Балетмейстер Александр Романович Томский (1905 — 1970) Tашкентцы Искусство История Старые фото

Прислала В. Лаврова

В 1938 году поставил в Ташкенте балет Глазунова «Раймонда».
В 1939 году поставил первый узбекский балет «Шахида» в театре оперы и балета им. А. Навои.
Томский Александр Романович (3(16).1.1905, Москва, – 27.9.1970, Милан, похоронен в Москве), советский артист и балетмейстер. Засл. арт. Узб. ССР (1947 г.).

Фотооткрытка: Томский Кутасова 1938 Бахчисарайский фонтан Асафьева

Чл. КПСС с 1940. В 1923 окончил вечерние курсы Моск. хореографич. уч-ща (педагог A.M. Meccepep). С 1922 в труппе Свободной оперы (б. Зимина), в 1927–29 – Моск. т-ра оперетты. Затем работал в т-рах Свердловска (1929–32), Перми (1932–37).
В 1941–48 – в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко, в 1948–51 – в Большом т-ре. Среди партий: Гирей; Пётр I («Медный всадник»), Капитан советского корабля («Красный мак»).

А.Р. Томский был балетмейстером русского Театра оперы и балета им. Свердлова в Ташкенте (1937–41), ставил здесь балеты классического наследия.

В 1939 в театре им. Навои пост. (совм. с У.А. Камиловым и М. Тургунбаевой) нац. балет «Шахида» Таля.

Художественный руководитель балета ВГКО (1953–57), Большого т-ра (1957–59), Ленингр. Малого т-ра и Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко (1959–64).
В 1964–70 зав. балетной труппой Большого т-ра. Ставил спектакли в т-рах разных городов СССР и за рубежом: «Красный мак», «Тщетная предосторожность»; «Испанское каприччио» на муз. Римского-Корсакова (все – 1933, Пермь), «Лебединое озеро» (1936, Куйбышев;
1955, Прага, Брно; 1962, Сантьяго), «Бахчисарайский фонтан» (1936, Куйбышев; 1955, Прага),
«Раймонда» (1938, Ташкент),
«Каменный цветок» (1958, Братислава; 1961, Варшава) и др.

Испанский танец. К. Я. Голейзовский и Т. Д. Кутасова. 1923-1926.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

https://balet.academic.ru/2339/…D0…A2…D0…BE…D0…BC…D1…81…D0…BA…D0…B8…D0…B9_…D0…90._…D0…A0

http://nd.m-necropol.ru/tomskiy-ar.html

Российский государственный архив литературы и искусства.
Путеводитель. Выпуск 7. Фонды, поступившие в РГАЛИ в 1984-1992 гг.. 1998.

Кутасова Т.Д. и Томский А.Р.

Историческая справка
Кутасова Татьяна Дмитриевна (1906 — 1982) — артистка балета Пермского театра оперы и балета, Русского театра оперы и балета им. Я.М. Свердлова в г. Ташкенте и др., педагог; заслуженная артистка Узбекской ССР; её муж — Томский Александр Романович (1905 — 1970) — артист балета, балетмейстер Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Русского театра оперы и балета им. Я.М. Свердлова в г. Ташкенте и др., заведующий балетной труппой ГАБТ; заслуженный артист Узбекской ССР.

1937. Фотооткрытка. Прима балерина Т. Кутасова в роли Марии. Бахчисарайский фонтан. изд. г. Куйбышев.

Аннотация
Материалы творческой деятельности Т.Д. Кутасовой и А.Р. Томского. Фото Т.Д. Кутасовой в ролях из спектаклей: «Бахчисарайский фонтан», «Конек-Горбунок», «Раймонда» и др., сыгранных в театрах Москвы, Свердловска, Ташкента, индивидуальные и в группах с К. Я. Голейзовским и др., 20 (1923 — 1938); роли, сыгранные А.Р. Томским в Московском театре оперетты (1920-е); фото А.Р. Томского в ролях из спектаклей.

Рукописи Т.Д. Кутасовой. Рецензии на книги о танце, на либретто балета-буффонады «Русская ярмарка» О.В. Рудаковой и др. (1953 — 1961); «А.Р. Томский» — биография — маш. [1970-е]; воспоминания [1970-е]; автобиография (1958) и др.

Кутасова Татьяна Дмитриевна (1906-1982) — артистка балета. Засл. арт. Узб ССР (1939);
Её муж Томский Александр Романович (1905-1970) — артист балета, балетмейстер. Засл. артист Узб ССР.
В спектаклях А. Томский исполнял главные партии в дуэте со своей женой примой-балериной самарского балета Т. Кутасовой.

КУТАСОВА Татьяна Дмитриевна (29.5(11.6).1906, Москва — 1.9.1982, там же), артистка, педагог. Засл. арт. Узб. ССР (1939). Училась в частных студиях у А.М. Нелидовой, М. М. Мордкина, М.Н. Горшенковой. В 1920-29 работала в Моск. детском театре под рук. Н.И. Сац. В 1929-41 танцевала в театрах оперы и балета Свердловска, Саратова, Перми, Куйбышева, Ташкента. В 1941-47 в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Партии: Одетта-Одиллия, Лиза, Тао Хоа, Мария, Раймонда, Лауренсия. В 1950-59 педагог Театр. училища им. Б.В. Щукина.
Соч.: «Самодеятельный танцевальный коллектив», М., 1954.

РГАЛИ
Аннотация
Оп. 1. 1900-е-1970-е гг. Материалы творческой деятельности Т.Д. Кутасовой и А.Р. Томского. Фото Т.Д. Кутасовой в ролях из спектаклей; «Бахчисарайский фонтан», «Конек-Горбунок», «Раймонда» и др., сыгранных в театрах Москвы, Свердловска, Ташкента, индивидуальные и в группах с К.Я. Голейзовским и др., 20 (1923 — 1938); роли, сыгранные А.Р. Томским в Московском театре оперетты 1925-е); фото А.Р. Томского в ролях из спектаклей: «Бахчисарайский фонтан», «Красный мак», «Медный всадник» и др., сыгранных в Большом театре, Русском театре оперы и балета в Ташкенте, Чехословацком национальном театре в Праге и др., индивидуальные и в группах с Т.Д. Кутасовой, Г.С. Улановой и др., 23 (1923 — 1950-е); фото эскизов декораций к спектаклям: «Бахчисарайский фонтан», «Конек-Горбунок», «Лауренсия», «Тщетная предосторожность», «Царская невеста», пост. А.Р. Томским в театрах Праги, Ташкента и др., 5 (1930-е — 1950-е). Рукописи Т.Д. Кутасовой. Рецензии на книги о танце, на либретто балета-буффонады «Русская ярмарка» О.В. Рудаковой и др. (1953 — 1961); «А.Р. Томский» — биография — маш. (1970-е); воспоминания (1970-е); автобиография (1958) и др. Всего 10 рук. Рукописи А.Р. Томского. Статьи: «Балет Большого театра СССР», «О балете Чехословакии» (1954, [1950-е]); «Чудесная вышивальщица» — сценарий и хронометраж балета (1963); «На тему Хиросимы» — заявка на либретто неосуществленного балета [1960-е]; автобиография (1941) и др. Всего 10 рук. Письма Т.Д. Кутасовой: Н.И. Сац (1963), Ю.И. Слонимскому — маш. коп. (1972). Письма к Т.Д. Кутасовой: К.Я. Голейзовского 4 (1923 — 1950), В.А. Гринер 24 (1969 — 1975), Д.М. Кутасова — отца 4 (1931 — 1940), Н.И. Сац (1963), Ю.И.Слонимского 26 (1970 — 1973), А.Р. Томского 26 (1949 — 1966), А.Н. Цфасмана (1923), К.Н. Яковлева (1923) и др. Всего 15 корр. Письма А.Р.Томскому: В. Борковского 6 (1962 — 1969), К.Я. Голейзовского 2 (1958, [1950-е]), Б. Грей 4 (1958-1970), Ю.Н. Григоровича (1969), М.Э. Лиепы [1960-е], Ф.В. Лопухова 5 (1963 — 1969), В.Мальцева и О.Скаловой 11 (1955 — 1970), И. Немечка (1963), Г. Розена (1967), Ю.И. Слонимского 47 (1952 — 1970), В.Д. Тихомирова 2 (1950) и др. Всего 46 корр. Афиши и программы спектаклей, вечеров и концертов с участием Т.Д. Кутасовой и А.Р. Томского и пост. А.Р. Томским (1922 — 1967); материалы к биографии Т.Д. Кутасовой и А.Р. Томского (1927 — 1970). Статьи и заметки с упом. о Т.Д. Кутасовой и А.Р. Томском — печ. выр. (1934 — 1970). Материалы к биографии Д.М.Кутасова ((1910-е) — 1942). Рукописи. В.А. Гринер «Эмиль Жак-Далькроз» — воспоминания — маш. [1966], Л.Ф. Мясин «Танцы индейской Америки» — статья — маш. (1960-е).

http://www.rgali.ru/object/11021364?lc=ru#!page:1/o:11021364/p:1

1 комментарий

  • Хорошо, что появился этот материал. В.Лаврова напомнила о ярких творческий личностях балетной сцены : Томском и Кутасовой. О первых шагах и довоенном периоде в истории Театра оперы и балета в Ташкенте, о спектаклях и деятелях этого театра именно в Ташкенте информации в интернете очень мало. Музыкальный и артистический мир Ташкента представлял тогда одно целое со всем культурным сообществом Российской Империи, а потом СССР. Ведь время стационирования ещё не наступило. Артисты подписывали контракты и отправлялись в другой город на сезон-два. Имена Павла Йоркина, Валентины Вильтзак, Кононовича Владимира, Михаила Моисеева и Клавдии Сальниковой , Александра Томского и Татьяны Кутасовой известны во всех крупных городах театральной провинции, где только существовали Оперные Театры. Это Харьков, Екатеринбург, Самара, Саратов, Киев, Одесса, Пермь, Тифлис и Баку, а потом и Новосибирск. Но чтобы прочесть о них побольше или фотографию найти, приходится заглядывать куда угодно, только не в Ташкент… В некотором случае ташкентские сезоны вовсе выпадают из биографических справок. Евгения Обухова вообще редкость. Она всю жизнь протанцевала на сцене Мариинки. Считалась хорошей танцовщицей в труппе Императорского Театра. У неё было, чему поучиться. Вера Губская ставила много. Но сведения о них только отрывочные.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.