О театре Цинцадзе Tашкентцы Искусство

Лидия Козлова:

Светлая Память Георгию Цинцадзе, фантазёру, дельцу, творцу! Если б не он, ничего бы этого не было! Об истории уникального здания на Джизакской (как цирка Цинцадзе и как Театра Колизей), его создании и его существовании в советские годы в качестве Театра им.Свердлова есть что почитать. Например, здесь или здесь.

Очень интересна его довоенная жизнь! Ведь под его крышей родились ГРТОБ, Узбекский Оперный Театр, Филармония, «на его сцене в 1914 году театральной труппой под руководством Абдуллы Авлони была осуществлена постановка первого спектакля «Отцеубийца» М.Бехбуди, положившая начало зарождению узбекского профессионального театра».
http://www.kultura.uz/view_2_r_9531.html

Событий много, а фотографий мало!!! Где они, эти ценнейшие изображения программок, афиш, лиц артистов, выступавших на его сцене???
» В 1918 году в Ташкенте силами русских артистов и музыкантов была организована «Русская государственная опера» (с 1929 — Театр оперы и балета им. Свердлова), при которой существовала небольшая балетная труппа, выступавшая в операх и с отдельными номерами в концертах. Её первыми самостоятельными работами были «Лебединое озеро» (в роли Одетты — Одиллии К. И. Сальникова) и «Шехеразада» (балетмейстер М. Ф. Моисеев), оба – 1925 году. В труппе работали: балетмейстеры — И. И. Арбатов, П. К. Йоркин, А. Р. Томский (1937-48); артисты — Е. Е. Семёнова, Г. Покровская, В. Н. Губская, Т. Д. Кутасова, Н. А. Довгелли, Н. П. Егоров, В. И. Нежданов, Е. П. Новиков, Г. М. Галетко и другие. В репертуар вошли: «Красный мак» (балетмейстер Ю. Рейнеке), «Саламбо»; «Ференджи» Яновского (оба — балетмейстер Арбатов), «Лебединое озеро», «Дон Кихот» (балетмейстер Йоркин), «Бахчисарайский фонтан», «Конёк-Горбунок», «Кавказский пленник», «Раймонда», «Тщетная предосторожность», «Лауренсия» (балетмейстер Томский) и другие»

http://www.belcanto.ru/ballet_uzbeksky.html.

А с 1939 года организован и Узбекский оперный театр. Оба театра показывали здесь свои спектакли попеременно, пока их не объединили и перевели в новое, специально построенное здание ГАБТа. А старый концертный зал стал главным залом республиканской филармонии.

https://www.facebook.com/pg/OldTash/photos/?tab=album&album_id=1528877064052962

Увы! О судьбах «первопроходцев» сцены Колизея приходится узнавать на театральных сайтах других городов…


Семейная фотография с сайта Нагаткиных nagatkin.ru

http://www.ballet-enc.ru/html/g/gubska8.html

ГУБСКАЯ Вера Николаевна [26.8(8.9).1906, Керчь, — 19.10.1953, Ташкент], советская артистка, балетмейстер, педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1944). В 1923 окончила балетную школу под рук. Л. Р. Нелидовой в Москве. В 1923-1930 в Театре им. Палиашвили, в 1930-35 — в Ташкентском театре им. Свердлова. Лучшие партии: Одетта — Одиллия, Раймонда, Китри, Царь-девица, Зарема. В 1939-42 балетмейстер и педагог Театра им. Навои, в 1942-48 — Узб. муз. театров им. Ташсовета и им. Мукими (Ташкент). В 1953 окончила балетмейстерское отделение ГИТИСа. Пост.: «Гуляндом» Брусиловского (1940, совм. с И. И. Арбатовым, Тамарой Ханум, У. А. Камиловым), «Спящая красавица»; «Берег счастья» Спадавеккиа (оба — 1953). В 1934 организатор, до 1945 педагог балетной студии ташкентского Дворца пионеров, в 1935-41 педагог Республиканской балетной школы им. Т. Ханум.ГУБСКАЯ Вера Николаевна [26.8(8.9).1906, Керчь, — 19.10.1953, Ташкент], советская артистка, балетмейстер, педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1944). В 1923 окончила балетную школу под рук. Л. Р. Нелидовой в Москве. В 1923-1930 в Театре им. Палиашвили, в 1930-35 — в Ташкентском театре им. Свердлова. Лучшие партии: Одетта — Одиллия, Раймонда, Китри, Царь-девица, Зарема. В 1939-42 балетмейстер и педагог Театра им. Навои, в 1942-48 — Узб. муз. театров им. Ташсовета и им. Мукими (Ташкент). В 1953 окончила балетмейстерское отделение ГИТИСа. Пост.: «Гуляндом» Брусиловского (1940, совм. с И. И. Арбатовым, Тамарой Ханум, У. А. Камиловым), «Спящая красавица»; «Берег счастья» Спадавеккиа (оба — 1953). В 1934 организатор, до 1945 педагог балетной студии ташкентского Дворца пионеров, в 1935-41 педагог Республиканской балетной школы им. Т. Ханум.

Андрей Слоним
О, это документ, связанный с периодом, когда государственного оперного театра в Ташкенте еще не было, а была частная антреприза Амираго. Тем не менее, достаточно ощутимый репертуар ставился и регулярно шел, а среди имен больших гастролеров того периодаособняком стояло имя Л.В.Собинова. Кстати, именно в этот Ташкентский период Леонид Витальевич, который был не только великим оперным артистом, но и писал яркие и внятные стихи — написал своеобразное стихотворение «Минареты», которое стало поэтической основой почти забытого сегодня своеобразного романса Б.Прозоровского. Мы раздобыли ноты этого романса и как-то с успехом исполнили его в программе одного из романсовых вечеров «серебряного века». Имя Александра Селиванова, по воспоминанием моих родных — достаточно известного артиста оперы 20-30 годов, к сожалению, бесследно затерялось в «лабиринтах» бурных 20-х, и судьба его, к сожалению, сегодня неизвестна…

1 комментарий

  • Это вступление к Альбому, опубликованному на ФБ. Удалось найти или просто перенести из других источников (сайтов музеев, театров) фотографии деятелей довоенного Театра (Колизея — Свердлова), афиш, программок, совсем немного сцен из спектаклей. Там не только Вера Николаевна Губская, но и Павел Йоркин и Валентина Вильтзак, Александр Томский и Татьяна Кутасова, Михаил Моисеев и Клавдия Сальникова, Язвинский и Т.Гласс, Нину Довгелли — это всё артисты балета. Про певцов пока материала гораздо меньше. Вообще много интересного. Например, пишут, что Одетту — Одилию впервые в Ташкенте станцевала «Н.И.Сальникова» при том, что поставил балет М.Ф.Моисеев . Но этот балетмейстер был верен до гробовой доски своей Музе — Клавдии Ивановне Сальниковой. Очень известной балерине в те годы. Так что скорее всего. Первым Лебедем ташкентской сцены была именно она в 1925г. Заходите, всё открыто! https://www.facebook.com/profile.php?id=100003903225092&sk=photos&collection_token=100003903225092%3A2305272732%3A69&set=a.2125457087594378&type=3 Не обошлось без помощи Татьяны Александровны Вавиловой, поделившейся драгоценной находкой из ташкентских архивов, без комментариев Андрея Евсеевича Слонима — хранителю семейного гена культурной памяти Старого Ташкента, без Vladimir Mikulitski, указавшего на дверцу Госкаталога.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.