Мазар Занги-ота История Старые фото

Tashkent Retrospective

Медресе, мечеть и мазар Занги-ата. Ташкентская область (бывш.Сырдарьинская область ). г. Ташкент. 1913 г.

Зенги Ата (Занги Ота) (начало XII века — 1258)имел прозвище Занги-черный (араб), настоящее имя Ай Ходжа (Ойхўжа) ибн Тадж Ходжа ибн Мансур, полное имя Хазрат Ай Ходжа ибн Тадж Ходжа) — исламский святой (авлия), старец, богослов, распространитель ислама в Средней Азии, один из последователей крупного теоретика и шейха учения Ходжа Ахмеда Ясави.

Шейх Занги-Ата умер в 1258 году. В окрестностях Ташкента у могилы святого Занги-Ата со временем вырос огромный мемориальный комплекс. Строительство Мавзолея Занги-Ата и его жены Амбар биби было начато по приказу Амира Тимура (Тамерлана) в девяностых годах 14-го столетия. Этот мавзолей находится в 15 км от города. В усыпальнице, построенной во времена Тамерлана, похоронен святой Шейх Ай-Ходжа (Занги Ота). Само здание было построено в XIII веке, а пристройки к нему и прочие архитектурные элементы возводились уже в XVII и XX веках. Этот ансамбль включает в себя три территории, а именно: большой сад, комплекс построек XIV—XIX вв.- это мечеть, медресе, минарет, а также мавзолей Амбар-биби. Амбар-биби была дочерью правителя Караханидского государства Ибрахима II Богра-хана хан (1130—1132, 1141—1156). Нисба Сулейман Бакыргани получена от названия основанного им поселения Бакырган в Каракалпакстане.

Основание поселения было связано с выполнением поручения Ахмеда Ясави, который для распространения ислама рассылал своих учеников в разные стороны света. Верблюд повёл Сулеймана «в сторону запада от города Хорезма» (Ургенча) и остановился в местности Бинава-Аркасы на заповедном лугу правителя Караханидского государства Ибрахима II Богра-хана. Хан обрадовался появлению ученика знаменитого Ахмеда Ясави, выдал за Сулеймана свою дочь Анбар-Ана (Ганбар, Амбар-Ана, Амбар-Биби, Анвар-Бегим), предоставил ему земли, одарил скотом и сам со многими приближёнными стал его мюридом. После смерти Сулеймана (Хаким Ата) его вдова вышла замуж за 5-го халифа тариката Ясавия Занги-Ату .

 

Святая Амбар-биби считалась покровительницей плодородия и материнства. Её надгробный камень, состоящий из двух призматических камней, положенных ступенями, инструктирован кусками майолики, взятой из купола мавзолея Занги-Ата. Первый надгробный камень принадлежал Амбар-биби, а второй Улуг Подшо, матери Хакима-Ата, последователя Ахмада Яссави. По легенде, указание воздвигнуть мавзолей этому святому пришло Тамерлану во сне. Легенда гласит, что Тамерлан первоначально приказал отстроить мавзолей другому мусульманскому святому Ахмаду Яссавий в Туркестане. Но возводимая стена мавзолея постоянна рассыпалась и стройка не двигалась. И тогда Тамерлану во сне явился Яссавий и сказал, что сначала почести должны быть отданы Занги-Ате. Тогда Тамерлан приказал отстроить мавзолей Занги-Ата, а потом был построен мавзолей Ахмаду Яссавий в Туркестане. Попасть в ансамбль можно через дарвазахану, которая представлена в виде портально-купольных сооружений с башенками-гульдаста по углам. Дарваза небольшая по размерам, помещение внутри загорожено сводом «балхи». Чтобы попасть во второй двор нужно пройти аллею, которая заканчивается в дарвазахане. С южной стороны аллеи находится значительный хауз, а в юго-западной стороне есть мечеть типа намазгох. Портал мавзолея Зенги-Ата смотрит в южный угол двора, его корпус находится на территории кладбища. Двор по периметру окружен худжрами. Во дворе два входа. В 1914-15 гг. перед мечетью построили своеобразный минарет-башня. С юга к архитектурному комплексу прилегает древнее кладбище. Рядом с южным входом пролегает озелененная тропинка, ведущая к мавзолею Амбар-биби.

В 1990-х гг. мемориальному комплексу Зангиата вернулось прежняя функция — место паломничества к гробнице святому Шайху и его супруге Амбар-она. Средневековые памятники архитектуры заново становятся (начало 1990-х годов) функциональным центром поселения Зангиата.

Реконструкция всей территории мемориального комплекса включала перепланировку парковой зоны, оценку физического и морального износа существующих зданий, с последующей реставрацией. Намечалось сооружение вблизи комплекса объектов социально- бытового и торгового назначения, тем самым созданием здесь общественного центра поселения Зангиата. За последнее десятилетия первый этап работ по реконструкции территории мемориального комплекса и восстановлению исторических зданий завершен. Здания ансамбля реставрированы, и фасадные части их обогащены поливным декором (порталы мавзолеев Зангиата и Амбар-она, дворовые фасады медресе). Парковая часть комплекса перестроена. Здесь сооружены объекты питания, торговли, бытового обслуживания, секретариат махали Эски Кала, а также религиозная организация (Управление мусульман Ташкентской области).

Фото из коллекции Языкова.
Автор неизвестен.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.