150 лет «защиты Самарканда» История

Сергей Абашин

В истории, как мы хорошо знаем, есть сложные события, по котором трудно добиться какого-то общего согласия, точки зрения будут неизбежно расходиться в противоположные стороны. В таких случаях, если какая-то одна сторона по каким-то причинам не может навязать свою оценку, стараются забыть о подобных событий. Это касается в том числе всего того, что связано с завоеванием Средней Азии в середине 19 века.

2 июня (по новому стилю 15 июня) 1868 г., то есть ровно 150 лет назад, началось одно из таких событий.

О предыстории я писал месяц назад: только что назначенный на свою должность туркестанский генерал-губернатор Кауфман, опасаясь объединения разных сил против русского присутствия в регионе, начал военную операцию против самого сильного соперника — Бухары. Ему удалось быстро смять бухарскую армию под Самаркандом и без боя взять город, после чего российские войска двинулись дальше за отступающими бухарцами. В Самарканде, в цитадели в центре города остался лишь гарнизон в несколько сотен человек. 2 июня в город неожиданно вошла многотысячная армия, которая дислоцировалась в Шахрисябзе, к ней присоединилось и самаркандское ополчение. Штурм длился почти неделю, но хорошо организованный, вооружённый и защищённый крепостными стенами русский отряд, несмотря на потери, выдержал натиск. Вернувшийся в Самарканд Кауфман разбил шахрисябзцев и самаркандцев, устроив показательную экзекуцию местным жителям.

Как мы бы теперь могли вспоминать это событие? С одной стороны,победитель постарался оставить память об этом событии как примере собственного героизма, назвав эту историю «защитой Самарканда» и даже «защитой родины», как была написано на памятнике своим павшим воинам. Эту версию можно теперь прочитать во многих российских ресурсах. С другой стороны, трудно было бы отрицать, что «защита Самарканда» была в действительно этапом в колониальном завоевании региона, а «нападавшие» на русский отряд были на самом деле защитниками города от внешнего захватчика. Всё перемешалось.

Мне кажется, что спустя 150 лет мы не должны обманывать друг друга, кто кем был в этой истории, но мы и не должны в этом событии искать повод для сегодняшнего разделения и конфликта. История это история, всегда красивая и всегда трагическая, мы можем уточнять её оценки, но не можем задним числом отменить её и отменить все те последствия, которые потом, после каждого значительного события, произошли и дали какие-то новые результаты, с которыми мы сегодня живём, которые уже являются частью нас. Надо, мне кажется, совместно вспоминать историю, отдавать дань уважения всем её жертвам, отмечать мужество и стойкость, жестокость и коварство как качества, которые мы должны порицать или прославлять независимо от того, на какой стороне они были.

39 комментариев

  • Сергей Николаевич несколько лукавит. Прежде чем отправиться в поход на Самарканд — вынужденный, а отнюдь не потому, что опасался объединения разных сил — Кауфман написал несколько писем эмиру Музаффар-хану, в котором уведомлял его о своём желании поддерживать мирные отношения с соседями. Он терпеливо ждал ответа около полугода. Наконец, не дождавшись и желая во чтобы то ни стало сохранить мир в регионе, Кауфман пишет эмиру новое подробное письмо, в котором вновь подчёркивает значение мирного соглашения между двумя государствами. Спустя некоторое время в Ташкент приходит известие, что эмир Музаффар в Кермине провозгласил ”джихад”, священную войну, против неверных. Эта новость застала генерал-губернатора в день его отъезда в Петербург (что доказывает вынужденность военной экспедиции), откуда он должен был привезти семью: “Генерал Кауфман, садясь в тарантас, чтоб ехать в Петербург, — пишет в одном из своих писем консул в Кашгаре Н.Ф. Петровский, — узнал о намерении эмира начать враждебные действия; вместо путешествия в Петербург пришлось отправиться к Самарканду”.

      [Цитировать]

  • …»устроив показательную экзекуцию местным жителям».
    Вот не надо придумывать: экзекуции не было, хотя он имел полное право её устроить. Жители покинули город в страхе, что их казнят за клятвопреступление, но потом начали постепенно возвращаться, ибо казней не было.
    Прочтите, хотя бы, воспоминания В. Верещагина (непосредственного участника отражения нападения на цитадель) о тех днях.

      [Цитировать]

  • Andrey:

    Д.М.Милеев «Осада Самарканда восставшими». Музей истории.

      [Цитировать]

  • Куврук:

    Автор сделал попытку написания манифеста, подал нам светлую идею примирения в истории. Здесь больше почти религиозного духа, мечтательности и романтического чувства. История — наука интерпретаций, бесконечного истолкования, в которой нельзя примирить работу мысли и свести все к общему знаменателю, удовлетворяющему всех и вся. Вздохи автора — попытка занять роль третейского судьи, беспристрастно взмыть над бренной историей. В действительности вышло ребячество и очередной эпатаж.

      [Цитировать]

    • ANV:

      Куврук:
      История — наука интерпретаций, бесконечного истолкования, в которой нельзя примирить работу мысли и свести все к общему знаменателю, удовлетворяющему всех и вся.

      История не наука,а проститутка.

        [Цитировать]

  • Anvar:

    Действительно, это ополченцы и жители Самарканда защищали свою родину от иноверцев и царских захватчиков. Другой вопрос — захват и присоединение Туркестана к России имел и отрицательные и положительные последствия.

      [Цитировать]

    • Какие отрицательные последствия?
      Кабы Россия не присоединила Туркестан, жизнь здесь ни чем бы не отличалась от жизни в Афганистане.

        [Цитировать]

      • Джага:

        Утверждение было бы верно, если бы не две разницы между ранее захваченными Финляндией и Карелией.

          [Цитировать]

        • Двух разниц не бывает. Это вздор.
          А что не так с захваченной Александром I в 1809 году частью шведской территории? До того никакой Финляндии и в помине не было. И вдруг на тебе — Великое княжество Финляндское.
          Также, как например, никакого Узбекистана до 1924 года не существовало. И только благодаря России он появился.
          Какие претензии?

            [Цитировать]

          • Джага:

            И Финляндия и Карелия были до революции в составе империи.
            Если в Одессе бывают две разницы, это значит что две разницы бывают. Даже если кому-то это кажется вздором.
            Не нравятся две разницы — нехай будет одна или больше. Но они есть между Финляндией, завоеванной и освободившейся, и Карелией. И большие разницы.
            Как говорил одессит Жванецкий «Щательнее» надо бы со словами, когда они лезут невпопад как вздор, вроде счастья побывать в составе империи.
            Афганистан был и остался свободен и никто не смог его завоевать и усмирить. Да голодал как волк, но никто не пас и не стриг как баранов. А пасти пытались. То английские цивилизаторы полезут, то царские, то «коммики-интернационалисты». Потому и не дают развиться Афганистану.

              [Цитировать]

            • Усман:

              Карелию придумал Ленин. В РИ это была Олонецкая губерния. Чтобы развалить большое государство, надо придумать этнические территориальные образования. Туркестанская губерния, образованная при Ал2, тоже ошибка. Ташкентская губерния всегда была бы в составе большого государства.

                [Цитировать]

  • Читатель:

    А что не подписание мирного договора когда враг не только у ворот, но уже тебя дома, является основанием для нападения? Это я обращаюсь к Владимиру. Напав на территорию другого государства и ждать ответа о мире полгода..хм. Мне кажется в статье дано правильное направление как оценить эти события по прошествии 150 лет.

      [Цитировать]

  • Anvar:

    Отрицательные последствия — это увеличение гнета народа местными феодалами плюс гнет российской империи, изготовление и распространение алкогольных напитков, проникновение в Туркестан атеистического марксизма и др.

      [Цитировать]

    • Усман:

      Anvar:

      «Гнет Российской империи»: от налогов освбодили, от воинской службы освободили на 50 лет, только текинцы добровольно пошли на воинскую службу по охране границы. В отличие от СССР была свобода передвижения. Алкогольные напитки тоже до РИ производили, была буза, арак, да и кумысом можно так надраться, что мало не покажется. Кайфовали от анаши, опиума, кальянные, опиумные везде были. Алкогольные напитки — вещь добровольная, никто насильно не вливает.

        [Цитировать]

      • Усман: В отличие от СССР была свобода передвижения.

        А когда в СССР не было свободы передвижения? Кому было запрещено передвигаться?

          [Цитировать]

        • Мих. Мачула:

          Усману хотел бы напомнить про «ценз оседлости» действовавший в отношении некоторых подданных Российской Империи.

          Может Аnvar имел ввиду отсутствие паспортов у колхозников?
          И лишь постановление №677 от 28 августа 1974 года разрешило выдавать всем гражданам СССР паспорта по достижении 16 летнего возраста.
          Но это положение касалось всех колхозников в СССР, а не только проживавших в Узбекистане.

            [Цитировать]

          • Усман:

            Мих. Мачула:
            Усману хотел бы напомнить про «ценз оседлости» действовавший в отношении некоторых подданных Российской Империи.

            Может Аnvar имел ввиду отсутствие паспортов у колхозников?И лишь постановление №677 от 28 августа 1974 года разрешило выдавать всем гражданам СССР паспорта по достижении 16 летнего возраста.
            Но это положение касалось всех колхозников в СССР, а не только проживавших в Узбекистане.

            Какая у Вас каша в голове: ценз, колхозники… Можно только догадаться, что под «цензом оседлости» Вы имеет черту оседлости: https://ru.wikipedia.org/wiki/Черта_оседлости

              [Цитировать]

        • Джага:

          А не пробовали выехать за границу? Весь СССР был лагерем с пропиской по баракам и с вышками на границах, чтобы зеки СССР не сбегали из социалистического лагеря. «Лагерь» слово такое было при «коммиках» для «соц» стран

            [Цитировать]

        • Усман:

          Сергейс Проценкос: А когда в СССР не было свободы передвижения? Кому было запрещено передвигаться?

          Имеется в виду свобода выезда за пределы РИ.

            [Цитировать]

    • Санжар:

      Anvar:
      Отрицательные последствия — это увеличение гнета народа местными феодалами плюс гнет российской империи, изготовление и распространение алкогольных напитков, проникновение в Туркестан атеистического марксизма и др.

      Хорошо сказали.

        [Цитировать]

  • Мих. Мачула:

    Не порите чушь. Что вы об этом знаете? Кто хотел, тот уезжал. И как турист и на ПМЖ. Куда подевались все ташкентские евреи. Основная масса свалила в 70-80 годы.
    Повторяете байки проплаченных пропагандонов.
    Что же касается меня, то не только пробовал, но и выезжал. С 75 по 91 год пришлось по работе побывать в 29 странах. Проблем не было. Все зависило от того, как выстроишь свою жизнь.

      [Цитировать]

    • Усман:

      Мих. Мачула:
      Не порите чушь. Что вы об этом знаете? Кто хотел, тот уезжал. И как турист и на ПМЖ. Куда подевались все ташкентские евреи. Основная масса свалила в 70-80 годы.Повторяете байки проплаченных пропагандонов.
      Что же касается меня, то не только пробовал, но и выезжал. С 75 по 91 год пришлось по работе побывать в 29 странах. Проблем не было. Все зависило от того, как выстроишь свою жизнь.

      Поздравляю Вас, товарищ кагэбэшник. Вы, пожалуйста, рассказывайте свои байки про свободный выезд с 1975 по 1987 гг. своим внукам. Стукачок Вы наш. В 1975 г. как можно было выхать по работе без санкции КГБ? Мы еще не сдохли. Не надо нас обманывать.

        [Цитировать]

      • Владимир:

        А сейчас очень просто выехать? В посольствах куча требований что бы получить визу и не факт что дадут визу. Сам пробовал два раза в Израиль ничего не объясняют, просто отказывают. А в американское посольство и не попадешь. Так что не очень то нас там ждут в гости. Думают что поедешь и не вернешься.

          [Цитировать]

      • Нужно отличать декларируемую свободу передвижения от реальной свободы. Сейчас, чтобы свободно поехать туда, куда пожелаешь, нужно вступить в класс буржуазии, то есть ворья. Или стать особо приближенной обслугой этого воровского класса. Так как без денег реализовать свободу передвижения вряд ли представляется возможным. Какие-то фрики могут путешествовать автостопом, но речь не о них, а о нормальных людях.
        В СССР была реальная свобода передвижения по всей стране (кроме пограничных и особых зон, что естественно), а поехать за границу можно было купив туристическую путёвку, хоть в Бразилию, хоть во Францию. И доступно это было любому гражданину, исключая подонков вроде Сахарова с Боннер, Солженицына и им подобных.

          [Цитировать]

        • Джага:

          Миллионы рабочих-пролетариев сейчас выезжают на работу от США и Европы до Новой Зеландии, Южной Кореи и Австралии. Без туристических путёвок, вернее без разрешения профкома, КГБ, парткома, комиссий райкома и обкома коммиков. И охота Вам врать, позориться.

            [Цитировать]

          • Владимир:

            Джага:
            Миллионы рабочих-пролетариев сейчас выезжают на работу от США и Европы до Новой Зеландии, Южной Кореи и Австралии. Без туристических путёвок, вернее без разрешения профкома, КГБ, парткома, комиссий райкома и обкома коммиков. И охота Вам врать, позориться.

            С цифрами вы по моему ошибаетесь. Миллионы трудятся в России, а если еще миллионы работают от США и Европы, то кто же трудится на родине в Узбекистане. В США и Европы получить трудовую визу не так уж просто и не дешево , трудятся больше нелегально и не миллионы.

              [Цитировать]

            • Иванов Ашот Абрамыч:

              Владимир: С цифрами вы по моему ошибаетесь. Миллионы трудятся в России, а если еще миллионы работают от США и Европы, то кто же трудится на родине в Узбекистане. В США и Европы получить трудовую визу не так уж просто и не дешево , трудятся больше нелегально и не миллионы.

              абсолютно легально сейчас трудятся узбеки на Брайтоне.
              Евреи оттуда разбежались , остались одни узбеки и так их много, что кажется весь Ташкент уже на Брайтоне.
              Был там хороший одесский ресторан » Гамбринус»- теперь там забегаловка под названием » Покайфуем», которое держат узбеки.

                [Цитировать]

              • Владимир:

                Иванов Ашот Абрамыч: абсолютно легально сейчас трудятся узбеки на Брайтоне.
                Евреи оттуда разбежались , остались одни узбеки и так их много, что кажется весь Ташкент уже на Брайтоне.
                Был там хороший одесский ресторан » Гамбринус»- теперь там забегаловка под названием » Покайфуем», которое держат узбеки.

                Конечно есть узбеки которые вполне легально трудятся в США, но никак не миллионы. Если бы было легко выезжать легально на зароботки в США, Европу, то ехали бы не в Россию. Вопрос был в том что раньше при Союзе был запрет на выезд, а сейчас полная свобода езжай куда хочу. Сейчас выезжать пожалуйста, но вот въехать это уже не так просто. Так что не получается полной свободы перемещения.

                  [Цитировать]

            • Джага:

              Вы не обратили внимание на географию . Россия лежит между! «от США и Европы и до Новой Зеландии, Южной Кореи и Австралии».

                [Цитировать]

        • Вы ошибаетесь. Купить туристическую путёвку в кап. страны и в Югославию, было недоступно для обычных, вполне благонамеренных граждан. Их просто никто не предлагал. Самый реальный вариант — поездки по линии комсомола в молодёжные лагеря соц. стран.. Забыла, как называлась эта система.

            [Цитировать]

          • Gangut:

            БММТ «Спутник» — Бюро Международного Молодежного Туризма.

              [Цитировать]

          • Лидия Козлова:
            Вы ошибаетесь. Купить туристическую путёвку в кап. страны и в Югославию, было недоступно для обычных, вполне благонамеренных граждан. Их просто никто не предлагал.

            Железная логика! Если вам никто такие путёвки не предлагал, то их и не существовало в природе.

              [Цитировать]

            • Светлана:

              В природе они, видимо, существовали. Да как же не могли существовать в СССР путёвки туристические в Бразилию и во Францию!!! Конечно, существовали, и по бросовым, профсоюзным ценам! Но вот «предлагали» их не мне, не моей семье, не моим родственникам и многочисленным знакомым, а кому-то другому — более ценным для советского государства индивидам, нежели я…

                [Цитировать]

            • Усман:

              Никто таких путевок никому не предлагал. Их распределяли райкомовские. А у них свои друзья были. На одного фрезеровщика сто райкомовских пидорасов ехали. А затем в 1991 г. они дружно слили страну и свои райкомы.

                [Цитировать]

      • Мих. Мачула:

        Усман: Поздравляю Вас, товарищ кагэбэшник. Вы, пожалуйста, рассказывайте свои байки про свободный выезд с 1975 по 1987 гг. своим внукам. Стукачок Вы наш. В 1975 г. как можно было выхатьпо работе без санкции КГБ? Мы еще не сдохли. Не надо нас обманывать.

        Никто не собирался вас обманывать. Вы сами обманываться рады. Если какая-то часть жизни прошла мимо вас, то не значит, что этого не было.
        В 1975 году я выехал на работу в Алжир по распределению, окончив переводческий факультет МГПИИЯ им М.Тореза. В партии не состоял, из ВЛКСМ выбыл по возрасту. Разрешение на выезд всем совзагранработникам, при наличии должной характеристики с места работы, учебы, действительно, после проведения установочных мероприятий, санкционировал отдел КГБ, по названием — Литера «Д».
        А те, кого вы называете «стукачками» — распределялись в Высшую школу КГБ. Учились там еще один год. Посмотрите биографию президента РФ.

          [Цитировать]

  • УЗ:

    Еще одна картинка на эту тему от Верещагина

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.