Память – понятие нравственное История Разное

Память – понятие нравственноеПосле публикации 4 мая 2017 года на нашем сайте материала «Вернуть узбекскому народу имя генерала Сабира Рахимова» среди множества других ко мне позвонил автор памятника первому узбекскому генералу скульптор Анвар Аброрович Рахматуллаев со словами благодарности за то, что я поднял эту животрепещущую тему. А в мае этого года, когда скульптуру отважного генерала вернули на своё место, стареющий скульптор (ему уже 82 года!) сначала позвонил, а затем и приехал ко мне. Счастливый и радостный, он выражал восхищение деяниями нашего нового Президента Шавката Мирамоновича Мирзиёева, которому выражал свою неистощимую признательность за восстановление справедливости и возвращение подлинной исторической памяти узбекскому народу. Я не мог не согласиться с ним, ожидая, что в ближайшее время будет объективно рассмотрены место и роль Хамзы Хаким-заде Ниязи в развитии духовной культуры узбекского народа в бурном и противоречивом XX веке.

А. Рхматуллаев подчеркнул, что лично для него это непростое понятие, а фактор оправдания всей его творческой жизни.

Думаю, что здесь вполне уместно будет напомнить читателям о значимости этого известного скульптора для монументальной культуры Узбекистана. После окончания Республиканского Художественного училища им. П.П. Бенькова, он 5 лет проработал скульптором-модельщиком на Ташкентском фарфоровом заводе, затем, по окончании Ташкентского театрально-художественного института им. Островского, продолжил работу скульптором, мастером цеха монументального искусства, директором Ташкентского керамического комбината народного искусства Союза художников Узбекистана. Хорошо зарекомендовавшего себя как с творческой, так и с административной стороны. Анвара Аброровича назначают Главным художником столицы, заместителем Начальника Главного управления благоустройства Ташгорисполкома, где успешно и плодотворно он служил 15 лет. Но ни на минуту он не забывал о своем главном призвании – созидать скульптурные работы выдающимся деятелям прошлого и настоящего нашей республики.

Назовём лишь некоторые из них:

Это Монумент-памятник Мухаммаду Аль Хорезми в Ташкенте;
Памятники Мирзо Улугбеку в Ташкенте и Нукусе;
Памятники Алишеру Навои – в Термезе, в Навои, в Чирчике;
Эскизный портрет памятника А.Навои – в ТашГУ;
Воинский мемориал и комплекс скульптурных композиций по ул. Усмана Насыра (бывшая Шота Руставели) и Волгоградской.
Бюст Амиру Тимуру – в школе Мирзо-Улугбекского района столицы;
Монументально-скульптурная композиция «Алпомыш» в Термезе;
Памятник Генералу Сабиру Рахимову в Ташкенте;
Памятник – «Ожидание», посвященный матерям, в Чиназском районе Ташкентской области;
Декоративно-скульптурная композиция «Мать-Родина» с гербом Республики Узбекистана – в г.Янги-базар Ташкентской области;
Памятники-бюсты Каримову Мумину и Курбанову Абдулло –в Янги-Юле Ташкентской области;
Памятник поэту Ажиниязу (A´JINIYAZ QOSIBAV ULI), в Нукусе;
Бюст-портрет Махмуда Хужа Бехбуди на выставке скульптуры в Ташкенте;
Памятник Бердаху в Ташкенте;
Монументальная скульптурно-декоративная композиция – птица «Хумо» — в городе Чирчик Ташкентской области;
Памятник «Озодлик» с птицей «Хумо» — для г.Коканда;
Памятники — бюсты Ходжаеву Фахмутдину, Мухитдину Кары-Якубову, академикам Абиду Садыкову и Шакиру Алимову – в г.Ташкенте.

Это далеко не все установленные памятники и бюсты, но помимо них было создано свыше 20 эскизных конкурсных проектов. Значительное наследие, не правда ли? Не случайно, Рахматуллаев А. был удостоен множества наград, в том числе «Мехнат шухрати ордени», ему присвоены звания Лауреата Государственной премии Узбекистана им. Хамзы и «Народного художника Узбекистана».

В нашем разговоре вдруг выяснилось одно довольно-таки неприятное обстоятельство – оказывается, установленный в 1983 году в период проведения 1200-летнего юбилея, выдающегося среднеазиатского учёного математика, астронома, географа и историка Абу Абдуллы Мухаммед ибн Муссы Хорезми, на открытии которого присутствовало руководство Узбекистана и Генеральный директор «Юнеско» г-н А.Мбоу, через 15 лет был разрушен.

Память – понятие нравственное

Гипсовую модель памятника нужно было перевести в гранит, но из-за отсутствия финансирования этот перевод с годами откладывался. Неоднократные обращения авторов и Союза художников к бывшим руководителям республики Усманходжаеву, Нишанову, Каримову не дали реальных результатов, хотя авторы выполнили новый, более дешёвый, вариант памятника всемирно известному учёному. Данный проект в последний раз был одобрен в 1998 г. и включён в план финансирования на 1999 год, хотя, увы, так и не реализован. При этом мы вынуждены напомнить, что в последние годы находились средства для установления нескольких памятников гораздо менее значимым фигурам отечественной истории. Кто-то может возразить: такое суждение слишком субъективно и нет официально признанных мерил важности того или иного субъекта.

Память – понятие нравственное

Такая мысль кажется оправданной и убедительной, но можно ли распространить её на такую великую Личность, каким был и остаётся Аль-Хорезми? Судите сами. В начале 9 века аль-Хорезми работал над созданием инструментов для измерения объёма и длины окружности Земли. Его измерения длины градуса дуги земного меридиана оставались непревзойдёнными по точности на протяжении 700 лет. В 830 году учёный создал первый известный арабский трактат по алгебре, в котором представил его как самостоятельную науку об общих методах решения линейный и кваждратных уравнений, дав им соответствующую классификацию. Труды аль-Хорезми переводились на латинский, а затем на новые европейские языки, на их основе создавались учебники по математике. Они сыграли исключительную роль в становлении науки эпохи Возрождения оказали плодотворное влияние на развитие научной мысли в странах Востока и Запада. Не случайно, известный историк науки Дж.Сартон назвал его «величайшим математиком своего времени и, если принять во внимание все обстоятельства, одним из величайших всех времён».

Аль-Хорезми известен прежде всего «Книгой о восполнении и противопоставлении» («Адь-китаб аль мухтасар фи хисаб аль-джабр ва-ль- мукабала»). От слова аль-джабр произошло слово алгебра. Термин алгоритм также появился из начальных слов «Dixit Algorizmi» (сказал адь-Хорезми).

Учёный был автором 20 научных трудов, 9 из которых оформились в полноценные фолианты: «Книга об индийском счёте»,» Краткая книга об исчислении алгебры и алмукабалы», «Астрономические таблицы», «Книга о построении астролябии», «Книга картины Земли», «Книга о действиях с помощью астролябии», «Книга о солнечных лучах», »Книга истории», «Трактат об определении эры евреев и их праздниках»

О вкладе просветителя в развитие астрономии, географии и истории нужно писать отдельно. В данном случае мы хотели подчеркнуть, что наш земляк стал одной из самых крупных фигур мировой цивилизации и лишать Узбекистан возможности наглядно демонстрировать свою причастность к этому гению непозволительно – даже при наличии понятных финансовых проблем. Мы убеждены, что замечательный памятник аль-Хорезми вновь будет установлен в столице независимого Узбекистана.

А. ХОДЖАЕВ, кандидат философских наук
Источник.

2 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.