimidir. [1]
    Qurolli kuchlarga xos bo‘lmagan vazifalarni bajarish yo‘nalishida harbiy kuchlarni namoyish etishdan to qurolli bosqinchilik harakatlari amalga oshiriladi.
    Jahonda kuchlarni taqsimlash tub ravishda o‘zgarishi sharoitida o‘z manfaatini ta’minlash maqsadida harbiy kuchlarni qo‘llashda barqaror moyillik kuzatilib noan’anaviy harbiy operatsiyalar mohiyati o‘smoqda. [2]
    Ularni tayyorgarligi va o‘tkazilishi uchta asosiy maqsadni ko‘zlaydi: [2]
    — milliy va koalitsion xavfsizlik tahdidiga qarshi javob qaytarmoq;
    — milliy va koalitsion manfaatni olg‘a siljishini himoya qilishda ijobiy sharoitni shakllantirish;
    — kutilmagan holatlar sharoitida harakatlarga tayyorgarlik ko‘rish.
    Harbiy harakatlar urush vaqtidagi olib boriladigan va urush bo‘lmayotgan sharoitdagi operatsiyalarda harakat qilish.
    Harbiy harakatlarning turlari:
    -mudofaa;
    — hujum;
    — vaziyatni barqarorlashtirish;
    -ta’minot.
    Harbiy harakatlarning shakli:
    -operatsiya;
    -jang;
    -noan’anaviy harbiy operatsiyalar (urush bo‘lmayotgan sharoitda).
    Noan’anaviy harbiy operatsiyalarning asosiy maqsadi:
    — urushlarni to‘xtatish; -mojarolarni tinch yo‘l bilan hal qilish;
    — osoyishtalikni ta’minlash.
    Noan’anaviy harbiy operatsiyalarni o‘tkazish sharoiti:
    — harbiy harakatlar teatridagi to‘la ko‘lamdagi urush;
    — tinchlik davrida «cheklangan» harbiy faoliyat va jangovar harakatlar.
    Qo‘shin (kuch) larning harakati masshtabiga ko‘ra strategik, tezkor(operativ) va taktik harakatlarga bo‘linadi.
    Vaziyatni barqarorlashtirish operatsiyalari:
    -xorijiy davlatlarning ichki xavfsizligini ta’minlashda yordam ko‘rsatish;
    -milliy xavfsizligini ta’minlash maqsadida yordam ko‘rsatish;
    -terrorizmga qarshi kurashda kuchlarini namoyish etish;
    -gumanitar yordam ko‘rsatilishini ta’minlash;
    -narkobiznesga qarshi kurash;
    -aholini evakuatsiya qilish;
    -qurol-aslahalarni nazorat qilish;
    -muxolifat kuchlarni qo‘llab quvvatlash;
    -tinchlik o‘rnatish. [2]
    Tinchlik o‘rnatish [3] operatsiyasi maqsadiga muvofiq tinchlikni saqlash (hamma krizis ishtirokchilari roziligi bilan o‘tkaziladi), tinchlikka majburlash (rozilik olmasdan harbiy kuch usullarini qo‘llash yoki ularni qo‘llashda tahdid qilish bilan tavsiflanadi) va diplomatik urinishlarni qo‘llab quvvatlash.
    Tinchlik o‘rnatish yo‘lida harbiy operatsiyalar to‘rt turga bo‘linadi:
    -tinchlikni saqlash; — osoyishtalik o‘rnatish; — aholini evakuatsiya qilish va gumanitar yordam ko‘rsatish.
    O‘z navbatida tinchlik o‘rnatish va osoyishtalikka majburlash operatsiyalari tomonlarni kuch bilan ajratish, qo‘riqlanayotgan hududlarni, mojaro zonalarida tadbiq etilgan sanksiya va cheklashlarni nazorat qilish operatsiyalariga bo‘linadi.
    Xorijiy davlatlarning ichki xavfsizligini ta’minlashda yordam ko‘rsatish operatsiyasi maqsadiga muvofiq quyidagi turlarga bo‘linadi:
    -umumiy qo‘llab quvvatlash (xorij davlatining iqtisodiy va milliy infratuzilmasini yaratishga ko‘maklash);
    -bevosita qo‘llab quvvatlash (xorijiy davlatlarga jangovar harakatlar olib bormasdan razvedka, aloqani tashkillashtirish va qo‘shinlarini front orti bilan ta’minlashga yordam ko‘rsatish);
    -mintaqaviy davlatlarning qurolli kuchlariga jangovar operatsiyalar o‘tkazishini qo‘llab quvvatlash(terrorchilar va isyonchilarga qarshi kurashda bevosita qatnashib ko‘mak berish).
    Milliy xavfsizligni ta’minlash maqsadida yordam ko‘rsatish operatsiyasi milliy siyosatini qo‘llab quvvatlashda qonunlarga rioya etib mudofaani ta’minlash, harbiy jihatdan xorijiy davlatlarga o‘quv mashqlar o‘tkazish va boshqa xizmat ko‘rsatish maqsadida o‘tkaziladi.
    Fuqarolarga gumanitar yordam ko‘rsatilishini ta’minlash operatsiyasi harbiy harakatlar mobaynida yordam ko‘rsatish tashkil etiladi hamda to‘lamasshtabli o‘quv mashqlar va manyovrlar davomida amalga oshiriladi.
    Muxolifat kuchlarni qo‘llab – quvvatlash bo‘yicha operatsiyalar mavjud tizimga qarshi chiqayotgan, milliy manfaatlarga va mintaqaviy mo‘tadillikka tahdid soluvchilar bilan kurashayotgan kuchlarni har tomonlama ta’minlash maqsadida o‘tkaziladi.
    Narkobiznesga qarshi kurashni qo‘llab – quvvatlash operatsiyalari – davlat xizmatlari va idoralari bilan birgalikda o‘tkaziladi. Mazkur operatsiyalar davlat ichkarisida va uning xududidan tashqarida birdek o‘tkazilishi mumkin. Ularning o‘ziga xosligi shundaki, bularda qo‘shinlarning (kuchlarning) ishtiroki jamoatchilikni axborot bilan ta’minlash va qonunchilikka rioya qilishga xayrixoxlik bilan cheklanadi.
    Fuqorolarni evakuatsiya qilish bo‘yicha operatsiyalar – xavfli hududlardan, jumladan chet el davlati hududidan fuqorolarini (o‘zining va chet elliklarni) olib chiqish.
    Qurol – aslahalarni nazorat qilish bo‘yicha operatsiyalar muttasadi xalqaro shartnomalar va majburiyatlarni bajarilishini shuningdek maxsus organlarga zarur yordamlar ko‘rsatishni o‘zida mujassam etadi. Ularning quyidagi ko‘rinishlari mavjud:
    — YaQQ aniqlash, qo‘lga kiritish va yo‘q qilish;
    — maxsus yuklar va ashyolar ortilgan konvoylarni kuzatib borish;
    — taftishlar o‘tkazish;
    — YaQQ ni ishlab chiqarish va saqlashni kuzatish va nazorat qilish;
    — qurol – aslaha va harbiy ob’ektlarni xavfsizligini ta’minlash manfaatida chet el harbiy xizmatchilarini tayyorlash.
    Kuchlarni namoish qilish bo‘yicha operatsiyalar – salohiyatli tajavvuzkorni taxlikaga solish va qo‘rqitish, belgilangan mintaqada (xududda) o‘z ta’sirini kuchaytirish va mustaxkamlash maqsadidi o‘tkaziladi.
    Terrorizmga qarshi kurashish bo‘yicha operatsiyalar – ikki toifaga bo‘linadi; terrorchilik xurujlarini bartaraf qilish va terrorchilarni yo‘q qilish. Qo‘shinlarning harakatlari tavsifiga ko‘ra ular quyidagicha bo‘linadi: xujumkor — (maqsadi — terrorchilik xurujlar oqibatlarini oldini olish va susaytirish va terrorchilarning harakatlariga javoban harakatlar olib borish) hamda mudofaali — (maqsadi – terrorchilar tomonidan davlat va harbiy bo’ektlarga etkaziladigan zararni kamaytirish).
    Ta’minlovchi operatsiyalar:
    — davlat tashqarisidagi;
    — chet el davlatiga gumanitar yordam ko‘rsatish;
    davlat ichkarisidagi jamoat tartibini tiklash bo‘yicha choralarga yo‘naltirilgan operatsiyalar;
    — chet el davlatiga gumanitar yordam ko‘rsatish;
    — chet el davlatiga gumanitar yordam ko‘rsatish bo‘yicha operatsiyalar ;
    «Noan’anaviy harbiy operatsiyalar» tizimi: [1]
    — operatsiyaning turi (qo‘shinlarning harbiy harakatlariga qarab);
    -operatsiyaning toifasi (ko‘zlanayotgan maqsadlarga monand);
    -operatsiyaning ko‘rinishlari (hal qilinayotgan vazifalar bo‘yicha);
    -tayyorlash va olib borish sharoiti (mavjud vaqt bo‘yicha);
    -kuchlar va vositalar tarkibi (harakat qilish ob’ektlari soniga monand);
    -ko‘lami (jalb qilinadigan kuchlar va vositalar tarkibiga ko‘ra, xududiy qamrovga va operatsiyaning umumiy strategik,operativ, taktik, o‘quv – jangovar yoki xududiy harbiy vazifasiga qo‘shgan hissasiga ko‘ra);
    -boshqaruvning o‘ziga xosligi (boshqaruv organiga ko‘ra: harbiy yoki fuqarolik);
    — o‘tkazish joyi (milliy xududda yoki uning tashqarisida).
    Chet el armiyalarining «noan’anaviy harbiy operatsiyalari»
    — harbiy harakatlarning turiga ko‘ra – mudofaali va xujumkor;
    — maqsadiga ko‘ra – mo‘tadillashtiruvchi va ta’minlovchi;

    Vazifalariga ko‘ra:
    -tinchlikparvar (tinchlikni saqlash bo‘yicha, tinchlikka majburlash bo‘yicha, diplomatik say – harakatlarni qo‘llab quvvatlash bo‘yicha);
    -yordam ko‘rsatish bo‘yicha (chet el davlatlarining ichki xavfsizligini ta’minlash, o‘z xavfsizligini ta’minlash maqsadida gumanitar yordam ko‘rsatish, texnogen halokatlar va tabiiy ofatlar oqibatlarini bartaraf qilish).

    X U L O S A L A R

    1.Noan’anaviy harbiy operatsiyalarning mohiyati shundaki, avvalambor ular o‘zlarida davlatlar tomonidan o‘zlarining milliy manfaatlarini olg‘a surishlarini tasavvur etadilar.
    2. NHO ning asosiy mazmuni qo‘shinlarning qoidaga ko‘ra operativ va taktik miqiyoslardagi, mumtoz ko‘rinish yoki vaziyatni mo‘tadillashtirish bo‘yicha vazifalarni hal qilishga, mumtoz harbiy harakatlarni yoki noharbiy kurashning shakllari (siyosiy, iqtisodiy, diplomatik, axborot va boshqalar) ta’minlash tushunchalariga mos kelmagan harakatlari hisoblanadi.
    3. Chet el mamlakatlarining NHO ni mumtoz harbiy operatsiyalardan asosiy farqi shundaki, ular mazkur operatsiyalarda kamida operativ – taktik birlashmani qo‘llanilishini va operativ – taktik miqiyosdagi vazifani bajarilishi shart deb ko‘zda tutmaydilar, shuningdek biror bir boshqaruv organi tomonidan boshqarilishga muxtoj emaslar.

    Maanbalar
    1. «Нетрадиционные боевые действия: характеристика современных военных конфликтов» Т. Сандлер. Зарубежное военное обозрение-2015 г № 6 с. 2-9.
    2.«Применение ВС зарубежных государств в особых условиях мирного времени.» С. Корчагин Зарубежное военное обозрение-2018 г. № 3 с. 22-39.
    3. «Классификация военных операций» В.Манохин Военная мысль-2017 г. № 9 с. 18-24.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.