Мазар Занги-ота История Старые фото

Tashkent Retrospective

Медресе, мечеть и мазар Занги-ата. Ташкентская область (бывш.Сырдарьинская область ). г. Ташкент. 1913 г.

Зенги Ата (Занги Ота) (начало XII века — 1258)имел прозвище Занги-черный (араб), настоящее имя Ай Ходжа (Ойхўжа) ибн Тадж Ходжа ибн Мансур, полное имя Хазрат Ай Ходжа ибн Тадж Ходжа) — исламский святой (авлия), старец, богослов, распространитель ислама в Средней Азии, один из последователей крупного теоретика и шейха учения Ходжа Ахмеда Ясави.

Шейх Занги-Ата умер в 1258 году. В окрестностях Ташкента у могилы святого Занги-Ата со временем вырос огромный мемориальный комплекс. Строительство Мавзолея Занги-Ата и его жены Амбар биби было начато по приказу Амира Тимура (Тамерлана) в девяностых годах 14-го столетия. Этот мавзолей находится в 15 км от города. В усыпальнице, построенной во времена Тамерлана, похоронен святой Шейх Ай-Ходжа (Занги Ота). Само здание было построено в XIII веке, а пристройки к нему и прочие архитектурные элементы возводились уже в XVII и XX веках. Этот ансамбль включает в себя три территории, а именно: большой сад, комплекс построек XIV—XIX вв.- это мечеть, медресе, минарет, а также мавзолей Амбар-биби. Амбар-биби была дочерью правителя Караханидского государства Ибрахима II Богра-хана хан (1130—1132, 1141—1156). Нисба Сулейман Бакыргани получена от названия основанного им поселения Бакырган в Каракалпакстане.

Основание поселения было связано с выполнением поручения Ахмеда Ясави, который для распространения ислама рассылал своих учеников в разные стороны света. Верблюд повёл Сулеймана «в сторону запада от города Хорезма» (Ургенча) и остановился в местности Бинава-Аркасы на заповедном лугу правителя Караханидского государства Ибрахима II Богра-хана. Хан обрадовался появлению ученика знаменитого Ахмеда Ясави, выдал за Сулеймана свою дочь Анбар-Ана (Ганбар, Амбар-Ана, Амбар-Биби, Анвар-Бегим), предоставил ему земли, одарил скотом и сам со многими приближёнными стал его мюридом. После смерти Сулеймана (Хаким Ата) его вдова вышла замуж за 5-го халифа тариката Ясавия Занги-Ату .

 

Святая Амбар-биби считалась покровительницей плодородия и материнства. Её надгробный камень, состоящий из двух призматических камней, положенных ступенями, инструктирован кусками майолики, взятой из купола мавзолея Занги-Ата. Первый надгробный камень принадлежал Амбар-биби, а второй Улуг Подшо, матери Хакима-Ата, последователя Ахмада Яссави. По легенде, указание воздвигнуть мавзолей этому святому пришло Тамерлану во сне. Легенда гласит, что Тамерлан первоначально приказал отстроить мавзолей другому мусульманскому святому Ахмаду Яссавий в Туркестане. Но возводимая стена мавзолея постоянна рассыпалась и стройка не двигалась. И тогда Тамерлану во сне явился Яссавий и сказал, что сначала почести должны быть отданы Занги-Ате. Тогда Тамерлан приказал отстроить мавзолей Занги-Ата, а потом был построен мавзолей Ахмаду Яссавий в Туркестане. Попасть в ансамбль можно через дарвазахану, которая представлена в виде портально-купольных сооружений с башенками-гульдаста по углам. Дарваза небольшая по размерам, помещение внутри загорожено сводом «балхи». Чтобы попасть во второй двор нужно пройти аллею, которая заканчивается в дарвазахане. С южной стороны аллеи находится значительный хауз, а в юго-западной стороне есть мечеть типа намазгох. Портал мавзолея Зенги-Ата смотрит в южный угол двора, его корпус находится на территории кладбища. Двор по периметру окружен худжрами. Во дворе два входа. В 1914-15 гг. перед мечетью построили своеобразный минарет-башня. С юга к архитектурному комплексу прилегает древнее кладбище. Рядом с южным входом пролегает озелененная тропинка, ведущая к мавзолею Амбар-биби.

В 1990-х гг. мемориальному комплексу Зангиата вернулось прежняя функция — место паломничества к гробнице святому Шайху и его супруге Амбар-она. Средневековые памятники архитектуры заново становятся (начало 1990-х годов) функциональным центром поселения Зангиата.

Реконструкция всей территории мемориального комплекса включала перепланировку парковой зоны, оценку физического и морального износа существующих зданий, с последующей реставрацией. Намечалось сооружение вблизи комплекса объектов социально- бытового и торгового назначения, тем самым созданием здесь общественного центра поселения Зангиата. За последнее десятилетия первый этап работ по реконструкции территории мемориального комплекса и восстановлению исторических зданий завершен. Здания ансамбля реставрированы, и фасадные части их обогащены поливным декором (порталы мавзолеев Зангиата и Амбар-она, дворовые фасады медресе). Парковая часть комплекса перестроена. Здесь сооружены объекты питания, торговли, бытового обслуживания, секретариат махали Эски Кала, а также религиозная организация (Управление мусульман Ташкентской области).

Фото из коллекции Языкова.
Автор неизвестен.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.